СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа изобразительное искусство 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Начальная школа 21 века".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа изобразительное искусство 2 класс»

Ростовская область Ремонтненский район село Большое Ремонтное


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большеремонтненская средняя школа.



«Утверждаю»

Директор МБОУ Большеремонтненская СШ

Приказ от _____________ № __________

___________________ Торбенко Г. А.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По учебному предмету изобразительное искусство


Уровень общего образования (класс): начальное общее, 2


Количество часов: 29


Учитель: Балабина Людмила Николаевна


Программа разработана на основе


Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство» Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская («Начальная школа XXI века»).

Программа: Изобразительное искусство. Программа. 1-4 классы./ Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А., Протопопов Ю. Н. – М.: Вентана-Граф, 2014.


Учебник: Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана Граф, 2014



РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования, интегрированной программой «Изобразительное искусство. 1–4 классы» (авторы Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская).

Срок реализации программы 2019- 2020 учебный год.

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе являются: реализация фактора развития, формирования у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета:

воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества обучающихся; формировать способность проявлять себя в искусстве;

развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, желание привносить в окружающий мир красоту; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

В программе представлены три направления художественного развития обучающихся.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы обучающихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности, желания творить. Формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстраивать композицию. Важное условие развития художественного образного мышления – вовлечение обучающихся в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у обучающихся сознательного подхода к восприятию эстетики в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

Методическая основа преподавания предмета:

– опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;

– подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;

– проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и мир отношений человека и природы;

– активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.

Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритета самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.

Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и обучающихся. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик обучающихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов (художественно-образное, художественно-действенное и логическое мышление).

Таким образом, предполагается решение важнейшей стратегической национальной задачи – преобразование образовательного стандарта в инструмент опережающего развития образования.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

1. Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов обучающихся, детских переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.

2. Действие, радость, увлечение школьника работой. Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.

3. Живое общение с искусством. Необходимо активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии, которым являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами – их руками, глазами, словами.

4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. Дальнее и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании обучающихся с разных сторон проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, произведения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликом, жизненными устремлениями, ближний и дальний космос, солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены как разнообразное и взаимосвязанное приложение к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.

5. Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания. Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в педагогике искусства.

6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают бо́льшим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает обучающемуся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переводить художественный образ одного вида искусства на язык другого. Именно поэтому педагогу следует сознательно планировать в работе с детьми взаимодействие разных видов художественной деятельности.

7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрозненны, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Обучающиеся могут сказать и назвать, но не всегда – почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело – двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.

8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существуют три стороны:

1) исполнительская, техническая, механическая сторона искусства, основанная на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;

2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;

3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».

9. Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, воспринимающий любого рода информацию, зритель, наблюдатель, деятель.


Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года во 2 классе составляет 34 недели. На изучение предмета изобразительное искусство во 2 классе отводится 1 час в неделю. Распределение времени представлено в таблице.




Класс


Федеральный базисный учебный план для ОУ

Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий

на 2019-2020

учебный год


Потеря учебного времени


Причины потери учебного времени

2

1 час в неделю – 34 часа в год

29 часов (понедельник)

5 часов

Праздничные дни –

24.02.2020 г.

09.03.2020 г.

11.05.2020 г.

2 ч - по годовому календарному учебному графику МБОУ Большеремонтненской СШ



РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания


Принципиальным отличием федерального государственного образовательного стандарта является усиление его ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности для овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это означает, что результаты общего образования должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений. Универсальные учебные действия, приобретенные учеником в результате обучения, должны обеспечить его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Что касается требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ, то они структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Личностными результатами обучения являются:

– целостное, гармоничное развитие;

– интерес к окружающей природе, наблюдениям за природными явлениями;

– умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, окружающей действительности;

– способность выражать чувства, вызванные состоянием природы;

– способность различать звуки окружающего мира;

– представление о том, что у каждого живого существа есть свое жизненное пространство;

– самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

– умение доводить работу до конца;

– способность предвидеть результат своей деятельности;

– способность работать в коллективе;

– способность работать индивидуально и в малых группах;

– готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение;

– адекватная оценка результатов своей деятельности.

Предметными результатами обучения являются:

– умения формулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и объяснять это на доступном возрасту уровне;

– умения анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

– умения сравнивать произведения искусства на одну тему;

– способность обосновывать свое суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

– умения высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

– умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

– овладение представлениями о связи архитектуры с природой; знание архитектурных памятников своего региона, их истории;

– активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

– понимание влияния природного окружения на художественное творчество и природы как основы жизни человека;

– понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

– умение объяснять сходства и различия в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища);

– умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства (словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном);

– умение развивать предложенную сюжетную линию;

– овладение навыком использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

– умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

– умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

– умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

– умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Метапредметными результатами обучения являются:

– постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;

– принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

– самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

– самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

– умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

– умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

– умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

– умение проводить самостоятельные исследования;

– умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

– умение находить нужную информацию в Интернете;

– участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;

– умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;

– понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;

– умения сопоставлять события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделять сходства и различия между ними;

– обогащение словарного запаса; развитие умений описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.


Система оценки

Система оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование

Характеристика цифровой оценки (отметки)

• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, работа аккуратная);

• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, на рабочем месте нет должного порядка;

• “3” ставится, если работа выполнена небрежно, ученик не уложился в отведенное время.


РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета, курса


Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.

Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, полученных в результате наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, музыки в интерьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.

Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.

Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.

Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.

Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.

Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.

Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.

Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.

Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажей.

Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).

Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.

Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.

Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.

Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.

Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.

Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искус-стве.

Развитие фантазии и воображения .

Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различия в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии; линия, пятно, ритм в живописи).

Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение – условие развития фантазии и воображения.

Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.

Выполнение композиций на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии.

Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.

Тематические композиции – передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.

Самостоятельное выполнение икебаны с применением природных материалов.

Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.

Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.

Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах.

Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.

Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусства. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, художественном слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства.

Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места хранения произведений искусства.

Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, выразительных средствах и содержании картины.

Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.

Писатель – художник – книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.

Выразительность народной глиняной и деревянной игрушек разных регионов России.

Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем.


РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

1.

Что значит быть художником?

1

02.09.


2.

Фактура предметов.

1

09.09.


3.

Рисуем осень

1

16.09.


4.

Рисуем натюрморт

1

23.09.


5.

Интерьер. Проект «Сказочный интерьер»

1

30.09.


6.

Открытое пространство.

1

07.10.


7.

Открытое пространство и архитектура.

1

14.10.


8.

Проект детской площадки.

1

21.10.


9.

Иллюстрируем сказку.

1

11.11.


10.

Театр в классе. Тростевые куклы.

1

18.11.


11.

Какие бывают игрушки.

1

25.11.


12.

О чем и как рассказывает искусство.

1

02.12.


13.

О чем говорят на картине цвета.

1

09.12.


14.

Рисуем зиму.

1

16.12.


15.

Учимся изображать с натуры. Портрет.

1

23.12.


16.

Такие разные маски.

1

13.01.


17.

Графическое изображение.

1

20.01.


18.

Контраст. Пятно. Тон. Штрих.

1

27.01.


19.

Набросок.

1

03.02.


20.

Придаем бумаге объем.

1

10.02.


21.

Пейзаж. Рисуем весну.

1

17.02.


22.

Животные в произведениях художников. Лепим животных.

1

02.03.


23.

Сказочная птица

1

16.03.


24.

Изображаем насекомых в графике.

1

06.04.


25.

Удивительный мир растений.

1

13.04.


26.

Природные формы в архитектуре.

1

20.04.


27.

Собираем коллекцию камней.

1

27.04.


28.

Симметрия в природе и искусстве.

1

04.05.


29.

Орнамент.

1

18.05.





СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета

МБОУ Большеремонтненская СШ __________ Шапошникова И.И.

от __________ 2019 года № _______ ______________ 2019 г. ___________ Скиданова Л. В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!