СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 5.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочные задания (с 1 по 9) для подготовки к ОГЭ по русскому языку с ответами и пояснениями.

Просмотр содержимого документа
«Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 5.»

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ 2023 по русскому языку.

Изложение. Тесты. Сочинение.

Вариант 5.

1.Изложение.

1. Текст, начинающийся словами «Материал музыки  — это звуки.» Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения  — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст будет прочитан дважды.

Расшифровка записи

Материал музыки — это звуки. Материал, из которого писатель слагает произведения, — слово. Краски — материал живописи, материал художника.

Как и звуки, краски могут быть и радостными, и печальными. Художник выдавливает их из тюбиков на палитру, и палитра вспыхивает всеми цветами радуги. Тут и лазурные тона весенней листвы, и нежно-розовый тон заката и глубокие краски вечерних сумерек, краски огненные, как само солнце, и спокойные, иссиня-чёрные, как ночное море.

Палитра художника — вот настоящий праздник красок. «При одном виде своей палитры, — говорил французский живописец Делакруа, — как воин при виде своего оружия, художник сразу обретает уверенность и мужество».

Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создает образы героев, изображает действия, пишет картины природы. Ведь художник не бросает краски на холст беспорядочными пятнами. Он кладёт тёмный мазок, рядом другой, посветлее. Постепенно из десятков мазков на холсте вырисовывается человеческое лицо, появляются предметы, обстановка действия, пейзаж. Картина наполняется содержанием. Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображённые на картине. В этом искусство живописца сродни работе писателя.

В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. Мелодия в музыке течет и изменяется непрерывно, событие в книге следует одно за другим. А картина изображает только одно мгновение. Словно зорким глазом наблюдал художник события жизни, наблюдал долго, настойчиво и вдруг приказал времени: «Мгновение, остановись!» И красками на холсте запечатлел всё, что увидел в этом неповторимом мгновении.

Пояснение. 

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

1.  Определите тему текста.

2.  Сформулируйте основную мысль.

3.  Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4.  Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5.  Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.


Тесты.

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Герои Ф. М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга  — всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)  В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.

2)  Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

3)  Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.

4)  В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.

5)  Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Пояснение. 

Проанализируем предложения.

(1)Герои Ф. М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей.  — Утверждение 1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы неверно: предложение простое, в нём одна основа.

(2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно.  — Утверждение 2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным неверно: в предложении придаточное обстоятельственное степени.

(3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте.  — Утверждение 3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением верно.

(4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга  — всё достигает высшего предела.  — Утверждение 4) В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое неверно: в первой части сказуемое именное.

(5)дееприч. оборотЧитая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.  — Утверждение 5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом верно.

Ответ: 35


3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Башня Сююмбике (1) жемчужина казанского кремля и символ города. Кроме того (2) она также известна (3) как выдающееся архитектурное сооружение. Сююмбике (4) одна из так называемых падающих башен. Примечательно (5) что высота её (6) составляет 58 метров (7) при этом она имеет сильный вертикальный наклон. Известный учёный Нияз Халитов писал (8) «Башня Сююмбике закладывалась в большой спешке (9) что впоследствии и послужило причиной её наклона в северо-восточном направлении».

Пояснение. 

Расставим знаки препинания.

Башня Сююмбике (1)  — жемчужина казанского кремля и символ города. Кроме того, (2) она также известна (3) как выдающееся архитектурное сооружение. Сююмбике (4)  — одна из так называемых падающих башен. Примечательно, (5) что высота её (6) составляет 58 метров, (7) при этом она имеет сильный вертикальный наклон. Известный учёный Нияз Халитов писал: (8) «Башня Сююмбике закладывалась в большой спешке, (9) что впоследствии и послужило причиной её наклона в северо-восточном направлении».

1)  тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными.

2)  запятая выделяет вводное «кроме того»

3)  знаки препинания не нужны

4)  тире между подлежащим, выраженным существительным, и сказуемым, выраженным сочетанием числительного с существительным

5)  7) 9) запятые на границе частей в сложном предложении

8)  двоеточие после слов автора перед прямой речью

Ответ: 14


4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «радостно сообщил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

Пояснение. 

Управление − вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же падеже, что и главное.

Ответ: срадостьюсообщил|сообщилсрадостью


5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  СКРЫВАТЬСЯ (от погони)  — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.

2)  (говорить) ПО-ФРАНЦУЗСКИ  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

3)  РАЗБИРАТЬСЯ (в шкафу)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения.

4)  ЛОЖКА  — написание парной согласной в корне слова проверяется формой слова «ложек».

5)  НЕ ЗАМЕТИВШИЙ (ошибку)  — деепричастие с частицей НЕ пишется раздельно.

Пояснение. 

Приведём верное объяснение.

1)  СКРЫВАТЬСЯ (от погони)  — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С. − Неверно, приставка С- неизменяемая.

 2)  (говорить) ПО-ФРАНЦУЗСКИ  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И. − Верно.

3)  РАЗБИРАТЬСЯ (в шкафу)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения. − Неверно, в корне пишется И, потому что за корнем суффикс -А-.

 4)  ЛОЖКА  — написание парной согласной в корне слова проверяется формой слова «ложек». − Верно.

 5)  НЕ ЗАМЕТИВШИЙ (ошибку)  — деепричастие с частицей НЕ пишется раздельно. − Неверно, перед нами причастие.

Ответ: 24


6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Когда Сергей возвращался из соседней деревни, была звёздная ночь.

2)  Мальчик знал, что Сергей плохо знал дорогу на Кара-Сук, поэтому встречал его около дома.

3)  Дедушка просил внука зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор.

4)  Каждую ночь мальчик зажигал на крыше дома керосиновую лампу, чтобы помочь путникам, заблудившимся в степи.

5)  Сергей поблагодарил мальчика за помощь.

(1)В эту ночь Сергей возвращался из соседней деревни. (2)Он шагал прямиком по степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались. (5)И горизонт растаял. (6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве.

(10)Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (11)В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на стволе или наткнуться на муравейник и узнать, где север и юг. (12)А здесь темно и пусто. (13)И тишина. (14)Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.

(15)Сергей поднялся на высокий холм и хотел идти дальше, но вдруг увидел в стороне маленький огонёк. (16)Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко. (17)Сергей повернул на свет. (18)Он думал, что ещё придётся много шагать, но через сотню метров подошёл к низкой глинобитной мазанке*. (19)Огонёк был не светом далёкого окошка, а пламенем керосиновой лампочки. (20)Она стояла на плоской крыше мазанки, бросая вокруг жёлтый рассеянный свет.

(21)Сергей постучал в оконце и через несколько секунд услышал топот босых ног. (22)Скрипнул крючок. (23)Мальчик лет десяти или одиннадцати взглянул снизу вверх на Сергея.

— (24)Заблудились?

— (25)Мне надо на Кара – Сук, – сказал Сергей.

— (26)Это правее, километра три отсюда. (27)А вы, видимо, не здешний?

— (28)Будь я здешний, разве бы я заблудился? – раздражённо заметил Сергей.

— (29)Случается… (30)Есть хотите?

— (31)Хочу.

(32)Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу вернулся с большим куском хлеба и кружкой молока.

— (33)Ты, что же, здесь один?

— (34)Не… (35)Я с дедом. (36)Отару овец пасём.

— (37)А зачем у вас лампа на крыше горит? – спросил Сергей, прожёвывая хлеб.

— (38)Да так, на всякий случай. (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.

— (41)Спасибо,  — сказал Сергей, протягивая кружку.

(42)Сергей не стал объяснять, что сказал спасибо не за еду, а за огонёк, который избавил его от ночных блужданий.

— (43)Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? – спросил Сергей.

— (44)Каждую… (45)Только дед сердится, что я керосин зря жгу. (46)Я теперь стал рано-рано вставать, чтобы успеть погасить. (47)Дед проснётся, а лампа уже на лавке…

(48)Мальчик негромко засмеялся, и Сергей тоже улыбнулся.

(49)Вскоре Сергей задремал. (50)Когда он проснулся, то увидел, что ночь посветлела. (51)Снова проступили очертания гор, начинался синий рассвет.

— (52)Эй, внук, – донёсся из мазанки стариковский голос, – лампу задул? (53)А то я сегодня рано встаю.

(54)Мальчик вскочил – Сергей весело рассмеялся и протянул ему руку.

—(55)Мне пора… (56)Спасибо за огонёк!

(57)Мальчик смущённо подал маленькую ладонь и покосился на лампу. (58)Она всё ещё горела неподвижным жёлтым огнём. (По В. Крапивину*)* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – детский писатель, автор книг о детях и для детей.

* Мазанка – дом, хата из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича.

Пояснение. 

1)  Когда Сергей возвращался из соседней деревни, была звёздная ночь.  — Противоречит предложению 7.

2)  Мальчик знал, что Сергей плохо знал дорогу на Кара-Сук, поэтому встречал его около дома.  — Не подтверждается в тексте, мальчик не ждал Сергея - он зажигал лампу для любого заблудившегося путника.

3)  Дедушка просил внука зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор.  — Противоречит предложению 45.

4)  Каждую ночь мальчик зажигал на крыше дома керосиновую лампу, чтобы помочь путникам, заблудившимся в степи. — Подтверждается предложениями 37—40.

5)  Сергей поблагодарил мальчика за помощь. — Подтверждается предложениями 41—42, 56.

Ответ: 45


7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1)  Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути.

2)  Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лег спать в сухой траве.

3)  Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу.

4)  Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.

5)  Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.

Пояснение. 

Сравнение  — сопоставление предметов или явлений, сравнения, как правило, присоединяются посредством союзов.

3)  Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу.

4)  Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.

Ответ: 34|43


8. Лексический анализ. В предложениях 2−9 найдите синоним к слову «идти». Выпишите этот синоним.

Пояснение. 

Синонимы − слова, близкие по значению. Шагал (предложение 2).

Ответ: шагал


9. Сочинение.

9.1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Евгения Николаевича Ширяева: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения данного текста: «Спасибо за огонёк!». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста,

подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3.  Как Вы понимаете значение выражения ЗАБОТА О ЛЮДЯХ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит, проявлять заботу о людях?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение. 

1.  Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

Самое удивительное изобретение человека  — это язык. Вершиной этого изобретения является язык художественной литературы. Евгений Николаевич Ширяев говорил: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами». Наглядно это можно проследить на примере текста В. Крапивина.

Перед нами текст в художественном стиле с элементами разговорной речи. Богатство языка произведения раскрывается в употреблении художественных средств, которые использует автор. Это метафоры, сравнения, эпитеты, риторические восклицания и другие.

Для создания яркого художественного образа автором широко используются эпитеты  — образные определения. Так, в предложениях № 8  — 9 с помощью эпитетов «глухая» (ночь) и «плотная» (темнота) создан немного устрашающий образ ночи, которая застала героя в пути. В предложении № 3 (И горизонт растаял) метафора «горизонт растаял» развивает мысль о беззащитности человека, которого ночь застала в степи,  — вокруг не видно ничего, даже горизонта, и как выбраться и куда идти, неизвестно.

Таким образом, можно согласиться с утверждением Е. Ширяева о том, что язык художественной литературы с наибольшей полнотой раскрывает богатство нашего языка и отличается обработанностью, возникающей в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке.

2.  Иногда случайное событие, случайная встреча могут стать судьбоносными, а незнакомый человек может сделать для тебя больше, чем самые близкие люди. Такая встреча произошла у Сергея и мальчика, который каждый вечер зажигал лампу для случайных путников. Именно об этом финальные строки текста В. Крапивина. Путник благодарит ребенка: «Спасибо за огонёк!», указавший дорогу, а, может быть, спасший жизнь.

Сергей очутился в ночной степи, а ночью найти в степи дорогу очень сложно. Об этом говорится в предложениях 10  — 12 текста.

Степь враждебна к человеку  — вот почему счастьем оказался тусклый огонёк керосинки: «Сергей не стал объяснять, что сказал спасибо не за еду, а за огонёк, который избавил его от ночных блужданий» (предложение 42). Герой искренне восхищён маленьким человеком, который умеет думать о других.

Таким образом, нам удалось подтвердить примерами текста, что забота о другом человеке  — важное качество, которое может быть присуще даже маленькому ребёнку. Хорошо, что такие люди, как мальчик из рассказа Крапивина, встречаются нам на пути.

3.  Забота  — это проявление внимательного отношения к кому-либо или к чему-либо. Заботиться можно о человеке, о животном, о родине… Заботу об окружающих способны проявлять люди отзывчивые и неравнодушные. Именно эти качества позволяют человеку не пройти мимо чужого горя, прийти на помощь, увидеть проблемы окружающих.

Герой текста Крапивина  — маленький мальчик  — умеет заботиться об окружающих. Поэтому он ставит керосинку, чтобы свет ее мог указать дорогу заблудившимся путникам. Не вызывает сомнений, что этот ребёнок станет ответственным взрослым, ведь он с детства привык заботиться о других.

Однажды в магазине мы с папой заметили старушку, которой не хватало денег заплатить за продукты. В её корзинке лежал хлеб, молоко и кусочек ливерной колбасы. Меня поразило, что даже такой скудный набор женщина не могла оплатить. Папа попросил меня отвести старушку за кассу, а сам сходил с её корзинкой в торговый зал, добавил туда продуктов и заплатил за всё. Я думаю, что это и есть обыкновенное проявление заботы.

Забота о ближнем и внимание может предотвратить беду. Спасти кого-то от голода, купив ему продукты в магазине, сказать теплые слова, утешая после потери родного человека, вызвать скорую помощь, если прохожему стало плохо  — такие простые, но такие значимые поступки, которые под силу любому из нас. Давайте будем заботливыми по отношению к друг другу!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!