СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 4.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочные задания (с 1 по 9) для подготовки к ОГЭ по русскому языку с ответами и пояснениями.

Просмотр содержимого документа
«Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 4.»

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ 2023 по русскому языку.

Изложение. Тесты. Сочинение.

Вариант 4.



1. Изложение.

Текст, начинающийся словами «Одному человеку сказали»

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Расшифровка записи

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! — воскликнул человек. — Я ничего хорошего для него не сделал... » . Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность — это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни –прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Пояснение.

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

1.  Определите тему текста.

2.  Сформулируйте основную мысль.

3.  Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4.  Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5.  Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

 

1

Бывает так иногда, что люди теряют ориентиры в оценке добра и зла. И тогда на добро для них привычно отвечать злом, а это уже какой-то сбой в системе нравственных ценностей.

2

Нравственность указывает человеку путь, и отклонение от него грозит опасностью погрязнуть в болоте взаимной неблагодарности.

3

Чтобы этого не случилось, следует совершать добро, верить в него и получать от этого наслаждение и радость. Именно это делает нашу жизнь счастливой, и в этом её цель.



Тесты.

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) По улицам города, по его бульварам разлит удивительный аромат. (2)Подует ветерок, чуть колыхнет зеленые кроны  — и сильнее ударит волной медовой свежести. (3)Подошла душистая пора, когда цветут липы, указывая на незаметно подступивший разгар лета. (4)Липа  — древнейшая спутница города. (5)Целые города выросли под липами с нареченными в ее честь именами  — Липецк, Лиепая, Лейпциг.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  Аромат разлит (предложение 1)

2)  Ветерок подует (предложение 2)

3)  Липы цветут на разгар (предложение 3)

4)  Липа  — спутница (предложение 4)

5)  Выросли под липами (предложение 5)

Пояснение. 

Выделим основы:

1)  Аромат разлит (предложение 1);

2)  Ветерок подует, колыхнёт; ударит (предложение 2);

3)  Пора подошла; липы цветут(предложение 3);

4)  Липа  — спутница (предложение 4);

5)  Города выросли (предложение 5).

Ответ: 14|41


3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мариинский театр (1) один из ведущих музыкальных театров России и мира (2) который ведёт свою историю с 1783 года (3) когда по указу Екатерины II была учреждена труппа (4) для представления драматических и оперных спектаклей (5) в только что открытом на Театральной площади Большом Каменном театре. А сегодня он располагается в здании (6) построенном архитектором Альберто Кавосом в 1859 году на противоположной стороне Театральной площади.

Пояснение. 

Расставим знаки препинания.

[Мариинский театр (1)— один из ведущих музыкальных театров России и мира], (2) (который ведёт свою историю с 1783 года), (3) (когда по указу Екатерины II была учреждена труппа (4) для представления драматических и оперных спектаклей (5) в только что открытом на Театральной площади Большом Каменном театре). А сегодня он располагается в здании, (6) причастный оборотпостроенном архитектором Альберто Кавосом в 1859 году на противоположной стороне Театральной площади.

2)  и 3) запятые на границе частей в сложноподчинённом предложении

6)  запятая после определяемого слова перед причастным оборотом

Ответ: 236


4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «гудок парохода», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Пояснение. 

Согласование  — вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Ответ: пароходныйгудок


5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  РАСЦАРАПАТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

2)  РАСКЛЕИВШИЙ (страницы)  — написание гласной перед суффиксом -вш- действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.

3)  ПОДЫТОЖИТЬ  — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

4)  НЕВЗРАЧНЫЙ  — слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.

5)  УЧИЛИЩ  — в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 2-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

Пояснение. 

Приведём верное объяснение.

1)  РАСЦАРАПАТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.  — Неверно, перед звонким согласным на конце приставки пишется З, а не С.

2)  РАСКЛЕИВШИЙ (страницы)  — написание гласной перед суффиксом -вш- действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.  — Неверно, правописание гласной перед -вш- зависит от того, какая гласная стоит в инфинитиве.

3)  ПОДЫТОЖИТЬ  — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.  — Верно.

4)  НЕВЗРАЧНЫЙ  — слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.  — Верно.

5)  УЧИЛИЩ  — в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 2-го склонения после шипящего пишется буква Ь.  — Неверно, в существительных 2-го склонения Ь не пишется.

Ответ: 34


6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Картинная галерея организовала выставку работ Хлудова.

2)  Рассказчик не был искусствоведом, поэтому написать статью поручили настоящему специалисту.

3)  Художник Хлудов всегда рисовал ясными красками.

4)  Самыми удачными картинами Хлудова считались ненастные пейзажи с серым небом.

5)  Картины Хлудова поражают восторгом и изумлением, красотой и необычайностью мира, которые отразились на полотнах.

(1)Жил в городе Верном художник, Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? – сказали искусствоведы. – (6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи, да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».

(8)Однажды мне предложили написать о нём небольшую популярную статейку для журнала. (9)Я ухватился за это предложение, перерыл все музейные архивы, собрал целую папку фотографий, а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. (10)Ничего не получилось. (11)Не нашлось ни слов, ни образов.

(12)В редакции меня отругали, а статью через год написал другой, уже «настоящий» искусствовед. (13)Вот что он написал о мастерстве художника.

(14)«Единственное влияние, которое испытал Хлудов, – это влияние верещагинского натурализма. (15)Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком».

(16)Вот и всё. (17)Десяток раскрашенных фотографий, этнографические документы. (18)Этим исчерпана жизнь художника.

(19)Я не хочу осуждать этого искусствоведа, он, вероятно, в чём-то прав, но прав и я, когда говорю, что он ничегошеньки не понял в Хлудове. (20)И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове надо разговаривать. (21)И начинать статью о нём надо со слов «я люблю». (22)Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место.

(23)Так вот – я люблю…

(24)Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.

(25)Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин. (26)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. (27)Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.

(28)Хлудов не боялся рисовать такими ясными красками. (29)Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью. (30)Он заставлял луга пестреть цветами, коней подыматься на дыбы, мужчин гордо подбочениваться, красавиц распускать волосы. (31)Он не признавал ненастье и серое небо. (32)Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. (33)Но тут ему уже не было соперников. (34)Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. (35)И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. (36)Он жил только настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым. (По Ю.О. Домбровскому) ** Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – русский советский поэт, прозаик, литературный критик. Вершиной творчества писателя стал роман «Факультет ненужных вещей», который он создавал более 10 лет.

Пояснение. 

1)  Картинная галерея организовала выставку работ Хлудова. — Противоречит предложению 4.

2)  Рассказчик не был искусствоведом, поэтому написать статью поручили настоящему специалисту. — В тексте нет утверждения, что рассказчик не был искусствоведом, а также данное высказывание противоречит предложению 12, в котором искусствовед, взявшийся писать статью о Хлудове, настоящим называется иронично.

3)  Художник Хлудов всегда рисовал ясными красками. — Подтверждается предложением 28.

4)  Самыми удачными картинами Хлудова считались ненастные пейзажи с серым небом. — Противоречит предложению 4.

5)  Картины Хлудова поражают восторгом и изумлением, красотой и необычайностью мира, которые отразились на полотнах. — Подтверждается предложением 35.

Ответ: 35


7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком.

2)  Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками.

3)  Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.

4)  И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеется от радости.

5)  Именно красками, а не тонами  — тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью.

Пояснение. 

Эпитет  — образное определение.

1)  Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком.

2)  Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками.

Ответ: 12


8. Лексический анализ. В предложениях 1−7 найдите слово с лексическим значением «рисунок или картина, выполненные с натуры, часть будущего большого произведения». Выпишите это слово.

Пояснение. 

Этюд (предложение 3).

Ответ: этюдов|этюд

9. Сочинение. 

9.1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л. А. Введенской: «Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. А. Введенской. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3.  Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение. 

1)  Русский язык  — один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания. Добиться этого можно и при посредстве суффиксов выражаются самые разнообразные оттенки экспрессии: сочувствие, ирония, пренебрежение, злоба, пестрая и противоречивая гамма эмоций и оценок. Поэтому трудно не согласиться с высказыванием Л. А. Введенской: «Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение». Подтвердим это примерами из текста Юрия Домбровского.

В предложении номер 27 (Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.) для передачи восприятия картин художника автор употребляет слова с суффиксом  —чк-: блюдечке, яблочки. Использование таких форм слов помогает понять, насколько яркий, без полутонов, мир на картинах Хлудова. Этой же цели служит и употребление формы превосходной степени прилагательного «голубейшее», в котором суффикс  —ейш- вносит значение предельной степени качества, то есть имеет значение «очень», ещё раз подчеркивая особенность мировосприятия художника.

Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения Л. А. Введенской о том, что суффиксы могут передать все оттенки чувств и ощущений.

2)  Для художника Хлудова характерно живое, почти детское восприятие действительности. Подобно ребёнку, он умеет радоваться миру и открыт навстречу новым впечатлениям. Именно об этом приведённый фрагмент текста: «Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости».

«Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст»,  — говорит о нём автор. От картин этого художника становится радостно, он, как настоящий мастер, «сеет разумное, доброе, вечное».

Человек, мыслящий штампами, не способен понять творчество Хлудова. Именно таким является «настоящий искусствовед». Он старался «подогнать» творчество под существующие рамки: «Единственное влияние, которое испытал Хлудов,  — это влияние верещагинского натурализма. Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком». Поэтому и не смог критик сказать ничего стоящего.

Настоящее произведение искусства может пробудить в человеке чувства, до этого дремавшие в его сердце. Необыкновенная жажда жизни, любовь, желание и умение сострадать и чувствовать красоту  — вот то, что может вспыхнуть в каждом, кто прикоснется к прекрасному. Если картины Хлудова способны сделать это  — значит, они могут считаться «настоящим искусством».

3)  Сегодня человек уже не может представить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок... В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно мыслям и думам читателей, зрителей, слушателей.

«Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст»,  — говорит о нём Юрий Домбровский, автор текста. От картин этого художника становится радостно, он, как настоящий мастер, «сеет разумное, доброе, вечное». Для него характерно живое, почти детское восприятие действительности. Подобно ребёнку, он умеет радоваться миру и открыт навстречу новым впечатлениям.

Большое влияние на умы и души людей в современном мире имеет музыка. Трудно себе представить, что музыка вдруг возьмёт и исчезнет из нашей жизни. Если грустно, звучит музыка. Если есть повод для радости, опять мы слушаем музыку. К сожалению, такая потребность стала поводом для засилья низкопробной музыки, а это противоречит назначению искусства  — заставлять думать, побуждать чувства, звать к действию.

Невозможно сказать наверняка, какой из видов искусства сильнее действует на человека, какой приносит большее удовольствие. Каждый может выбрать то, что ему ближе, привлекательнее.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!