«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ № 6
_________ /А.А. Игнатьев/
Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ № 6
муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
Рабочая программа кружка «Юные друзья полиции»
Учитель: Бунина Ангелина Александровн
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенную ситуацию в России. Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь, наркотики, курящих, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. И все это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.
Цель отряда «ЮДП»: духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях осознанного правопослушного поведения, привлечения подростков к пропаганде основ безопасности, коллективизма, долга, патриотизма, оказание помощи инспектору по делам несовершеннолетних в поддержании общественного порядка в общеобразовательном учреждении, профилактика безопасности и правонарушений среди учащихся, требующих самостоятельного сознанного выбора поведения и ответственности за него, правовое воспитание подростков, подготовка их к работе в правоохранительных органах.
Задачи:
Обучающие:
Просветительская работа среди учащихся по правовым вопросам, снижение «правового нигилизма» учащихся;
Создание системы стимулов для ведения законопослушного образа жизни;
Активная пропаганда правового просвещения учащихся.
Развивающие:
Содействовать формированию у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
Обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
Воспитывающие:
Наблюдение за правопорядком в своём учебном заведении;
Повысить уровень доверия населения к правоохранительным органам;
Профилактическая работа по предупреждению правонарушений в подростковой среде;
Работа с «трудными» подростками по привлечению их к позитивно направленной деятельности;
Предупреждение правонарушений и преступлений детьми и подростками в школе.
Внеурочная деятельность рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Структура программы
Программа отряда «Юные друзья полиции» основана на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в отряде и распределение обязанностей.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеофильмы и презентации.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Программа включает следующие разделы:
1.Изучение правовых основ
2. Предупреждение правонарушений и преступлений детьми и подростками в школе в форме агитбригады
3. Проведение викторин, игр, соревнований, исследовательских работ учащихся по праву
Занятия в отряде «Юные друзья полиции» состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает изучение правовых основ, формирование у учащихся правовой культуры и ответственности. Практическая часть работы направлена на предупреждение правонарушений и преступлений детьми и подростками и наблюдение за правопорядком в школе, а также проведение викторин и конкурсов по данной проблематике.
Формы работы
Формы занятий – в основном групповые занятия для изучения правовых основ, выступления в агитбригаде для формирования у учащихся правовой культуры и ответственности, но бывают и индивидуальные занятия для отработки выступления на классных часах с целью профилактики по предупреждению правонарушений в подростковой среде.
Основными формами проведения занятий являются:
профилактические беседы;
просмотр наглядных материалов;
выступление в агитбригаде;
круглый стол и тематические дни;
викторины и конкурсы.
Выступление в агитбригаде, проведение круглых столов и тематических дней на тему: «Правовые основы гражданина», организация конкурсов и викторин в классах - все это направлено на профилактику предупреждений правонарушений в подростковой среде.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут изучить все правовые основы, необходимые каждому человеку, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы, что немало важно для гармоничного развития личности. Важно, что в отряде «ЮДП» дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться с правонарушителем и со зрителями при выступлении в агитбригаде. Дети привносят в работу элементы своих идей, предлагают свои конкурсы и викторины, а также организацию работы участников отряда в школе.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью участников кружка в процессе занятий;
промежуточный – занятия-зачеты, выступление в агитбригаде, проведение тематических дней, конкурсов и викторин;
итоговый – проведение круглого стола и сравнение количество учащихся «группы риска» и правонарушителей в школе с прошлогодним и с текущим годом.
Формой подведения итогов считать: изучение правовых основ и проведение занятия – зачёта по основам права, выступление с агитбригадой в школе, проведение тематических дней, круглого стола, конкурсов и викторин, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях и классных часах.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать:
правовые нормы, правила поведения, правила дорожного движения и другие основные правовые акты, регламентирующие поведение детей и подростков;
основы проведения профилактических и разъяснительных работ, ответственности за совершение противоправных действий среди сверстников;
куда и к кому обратиться за помощью, знать номера телефонов (полиции, скорой помощи и других служб города);
как осуществлять правовую пропаганду среди детей и подростков в школе;
основы конфликтологии и пути разрешения конфликтов.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать общепринятые нормы и правила поведения;
воспитать чувства честности, справедливости, принципиальности, требовательности к себе и окружающим;
провести пропаганду правового просвещения учащихся;
наблюдать за правопорядком в своём учебном заведении;
провести профилактическую работу по предупреждению правонарушений в подростковой среде;
разрешать конфликты среди школьников;
проводить тематические дни, соревнования, конкурсы и викторины, закрепляющие знания по правовым вопросам.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьниками правовых знаний): Изучение правовых норм, правил поведения, правил дорожного движения и других основных правовых актов, регламентирующих поведение детей и подростков; предупреждение нарушений прав окружающих людей в школе.
Результаты второго уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии, самовоспитания и самообразования; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): участники отряда «ЮДП» могут приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
осознание значимости соблюдения правовых основ в школе и обществе;
потребность сотрудничества с одноклассниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других людей;
чувства честности, справедливости, принципиальности, требовательности к себе и окружающим;
уважительное отношение к правоохранительным органам.
Учебно-тематический план работы
отряда юных друзей полиции
на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Содержание работы | Всего часов |
1 | Вводное занятие. Общий сбор членов отряда ЮДП, цели и задачи работы и выборы штаба отряда, распределение обязанностей | 1 |
2 | Основные права и обязанности участников образовательного процесса | 4 |
3 | Профилактические беседы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и учащихся «группы риска» | 7 |
4 | Конкурс рисунков «Полицейский в школе», «Личная безопасность» | 1 |
5 | Проведение викторин, тематического дня, круглого стола и подведение итогов | 20 |
6 | Заключительное занятие. Подведение итогов за 2014-2015 учебный год. План работы на следующий учебный год. Награждение участников отряда ЮДП | 1 |
| Итого: | 34 |
Итого – 34 часа.
Группа – 15 человек.
Содержание программы (34 часа)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. (1 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель отряда ЮДП знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения в кружке, с инструкциями по охране труда. Определение целей и задачей работы отряда ЮДП, выборы штаба отряда и распределение обязанностей.
2 раздел. (4 часа) Изучение правовых основ. Изучение основных прав и обязанностей участников образовательного процесса.
Задачи учителя. Познакомить детей с правовыми основами; с основными законами и правами человека, воспитать патриотизм, чувства честности, справедливости, принципиальности, требовательности к себе и окружающим. Внушить участникам отряда «ЮДП» осознание значимости соблюдения правовых основ в школе и обществе.
3 раздел. (7 часов) Профилактические беседы. Профилактические беседы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и учащихся «группы риска». Объяснить необходимость соблюдения общепринятых норм и правил поведения; провести пропаганду правового просвещения учащихся; провести профилактическую работу по предупреждению правонарушений в подростковой среде.
Задачи учителя. Обучить основам конфликтологии и способам разрешения конфликтов, а также научить участников отряда «ЮДП» ораторскому искусству и выступлению на публике.
4 раздел. (1 час) Конкурс рисунков. Провести конкурс рисунков «Полицейский в школе» и «Личная безопасность» среди учащихся 3-х – 6-х классов. Подвести итоги конкурса и наградить учащихся за лучшие рисунки. Задачи учителя. Организовать проведение конкурса рисунков и подвести итоги с отрядом «ЮДП» и членами жюри.
5 раздел. (20 часов) Проведение викторины, конкурсов, тематического дня и круглого стола. Проведение викторин, тематического дня, круглого стола и подведение итогов по правовым основам. Награждение участников, ответивших правильно на большинство вопросов.
Задачи учителя. Научить участников отряда «ЮДП» ораторскому искусству и выступлению на публике. Организовать проведение викторин, тематического дня, круглого стола и подвести итоги с отрядом «ЮДП» и членами жюри.
6 раздел. (1 час) Заключительное занятие. Подведение итогов за 2018-2019 учебный год. План работы на следующий учебный год. Награждение участников отряда ЮДП.
Календарно – тематическое планирование
кружка «Юные друзья полиции»
на 2018-2019 уч. г. (34 часа)
№ |
Тема |
Основное содержание работы |
Кол-во часов | Дата |
По плану | Фактически |
1 | Вводное занятие. | Провести общий сбор членов отряда ЮДП, цели и задачи работы и выборы штаба отряда, распределение обязанностей. | 1 | 05.09 | |
2 | Основные понятия и определения, необходимые для отряда ЮДП | Изучить понятие правопорядка и его основные черты. | 1 | 9.09 | |
3-4 | Права и обязанности участников образовательного процесса | Изучить права и обязанности участников образовательного процесса | 2 | 16.09 23.09 | |
5-6 | Оформление уголка «ЮДП» | Оформить уголок «Отряд ЮДП» | 2 | 30.10 7.10 | |
7-8 | Профилактические беседы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних | Провести беседы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся «группы риска» | 2 | 14.10 21.10 | |
9 | Выявить ребят, склонных к совершению правонарушений | Выявить ребят, склонных к совершению правонарушений и провести с ними теоретические занятия по предупреждению правонарушений и преступлений | 1 | 28.10 | |
10-11 | Провести конкурс рисунков | Провести конкурс рисунков «Полицейский в школе», «Личная безопасность» и оформить выставку | 2 | 11.1119.11 | |
12-13 | Подготовка к районному слёту ЮДП | Подготовка участников отряда ЮДП к районным соревнованиям | 2 | 25.11 04.12 | |
14 | Принять участие в районном слёте ЮДП | Выступить на районном слёте ЮДП с агитбригадой и знаний основных законов РФ | 1 | 09.12 | |
15-17 | Подготовить программу агитбригады | Подготовить программу агитбригады «Подросток и закон» и выступить в школе | 3 | 16.12 23.12 13.01 | |
18-19 | Организовать и провести конкурс «О вреде алкоголизма и наркомании» | Организовать и провести конкурс «О вреде алкоголизма и наркомании» на лучшее наглядное пособие по данной тематике | 2 | 20.01 27.01 | |
20 | Провести по классам викторину по правам ребёнка | Провести по классам викторину по правам ребёнка, подвести итоги, отметить лучших | 1 | 03.02 | |
21 | Перед началом зимних каникул провести в классах беседы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних | В классах перед началом зимних каникул провести беседы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних | 1 | 10.02 | |
22 | Провести игру во 2-х – 4-х классах | Игра «Масса разных забав» (2-5кл.) | 1 | 17.02 | |
23 | Провести игру в 5-7-х классах | Игра «Невинные жертвы» (6-7кл.) | 1 | 26.02 | |
24 | Провести игру в 8-х -9-х классах | Акция «Обменяй сигарету на конфету» (8-9кл.) | 1 | 03.03 | |
25 | Провести игру в 10-х - 11-х классах | Акция «Молодежь» против наркотиков | 1 | 10.03 | |
26 | Провести встречу с инспектором ГАИ, инспектором по делам несовершеннолетних. | Встреча с инспектором ГАИ и инспектором по делам несовершеннолетних. Беседа на тему «Знай правила движенья как таблицу умноженья» и «Знай свои права» | 1 | 17.03 | |
27 | Проведение викторины среди учащихся 5-6 классов. | Проведение викторины среди учащихся 5-6 классов по правилам дорожного движения. | 1 | 30.04 | |
28 | Провести день правовых знаний - круглый стол. | День правовых знаний - круглый стол с участием специалистов правоохранительных органов, органов системы профилактики по теме «Роль ученического сообщества, органов ученического самоуправления, детских общественных организаций в профилактике правонарушений среди школьников» | 1 | 07.04 | |
29 | Провести теоретические и практические занятия по правовым знаниям с ребятами | Провести теоретические и практические занятия по правовым знаниям с ребятами, склонными к совершению правонарушений и состоящими на учете в ОДН ОМВД, КДН и ЗП и внутришкольном учете | 1 | 14.04 | |
30 | Провести день школьного инспектора | День школьного инспектора: Провести рейд по классам | 1 | 21.04 | |
31 | Провести день школьного инспектора | Провести викторину «Знатоки права» | 1 | 28.04 | |
32 | Провести день школьного инспектора | Провести игру «Юный правовед» | 1 | 12.05 | |
33 | Подведение итогов по викторинам | Подведение итогов по викторинам и награждение лучших. | 1 | 19.05 | |
34 | Заключительное занятие | Подведение итогов за 2018-2019 учебный год. План работы на следующий учебный год. Награждение участников отряда ЮДП | 1 | 26.05 | |
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
______________ /Павлова Е. В./
«_______»___________ 20____г.
Список обучающихся , посещающих кружок
№ | Фамилия имя | Дата рождения | Класс |
1 | Баранов Илья Сергеевич | 17.10.2005 | 7и |
2 | Васин Михаил Игоревич | 14.10.2005 | 7и |
3 | Деева Александра Владимировна | 09.12.2005 | 7и |
4 | Казарян Гор Багратович | 11.07.2005 | 7и |
5 | Муродова Амиробону Рустамовна | 08.06.2005 | 7и |
6 | Нуриева Юлия Валерьевна | 03.07.2005 | 7и |
7 | Сечина Влада Вадимовна | 24.12.2005 | 7и |
8 | Черняева Алина Максимовна | 11.03.2005 | 7и |
9 | Чигинцева Ирина Ярославовна | 22.03.2005 | 7и |
10 | Токарская София Константиновна | 30.12.2008 | 4а |
11 | Суворова Арина Алексеевна | 31.12.2008 | 4а |
12 | Бакрадзе Нино Кобовна | 07.004.2008 | 4б |
13 | Давыденко Анастасия Артемовна | 07.10.2008 | 4б |
14 | Аскарова Сирена Аскаровна | 27.01.2008 | 4б |
15 | Мунирова Сафина Ренатовна | 04.09.2008 | 4б |