СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Река Обь- река жизни"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самая актуальная проблема  современности – это загрязнения водоемов и нехватки питьевой воды в России.

Вода – это великая ценность для человечества, и в век информационных технологий, развитой промышленности и постоянного роста численности населения не пора ли задуматься о том, что все природные блага мы не получаем в наследство от своих предков, а берем взаймы у своих потомков. И от качества той питьевой воды, которая течет изпод крана напрямую зависит здоровье людей.

Необходимость воды для обеспечения жизнедеятельности человека обусловлена ролью, которую она играет в круговороте природы, а также в удовлетворении физиологических, эстетических и других потребностей человека, всё это нам даёт  наша река Обь.

Цель проекта:

расширить знания о реке Обь и ее значении для людей,

раскрыть загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.

Задачи:

1.Изучить природный комплекс реки Обь

2. Изучить взаимосвязь и взаимовлияние «река-человек»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Река Обь- река жизни"»

13


Муниципальный этап V научно-исследовательской конференции учащихся «Ступень в будущее»

Исследовательский проект
«Река Обь-река жизни



Работа выполнена:

ИсмаиловойАйшанАслан кызы

Нензеловой Снежаной Юрьевной

ЯНАО, Приуральский район МОУ Школа с. Аксарка,10 класс

Руководитель

Лапина Тамара Сергеевна

"Отличник народного просвещения"; "Старший учитель", Учитель-методист"

ЯНАО, Приуральский район МОУ Школа с. Аксарка,

учитель географии













Введение:

Актуальность темы: Самая актуальная проблема современности – это загрязнения водоемов и нехватки питьевой воды в России.

Вода – это великая ценность для человечества, и в век информационных технологий, развитой промышленности и постоянного роста численности населения не пора ли задуматься о том, что все природные блага мы не получаем в наследство от своих предков, а берем взаймы у своих потомков. И от качества той питьевой воды, которая течет изпод крана напрямую зависит здоровье людей.

Необходимость воды для обеспечения жизнедеятельности человека обусловлена ролью, которую она играет в круговороте природы, а также в удовлетворении физиологических, эстетических и других потребностей человека, всё это нам даёт наша река Обь.

Цель проекта:

расширить знания о реке Обь и ее значении для людей,

раскрыть загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.

Задачи:

1.Изучить природный комплекс реки Обь

2. Изучить взаимосвязь и взаимовлияние «река-человек»

Объекты и предмет исследования:

Река Обь, как объект природного комплекса

Предметом исследования является вода

и взаимосвязи между элементами природного комплекса: «вода и человек»

Теоретическая и практическая значимость работы

Вода-источник жизни и каждому человеку необходимо беречь её.

Материалы проекта могут использоваться на уроках по предметам «География» и «География ЯНАО» в качестве дополнительного материала.

Описание методики проведения исследования:

исследовательская деятельность заключалась в изучении материалов по проблеме с помощью различных информационных источников (энциклопедии, справочники, периодические издания, фотоматериалы, Интернет), анализа проведенных опытов и их систематизации и обобщении







Вода,

у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха,

тебя невозможно описать,

тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать,

что ты необходима для жизни:

ты сама жизнь.

(А. де Сент-Экзюпери.Планета людей)

Кровь Земли – это вода, а кровеносные сосуды – реки, ручьи, озера. Вода на земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека, и, как недавно заметили ученые, структура речной сети очень похожа на структуру кровеносной системы человека.

Река течёт по Западно- Сибирской равнине (Приложение №1)

Название реки

Ненцы, обитающие в низовьях реки, называли её Саля-ям, что означает «мысовая река».Ханты и манси дали ей название Ас — «большая река», селькупы звали реку Квай, Еме, Куай. Эти названия означали — «крупная река». Русские впервые увидели реку в её низовье, когда охотники и купцы вместе с проводниками-зырянами ходили за Уральские горы. И до завоевания Ермаком Сибири край вокруг Оби назывался Обдорским.

Есть версия, что название реки произошло от слова на языке коми, которое означало «снег», «снежный сугроб», «место у снега».

Существует также предположение, что название реки — иранского происхождения, от *ап «вода» тадж. Об. Такое название полноводной реке вполне могли дать степные ираноязычные народы, жившие на юге Западной Сибири в период с раннебронзового века по средневековье.

Ненцы, обитающие в низовьях реки, называли её Саля-ям, что означает «мысовая река». Ханты и манси дали ей название Ас — «большая река», селькупы звали реку Квай, Еме, Куай. Эти названия означали — «крупная река». Русские впервые увидели реку в её низовье, когда охотники и купцы вместе с проводниками-зырянами ходили за Уральские горы. И до завоевания Ермаком Сибири край вокруг Оби назывался «Обдорский».

Есть версия, что название реки произошло от слова на языке коми, которое означало «снег», «снежный сугроб», «место у снега».

Существует также предположение, что название реки — иранского происхождения, от *ап «вода» тадж. Об). Такое название полноводной реке вполне могли дать степные ираноязычные народы, жившие на юге Западной Сибири в период с раннебронзового века по средневековье.

Река образуется на Алтае слиянием рек Бии и Катуни — длина Оби от их слияния составляет 3650 км. (Приложение №1)

Исток (Приложение №2)

Берегинюшка

Огромная равнина. Нет ни гор, ни рек.

Живёт здесь хан Алтай, богатый человек.

Но главное богатство - дочь Катунь

"Как подобрать ей жениха"! - О, сколько дум!

Рядом жил Бий, он у Алтая в пастухах служил.

Любила его страстно красавица Катунь.

Но скрытно, отец того не знал,

А всё богатых женихов он ей искал. 

От безысходности, его родная дочь

Решила убежать с любимым в тёмну ночь.

Проснулся по утру отец, а дочки нет.

Поднял тревогу, чтоб отыскали след.

И объявил: - Кто беглецов этих поймает,

Тому он дочку в жёны обещает.

О, как пустились воины в погоню!

Вот-вот и беглецов уже догонят.

Катунь внезапно превратилась в речку

От страха бьётся нежное сердечко.

Бий ручейком бежит навстречу ей

Вот эти долгожданные объятья с ней.

Соединились воедино с плотью плоть

Так родилась река с названьем Обь.

А воины все превратилась в камни

Так наказал их хан Алтай бесславно.

Отец Алтай окаменел, не вынес горя.

Народ назвал Белухой эту гору.

Среди равнины взгляни, увидишь сам.

Стоит окаменевший воин Батырхан.

                              Р. Куликова

Река Обь впадает в Карское море, образуя залив (около 800 км длиной), который носит название Обская губа. (Приложение3)

Притоки(Приложение4)

Основным притоком реки является Иртыш. Длина от его истока на границе Монголии и Китая до впадения слева в Обь равняется 4 248 км, что превышает длину самой Оби.

Другие значимые притоки:

левые — Песчаная, Ануй, Чарыш, Алей, Барнаулка, Касмала, Шегарка, Чая, Парабель, Васюган, Большой Юган, Северная Сосьва, Щучья,Сыня;

правые — Чумыш, Бердь, Иня, Томь, Чулым, Кеть, Тым, Киевский Ёган, Вах, ВатинскийЕган, Тромъеган, Пим,Лямин, Казым, Полуй

Бассейн

Площадь бассейна Оби составляет 2990 тыс. км2. По этому показателю река занимает первое место в России. Обь также является третьей по водоносности рекой России (после Енисея и Лены). В южной части Оби находится Новосибирское водохранилище(Приложение4), образованное дамбой Новосибирской ГЭС. Плотина сооружалась с 1950 по 1961 годы; при создании водохранилища было затоплено много деревень и основная часть города Бердска. Обское море (как его называют местные жители) служит местом отдыха многим новосибирцам, на его берегах расположены многочисленные базы отдыха и санатории. Сюда приезжают туристы и из соседних регионов.

По характеру речной сети, условиям питания и формирования водного режима Обь делится на 3 участка: верхний, средний и нижний(Приложение4)

Питание и режим реки Приложение (5,6,7)

Питание реки преимущественно снеговое. За период весенне-летнего половодья река приносит основную часть годового стока. В верхнем течении половодье — с начала апреля, в среднем — со второй половины апреля, а в нижнем — с конца апреля — начала мая. Подъём уровней начинается ещё при ледоставе; при вскрытии реки в результате заторов — интенсивные кратковременные подъёмы уровней. Из-за этого у некоторых притоков возможно обращение направления течения. В верхнем течении половодье заканчивается в июле, летняя межень неустойчива, в сентябре — октябре дождевой паводок. В среднем и нижнем течении спад половодья с наслаивающимися дождевыми паводками продолжается до ледостава.

Наводнение на реке Обь(видеоролик) Приложение (8)

Наша река очень красива, природа по берегам реки меняется по течению

Красоты реки Обь(видеоролик) Приложение (9)



Хозяйственное использование реки

Издавна на Оби было развито рыболовство. Так, в конце XIX века в сети рыболовов попадали окунь, ёрш, бычок, подкаменщик, щука, налим, муксун, сырок, щокур, пыжьян, нельма, хариус, кумжа, таймень, карась, пескарь, плотва, чебак, елец, гольяны, голец, щипок, осётр, стерлядь, минога и другие виды рыб.

В водах Оби и Обской губы обитает около 50 видов и подвидов рыб, половина из них имеет промышленную ценность. Наиболее ценные виды: осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир, тугун, сиг, пелядь.Объектами промысла являются в основном частиковые — судак, щука, язь, налим, лещ, елец, плотва, карась, окунь.

Рыбалка на реке Оби(видео ролик) Приложение (10)

Река судоходна. По ней перевозят пассажиров и грузы.

В 1844 году по Оби начало осуществляться пароходство; первый пароходэксплуатировался коммерции советником Н. Ф. Мясниковым. В 1895 году насчитывалось уже 120 пароходов, осуществлявших рейсы по Оби и её притокам; большая их часть принадлежала частным владельцам. С 1923 года перевозка пассажиров и грузов по Оби осуществлялась Западно-Сибирским речным пароходством (Обь-Иртышское речное пароходство).

Перевозка на реке Оби(видеоролик) Приложение (11)

Города

  • Бийск (юго-западная часть:Фоминское)

  • Барнаул

  • Новоалтайск

  • Камень-на-Оби

  • Новосибирск

  • Колпашево

  • Стрежевой (на протоке Пасол)

  • Нижневартовск

  • Мегион

  • Лангепас (на протоке Каюковская)

  • Сургут

  • Нефтеюганск

  • Лабытнанги

  • Салехард


Мосты (Приложение 12)

  • По направлению от устья к истоку:

  • Югорский мост (Сургут, ХМАО);

  • железнодорожный мост Сургут;

  • Шегарский мост (близ села Мельниково, Томская область);

  • Северный мост в Новосибирской области (2008)[8];

  • Димитровский мост в Новосибирске;

  • железнодорожный мост Транссиба (Новосибирск);

  • Коммунальный мост (Новосибирск) (Октябрьский);

  • Метромост в Новосибирске;

  • Бугринский мост в Новосибирске;

  • Комсомольский железнодорожный мост в Новосибирске;

  • Мост через шлюз Новосибирской ГЭС;

  • железнодорожный мост в Камне-на-ОбиАлтайского края;

  • Коммунальный мост (авто, ж.д.) в Барнауле;

  • новый мост в Барнауле.

Одна из самых острых проблем, с которой сталкиваются сейчас люди, — загрязнённость рек и водоёмов. Самые разные вещества — химические яды, удобрения, тяжёлые металлы — смываются дождями с поверхности почвы, и ручейки выносят их в реки и озёра. Города и деревни используют эту воду для питья, после чего их жители осаждают врачей с жалобами не только на боли в животе и отравления, но и на более серьёзные недуги. Забота о людях требует очищения воды.

Анкета
Кто, какую воду пьёт?

Подавляющее большинство опрошенных (82%) (75%-обучающиеся 9 класса школы)чаще всего используют водопроводную воду в качестве питьевой. Из них водопроводную кипяченую воду пьют 35%, 44% опрошенных; обычную воду из-под крана - 32%, 16% воду, очищенную бытовым фильтром,-15%, 25%.

Первые данные по России, вторые по школе- обучающиеся 9 класса школы

Чтобы ответить на вопрос загрязнена ли вода в реке, провели опыт (Приложение №13)

Посадили семена гороха в три стакана с опилками (береза)

Поливали разной водой 1стакан водопроводной водой, 2стакан дисцилированной водой, 3стаканводой из реки Обь

Наблюдения показали, что в стакане с водопроводной водой семена быстро проросли, набухли в других стаканах, но ростки дали позже.

Вывод: вода в реке загрязнена. Водопроводная вода согласно ГОСТА может использоваться для питья.

Вывод: Родник иссяк, ручей ослаб,
Вода из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря. 
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет, 
И нет водицы – нет, нет, нет…

Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились у воды, в долинах великих рек: “уходила” вода – пустели города и деревни.

Вода же исключительно важна для человеческой, а равно и для всей животной и растительной жизни. Способов для воспроизводства воды не существует, не существует также и заменителей воды, поэтому необходимо обращаться с самым ценным природным ресурсом с величайшей осторожностью. В то же время запасы воды на Земле неисчерпаемы для всех практических нужд, и ни одна капля воды не исчезает в круговороте природы. Тем не менее, проблема снабжения питьевой водой в нужных количествах и необходимого качества постоянно усложняется. В то время как свежая природная вода подвергается все возрастающему загрязнению, потребности в водопроводной воде постоянно возрастают, требуя приложения все больших усилий для превращения сырой воды в питьевую.

Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, не будем загрязнять водоемы мусором, будем беречь и экономить каждую каплю воды

В результате проведенных исследований основная цель и задачи выполнены:

- в ходе исследования мы ближе познакомились с рекой Обь и её значением для человека , узнали о загрязнении водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее;

- изучили специальную литературу по теме исследований;

- определили качество питьевой воды, проведя опыт;

- дали рекомендации школьникам и местному населению;

-организовали очистку берегов реки и участков леса с. Аксарка.















Список использованных источников

  • 1. Павел Лебедев «Река Обь»,М,2015г.

  • 2. Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта. Хочу все знать! М.: Эксмо, 2007.

  • 3.Все реки России, информационный сайт о реках России, http://vsereki.ru/Обь – река, протекающая по территории Алтайского края, Новосибирской и Томской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах России.

  • 4. Воронцова. Н. И. Вода питьевая, 1996 г.

  • 5. Юрий Сыромятников «Океаны, озёра, реки. Река Обь» Сайт, создан в 2010г. году   ©   copyright  

  • 6. Речкалова Н. И., Сысоева Л. И.: Какую воду мы пьём. - Журнал. Химия в школе, 2004

  • 7. Суравегина И. Т., Шклярова О. А., Цыплёнкова Г. Т.: -Здоровье и окружающая среда- М: МОРСФСРД 1991

8. Интернет ресурсы: /news/946368.html,https://yandex.ru/images/?uinfo=sw-1600-sh-900-ww-1600-wh-836-pd-1-wp-16x9_1600x900

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E1%FC

http://www.youtube.com/

9. Фильмы Артура Рябицева из сериала "Записки Сибирского натуралиста" в плейлисте http://www.youtube.com/playlist?list=PLSPQri1pvd9hABxS_h8EW7DRXqvnPVPNW 10.Фото ЕвайВалентинуыХиндриевны, Лапиной Тамаруы Сергеевны, учителей МОУ Школа с. Аксарка

11. Видеоролик «Экологическая акция» Поляковой Лидии Михайловны, учителя МОУ Школа с. Аксарка

Благодарим за поддержку:

Евай Валентину Хиндриевнуза фотографии

Лапину Тамару Сергеевну за фотографии

Полякову Лидию Михайловну за видеоролик «Экологическая акция»









Приложение №1

Приложение №2



Приложение №2

Приложение №3



Приложение №3



Приложение №4

Приложение №5,6,7



Ямало –Ненецкий автономный округ, с.Аксарка Приуральский район
Река Обь. «Ледостав» . 2014 год. Фото Лапиной Т.С.

Ямало –Ненецкий автономный округ, с.Аксарка Приуральский район
Река Обь. «Ледостав» 2014 год. Фото Лапина Т.С.

Ямало –Ненецкий автономный округ, с.Аксарка Приуральский район.
Родная река - Обь. «Лёд идёт». 24 мая 2014 год. Фото Евай В.Х



Приложение № (8,9,10,119видеоролики)



Приложение (12)















Приложение №13

Проведение опыта







Рекомендации ученикам школы (Приложение №14)

  • Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе.заметишь такое, закрой кран.

  • Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

  • Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!

  • Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.

  • Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.

  • Не мусори на берегах рек, не мой в них машины.

  • Если мы будем знать и выполнять правила экономного расходования воды, не загрязнять водоёмы, мы поможем сберечь воду.

Рекомендации местному населению

  • 1. Не загрязняйте р. Обь и ее притоки, ручьи !!!!

  • 2. Улучшить качество питьевой воды можно с помощью фильтров.

  • Не следует приобретать очень дорогие иностранные фильтры, которые убирают из нее не только органические примеси, ржавчину, бактерии, хлор и тяжелые металлы, но также и минеральные соли.

  • 3. С осторожностью следует относиться к фильтрам, где в качестве одного из очищающих элементов применяется серебро. Далеко не всем этот благородный металл показан.

  • 4. Если в доме нет очистителей воды, то рекомендуется взять на заметку следующие рецепты И. П. Неумывакина.

  • На 1 л воды — 1–2 чайные ложки яблочного уксуса и меда, 3–5 капель 5%-ного йода (в такой среде микробы погибают за несколько минут). 10–15 листьев рябины на 1–3 л воды делают ее чистой через 2 часа (даже болотную, охотники это знают). Листья можно использовать повторно, только надо осторожно промыть чистой водой и затем уже настаивать не менее 3 часов. Листья высушивают в тени и для хранения складывают в деревянный ящик или картонную коробку.

  • 5. Если рядом нет проверенного родника и возникают сомнения в хорошем качестве водопроводной или ключевой воды, то надо ее вскипятить, остудить и залить кислые ягоды — клюкву, бруснику, кожуру или сердцевину яблок и т. д. После того как вода немного настоится, ее можно пить. Очень полезны также настои малины, шиповника, черной смородины. Простая кипяченая вода — мертвая, в ней нет энзимов, а минеральные микроэлементы видоизменены.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!