СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 8.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочные задания (с 1 по 9) для подготовки к ОГЭ по русскому языку с ответами и пояснениями.

Просмотр содержимого документа
«Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 8.»

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ 2023 по русскому языку.

Изложение. Тесты. Сочинение.

Вариант 8.



1. Изложение

Текст, начинающийся словами «Испытания ждут дружбу всегда».

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Расшифровка записи

Испытания ждут друж­бу всегда. Глав­ное из них се­год­ня — из­ме­нив­ший­ся уклад, пе­ре­ме­на в об­ра­зе и рас­по­ряд­ке жизни. С уско­ре­ни­ем темпа жизни, со стрем­ле­ни­ем быст­ро ре­а­ли­зо­вать себя при­шло по­ни­ма­ние зна­чи­мо­сти времени. Рань­ше не­воз­мож­но было представить, например, чтобы хо­зя­е­ва тя­го­ти­лись гостями. Теперь, когда время — цена до­сти­же­ния своей цели, отдых и го­сте­при­им­ство пе­ре­ста­ли быть значимыми. Ча­стые встре­чи и не­то­роп­ли­вые бе­се­ды не яв­ля­ют­ся уже не­пре­мен­ны­ми спут­ни­ка­ми дружбы. В силу того что живём мы в раз­ных ритмах, встре­чи дру­зей ста­но­вят­ся редкими.

Но вот парадокс: рань­ше круг об­ще­ния был ограничен, се­год­ня че­ло­ве­ка угне­та­ет из­бы­точ­ность вы­нуж­ден­но­го общения. Осо­бен­но это за­мет­но в го­ро­дах с вы­со­кой плот­но­стью населения. Мы стре­мим­ся обособиться, вы­брать уединённое место в метро, в кафе, в чи­таль­ном зале библиотеки.

Казалось бы, такая из­бы­точ­ность обя­за­тель­но­го об­ще­ния и стрем­ле­ние к обособ­лен­но­сти долж­ны све­сти по­треб­ность в друж­бе к минимуму, сде­лать её на­все­гда неактуальной. Но это не так. От­но­ше­ния с дру­зья­ми оста­ют­ся на пер­вом месте. Их су­ще­ство­ва­ние со­гре­ва­ет душу уверенностью, что нам все­гда есть с кем по­де­лить­ся ра­до­стью и к кому об­ра­тить­ся за по­мо­щью в самую труд­ную минуту. (По Н. П. Крыщуку)

Пояснение. 

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

1.  Определите тему текста.

2.  Сформулируйте основную мысль.

3.  Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4.  Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5.  Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

 

1

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Встречи друзей становятся редкими.

2

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место где-либо.

3

Такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу.



Тесты.

2.  Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс. (2)Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти. (3)Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях. (4)Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80% необходимого количества соли, ну а нам в сутки нужно всего-то 6−8 г хлорида натрия. (5)Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы.

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)  Предложение 1 осложнено однородными членами предложения.

2)  Предложение 2 простое.

3)  Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

4)  Первая часть предложения 4  — односоставное неопределённо-личное предложение.

5)  Предложение 5 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

Пояснение. 

Проанализируем предложения.

(1)Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс.  — Верно утверждение 1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения.

(2)Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти.  — Верно утверждение 2) Предложение 2 простое.

(3)Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях.  — Верно утверждение 3) Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

(4)Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80% необходимого количества соли, ну а нам в сутки нужно всего-то 6−8 г хлорида натрия.  — В связи с тем, что первая часть предложения является двусоставной, неверно утверждение 4) Первая часть предложения 4  — односоставное неопределённо-личное предложение.

(5)Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы.  — В связи с тем, что в предложении три основы, а не четыре, неверно утверждение 5) Предложение 5 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

Ответ: 123


3.  Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Музей льна и берёсты в Костроме (1) один из тех музеев (2) которые можно найти только в таких старых городах. Примечательно (3) что берёста и лён кажутся не слишком родственными материалами (4) но (5) если вспомнить (6) что наши далёкие предки носили в основном льняную одежду (7) а лапти долго были на Руси единственным общедоступным видом лёгкой обуви (8) становится понятно (9) почему лён и берёста соседствуют в одном музее.

Пояснение. 

Расставим знаки препинания:

[Музей льна и берёсты в Костроме (1)  — один из тех музеев], (2) (которые можно найти только в таких старых городах). {[Примечательно], (3) (что берёста и лён кажутся не слишком родственными материалами)}, (4) {[но, (5) (если вспомнить), (6) ({что наши далёкие предки носили в основном льняную одежду, (7) а лапти долго были на Руси единственным общедоступным видом лёгкой обуви}), (8) становится понятно], (9) (почему лён и берёста соседствуют в одном музее)}.

1)  тире между подлежащим и сказуемым;

2)  запятая отделяет придаточное предложение от главного;

3)  запятая отделяет придаточное предложение от главного;

4)  запятая на границе частей, связанных сочинительным союзом НО;

5)  и 6) выделяют придаточное предложение;

7)  запятая на границе частей, связанных сочинительным союзом А;

8)  запятая на границе частей в сложном предложении;

9)  запятая отделяет придаточное предложение от главного.

Ответ: 23456789


4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «деревянные сиденья», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

Пояснение. 

Управление — вид связи в словосочетании, при котором главное слово требует от зависимого употребления в определенном падеже.

Словосочетание «деревянные сиденья», построенное на основе согласования, можно заменить синонимичным словосочетанием СИДЕНЬЯ ИЗ ДЕРЕВА со связью управление.

Ответ: сиденьяиздерева


5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  И3ЛОЖЕНИЕ  — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется ударением.

2)  БЕССМЕРТНЫЙ (подвиг)  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

3)  ИЗДАВНА  — написание суффикса -А в наречии определяется наличием приставки ИЗ-.

4)  КОЖАНЫЙ  — в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.

5)  ЛИШЬ  — в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.

Пояснение. 

1)  И3ЛОЖЕНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется ударением.  — НЕВЕРНО. Правописание гласной в этом корне объясняется так: в корнях -лаг-—-лож- перед Г пишем А, перед Ж пишем О. Может быть объясняться и наличием суффикса А за корнем: если есть суффикс -А-, то и в корне пишем А;

2)  БЕССМЕРТНЫЙ (подвиг) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.  — ВЕРНО.

3)  ИЗДАВНА — написание суффикса -А в наречии определяется наличием приставки ИЗ-.  — ВЕРНО.

4)  КОЖАНЫЙ — в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.  — ВЕРНО.

5)  ЛИШЬ — в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.  — НЕВЕРНО. На конце наречий после шипящих пишется Ь, но не во всех, есть слова-исключения. А слово ЛИШЬ может являться частицей или союзом, но не наречием.

Ответ: 234


6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Андрейка пришёл к дому Алки вместе со своим дедом.

2)  Алка отказалась брать цветы.

3)  Дед и внук были очень похожи.

4)  Дед хотел наказать внука за плохое поведение в школе.

5)  Дед заставил внука извиниться перед девочкой, потому что хотел, чтобы внук стал благородным и смелым человеком.

(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.

— (3)Андрей Лысов тут живёт?  — спросила полноватая девочка.

— (4)Тут,  — признался дед.

— (5)Мы пришли высказать ему осуждение,  — продолжила девочка.

(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.

— (8)У нас в дневнике всё записано,  — сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.

— (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы»,  — грустно прочитал дед.

— (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал,  — сказал мальчик.

(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:

— (12)Так зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?

— (13)Так просто,  — буркнул мальчик.

— (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?

(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:

— (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну  — она меня книжкой  — хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь  — как плакса плачет...

(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.

— (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.

(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.

(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.

(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.

— (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.

— (31)Чего смотреть, на болонок похожи,  — убитым тоном сказал внук.

— (32)Нет, болонка  — собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.

(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые...»

(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!»  — и поставил его рядом с собой.

(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:

— Это тебе... эти ледянистые...

(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах. (По В. И. Одноралову) ** Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) — оренбургский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.

Пояснение. 

1)  Андрейка пришёл к дому Алки вместе со своим дедом.  — Подтверждается предложениями 35-36.

2)  Алка отказалась брать цветы.  — НЕВЕРНО. Противоречит предложению 39.

3)  Дед и внук были очень похожи.  — ВЕРНО. Подтверждается предложением 6.

4)  Дед хотел наказать внука за плохое поведение в школе.  — НЕВЕРНО. нет такой информации в тексте.

5)  Дед заставил внука извиниться перед девочкой, потому что хотел, чтобы внук стал благородным и смелым человеком.  — ВЕРНО. Можно сделать такой вывод из содержания приведённого фрагмента.

Ответ: 135


7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых нет сравнения.

1)  — А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал,  — сказал мальчик.

2)  Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.

3)  Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.

4)  Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

5)  Но дед кратко сказал: «Не трусь!»  — и поставил его рядом с собой.

Пояснение. 

Сравнение  — сопоставление предметов или явлений.

В предложении 2 сравнение  — словно вихрь; в предложении 3 сравнение  — котенком; в предложении 4 сравнение  — словно они впрямь были изо льда и могли разбиться. Нет сравнения в предложении 1 и 5.

Ответ: 15


8. Лексический анализ. В предложениях 34−39 найдите разговорный синоним к слову сказал. Выпишите этот синоним.

Пояснение.

Синонимы  — слова, близкие по значению. Сказал  — промямлил (предложение 38).

Ответ: промямлил


9. Сочинение

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ф. И. Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3.  Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваш и рассуждения: один пример-аргумент приводите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение. 

9.1 Сказу́емое (в синтаксисе)  — главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: «что делает предмет (или лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?», «что он такое?», «кто он такой?» и т. п. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим. Особую роль выполняет сказуемое в односоставном предложении (кроме назывного), ведь является единственным членом предложения, представляющем основу, а значит заключающим в себе главный смысл. Именно поэтому роль сказуемого в предложении можно считать основной в высказывании, суждении.

Попробуем доказать это на примерах из текста В. И. Одноралова. Так, в предложениях №21—22 (Я раньше её дёрну  — она меня книжкой  — хлоп! И обоим смешно!) представлены разные виды сказуемых. Предложение 21 сложное бессоюзное: первая часть  — двусоставное предложение, в котором сказуемое «дерну» обозначает действие, производимое подлежащим «я»; вторая часть  — двусоставное предложение, в котором сказуемое «хлоп» обозначает действие, производимое подлежащим «она». Предложение 22  — безличное, в нем основа представлена сказуемым «смешно», выражающим состояние героев. Без сказуемых и в первом, и во втором случаях высказывания потеряли бы смысл, поэтому на них фактически и держится фраза.

Таким образом, нам удалось доказать высказывание известного лингвиста Ф. И. Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

9.2 Кто из нас не испытывал в своей жизни особые переживания по поводу первой любви, когда при виде виновника наших переживаний захватывало дух, подкашивались ноги, потели руки и лоб. Когда хотелось постоянно видеть, слышать и быть рядом с объектом наших воздыханий. Трудно описать состояние, когда ты влюблён.

Именно об этом финальные строки текста В. Одноралова. Алка предстала для Андрея в новом свете  — она засияла в отражении астр, потому что очень ему нравилась, а он впервые попытался наладить с ней отношения «цивилизованным путём».

О том, что Алла нравится Андрею догадался дед. В предложении 17 находим этому подтверждение. Андрей старается привлечь внимание девочки к себе, но как это сделать, не знает.

Наверняка и Алле нравится Андрей, а иначе почему она так изменилась? Об этом сказано в предложении номер 22: «А сейчас чуть-чуть тронешь  — как плакса плачет... » Но Андрей об этом не догадывается и потому даже ревнует: «А теперь она всё: Толик да Толик» (предложение номер 19).

Это прекрасно, когда тебе на пути встретилась настоящая любовь, это значит, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных чувств на земле.

9.3. Прощение  — умение не таить обиду, относиться по-доброму к человеку, который, возможно, тебя обидел или причинил тебе боль. Прощать способен только великодушный человек, поэтому можно сказать, что прощение  — это удел избранных.

В тексте В. Одноралова таким человеком является Алка. Она простила Андрея, простила искренне, смогла забыть свою обиду и дала шанс своему обидчику стать лучше.

Часто бывает, что мы, не задумываясь, можем обидеть человека. Например, когда нам не хочется что-то делать дома, а мама просит нас это сделать, мы срываемся и отвечаем ей грубостью. Мама прощает нас, потому что любит и верит, что мы всё поймём со временем. Не знаю, как вы, а я в такие минуты искренне сожалею о своём поступке и стремлюсь не повторять его больше, чтобы не обидеть самого дорогого мне человека. Так мама своим прощением делает меня лучше.

Надо учиться прощать, не таить злобы, тогда тебе самому станет легче и окружающие тебя люди, возможно, будут становиться лучше рядом с тобой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!