Ростовская область Ремонтненский район село Большое Ремонтное
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Большеремонтненская средняя школа.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Большеремонтненская СШ
Приказ от _____________ № __________
___________________ Торбенко Г. А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету изобразительное искусство Уровень общего образования (класс): начальное общее, 2 Количество часов: 29 Учитель: Балабина Людмила Николаевна Программа разработана на основе Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство» Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская («Начальная школа XXI века»). Программа: Изобразительное искусство. Программа. 1-4 классы./ Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А., Протопопов Ю. Н. – М.: Вентана-Граф, 2014. Учебник: Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана Граф, 2014 |
РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования, интегрированной программой «Изобразительное искусство. 1–4 классы» (авторы Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская).
Срок реализации программы 2019- 2020 учебный год.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе являются: реализация фактора развития, формирования у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета:
– воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества обучающихся; формировать способность проявлять себя в искусстве;
– развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, желание привносить в окружающий мир красоту; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
– формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
– развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
В программе представлены три направления художественного развития обучающихся.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы обучающихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности, желания творить. Формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстраивать композицию. Важное условие развития художественного образного мышления – вовлечение обучающихся в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у обучающихся сознательного подхода к восприятию эстетики в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
Методическая основа преподавания предмета:
– опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;
– подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;
– проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и мир отношений человека и природы;
– активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритета самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и обучающихся. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик обучающихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов (художественно-образное, художественно-действенное и логическое мышление).
Таким образом, предполагается решение важнейшей стратегической национальной задачи – преобразование образовательного стандарта в инструмент опережающего развития образования.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
1. Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов обучающихся, детских переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.
2. Действие, радость, увлечение школьника работой. Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.
3. Живое общение с искусством. Необходимо активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии, которым являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами – их руками, глазами, словами.
4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. Дальнее и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании обучающихся с разных сторон проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, произведения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликом, жизненными устремлениями, ближний и дальний космос, солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены как разнообразное и взаимосвязанное приложение к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.
5. Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания. Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в педагогике искусства.
6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают бо́льшим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает обучающемуся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переводить художественный образ одного вида искусства на язык другого. Именно поэтому педагогу следует сознательно планировать в работе с детьми взаимодействие разных видов художественной деятельности.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрозненны, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Обучающиеся могут сказать и назвать, но не всегда – почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело – двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.
8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существуют три стороны:
1) исполнительская, техническая, механическая сторона искусства, основанная на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;
2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;
3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».
9. Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, воспринимающий любого рода информацию, зритель, наблюдатель, деятель.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года во 2 классе составляет 34 недели. На изучение предмета изобразительное искусство во 2 классе отводится 1 час в неделю. Распределение времени представлено в таблице.
Класс | Федеральный базисный учебный план для ОУ | Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2019-2020 учебный год | Потеря учебного времени | Причины потери учебного времени |
2 | 1 час в неделю – 34 часа в год | 29 часов (понедельник) | 5 часов | Праздничные дни – 24.02.2020 г. 09.03.2020 г. 11.05.2020 г. 2 ч - по годовому календарному учебному графику МБОУ Большеремонтненской СШ |
РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания
Принципиальным отличием федерального государственного образовательного стандарта является усиление его ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика.
Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности для овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это означает, что результаты общего образования должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений. Универсальные учебные действия, приобретенные учеником в результате обучения, должны обеспечить его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Что касается требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ, то они структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Личностными результатами обучения являются:
– целостное, гармоничное развитие;
– интерес к окружающей природе, наблюдениям за природными явлениями;
– умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, окружающей действительности;
– способность выражать чувства, вызванные состоянием природы;
– способность различать звуки окружающего мира;
– представление о том, что у каждого живого существа есть свое жизненное пространство;
– самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
– умение доводить работу до конца;
– способность предвидеть результат своей деятельности;
– способность работать в коллективе;
– способность работать индивидуально и в малых группах;
– готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение;
– адекватная оценка результатов своей деятельности.
Предметными результатами обучения являются:
– умения формулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и объяснять это на доступном возрасту уровне;
– умения анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
– умения сравнивать произведения искусства на одну тему;
– способность обосновывать свое суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
– умения высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
– умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
– овладение представлениями о связи архитектуры с природой; знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
– активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
– понимание влияния природного окружения на художественное творчество и природы как основы жизни человека;
– понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
– умение объяснять сходства и различия в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища);
– умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства (словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном);
– умение развивать предложенную сюжетную линию;
– овладение навыком использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
– умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
– умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
– умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
– умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Метапредметными результатами обучения являются:
– постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
– принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
– самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
– самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
– умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
– умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
– умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
– умение проводить самостоятельные исследования;
– умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
– умение находить нужную информацию в Интернете;
– участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
– умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
– понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
– умения сопоставлять события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделять сходства и различия между ними;
– обогащение словарного запаса; развитие умений описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Система оценки
Система оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Характеристика цифровой оценки (отметки)
• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, работа аккуратная);
• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, на рабочем месте нет должного порядка;
• “3” ставится, если работа выполнена небрежно, ученик не уложился в отведенное время.
РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета, курса
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.
Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, полученных в результате наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, музыки в интерьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.
Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.
Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.
Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.
Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.
Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.
Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажей.
Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).
Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.
Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.
Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.
Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.
Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искус-стве.
Развитие фантазии и воображения .
Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различия в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии; линия, пятно, ритм в живописи).
Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение – условие развития фантазии и воображения.
Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
Выполнение композиций на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии.
Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.
Тематические композиции – передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.
Самостоятельное выполнение икебаны с применением природных материалов.
Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.
Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.
Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах.
Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.
Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусства. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, художественном слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства.
Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места хранения произведений искусства.
Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, выразительных средствах и содержании картины.
Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.
Писатель – художник – книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.
Выразительность народной глиняной и деревянной игрушек разных регионов России.
Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем.
РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
по плану | фактически |
1. | Что значит быть художником? | 1 | 02.09. | |
2. | Фактура предметов. | 1 | 09.09. | |
3. | Рисуем осень | 1 | 16.09. | |
4. | Рисуем натюрморт | 1 | 23.09. | |
5. | Интерьер. Проект «Сказочный интерьер» | 1 | 30.09. | |
6. | Открытое пространство. | 1 | 07.10. | |
7. | Открытое пространство и архитектура. | 1 | 14.10. | |
8. | Проект детской площадки. | 1 | 21.10. | |
9. | Иллюстрируем сказку. | 1 | 11.11. | |
10. | Театр в классе. Тростевые куклы. | 1 | 18.11. | |
11. | Какие бывают игрушки. | 1 | 25.11. | |
12. | О чем и как рассказывает искусство. | 1 | 02.12. | |
13. | О чем говорят на картине цвета. | 1 | 09.12. | |
14. | Рисуем зиму. | 1 | 16.12. | |
15. | Учимся изображать с натуры. Портрет. | 1 | 23.12. | |
16. | Такие разные маски. | 1 | 13.01. | |
17. | Графическое изображение. | 1 | 20.01. | |
18. | Контраст. Пятно. Тон. Штрих. | 1 | 27.01. | |
19. | Набросок. | 1 | 03.02. | |
20. | Придаем бумаге объем. | 1 | 10.02. | |
21. | Пейзаж. Рисуем весну. | 1 | 17.02. | |
22. | Животные в произведениях художников. Лепим животных. | 1 | 02.03. | |
23. | Сказочная птица | 1 | 16.03. | |
24. | Изображаем насекомых в графике. | 1 | 06.04. | |
25. | Удивительный мир растений. | 1 | 13.04. | |
26. | Природные формы в архитектуре. | 1 | 20.04. | |
27. | Собираем коллекцию камней. | 1 | 27.04. | |
28. | Симметрия в природе и искусстве. | 1 | 04.05. | |
29. | Орнамент. | 1 | 18.05. | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета
МБОУ Большеремонтненская СШ __________ Шапошникова И.И.
от __________ 2019 года № _______ ______________ 2019 г. ___________ Скиданова Л. В.