СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 9.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочные задания (с 1 по 9) для подготовки к ОГЭ по русскому языку с ответами и пояснениями.

Просмотр содержимого документа
«Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 9.»

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ 2023 по русскому языку.

Изложение. Тесты. Сочинение.

Вариант 9.



1. Изложение

Текст, начинающийся словами «Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство?»

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Расшифровка записи

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство — это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. (по Ю. В. Бондареву)

Пояснение. Микротемы:

1.  Определить, что такое искусство, одним словом невозможно. Это понятие многогранное.

2.  Каждый человек находит для себя что-то своё, особенное. Через искусство можно познавать себя.

3.  Искусство – великая сила, способная не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

1.  Определите тему текста.

2.  Сформулируйте основную мысль.

3.  Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4.  Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5.  Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.


Тесты.

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.

(5)Ландыш представляется мне символом леса.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  Кольца наклонились вниз (предложение 1)

2)  Мастер придал (предложение 2)

3)  Превратятся в бусинки (предложение 3)

4)  Камни попали (предложение 4)

5)  Ландыш представляется символом (предложение 5)

Пояснение. 

Выделим основы:

1)  Кольца наклонились (предложение 1);

2)  Мастер придал форму (предложение 2);

3)  Они превратятся (предложение 3);

4)  Камни попали (предложение 4);

5)  Ландыш представляется символом (предложение 5).

ВНИМАНИЕ!!! Основа второго предложения в пояснении обозначена верно: подлежащее мастер, выраженное существительным, и сказуемое придал форму, выраженное неделимым словосочетанием!

Ответ: 45|54


3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

В нашей стране первая консерватория открылась (1) в 1862 году в Петербурге. Её основатель (2) Антон Григорьевич Рубинштейн. Прекрасный композитор и выдающийся пианист (3) неутомимый пропагандист музыкальной культуры и музыкальных знаний (4) так характеризовали его современники. Обязательное условие для поступления в консерваторию (5) определённый уровень профессиональной подготовки. Взрослые ученики часто совмещали музыкальные занятия с обучением в университете или со службой. Для младших существовали научные классы (6) в которых ученики получали (7) примерно такое же общее образование (8) какое давала гимназия.

Пояснение. 

Расставим знаки препинания:

В нашей стране первая консерватория открылась (1) в 1862 году в Петербурге. Её основатель (2)— Антон Григорьевич Рубинштейн. [Прекрасный композитор и выдающийся пианист, (3) неутомимый пропагандист музыкальной культуры и музыкальных знаний] (4)  — [так характеризовали его современники]. Обязательное условие для поступления в консерваторию (5)  — определённый уровень профессиональной подготовки. Взрослые ученики часто совмещали музыкальные занятия с обучением в университете или со службой. [Для младших существовали научные классы], (6) (в которых ученики получали (7) примерно такое же общее образование), (8) (какое давала гимназия).

1)  знаки препинания не нужны, т. к. нет оснований для их постановки;

2)  и 5) тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже;

3)  запятая межу однородными подлежащими;

4)  тире в бессоюзном предложении;

6)  запятая отделяет придаточное предложение от главного;

7)  и 8) запятые отделяют придаточные предложения от главного

Ответ: 245


4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «скала в море», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Напишите получившееся словосочетание.

Пояснение. 

Согласование  — связь в словосочетании, предполагающая употребления зависимого слова в том же падеже, роде и числе. Словосочетание «скала в море», построенное на основе управления, можно заменить синонимичным словосочетанием «морская скала» со связью согласование.

Ответ: морскаяскала


5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

 1)  КОСТНЫЙ (мозг)  — написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова кость, в котором согласный звучит отчётливо.

2)  НЕПРИГОДНЫЙ  — НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.

3)  РАЗОБЩЁННЫЙ  — в корне слова пишется непроверяемая гласная.

4)  ЛИНОВАННАЯ (тетрадь)  — написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.

5)  СТАЩИТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.

Пояснение. 

1)  КОСТНЫЙ (мозг)  — написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова кость, в котором согласный звучит отчётливо.  —ВЕРНО.

2)  НЕПРИГОДНЫЙ  — НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.  — НЕВЕРНО. НЕ пишется слитно с именем прилагательным, т. к. нет противопоставления с союзом А и слов, усиливающих отрицание.

3)  РАЗОБЩЁННЫЙ  — в корне слова пишется непроверяемая гласная.  — НЕВЕРНО. В корне слова пишется проверяемая гласная (Общий).

4)  ЛИНОВАННАЯ (тетрадь) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.  — ВЕРНО.

5)  СТАЩИТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.  — НЕВЕРНО. Правописание неизменяемой приставки С нужно запомнить.

Ответ: 14|41

6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Хозяин заботился о щенке.

2)  Щенок Бим боялся хозяина и поэтому выполнял все его приказы.

3)  Человек и собака понимали друг друга, любили и жили на равных.

4)  Дрессировка  — основа дружбы между хозяином и его питомцем.

5)  Бим постепенно научился угадывать намерения своего хозяина.

(1)Жалобно и, казалось, безнадёжно он вдруг начинал скулить, неуклюже переваливаясь туда-сюда, – искал мать. (2)Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.

(3)Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным счётом, а матери всё нет и нет, несмотря ни на какие жалобы. (4)Вот он и пытался задавать грустные концерты. (5)Хотя, впрочем, засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.

(6)Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. (7)Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку. (8)Имени своего он ещё не знал, но через неделю точно установил, что он – Бим.

(9)Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». (10)И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые, ласковые пальцы. (11)Зато Бим уже абсолютно точно умел определить – весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовет или прогоняет.

(12)Так они и жили вдвоём в одной комнате. (13)Бим рос крепышом. (14)Очень скоро он узнал, что хозяина зовут «Иван Иваныч». (15)Умный щенок, сообразительный.

(16)Глаза Ивана Иваныча, интонация, жесты, чёткие слова-приказы и слова ласки были руководством в собачьей жизни. (17)Бим постепенно стал даже угадывать некоторые намерения друга. (18)Вот, например, стоит он перед окном и смотрит, смотрит вдаль и думает, думает. (19)Тогда Бим садится рядом и тоже смотрит, и тоже думает. (20)Человек не знает, о чём думает собака, а собака всем видом своим говорит: «Сейчас мой добрый друг сядет за стол, обязательно сядет. (21)Походит немного из угла в угол и сядет, чтобы водить по белому листку палочкой, а та будет чуть-чуть шептать. (22)Это будет долго, потому посижу-ка и я с ним рядом». (23)Затем ткнется носом в теплую ладонь. (24)А хозяин скажет:

– (25)Ну, что, Бимка, будем работать, – и правда садится.

(26)А Бим калачиком ложится в ногах или, если сказано «на место», уйдёт на свой лежак в угол и будет ждать. (27)Будет ждать взгляда, слова, жеста. (28)Впрочем, через некоторое время можно и сойти с места, заниматься круглой костью, разгрызть которую невозможно, но зубы точить – пожалуйста, только не мешай.

(29)Но когда Иван Иваныч закроет лицо ладонями, облокотившись на стол, тогда Бим подходит к нему и кладёт разноухую мордашку на колени. (30)И стоит. (31)Знает, погладит. (32)Знает, другу что-то не так.

(33)Но не так было на лугу, где оба забывали обо всём. (34)Здесь можно бегать стремглав, резвиться, гоняться за бабочками, барахтаться в траве – всё было позволительно. (35)Однако и здесь после восьми месяцев жизни Бима всё пошло по командам хозяина: «поди-поди!» – можешь играть, «назад!» – очень понятно, «лежать!» – абсолютно ясно, «ап!» – перепрыгивай, «ищи!» – разыскивай кусочки сыра, «рядом!» – иди рядом, но только слева, «ко мне!» – быстро к хозяину, будет кусочек сахара. (36)И много других слов узнал Бим до года. (37)Друзья всё больше и больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.

(38)Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. (39)В этом основа, соль дружбы. (По Г. Троепольскому)* * Троепольский Гавриил Николаевич (1905–1995) – известный русский советский писатель, в творчестве которого звучит призыв любить и беречь природу. Самое известное произведение писателя – повесть «Белый Бим Чёрное ухо».

Пояснение. 

1)  Хозяин заботился о щенке.  — Подтверждается предложением 2.

2)  Щенок Бим боялся хозяина и поэтому выполнял все его приказы.  — Не подтверждается в тексте. Противоречит предложению 37.

3)  Человек и собака понимали друг друга, любили и жили на равных.  — Подтверждается предложениями 37-38.

4)  Дрессировка  — основа дружбы между хозяином и его питомцем.  — Не подтверждается в тексте. Противоречит предложению 38.

5)  Бим постепенно научился угадывать намерения своего хозяина.  — Подтверждается предложениями 11, 37.

Ответ: 135


7. Анализ средств выразительности. Укажите предложения, в которых средством выразительности является эпитет.

1)  Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека.

2)  А Бим калачиком ложится в ногах или, если сказано «на место», уйдёт на свой лежак в угол и будет ждать.

3)  Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.

4)  В этом основа, соль дружбы.

5)  И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые, ласковые пальцы.

Пояснение. 

Эпитет  — это красочное, художественное определение.

3)  Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.

5)  И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые, ласковые пальцы.

Ответ: 35


8. Лексический анализ. В предложениях 2−3 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Пояснение. 

В предложении 3 используется фразеологизм РОВНЫМ СЧЁТОМ. Фразеологизм — это устойчивое словосочетание, извлекаемое из нашей памяти в готовом виде и обладающее неделимым смыслом.

Ответ: ровнымсчетом|ровнымсчётом

9. Сочинение. 

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В. Г. Короленко: «Русский язык ... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. Г. Короленко.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3.  Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём основа настоящей дружбы?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваш и рассуждения: один пример-аргумент приводите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение. 

9.1 Русский язык  — один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания. Об этом говорит В. Г. Короленко: «Русский язык … обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Попробуем разобраться в правомочности этого утверждения на примерах из текста Л. Улицкой.

Предложение 28 представляет собой развёрнутую метафору: «Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь». С её помощью автор даёт понять, насколько сильным может быть чувство, зародившееся в юном возрасте.

В предложении 10 фразеологизм «был мишенью» используется как изобразительно-выразительное средство для передачи незавидности положения в классе Михи. Куда ещё хуже, если уже как под прицелом от нескончаемых насмешек?

Таким образом, приведенные примеры подтверждают высказывание Короленко о том, в нашем языке достаточно слов, чтобы передать все наши чувства, переживания, настроения.

9.2 Приведённые строки текста Г. Н. Троепольского на самом деле определяют понятие дружбы. Действительно, дружба  — это когда «…каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы». Очень важно для каждого из нас чувствовать надёжное плечо друга, готового прийти на помощь, не только в трудные моменты, но и каждый день.

Подтвердим это примерами из текста. Иван Иваныч заботится о маленьком, беззащитном щенке: выкармливает его из соски, гладит своими большими ласковыми руками, заменяет щенку мать. Постепенно Бим (так назвали щенка) научился понимать своего хозяина с полуслова, чувствовать настроение. Об этом читаем в предложениях 29-32.

Очень хорошо о дружбе человека и собаки сказано в предложении 37: «Друзья всё больше и больше понимали друг друга, любили и жили на равных  — человек и собака». Друзья жили на равных  — это правильно, так и должно быть в настоящей дружбе. Нельзя, чтобы один подчинял себе другого, а то какая же это дружба…

Умение дружить  — это дар и талант, ниспосланный свыше. Не каждый может пожертвовать чем-то важным и дорогим ради друга. Этому нужно учиться, тогда, наверняка, сумеешь обрести настоящего друга. А Бим оказался настоящим другом, преданным, верным, способным ждать даже тогда, когда надежды на возвращение друга уже не оставалось.

9.3. Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Кто, как не друг, поддержит или поможет; кто, как не подруга, разделит с тобой тайну и сохранит её; кто, как не друзья, станет за тебя горой и не даст бросить школу из-за проблем дома...Невозможно перечислить всё, что могут друзья. Вот почему желание иметь друга и дружить так естественно и так необходимо человеку.

О трогательной дружбе между человеком и собакой рассказывает Г. Троепольский. Крохотный щенок с первых дней своей жизни оказался в руках доброго и любящего его человека. Бим растёт, учась понимать привычки хозяина, команды, чувствовать настроение человека. Между щенком и хозяином возникает взаимопонимание и складываются такие отношения, при которых каждый отдаёт столько, сколько может, и именно в этом автор видит самую суть дружбы.

Мне вспоминается история о волке, которого Джек Лондон назвал Белый клык. Через сколько жизненных испытаний прошёл волчонок от рождения и до того момента, пока не обрёл настоящего хозяина...В его жизни было столько человеческой жестокости, что, казалось бы, он никогда не сможет стать другом семьи, в которую попал. Но доброе отношение и любовь хозяина делают невозможное: Белый Клык становится не просто другом, он спасает семью от преступника, бросаясь на него, идя практически на гибель. Не каждая собака, которую холят и лелеют, способна на такое. И не каждый друг-человек, к сожалению...

В народной мудрости бытует фраза: «Собака — друг человека». И это не просто фраза, это истина.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!