СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему "Исследовательская деятельность школьников как технология дополнительного образования в современной школе"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность учащихся в современной школе.

  Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;

наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и

конференции.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему "Исследовательская деятельность школьников как технология дополнительного образования в современной школе"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9

(с начальной профессиональной подготовкой)















Исследовательская деятельность школьников как технология дополнительного образования в современной школе























Дубовцев Николай Леонидович,

учитель географии

МКОУ «СОШ №9 г. Аша, Челябинской области

(с профессиональным обучением)»

Содержание

Введение.

1. Исследовательская деятельность учащихся в современной школе.

1.1. Учебное исследование и научное исследование.

1.2. Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности.

1.3. Специфика реализации исследовательских задач в школе.

1.4. Представление исследований.

1.5. Роль учителя в проектно-исследовательском обучении.

2. Научное общество учащихся.

2.1. Цели и задачи научного общества учащихся.

2.2. Содержание и формы работы научного общества учащихся.

2.3. Структура НОУ

3. Исследовательские работы НОУ «Искатели» МКОУ СОШ № 9 г. Аша.

3.1. Изучение степени антропогенного воздействия на левый берег долины реки Аша, на участке: «Старое русло – Устье реки».

3.2. Образование островов в нижнем течении реки Аша.

Литература.


Введение.

В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Организация исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач: организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем.

1. Исследовательская деятельность учащихся в современной школе.

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;

наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и

конференции.



1.1. Учебное исследование и научное исследование.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не только получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).[3]

1.2. Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности.

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» — «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

1.3. Специфика реализации исследовательских задач в школе.

Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанными с общими принципами проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знаний.[1]

Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.[2]

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.

1.4. Представление исследований.

Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

1.5. Роль учителя в проектно-исследовательском обучении.

Роль учителя в проектно-исследовательском обучении меняется. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Научное исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

представление результатов своей деятельности и хода работы;

презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). [2]

2. Научное общество учащихся.

Научное общество учащихся (НОУ) – добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

2.1. Цели и задачи научного общества учащихся.

Активно включать учащихся в процесс самообразования и саморазвития;

Содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;

развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;

знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;

учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу;

способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;

содействовать профессиональному самоопределению учащихся.

2.2. Содержание и формы работы научного общества учащихся.

Составление программ, разработка проектов и тем исследований;

удовлетворение персонального спроса участников НОУ на изучение интересующих их проблем;

участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках;

участие в научно-практических конференциях;

выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;

подготовка творческих работ и их публикация в сборниках.

2.3. Структура НОУ




3. Исследовательские работы НОУ «Искатели» МКОУ СОШ № 9 г. Аша

3.1. Изучение степени антропогенного воздействия на левый берег долины реки Аша, на участке: «Старое русло – Устье реки» (Диплом I степени на Уральской межрегиональной конференции юных исследователей «Интеллектуалы 21 века» г. Челябинск, 2012г.)

Работу выполнил Неижмаков Сергей

11 класс, МКОУ СОШ №9, г. Аша

Научный руководитель: Дубовцев Николай Леонидович

Цель работы:

1. Оценить степень антропогенного воздействия на левый берег долины реки Аша, на участке: «Старое русло – Устье реки».

2. Подготовить материалы для печатных и электронных средств массовой информации.

Задачи работы:

1. С помощью глазомерной съемки, составить топографический план левого берега нижнего течения долины реки Аша на участке: «Старое русло – Устье реки».

2. Определить и описать виды хозяйственной деятельности человека на левом берегу нижнего течения долины реки Аша, на участке: «Старое русло-Устье реки».

Предмет исследования:

1.Левый берег нижнего течения долины реки Аша.

2. Хозяйственная деятельность человека.

Методы исследования:

1. Анализ теоретической литературы.

2. Визуальные наблюдения на местности.

3. Картографический метод.

Работа проводилась в несколько этапов:

1. Анализ литературы по теме исследования.

2. Построение топографического плана в масштабе 1: 8000

3. Обозначение районов хозяйственной деятельности человека на построенном топографическом плане.

4. Построение квадратной палетки 2x2 мм.

5. Определение площади антропогенного воздействия.

6. Определение степени антропогенного воздействия.

7. Камеральная обработка собранного материала.

В ходе работы была собрана информация о видах хозяйственной деятельности человека на левом берегу нижнего течения долины реки Аша.

В результате полевых работ на местности был построен топографический план левого берега нижнего течения долины реки Аша.

Общая площадь измененных хозяйственной деятельностью территорий составила 8096 квадратных метров.

Таким образом, степень измененности левого берега нижнего течения долины реки Аша, на участке: «Старое русло-Устье реки» является слабой – 25 процентов от общей площади исследуемой территории. Собранные материалы, результаты работы были напечатаны в школьной газете «Девяточка» и размещены на сайте школы. (http://74214s007.edusite.ru).


3.2. Образование островов в нижнем течении реки Аша (Диплом III степени на Уральской межрегиональной конференции юных исследователей «Интеллектуалы 21 века» г. Челябинск, 2007г.)

Работу выполнил Хафизов Марсель Мигранович учащийся 9 класса МОУ СОШ №9 г. Аша Челябинской области.

Научный руководитель: Дубовцев Николай Леонидович

Цели и задачи нашей работы:

1. С помощью маршрутной съёмки составить план нижнего течения реки Аша на участке: «Старое русло – Устье реки».

2. Нанести на топографический план и дать название островам в нижнем течении реки.

3. Используя литературу по теме работы и собственные наблюдения объяснить образование островов в нижнем течении реки Аша.

Предмет исследования:

1. Размывающая работа текучей воды, материал, который создаётся этой работой – мелкие частицы, песка, глины, гальки, которые река вымывает из своих берегов.

2. Области размыва и области отложения, переносимого рекой материала.

3. Острова в нижнем течении, которые образовались в результате геологической работы текучей воды.

Методы исследования:

1. Анализ теоретической литературы.

2. Работа с топографическим планом нижнего течения реки Аша.

3. Визуальные наблюдения на местности.

Работа проводилась в четыре этапа:

1. Знакомство с литературой по теме исследования.

2. Составление плана местности в масштабе, в 1: 2000; 1: 8000

3. Визуальные наблюдения за работой текучей воды.

4. Камеральная обработка полевых исследований.

В результате полевых исследований нижнего течения реки Аша на участке: «Старое русло – Устье реки» на план местности были нанесены девять островов и даны им названия. В геологической истории образования, которых наблюдаются, как сходства, так и различия. Такие острова, как Скучный, Средний, Весёлый, Большой, Лысый представляют собой уцелевшие участки долины реки, образовавшиеся в результате врезания течения реки в подмываемый берег. Ведущим фактором в образовании таких островов как: Первый, Второй, Третий, Одинокий была не размывающая работа текучей воды, а накопление переносимого рекой материала (песка, гальки, ила) на отмели.

Из анализа плана местности видно, что все острова образовались в местах изгиба реки, в местах замедленного течения, где вода постепенно отлагает переносимый материал (песок, гальку, ил).


Литература.

1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.

2. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.

3. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.

Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности

http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.




8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!