СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка проекта по культуре речи "Великое русское слово"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Антрацитовская общеобразовательная школа I-II ступеней №8»

 

 

 ПРОЕКТ

По культуре речи

«Великое русское слово»

 

Руководитель проекта:

учитель русского языка

Славнова Марина Сергеевна

 

 

 

2017г.

План проекта по культуре речи «Великое русское слово»

  1. Анкетирование учащихся на тему загрязненности языка.
  2. Изучение основных путей загрязнения языка (жаргон, диалект, заимствования, образование новых форм слов).
  3. Обработка статистических данных.
  4. Составление «бестолкового» словаря.
  5. Составление словаря «детской этимологии».
  6. Подготовка к открытому форуму.
  7. Подведение итогов на открытом форуме.

Цели проекта:

-cохранение литературного языка, норм употребления слов;

-развивать умение собирать и обрабатывать теоретический материал, статистические данные, умение анализировать и структурировать полученные результаты; развивать умение составлять словари; творческие способности учащихся: выразительное чтение стихотворений наизусть, инсценировать, творчески оформлять работу.

-воспитывать уважения к родному языку, интереса к изучению русского языка, стремление сохранить его целостность и чистоту.

          Задачи проекта:  

1.Изучить специальную литературу.

2.Собрать и систематизировать материал в ходе исследовательской работы, провести анкетирование и его анализ.

3.Создать словарь «детской» этимологии, «бестолковый» словарь с целью более глубоко понять путь происхождения слов и важность правильно выбора значения слова.

Данный проект служит объединению вокруг высокой цели – сохранить самобытность русского языка, культуру речи.

 

«Великое русское слово»

Сценарий форума

 

Ход форума

Игровое” стихотворение Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым»

- Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…

-Чо?

-Cмотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде…

-Где?

-Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

-Ну!?

 -Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги…

-Гы!

-И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш…

-Врёшь!

-Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха…

-Ха!..

-А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожанье рос…

-Брось!..

-Да погоди, почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…

-Псих!..

-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не узнать снега?..

-Ага!..

1. Вступительное слово

Учитель: Один из актуальных вопросов нашего общества - вопрос о культуре. Сегодня, когда большая часть населения имеет высшее образование, новые технологии изменяют жизнь в лучшую сторону, казалось бы, этот вопрос не должен стоять. Но получается наоборот. Сегодня мы поговорим об изменениях, происходящих с нами и с нашим языком.

Что такое культура? Из чего она складывается?

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он одет, какой образ жизни ведет, но и по тому, как он выражает свои мысли и чувства. Ведь в устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. 

Итак, поговорим о СЛОВЕ. Слово… Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, - это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым.

Считается само собой разумеющимся, что на родном языке говорить нормально и правильно легко. Но коли есть тьма свидетельств тому, что с русским языком у многих, мягко говоря, нелады, то почему бы и не приняться повсеместно за пропаганду подлинно эстетического и разумного слова?

Бережно относиться к родной речи - обязанность не только специалистов, филологов и литераторов, это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражается национальная культура и история, духовный талант и сила народа.

Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но можем получить представление об их общем развитии, грамотности, начитанности.

«Рассказ портфеля»

Ведущий 1. Язык - это наша история, наше богатство, культура, это язык Александра Сергеевича Пушкина, Ивана Сергеевича Тургенева, Льва Николаевича Толстого и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в её подчинении определённым нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте (отсутствии слов - паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой, жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.

Ведущий 2. К сожалению, современное состояние русского языка заставляет «бить тревогу». В речи современных людей, желающих «идти в ногу со временем», мы слышим большое количество жаргонизмов, заимствованных и просторечных слов и выражений, слов с ярко выраженной отрицательной окраской. Конечно же, можно сказать, что подобное разнообразие только украшает язык, делает его ярким, эмоциональным, выразительным, но какова цена этой яркости и всегда ли она уместна? По данным исследований, проведённых учеными-лингвистами вместе с учителями, современная речевая ситуация выглядит так: наибольшее количество жаргонизмов в своей речи употребляют старшеклассники – около 10,5 % от общего количества опрошенных; просторечными словами и выражениями сравнительно одинаково пользуются и старшеклассники, и учащиеся среднего звена – около 6 %; книжную лексику, как ни странно, чаще используют родители школьников – около 9 %; а использование нейтральной лексики в преобладающем количестве свойственно всем.

Ведущий 1. К чему может привести подобная ситуация? На этот вопрос попытались ответить журналисты газеты «Аргументы и факты». Согласно их исследованиям и статистическим подсчётам в 90-е гг. XX века на русском языке говорили около 358 млн. человек, к 2004 году это число сократилось до 278 млн. человек, а по прогнозам к 2025 году может составить не более 152 млн. человек. При таком положении дел русский язык утратит статус международного, а его место займут язык хинди, арабский и португальский языки.

Так, может быть, именно сейчас пришло время задуматься о чистоте, красоте, культуре нашего языка? Много ли знаем мы о нормах, правилах русского языка и всегда ли их используем и соблюдаем?

Ведущий 2. Русский писатель Максим Горький говорил: «Язык – это оружие, как ружьё солдата, чем лучше оружие – тем сильнее воин…». Николаю Васильевичу Гоголю принадлежат слова: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Это ли не доказательство того, что язык имеет огромное значение в жизни человека и является величайшим богатством и достоянием в жизни человечества. Это ли не доказательство того, что богат, величав, живописен великий и могучий русский язык.

Поэтесса ХХ века Анна Андреевна Ахматова в своих стихотворениях о Великой Отечественной войне приоритетное значение отдавала сохранению именно языка, «великого русского слова», как символа свободы народа.

Чтение стихотворения Анны Ахматовой «Мужество»

Ведущий 1. А вот как отзывается о русском языке великий писатель Иван Сергеевич Тергенев.

Чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»

Ведущий 2. Наш народ и наш язык и сегодня находятся в непростой ситуации. Сколько отклонений в использовании нашего русского языка! Большой вред языку наносят слова - сорняки. Они делают речь смешной и бессмысленной. О низкой культуре языка свидетельствует также засорение речи неуместными иностранными словами, которые вдобавок употребляются иногда неправильно. Например, вполне уместны в речи английские слова трактор, комбайн, которые вошли в наш язык, но странно и дико слышать" окей", вместо русского "хорошо", "гуд-бай"- вместо "до свидания".

Ведущий 1. Ильф и Петров в романе «Двенадцать стульев» дали гротескный образ Эллочки-людоедки: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо- Юмбо" составляет 300 слов, Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью». Ученые скажут о том, что Эллочка и ей подобные разговаривают на жаргоне. Жаргон - это буквально «испорченный язык», цель которого обособить какую-то группу людей от остальной части общества.

Ведущий 2. Щеголяют жаргоном подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость. Они используют слова общеупотребительные в особом значении (предки - родители, старшее поколение) или же заимствования из арго.

Арго - речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют блатной, блатом или феней. По фене ботать - говорить так, как беседуют между собой преступники. Атас, атанда, шухер - предупреждение об опасности; кодда, шарага - компания; чувиха - девушка. Надеемся, что подобный словесный мусор не засоряет ваше общение. Было бы обидно узнать, что ваши друзья - это кодла, а любимая девушка - чувиха.

Существует молодежный сленг. ЭТО то же, что и жаргон, - это буквально: испорченный язык. Англ.- слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий или классовых прослоек. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться.

Учитель. Давайте проведем лингвистическую разминку «Переведи с русского на русский». Объясните значение сленговых фраз и выражений.

Инсценировка «Язык общения» (3 учщихся)

Нет, мне совсем небезразлично, Что люди делают кругом Безжалостно и деспотично С великорусским языком. С экрана вечером и утром Мне предлагают «сникерснуть», «Со вкусом оттянуться круто» И «похрустистом» быть чуть-чуть. Мне жаль, что не стихи и песни Ровесникам моим нужны. Увы, совсем другие вещи Для них приятны и важны: «Попса», «крутые» телефоны, И «клёвые» боевики, И разговоры на жаргоне… Вот, например, один из них: – Привет. «Красивую» смотрела? – Ты чё, подруга, офигела? Пока шнурки на связке были, Язык чатланский я учила. В Сети вчера я тусовалась, Так что «Красотка» обломалась. – А я не слишком в компах шарю, Но этот трабл меня не парит. Зато тащусь от модных журнов! – Тебе от них ещё не дурно? Забей на всё. Зажги в Инете, Коль на тусу бабосов нету. Поверь, останешься довольна! Общаться в чате так прикольно! Вчера с одним забились френдом, С ним на Кипелова поедем. Прикинь, в реале чел рулёзный! – Ты замутила с ним серьёзно? – Да не встречались мы ни разу, Но сто пудов – попёрла маза. – Ты чё, родная, заболела? Отстой полнейший твой Кипелов. Ну, всё, шнурки уже в стакане. – Респект, подружка, досвидане. Из разговора двух подружек Смогли вы что-нибудь понять? Пожалуй, переводчик нужен, Чтоб диалог «расшифровать»! Сленг молодёжь объединяет – Есть преимущество одно: Их взрослые не понимают, Им это просто не дано. Но к этой вот словесной «гнили» Наш слух, приятель, так привык, Что мы, похоже, подзабыли Великий русский  наш язык.

Ведущий 1. Отдельное внимание хотелось бы уделить нецензурщине - одному из отреченных пластов русской лексики, который настолько оскорбляет нравственное и эстетическое чувство всякого воспитанного человека, что справедливо не допускается в печать. Брань, конечно, была свойственна подросткам и молодым людям и раньше. Она традиционна, передается из поколения в поколение. Возникла она много веков назад, причем сложилась в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери когда-то в древности вовсе не были бранью. Когда были живы традиции родового строя, представитель старшего поколения мог обращаться к молодому человеку со словами, напоминающими последнему, чтобы он уважал старших. Таким образом, подобные выражения имели первоначально воспитательное значение, напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в непристойное ругательство.

Ведущий 2. С течением времени, с ростом физическим и умственным, с нарастанием жизненного опыта привычка к нецензурной брани превращается у многих людей в некое средство, «облегчающее душу», снимающее стрессовые нагрузки. Вот и тянется «хвост» нецензурщины и в служебные кабинеты, и на производство, получая прописку на рабочем месте, в курилке, даже в общении начальников с подчиненными (но очень редко - наоборот!). Подросток тоже стремится, вслед за взрослыми, скрыть свою чрезмерную обидчивость - и вот начинается словесное хулиганство.

 

Ученик читает стихотворение А. Лысова “Дикарь»

Ведущий 1. Нами было проведено анкетирование (прил.1) с целью выяснить, насколько засорен язык учеников нашей школы, результаты, которые мы получили, были довольно ожидаемыми. Большинство из опрошенных использует в своей речи слова-диалекты, нецензурную лексику и даже не задумываются об этом. Также стоит обратить внимание, что ребят практически не получаются замечаний и исправлений со стороны взрослых, когда употребляют слово неправильно. Что же делать? Что противопоставить нецензурному валу в речи подростков и юношей?

 

Ведущий 2. Прежде всего - устыдиться, поняв, что грязное слово и нечистая мысль выдают человека с головой, дурно характеризуя его. Оглянуться вокруг и увидеть, как отвратительны «носители словесной дряни», как пачкают человека речевые нечистоты. А затем припасть к чистому роднику народной мудрости, к образцам настоящей речевой культуры, к классической литературе. Больше читать, чаще бывать в театре. Банально? Но ведь это лекарство уже вылечило не одно поколение. Попробуйте его применить к себе.

Учитель: Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно», а поэт Шефнер предупреждал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полкИ за собой повести…

Слово - неоценимый дар Божий.

Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?

Какую силу имеет наше слово? Послушайте притчу.

Ученик читает стихотворение В. А. Солоухина «Слово о словах»

Ведущий 2: Что же такое культура речи? Почему идет снижение речевой культуры?

Ответы учеников

Ученик: Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.

Ученик: Наше поколение мало читает, много времени проводит в соцсетях, общаясь со сверстниками, ни на что не обращает внимания…

Ведущий 1: «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Ведущий 2. Так на каком же языке мы с вами говорим? В чем, по-вашему, причина сложившейся столь неблагоприятной языковой ситуации сегодня в России? Что делать? Кто виноват? Грозит ли образцовому русскому языку исчезновение? Как к этому относиться?

Ведущий 1. Давайте запомним некоторые требования к нашей речи. Пусть они станут руководством к построению своей речи (прил.2).

Учитель. В заключение нашего разговора хочу напомнить бессмертные слова Ивана Сергеевича Тургенева, обращенные к нам, его потомкам: «...Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Учиться правильной и хорошей речи нужно всю жизнь, об этом писал и Н.М.Карамзин: "В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному".

Анкета (Прил 1).

  1. Часто ли вы употребляете в своей речи жаргонизмы, просторечия, диалектизмы?
  2. Часто ли употребляете нецензурную лексику?
  3. Как относятся родные к вашей речи?
  4. Часто ли взрослые (в том числе учителя) исправляют вашу речь?
  5. Думаете ли вы о том, что ваша речь нуждается в исправлении и корректировки?
  6. Считаете ли вы важным сохранять нормы русского литературного языка?
  7. Легко ли вы принимаете в употребление новое «модное» слово?
  8. Случается ли так, что сами (с друзьями) придумываете слова для своей компании?

Как строить свою речь (прил.2)

  1. Точно, ясно и ярко выражайте свои мысли и чувства.
  2. Создавайте правильную целесообразную этически-корректную речь в заданных условиях общения.
  3. Всегда сохраняйте уважение и любовь к языку.
  4. Говорите правильно, соблюдая нормы.
  5. Употребляйте языковые средства с учётом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной целью.
  6. Читайте больше книг и справочников, постоянно пополняйте свой словарный запас
  7. Не допускайте чрезмерного употребления иностранных слов.
  8. Не засоряйте свою речь ненормативной лексикой.
  9. Помните об изобразительных средствах языка и говорите красиво, выразительно.
  10. Стремитесь говорить и писать правильно.

Прил.3.

«Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!