Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Антрацитовская общеобразовательная школа I-II ступеней №8»
ПРОЕКТ
По культуре речи
«Великое русское слово»
Руководитель проекта:
учитель русского языка
Славнова Марина Сергеевна
2017г.
План проекта по культуре речи «Великое русское слово»
- Анкетирование учащихся на тему загрязненности языка.
- Изучение основных путей загрязнения языка (жаргон, диалект, заимствования, образование новых форм слов).
- Обработка статистических данных.
- Составление «бестолкового» словаря.
- Составление словаря «детской этимологии».
- Подготовка к открытому форуму.
- Подведение итогов на открытом форуме.
Цели проекта:
-cохранение литературного языка, норм употребления слов;
-развивать умение собирать и обрабатывать теоретический материал, статистические данные, умение анализировать и структурировать полученные результаты; развивать умение составлять словари; творческие способности учащихся: выразительное чтение стихотворений наизусть, инсценировать, творчески оформлять работу.
-воспитывать уважения к родному языку, интереса к изучению русского языка, стремление сохранить его целостность и чистоту.
Задачи проекта:
1.Изучить специальную литературу.
2.Собрать и систематизировать материал в ходе исследовательской работы, провести анкетирование и его анализ.
3.Создать словарь «детской» этимологии, «бестолковый» словарь с целью более глубоко понять путь происхождения слов и важность правильно выбора значения слова.
Данный проект служит объединению вокруг высокой цели – сохранить самобытность русского языка, культуру речи.
«Великое русское слово»
Сценарий форума
Ход форума
Игровое” стихотворение Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым»
- Смотри, как дышит эта ночь,
Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…
-Чо?
-Cмотри, как вкрадчивый туман
Прижался к молодой воде…
-Где?
-Он полностью поклялся ей,
Он взял в свидетели луну!..
-Ну!?
-Они сейчас уйдут в песок,
Туда, где не видать ни зги…
-Гы!
-И, ощутив побег реки,
В беспамятстве забьётся ёрш…
-Врёшь!
-Да нет, я говорю тебе,
Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха…
-Ха!..
-А сколько музыки в степях,
В предутреннем дрожанье рос…
-Брось!..
-Да погоди, почувствуй ночь,
Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…
-Псих!..
-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,
Прожить и не узнать снега?..
-Ага!..
1. Вступительное слово
Учитель: Один из актуальных вопросов нашего общества - вопрос о культуре. Сегодня, когда большая часть населения имеет высшее образование, новые технологии изменяют жизнь в лучшую сторону, казалось бы, этот вопрос не должен стоять. Но получается наоборот. Сегодня мы поговорим об изменениях, происходящих с нами и с нашим языком.
Что такое культура? Из чего она складывается?
О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он одет, какой образ жизни ведет, но и по тому, как он выражает свои мысли и чувства. Ведь в устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека.
Итак, поговорим о СЛОВЕ. Слово… Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, - это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым.
Считается само собой разумеющимся, что на родном языке говорить нормально и правильно легко. Но коли есть тьма свидетельств тому, что с русским языком у многих, мягко говоря, нелады, то почему бы и не приняться повсеместно за пропаганду подлинно эстетического и разумного слова?
Бережно относиться к родной речи - обязанность не только специалистов, филологов и литераторов, это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражается национальная культура и история, духовный талант и сила народа.
Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но можем получить представление об их общем развитии, грамотности, начитанности.
«Рассказ портфеля»
Ведущий 1. Язык - это наша история, наше богатство, культура, это язык Александра Сергеевича Пушкина, Ивана Сергеевича Тургенева, Льва Николаевича Толстого и других великих хранителей красоты и образности родного языка.
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в её подчинении определённым нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте (отсутствии слов - паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой, жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.
Ведущий 2. К сожалению, современное состояние русского языка заставляет «бить тревогу». В речи современных людей, желающих «идти в ногу со временем», мы слышим большое количество жаргонизмов, заимствованных и просторечных слов и выражений, слов с ярко выраженной отрицательной окраской. Конечно же, можно сказать, что подобное разнообразие только украшает язык, делает его ярким, эмоциональным, выразительным, но какова цена этой яркости и всегда ли она уместна? По данным исследований, проведённых учеными-лингвистами вместе с учителями, современная речевая ситуация выглядит так: наибольшее количество жаргонизмов в своей речи употребляют старшеклассники – около 10,5 % от общего количества опрошенных; просторечными словами и выражениями сравнительно одинаково пользуются и старшеклассники, и учащиеся среднего звена – около 6 %; книжную лексику, как ни странно, чаще используют родители школьников – около 9 %; а использование нейтральной лексики в преобладающем количестве свойственно всем.
Ведущий 1. К чему может привести подобная ситуация? На этот вопрос попытались ответить журналисты газеты «Аргументы и факты». Согласно их исследованиям и статистическим подсчётам в 90-е гг. XX века на русском языке говорили около 358 млн. человек, к 2004 году это число сократилось до 278 млн. человек, а по прогнозам к 2025 году может составить не более 152 млн. человек. При таком положении дел русский язык утратит статус международного, а его место займут язык хинди, арабский и португальский языки.
Так, может быть, именно сейчас пришло время задуматься о чистоте, красоте, культуре нашего языка? Много ли знаем мы о нормах, правилах русского языка и всегда ли их используем и соблюдаем?
Ведущий 2. Русский писатель Максим Горький говорил: «Язык – это оружие, как ружьё солдата, чем лучше оружие – тем сильнее воин…». Николаю Васильевичу Гоголю принадлежат слова: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Это ли не доказательство того, что язык имеет огромное значение в жизни человека и является величайшим богатством и достоянием в жизни человечества. Это ли не доказательство того, что богат, величав, живописен великий и могучий русский язык.
Поэтесса ХХ века Анна Андреевна Ахматова в своих стихотворениях о Великой Отечественной войне приоритетное значение отдавала сохранению именно языка, «великого русского слова», как символа свободы народа.
Чтение стихотворения Анны Ахматовой «Мужество»
Ведущий 1. А вот как отзывается о русском языке великий писатель Иван Сергеевич Тергенев.
Чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»
Ведущий 2. Наш народ и наш язык и сегодня находятся в непростой ситуации. Сколько отклонений в использовании нашего русского языка! Большой вред языку наносят слова - сорняки. Они делают речь смешной и бессмысленной. О низкой культуре языка свидетельствует также засорение речи неуместными иностранными словами, которые вдобавок употребляются иногда неправильно. Например, вполне уместны в речи английские слова трактор, комбайн, которые вошли в наш язык, но странно и дико слышать" окей", вместо русского "хорошо", "гуд-бай"- вместо "до свидания".
Ведущий 1. Ильф и Петров в романе «Двенадцать стульев» дали гротескный образ Эллочки-людоедки: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо- Юмбо" составляет 300 слов, Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью». Ученые скажут о том, что Эллочка и ей подобные разговаривают на жаргоне. Жаргон - это буквально «испорченный язык», цель которого обособить какую-то группу людей от остальной части общества.
Ведущий 2. Щеголяют жаргоном подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость. Они используют слова общеупотребительные в особом значении (предки - родители, старшее поколение) или же заимствования из арго.
Арго - речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют блатной, блатом или феней. По фене ботать - говорить так, как беседуют между собой преступники. Атас, атанда, шухер - предупреждение об опасности; кодда, шарага - компания; чувиха - девушка. Надеемся, что подобный словесный мусор не засоряет ваше общение. Было бы обидно узнать, что ваши друзья - это кодла, а любимая девушка - чувиха.
Существует молодежный сленг. ЭТО то же, что и жаргон, - это буквально: испорченный язык. Англ.- слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий или классовых прослоек. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться.
Учитель. Давайте проведем лингвистическую разминку «Переведи с русского на русский». Объясните значение сленговых фраз и выражений.
Инсценировка «Язык общения» (3 учщихся)
Нет, мне совсем небезразлично,
Что люди делают кругом
Безжалостно и деспотично
С великорусским языком.
С экрана вечером и утром
Мне предлагают «сникерснуть»,
«Со вкусом оттянуться круто»
И «похрустистом» быть чуть-чуть.
Мне жаль, что не стихи и песни
Ровесникам моим нужны.
Увы, совсем другие вещи
Для них приятны и важны:
«Попса», «крутые» телефоны,
И «клёвые» боевики,
И разговоры на жаргоне…
Вот, например, один из них:
– Привет. «Красивую» смотрела?
– Ты чё, подруга, офигела?
Пока шнурки на связке были,
Язык чатланский я учила.
В Сети вчера я тусовалась,
Так что «Красотка» обломалась.
– А я не слишком в компах шарю,
Но этот трабл меня не парит.
Зато тащусь от модных журнов!
– Тебе от них ещё не дурно?
Забей на всё. Зажги в Инете,
Коль на тусу бабосов нету.
Поверь, останешься довольна!
Общаться в чате так прикольно!
Вчера с одним забились френдом,
С ним на Кипелова поедем.
Прикинь, в реале чел рулёзный!
– Ты замутила с ним серьёзно?
– Да не встречались мы ни разу,
Но сто пудов – попёрла маза.
– Ты чё, родная, заболела?
Отстой полнейший твой Кипелов.
Ну, всё, шнурки уже в стакане.
– Респект, подружка, досвидане.
Из разговора двух подружек
Смогли вы что-нибудь понять?
Пожалуй, переводчик нужен,
Чтоб диалог «расшифровать»!
Сленг молодёжь объединяет –
Есть преимущество одно:
Их взрослые не понимают,
Им это просто не дано.
Но к этой вот словесной «гнили»
Наш слух, приятель, так привык,
Что мы, похоже, подзабыли
Великий русский наш язык.
Ведущий 1. Отдельное внимание хотелось бы уделить нецензурщине - одному из отреченных пластов русской лексики, который настолько оскорбляет нравственное и эстетическое чувство всякого воспитанного человека, что справедливо не допускается в печать. Брань, конечно, была свойственна подросткам и молодым людям и раньше. Она традиционна, передается из поколения в поколение. Возникла она много веков назад, причем сложилась в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери когда-то в древности вовсе не были бранью. Когда были живы традиции родового строя, представитель старшего поколения мог обращаться к молодому человеку со словами, напоминающими последнему, чтобы он уважал старших. Таким образом, подобные выражения имели первоначально воспитательное значение, напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в непристойное ругательство.
Ведущий 2. С течением времени, с ростом физическим и умственным, с нарастанием жизненного опыта привычка к нецензурной брани превращается у многих людей в некое средство, «облегчающее душу», снимающее стрессовые нагрузки. Вот и тянется «хвост» нецензурщины и в служебные кабинеты, и на производство, получая прописку на рабочем месте, в курилке, даже в общении начальников с подчиненными (но очень редко - наоборот!). Подросток тоже стремится, вслед за взрослыми, скрыть свою чрезмерную обидчивость - и вот начинается словесное хулиганство.
Ученик читает стихотворение А. Лысова “Дикарь»
Ведущий 1. Нами было проведено анкетирование (прил.1) с целью выяснить, насколько засорен язык учеников нашей школы, результаты, которые мы получили, были довольно ожидаемыми. Большинство из опрошенных использует в своей речи слова-диалекты, нецензурную лексику и даже не задумываются об этом. Также стоит обратить внимание, что ребят практически не получаются замечаний и исправлений со стороны взрослых, когда употребляют слово неправильно. Что же делать? Что противопоставить нецензурному валу в речи подростков и юношей?
Ведущий 2. Прежде всего - устыдиться, поняв, что грязное слово и нечистая мысль выдают человека с головой, дурно характеризуя его. Оглянуться вокруг и увидеть, как отвратительны «носители словесной дряни», как пачкают человека речевые нечистоты. А затем припасть к чистому роднику народной мудрости, к образцам настоящей речевой культуры, к классической литературе. Больше читать, чаще бывать в театре. Банально? Но ведь это лекарство уже вылечило не одно поколение. Попробуйте его применить к себе.
Учитель: Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно», а поэт Шефнер предупреждал:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полкИ за собой повести…
Слово - неоценимый дар Божий.
Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?
Какую силу имеет наше слово? Послушайте притчу.
Ученик читает стихотворение В. А. Солоухина «Слово о словах»
Ведущий 2: Что же такое культура речи? Почему идет снижение речевой культуры?
Ответы учеников
Ученик: Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.
Ученик: Наше поколение мало читает, много времени проводит в соцсетях, общаясь со сверстниками, ни на что не обращает внимания…
Ведущий 1: «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Ведущий 2. Так на каком же языке мы с вами говорим? В чем, по-вашему, причина сложившейся столь неблагоприятной языковой ситуации сегодня в России? Что делать? Кто виноват? Грозит ли образцовому русскому языку исчезновение? Как к этому относиться?
Ведущий 1. Давайте запомним некоторые требования к нашей речи. Пусть они станут руководством к построению своей речи (прил.2).
Учитель. В заключение нашего разговора хочу напомнить бессмертные слова Ивана Сергеевича Тургенева, обращенные к нам, его потомкам: «...Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Учиться правильной и хорошей речи нужно всю жизнь, об этом писал и Н.М.Карамзин: "В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному".
Анкета (Прил 1).
- Часто ли вы употребляете в своей речи жаргонизмы, просторечия, диалектизмы?
- Часто ли употребляете нецензурную лексику?
- Как относятся родные к вашей речи?
- Часто ли взрослые (в том числе учителя) исправляют вашу речь?
- Думаете ли вы о том, что ваша речь нуждается в исправлении и корректировки?
- Считаете ли вы важным сохранять нормы русского литературного языка?
- Легко ли вы принимаете в употребление новое «модное» слово?
- Случается ли так, что сами (с друзьями) придумываете слова для своей компании?
Как строить свою речь (прил.2)
- Точно, ясно и ярко выражайте свои мысли и чувства.
- Создавайте правильную целесообразную этически-корректную речь в заданных условиях общения.
- Всегда сохраняйте уважение и любовь к языку.
- Говорите правильно, соблюдая нормы.
- Употребляйте языковые средства с учётом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной целью.
- Читайте больше книг и справочников, постоянно пополняйте свой словарный запас
- Не допускайте чрезмерного употребления иностранных слов.
- Не засоряйте свою речь ненормативной лексикой.
- Помните об изобразительных средствах языка и говорите красиво, выразительно.
- Стремитесь говорить и писать правильно.
Прил.3.
«Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).