СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 1.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочные задания (с 1 по 9) для подготовки к ОГЭ по русскому языку с ответами и пояснениями.

Просмотр содержимого документа
«Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 1.»

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ 2023 по русскому языку.

Изложение. Тесты. Сочинение.

Вариант 1.

1. Изложение. Текст, начинающийся словами «Сущность понятия «власть».

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Расшифровка записи

Сущность по­ня­тия «власть» за­клю­ча­ет­ся в воз­мож­но­сти одного че­ло­ве­ка заставить дру­го­го делать то, что тот по своей воле не сде­лал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, из­ги­ба­ясь под препятствиями, ста­ра­ет­ся из-под них выйти и опять тя­нуть­ся вверх. Так и человек. Рано или позд­но он за­хо­чет выйти из повиновения. Люди по­кор­ные обычно страдают, но если раз им уда­лось сбросить свою «ношу», то они не­ред­ко и сами пре­вра­ща­ют­ся в тиранов.

Если ко­ман­до­вать везде и всеми, то че­ло­ве­ка ждёт оди­но­че­ство как финал жизни. Такой че­ло­век всегда будет одинок. Ведь на рав­ных общаться он не умеет. Внут­ри у него глухая, ино­гда неосознаваемая тревога. И он чув­ству­ет себя спо­кой­но только тогда, когда люди бес­пре­ко­слов­но выполняют его распоряжения. Ко­ман­ди­ры и сами не­счаст­ные люди, и пло­дят несчастье, даже если до­би­ва­ют­ся неплохих результатов.

Командовать и управ­лять людьми — это раз­ные вещи. Тот, кто управляет, умеет от­вет­ствен­ность за по­ступ­ки брать на себя. Такой под­ход сохраняет пси­хи­че­ское здоровье и са­мо­го человека, и окружающих. (по Ми­ха­и­лу Литваку)

Пояснение. 

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

1.  Определите тему текста.

2.  Сформулируйте основную мысль.

3.  Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4.  Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5.  Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

 

МИКРОТЕМЫ

1

Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого делать то, тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко превращаются в тиранов.

2

Люди, которые любят командовать везде и всеми, всегда одиноки, ведь они не умеют общаться на равных, поэтому они и сами несчастны и плодят несчастье.

3

Командовать и управлять  — это разные понятия: управлять людьми  — значит, брать ответственность за поступки на себя.



Тесты.

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) Под самым обрывом таится источник. (2) Дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья. (3) Большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким бархатным мохом. (4) Проходит час, другой проходит... (5) Вот уже и стало жарко.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  Источник таится (предложение 1)

2)  Куст раскинул сучья (предложение 2)

3)  Колыхаясь (предложение 3)

4)  Час, другой проходит (предложение 4)

5)  Стало жарко (предложение 5)

Пояснение. 

Выделим основы:

1)  Источник таится (предложение 1);

2)  Куст раскинул (предложение 2);

3)  Пузыри поднимаются (предложение 3);

4)  Проходит час, другой проходит (предложение 4);

5)  Стало жарко (предложение 5).

Ответ: 15|51


3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сквозь (1) набиравшую всё большую силу (2) пургу я (3) напрягая зрение (4) старался разглядеть вдали маленький домик (5) который был засыпан снегом по самые окна так (6) что отыскать его среди (7) окружавших меня со всех сторон (8) сугробов представлялось задачей не просто трудной (9) но невозможной.

Пояснение. 

[Сквозь (1) набиравшую всё большую силу (2) пургу я, (3) дееприч. оборотнапрягая зрение, (4) старался разглядеть вдали маленький домик], (5) (который был засыпан снегом по самые окна так), (6) (что отыскать его среди (7) окружавших меня со всех сторон (8) сугробов представлялось задачей не просто трудной, (9) но невозможной).

1)  и 2) запятые не нужны, т. к. причастный оборот «набиравшую всё большую силу» стоит перед определяемым словом «пургу»

3)  и 4) запятые выделяют деепричастный оборот

5)  запятая на границе частей в сложноподчинённом предложении

6)  запятая на границе частей в сложноподчинённом предложении

7)  и 8) запятые не нужны, т. к. причастный оборот «окружавших меня со всех сторон» стоит перед определяемым словом «сугробов»

9)  запятая между однородными 

Ответ: 34569


4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «слёз матери», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Пояснение. 

Согласование  — вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Ответ: материнскихслёз|слёзматеринских


5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) КОЖАНАЯ (куртка)  — в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса -АН-, пишется Н.

2)  ЛИМОННЫЙ (торт)  — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН.

3)  ЧЕЛОВЕЧЕК  — в форме родительного падежа гласный в суффиксе выпадает («человечка»), поэтому следует писать суффикс -ЕК.

4)  ПРЕСТУПИТЬ (закон)  — правописание приставки определяется её значением – очень.

5)  ОБГОРЕТЬ (под солнцем)  — написание чередующейся гласной О в корне обусловлено тем, что гласный звук здесь является безударным (не находится под ударением).

Пояснение. 

1) КОЖАНАЯ (куртка)  — в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса -АН-, пишется Н.

 2)  ЛИМОННЫЙ (торт)  — две буквы Н пишется на стыке морфем: лимон+н.

3)  ЧЕЛОВЕЧЕК  — в форме родительного падежа гласный в суффиксе выпадает («человечка»), поэтому следует писать суффикс -ЕК.

 4)  ПРЕСТУПИТЬ (закон)  — правописание приставки определяется возможностью заменить её приставкой пере-.

 5)  ОБГОРЕТЬ (под солнцем)  — написание чередующейся гласной О в корне обусловлено тем, что гласный звук здесь является безударным (не находится под ударением). 

Ответ: 135|351|531|153|315|513


6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Дети радовались, потому что впервые в блокадном Ленинграде на первое подавали украинский борщ.

2)  Праздничный обед состоял из трёх блюд: первое, второе и третье.

3)  Миша Кашкин заранее знал, что суп будет из сурепки.

4)  Блокада продолжалась девятьсот дней.

5)  Блокадные дети хорошо знали, что такое праздничный обед.

(1)Шла Великая Отечественная война. (2)Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…

(3)О том, что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием, ребята детского дома знали. (4)Директор дома, Мария Дмитриевна, так и сказала:

– (5)Сегодня, ребята, полный у нас обед: первое будет, второе и третье.

(6)Что же будет ребятам на первое?

– (7)Бульон куриный?

– (8)Борщ украинский?

– (9)Щи зелёные?

– (10)Суп гороховый?

– (11)Суп молочный?

(12)Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде. (13)Приготовляли их из дикорастущих трав, которые нередко бывали горькими, вяжущими. (14)Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды. (15)Назывались такие супы из трав по-особенному – супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам – такой же суп.

(17)Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.

– (18)Из сурепки он будет, из сурепки, – шептал ребятам.

(19)Из сурепки? (20)Так это ж отличный суп. (21)Рады ребята такому супу, ждут не дождутся, когда позовут на обед.

(22)Вслед за первым получат сегодня ребята второе. (23)Что же им на второе будет?

– (24)Макароны по-флотски?

– (25)Жаркое?

– (26)Рагу или гуляш?

(27)Нет. (28)Не знали ленинградские дети подобных блюд.

(29)Миша Кашкин и здесь пронюхал.

– (30)Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! – кричал мальчишка.

(31)Рады ребята таким котлетам. (32)Скорей бы несли обед.

(33)Завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. (34)Что же будет сегодня на третье?

– (35)Компот из черешни?

– (36)Запеканка из яблок?

– (37)Апельсины?

– (38)Желе или суфле?

(39)Нет. (40)Не знали ребята подобных третьих. (41)Кисель им сегодня будет.

– (42)Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей, – шептал Кашкин. – (43)И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.

– (44)Сахарину! (45)Вот это да! (46)Так это ж на объеденье кисель получится.

(47)Обед был праздничный, полный – из трёх блюд. (48)Вкусный обед! (49)На славу!

(50)Не знали блокадные дети других обедов.

(51)900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. (52)Пришла в Ленинград победа! (По С. П. Алексееву)∗

Пояснение. 

1)  Дети радовались, потому что впервые в блокадном Ленинграде на первое подавали украинский борщ.  — Не подтверждается в тексте.

2)  Праздничный обед состоял из трёх блюд: первое, второе и третье.  — Подтверждается предложением 5.

3)  Миша Кашкин заранее знал, что суп будет из сурепки.  — Подтверждается предложением 18.

4)  Блокада продолжалась девятьсот дней.  — Подтверждается предложением 51.

5)  Блокадные дети хорошо знали, что такое праздничный обед.  — Противоречит предложению 50. 

Ответ: 234|243|324|342|432|423


7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  «Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…»

2)  И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.

3)  Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде.

4)  Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей,  — шептал Кашкин.

5)  Назывались такие супы из трав по-особенному  — супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам  — такой же суп.

Пояснение. 

1)  «Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…»

3)  Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде.

Ответ: 13|31


8. Лексический анализ. Найдите в тексте синоним к слову БЛОКИРОВАЛИ (предложение 2). Напишите этот синоним.

Пояснение. 

Синонимы  — слова, близкие по значению.

Ответ: окружили


9. Сочинение.

9. 1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Б. Голуб: «С полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие яркую экспрессивную окраску».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Б. Голуб. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

9. 2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. Пришла в Ленинград победа!» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9. 3.  Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение. 

15.1. Полные и неполные предложения разграничиваются по наличию или отсутствию тех или иных необходимых членов предложения с точки зрения структуры. Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен какой-либо член или группа членов предложения, обязательных по структуре. Их употребление делает речь лаконичной и динамичной, эмоциональной и выразительной, то есть экспрессивной, и позволяет избежать необоснованных повторов. В них используются те слова, которые несут новую информацию, а информация, уже известная, легко восстанавливается из предыдущих предложений или понятна из ситуации.

Обратимся за примерами к отрывку из художественного текста. Примеров неполных предложений очень много: 7-11, 24-27, 35-39, 44 и другие. Рассмотрим, например, предложение 19, состоящее из всего двух слов «Из сурепки?». Оно неполное, в нём нет ни подлежащего, ни сказуемого, и без полных предложений 17-18 смысл вопроса был бы непонятен. Вопросительное неполное предложение позволяет автору передать кратко и эмоционально ситуацию детского нетерпения в предвкушении праздничного обеда. Использование полного предложения «На обед суп будет из сурепки» нарушило бы динамичность повествования.

В предложении 16 «Вот и сегодня ребятам – такой же суп» пропущено сказуемое. На его месте стоит тире. Это особый тип неполных предложений. Мы легко предполагаем, что пропущено слово-сказуемое «будет» (или «приготовят», или «сварят»), но употребление сказуемого в таком предложении не является необходимым. И именно его отсутствие делает предложение лаконичным и выразительным.

Таким образом, соглашаясь с высказыванием лингвиста, можно сделать вывод о том, что полные предложения и неполные, отличающиеся большей экспрессивностью, выполняют в текстах различные роли, тем самым конкурируя друг с другом.

15.2.  На войне время перестаёт быть категорией отвлечённой, потому что каждый миг, каждое мгновение войны – это миг испытания, миг нечеловеческих усилий в борьбе за право жить. Вот почему как гимн силе и мужеству ленинградцев, как награда звучат для них долгожданные слова: «900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. Пришла в Ленинград победа!»

Мужеством ленинградцев можно восхищаться бесконечно. А мужество детей блокадного города трудно оценить современным подросткам, не знающим, что такое война. В отрывке из рассказа С. П. Алексеева мы читаем о детях детского дома. О детях, которым суп из сурепки или котлеты из хвои  — это праздничный обед: «(19)Из сурепки? (20)Так это ж отличный суп.» Поражает отношение ребят к таким «праздничным» блюдам: как можно это вообще есть? Нам не понять… Нам не понять? Нет у нас такого права – не понять! Мы должны знать, помнить и понимать ради их памяти!

Рядом с этими ребятами взрослые люди: воспитатели, повара. Они, сами голодные, думали, как накормить детей. Во почему «готовят … повара с особым старанием» (предложение 3), вот почему директор Мария Дмитриевна старается ободрить ребят:

– (5)Сегодня, ребята, полный у нас обед: пер¬вое будет, второе и третье.

Подвиг мирных жителей блокадного Ленинграда будет вечно жить в наших сердцах как пример небывалого мужества и личной стойкости, как пример непомерной силы духа, которая присуща не каждому. А загадка русского характера так и останется великой тайной для непосвящённых…

15.3. «Не падай духом», «воспрянуть духом», « прояви силу духа»… Эти словосочетания часто звучат в нашей речи, и их объединяет общее значение: не отчаиваться, не унывать, верить в то, что из любого затруднительного положения есть выход. Быть сильным душой, ведь сильный духовно человек порой способен дать отпор любому врагу, даже превосходящему физической силой и мощью. Бороться и не сдаваться во что бы то ни стало, даже если кажется, что сил уже нет—вот что такое сила духа. Только эта сила помогает человеку вынести тяжёлые жизненные испытания и выйти из них победителем.

О том, какой неимоверно тяжёлой была блокада Ленинграда, написано немало книг и создано фильмов. И каждый раз мы не перестаём удивляться: как люди, лишённые еды и тепла, находящиеся под артобстрелами, смогли выжить? В отрывке из рассказа С. П. Алексеева мы читаем о детях в детском доме, в 1942 году, тяжелейшем году для города Ленинграда. О детях, которым суп из сурепки или котлеты из хвои  — это праздничный обед…О детях, которым кисель с морской капустой  — это лакомство…О воспитателях, которые сушили и выпаривали дикорастущие травы, чтобы хоть чем-то накормить сирот. Поражает отношение ребят к «праздничным» блюдам: как можно это вообще употреблять в пищу? Нам не понять…А они— радовались. А они— другого не знали… Но они верили, что война закончится, и что будет хлеб, и будет борщ, и компот с сахаром. Потому и выжили ленинградцы, что терпели, выносили невероятные мучения и верили. Они не падали духом. И отрывок совсем не о супе из сурепки…Он  — о сильных детях, переживших блокаду. И о взрослых, которые помогали детям её пережить.

Вспомнился рассказ о детях, которые в 1942 году в разрушенном, промёрзшем и голодном Ленинграде занимались в кружках самодеятельности и выступали с концертами перед моряками. Какую нужно иметь силу духа, чтобы практически под обстрелами, пережив потерю близких и родных, не имея возможности нормально поесть и обогреться, мальчики и девочки пели, танцевали, читали стихи! Откуда они черпали духовные силы? И делились этими силами с теми, кому идти в бой…Сила духа детей и их стремление выжить, выстоять, да ещё и помочь другим удивляет и поражает. Сила духа советского народа оказалась сильнее вражеской огневой мощи.

Не стоит думать, что сила духа как качество человека востребовано лишь в экстремальных ситуациях. И в нашей ежедневной мирной жизни быть сильным духом важно и нужно. Заставить себя исправить тройку по русскому или прекратить просиживать время за пустыми разговорами в сети— это трудно…Но самовоспитание начинается с малого. Давайте начнём, чтобы о Вас говорили: «Это человек с большой силой духа».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!