СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 6.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочные задания (с 1 по 9) для подготовки к ОГЭ по русскому языку с ответами и пояснениями.

Просмотр содержимого документа
«Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 6.»

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ 2023 по русскому языку.

Изложение. Тесты. Сочинение.

Вариант 6.

1. Изложение 

Текст, начинающийся словами «Мы часто говорим о сложностях...»

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Расшифровка записи

Мы часто го­во­рим о сложностях, свя­зан­ных с вос­пи­та­ни­ем на­чи­на­ю­ще­го жизнь человека. И самая боль­шая про­бле­ма — это ослаб­ле­ние се­мей­ных уз, умень­ше­ние зна­че­ния семьи в вос­пи­та­нии ребёнка. А если в ран­ние годы в че­ло­ве­ка семьёй не было за­ло­же­но ни­че­го проч­но­го в нрав­ствен­ном смысле, то потом у об­ще­ства будет не­ма­ло хло­пот с этим гражданином.

Другая край­ность — чрез­мер­ная опека ребёнка родителями. Это тоже след­ствие ослаб­ле­ния се­мей­но­го начала. Ро­ди­те­ли не­до­да­ли сво­е­му ребёнку ду­шев­но­го тепла и, ощу­щая эту вину, стре­мят­ся в бу­ду­щем опла­тить свой внут­рен­ний ду­хов­ный долг за­поз­да­лой ме­лоч­ной опе­кой и ма­те­ри­аль­ны­ми благами.

Мир изменяется, ста­но­вит­ся другим. Но если ро­ди­те­ли не смог­ли уста­но­вить внут­рен­ний кон­такт с ребёнком, пе­ре­кла­ды­вая ос­нов­ные за­бо­ты на ба­бу­шек и де­ду­шек или об­ще­ствен­ные организации, то не стоит удив­лять­ся тому, что иной ребёнок так рано при­об­ре­та­ет ци­низм и не­ве­рие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, ста­но­вит­ся плос­кой и сухой. (По Ю. М. Нагибину)

Пояснение. 

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

1.  Определите тему текста.

2.  Сформулируйте основную мысль.

3.  Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4.  Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5.  Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

 

1

Воспитание настоящего человека всегда вызывает сложность. Самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании детей, и как следствие этого возникновение проблем в будущем у этого ребенка

2

Чрезмерная опека ребенка родителями – следствие ослабления семейного начала. Родители недодают ребенку душевного тепла, заменяя душевный долг мелочной опекой.

3

Мир изменяется. Ребенок приобретает рано цинизм и неверие в бескорыстие, если родители переложили основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации. Жизнь такого ребенка обедняется.



Тесты.

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки  — это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)  Предложение 1 простое двусоставное.

2)  В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.

3)  Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4)  Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.

5)  Во второй части предложения 5 грамматическая основа  — которое препятствует и отражает.

Пояснение. 

Проанализируем предложения.

(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора?  — Верно утверждение 1) Предложение 1 простое двусоставное.

(2)Осенние ночные заморозки  — это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо.  — Верно утверждение 2) В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.

(3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом.  — Так как предложение содержит три основы, неверно утверждение 3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

(4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю.  — Обстоятельства, которые есть в предложении, относятся к разным сказуемым, поэтому неверно утверждение 4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.

(5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.  — Верно утверждение 5) Во второй части предложения 5 грамматическая основа  — которое препятствует (и) отражает.

Ответ: 125


3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди необозримых полей (1) лесов (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь (4) в имении Арсеньевых (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах (6) именуемых ныне Лермонтово (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения.

Пояснение. 

Расставим знаки препинания.

Среди необозримых полей, (1) лесов, (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь, (4) в имении Арсеньевых, (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах, (6) именуемых ныне Лермонтово, (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения.

1)  и 2) запятые между однородными дополнениями.

4)  и 5) запятые выделяют уточняющее обстоятельство.

6)  и 7) запятые выделяют обособленное определение.

Ответ: 124567


4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Пояснение. 

Согласование − вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Ответ: морскаяжизнь|жзньморская

5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ПРИОТКРЫТЬ (окно)  — написание приставки определяется её значением  — неполнота действия.

2)  СКОВАНА (льдом)  — в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

3)  ПЕЧЬ (пирог)  — буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

4)  СФОТОГРАФИРОВАТЬ   — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

5)  СЖИГАТЬ  — безударная гласная в корне слова проверяется формой слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.

Пояснение. 

Приведём верное объяснение.

1)  ПРИОТКРЫТЬ (окно)  — написание приставки определяется её значением  — неполнота действия. — Верно.

2)  СКОВАНА (льдом)  — в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н. — Верно.

3)  ПЕЧЬ (пирог)  — буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.  — Неверно, звук [Ч] всегда мягкий, поэтому обозначать его мягкость буквой Ь не требуется, Ь служит в этом слове для обозначения грамматической формы глагола.

4)  СФОТОГРАФИРОВАТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.  — Неверно, в этом слове приставка С- и она неизменяемая.

5)  СЖИГАТЬ  — безударная гласная в корне слова проверяется формой слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.  — Неверно, правописание безударной гласной в корне этого слова объясняется правилом о чередующихся корнях: И в корне пишется, потому что за корнем есть суффикс -А- (сжигать, но сжечь).

Верно объяснение в вариантах 1 и 2.

Ответ: 12


6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  В последнее время настроение у Лины было мрачное, безрадостное.

2)  Третьяковская галерея, к сожалению, была закрыта.

3)  В зоопарке Лина искренне смеялась, наблюдая за животными.

4)  В Планетарии Лина услышала музыку Чайковского впервые.

5)  Музыка Чайковского потрясла Лину, помогла обрести силы жить.

(1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

(3)Забыться было невозможно.

(4)Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма. (5)Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть. (6)В эти понятия, между этими полюсами в два коротких слова вмещалось всё.

(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось что-то грустное.

(8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки. (10)Жалко сонных, полуоблезлых хищников: они были совсем-совсем нестрашны – эти засаженные в клетку клыкастые звери.

(11)Она ушла из зоопарка, побродила по улицам, села на скамейку отдохнуть и стала оглядываться.

(12)Глобус. (13)Синий глобус, в жёлтом блестящем обруче, карты неба, трассы спутников. (14)Лина догадалась: она попала в ограду Планетария.

(15)«Планетарий так Планетарий, всё равно», – подумала она и пошла вовнутрь здания, купила билет. (16)Экскурсоводы рассказывали о метеоритах, о смене дня и ночи, времён года на Земле, ребятишки глазели на макеты спутников и на ракету. (17)Вдоль карнизов тянулись изображения звёзд. (18)Лина пошла наверх и очутилась в куполе Планетария.

(19)Доедая мороженое и потихоньку бросая бумажки под сиденья, люди ждали лекции.

(20)Погас свет, и зазвучал голос лектора. (21)Он рассказывал о Вселенной. (22)На небе Планетария появились кинокадры: представление древних людей о строении мира, портреты Галилея, Джордано Бруно.

(23)А по небу Планетария летело небесное светило – солнце. (24)Солнце, дающее всему жизнь. (25)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным.

(26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.

(27)Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского, и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. (29)Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звёздный свет.

(31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. (32)Музыка набирала силу, музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле.

(34)Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

(35)Лине хотелось вскочить и крикнуть:

– (36)Люди, звёзды, небо, я люблю вас!

(37)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание:

– (38)Жить! (39)Жить! (По В.П.Астафьеву) ** Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский советский писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов..

Пояснение.

1)  В последнее время настроение у Лины было мрачное, безрадостное.  — Подтверждается предложениями 2−3.

2)  Третьяковская галерея, к сожалению, была закрыта.  — Противоречит предложению 7.

3)  В зоопарке Лина искренне смеялась, наблюдая за животными.  — Противоречит предложению 9.

4)  В Планетарии Лина услышала музыку Чайковского впервые.  — Противоречит предложению 27.

5)  Музыка Чайковского потрясла Лину, помогла обрести силы жить.  — Подтверждается предложениями 28−30.

Ответ: 15


7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1)  Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

2)  Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.

3)  Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

4)  Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

Пояснение. 

Сравнение  — сопоставление одних предметов или явлений с другими.

1)  Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

3)  Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

ВНИМАНИЕ!!! Ответ под номером 1 верный. В предложении «Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование» содержится сравнение, выраженное так называемым творительным сравнения, являющимся одним из морфологических средств выражения сравнительного значения в русском языке. Творительный сравнения употребляется при глаголе в функции обстоятельства образа действия. Например, «Забавным как? лучом паутинка косо шла от крайнего цветка на перилах к столу, стоявшему рядом». Как видим, в примере нет союза, который чаще всего является показателем присутствия сравнения, но само сравнение от этого никуда не делось. Как правило, творительный сравнения соотносится с союзными сравнительными конструкциями (лучом – как луч). Приглагольные сравнительные конструкции и творительный сравнения сосуществуют параллельно в качестве синтаксических синонимов (отдавалась (как?) болью – отдавалась как боль).

Ответ: 13


8. Лексический анализ.

В предложениях 3−9 найдите антоним к слову «весёлый». Выпишите этот антоним.

Пояснение. 

Антонимы  — слова с противоположным значением. Грустное (предложение 7).

Ответ: грустное

9. Сочинение

9.1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «Двоеточие  — сигнал разъяснения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3.  Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение. 

1.  Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. Н. С. Валгина, подчеркивая значимость двоеточия в предложении, писала: «Двоеточие  — сигнал разъяснения».

Попробуем доказать это на примерах из текста В. П. Астафьева. Так, в предложении номер 5 (Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть.) двоеточие показывает, что далее следует пояснение сделанного сообщения перед рядом однородных членов, поясняется, на какие два полюса разделён мир.

В предложении номер 10 (Жалко сонных, полуоблезлых хищников: они были совсем-совсем не страшны  — эти засаженные в клетку клыкастые звери.) двоеточие также указывает на следующее за ним пояснение, но уже в бессоюзном предложении.

Таким образом, нам удалось подтвердить примерами, что основная функция двоеточия в предложении  — быть показателем разъяснения.

2. Порой бывают в жизни такие моменты, когда кажется, что целый мир против тебя, когда ничто не интересует, когда не хочется жить. В жизни героини текста В. П. Астафьева, по-видимому, наступил такой момент. Но посещение планетария заставило её по-новому взглянуть на мир. Именно об этом приведённые строчки текста: «Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле». Надо жить, потому что для чего-то ты под этими звёздами появился.

О том, что героиня переживает непростые времена говорится в предложениях 2, 3, 5 и других. Не радует ни театр, ни зоопарк  — ничто не способно отвлечь Лину от переживаний.

Попав в планетарий, Лина словно проснулась, увидела величие Вселенной и поняла, сколь ничтожны её личные страдания перед этой громадой. Она потихоньку возвращалась к жизни, осознавая, что жизнь  — великая ценность, которая дана ей свыше, и не в её власти распоряжаться ею бездумно, безрассудно.

Жизненные ценности  — это идеалы, убеждения, принципы, которые для нас наиболее значимы. Эти ценности служат ориентирами, критериями качества жизни и «правильности» решений, действий. Хорошо, если с детства в нас сформировано отношение к жизни как к главной ценности.

3.  Искусство  — это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить всё, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.

Лина, героиня текста В. П. Астафьева, всю свою беду, всю свою душу услышала в музыке Чайковского, потому что музыка способна передавать состояние человека, его горе и радость. Музыка возродила её, заставила по-новому взглянуть на жизнь: «29)Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звёздный свет».

Когда я слушаю полонез Огинского «Прощание с Родиной», у меня в душе что-то начинает щемить от неизбывной тоски. Я представляю состояние композитора, когда он писал это произведение, если на меня спустя столько лет оно так действует. Какое страдание! Какова же должна быть сила музыки, если через столетие она может пронести переживание человека!

Без искусства наша жизнь была бы тусклой, грустной и обыденной. Поэтому, низкий поклон талантливым мастерам прошлого, настоящего и будущего, которые своим творчеством наполняют нашу жизнь ощущением сопричастности к великому.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!