СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Чтение - вот лучшее учение!"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка проекта вызвана настоятельной необходимостью преодоления кризиса чтения сегодняшнего школьника.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Чтение - вот лучшее учение!"»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Жигаевская средняя общеобразовательная школа»



















ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«ЧТЕНИЕ - ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ!»

























Паспорт проекта

Название проекта «Чтение – вот лучшее учение!»

Аннотация проекта

Велика и значительна роль книги в жизни человека! Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования. Чтение – лучший способ стать образованным человеком.

Сегодня чтение для многих людей, к сожалению, не является жизненной необходимостью. Постепенно исчезают связанные с чтением традиции, что приводит к существенному снижению уровня грамотности населения. Разработка проекта вызвана настоятельной необходимостью преодоления кризиса чтения сегодняшнего школьника.

Теоретическая значимость проекта: знакомство детей с новыми понятиями в различных областях знаний

Практическая значимость проекта: собранный материал можно использовать для бесед на классных часах, родительских собраниях

Цели проекта: изучение читательского интереса школьников; привлечение внимания в детей к КНИГЕ, ЧТЕНИЮ, БИБЛИОТЕКЕ

Задачи проекта: выяснить, какую роль играет чтение в жизни детей;

способствует ли умение правильно читать хорошей успеваемости;

определить круг читательских интересов школьников

Краткое содержание работы над проектом: сбор и анализ информации по избранной проблеме, проведение тематических мероприятий

В ходе работы над проектом используются материалы и ресурсы школьной библиотеки, сети Интернет.

Содержание проекта



Введение …………………………………………………………………..

Основная часть проекта…………………………………………………

I. Организационный этап………………………………………………

II. Основной этап…………………………………………………………

III. Аналитический этап…………………………………………………

3аключение ………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………

Приложения ……………………………………………………………





























Введение

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в нас с раннего детства. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают взрослые детям.

Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная из них – познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.

Другая, еще более значимая функция литературы – воспитательная. При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с себе подобными. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или не хотел воспринять из родительских уст.

В последнее время очень актуальной проблемой становится нежелание ребят читать. Причиной этого, скорее всего, является пассивность в привитии навыков чтения. На фоне информационного пространства телевидением, компьютерными играми мы всё меньше внимания уделяем чтению литературы. Отсюда возникают проблемы в школе: низкая техника чтения текстов, сложность понимания условий задач на математике, ошибки при выполнении письменных заданий, следовательно, низкая отметка в дневнике.

Дети в недостаточной степени имеют представление о литературных жанрах, не знают детских писателей. Дети затрудняются в составлении рассказов, так как у них скудный словарный запас.

В чем польза чтения? Что имеют в виду люди, утверждая, что читать полезно? Почему многие продолжают читать, ведь не только для того, чтобы расслабиться, отдохнуть или просто занять свободное время? Я часто задаю себе эти вопросы, и мне стало интересно найти ответы на них и провести исследование по проблеме чтения среди обучающихся нашей школы.

Проект «Чтение – вот лучшее учение!» разработан для изучения читательского интереса школьников, привлечения внимания в детей к книге, чтению, библиотеке.

Гипотеза – участие школьников в проекте будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать литературное творчество писателей, формированию целостной картины мира, развитию литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса.

Цели работы:

формирование познавательные интересы обучающихся;

приобщение к самостоятельному чтению художественной литературы;

повышение престижность чтения среди школьников;

обучение работать индивидуально и в команде над достижением единой цели;

формирование компетентности в сфере самостоятельной творческой деятельности;

развитие творческого мышления, способностей;

расширение кругозора в различных областях знаний.





Задачи:

включение обучающихся в процесс чтения книги;

развитие речи школьников;

формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний;

создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей;

формирование основ читательской культуры, литературного вкуса школьников;

расширение читательского и культурного кругозора;

развитие воображения и литературно-творческих способностей.

Методы работы: анкетирование и опрос обучающихся школы, работников Жигаевской, Ваблинской, Рыжковской поселенческих библиотек, проведение мероприятий, способствующих решению поднятой проблемы.

Участники проекта: обучающиеся 1-11 классов (возможно включение участников на любом этапе), педагоги школы, работники школьной и сельских библиотек.

Творческие группы, организующие реализацию проекта:

 - журналисты – анкетирование и опрос школьников и работников библиотек, обработка результатов анкетирования и опроса;

- сценаристы и режиссеры – подборка материалов и составление сценариев, проведение мероприятий;

- оргкомитет по проведению конкурсов и подведению итогов.

Ожидаемые результаты проекта:

- развитие читательского интереса и культуры чтения ребёнка;

- формирование читательской компетентности;

- раскрытие творческого потенциала детей через совместную читательскую деятельность;

- популяризация книги, чтения через все доступные формы передачи информации;

- формирование информационно-педагогической поддержки мотивации чтения детей, их активное участие в реализации мероприятий данного проекта.

Продолжительность проекта: сентябрь 2017г. – июнь 2018г.



























































Основная часть проекта



I. Организационный этап

Сбор и анализ информации по избранной проблеме:

- анкетирование школьников

- опрос работников библиотек

Работа над проектом начинается с анкетирования школьников на тему «Любите ли вы читать?» (приложение №1) и опроса «Что я читаю?» (приложение №2)

Проанализировав результаты, мы получили следующие выводы: проблема с детским чтением все же существует. 

Дети младшего звена читают с удовольствием, дома почти у каждого есть своя библиотечка, ребята посещают школьную и сельскую библиотеки. Удручает то, что родители очень мало читают своим детям.

В старшем звене у ребят пропадает интерес к чтению. Дети больше времени уделяют общению со сверстниками, помощи родителям, просмотру телепередач, занятости в сети Интернет.

Приятно отметить, что всё равно дети читают, посещают библиотеки. Значит, КНИГА ещё будет жить, если у неё есть читатели. Много сегодня говорится о духовном кризисе страны. И корни её кроются в семье. Именно семья является духовной Родиной человека. Но о какой духовности можно говорить, если из семьи ушла книга: мамы и папы перестали сами читать, не читают книг и детям.

В это же время журналисты из творческой группы проводят опрос и анкетирование (приложение № 3) работников библиотек.

Они задали библиотекарям несколько общих вопросов и получили на них ответы, которые объединяет общая мысль:

Какова активность чтения школьников в настоящее время?

Изменилась ли она за последние годы?

- Несмотря на старания библиотекарей, учителей, чтение в России идет на убыль, посетителей библиотек становится все меньше, число читающих детей неуклонно снижается. Школьники читают в основном только то, что задано на уроке, и очень редко пользуются дополнительной литературой. Читательская активность уменьшается с возрастом читателей. Более активны учащиеся младших классов.

Каковы основные причины спада читательской активности детей?

- Содержание чтения современных детей отличается от того, что мы видели 10-15 лет назад. На чтение современных детей оказывают влияние множество факторов: телевидение, телефон, Интернет, изменение книжных вкусов и пристрастий родителей…

Как можно повысить интерес к чтению?

- Насильно заставить читать, привить любовь к книге и чтению невозможно. Эту любовь необходимо прививать с самого раннего возраста. Необходимо, чтобы именно семья прививала своим детям любовь к книге, развивала интерес к чтению, поэтому важно убедить родителей, что поддержка ценности чтения, а значит, успешной жизни их детей в их руках.



Результаты анкетирования работников поселенческих библиотек

1. Посещают ли школьники вашу библиотеку?

Да

Нет

Не так часто

2.Есть ли среди них постоянные посетители?

Да

Нет

Немного

3.Какие книги пользуются у них спросом?

Произведения, изучаемые в школьной программе

4.Есть ли среди детей те, которые интересуются новинками литературы?

Да

Нет

Не так много.

5.Есть ли в библиотеке стенд «Что читать подросткам?»

Да

Нет

Поразительно единодушные ответы получили мы от работников сельских библиотек. К сожалению, после проведения данного анкетирования, стало понятно, что детей всё меньше и меньше привлекает чтение книг. Поэтому хотелось бы обратиться к родителям: «Если Вы желаете своему ребенку счастья, то научите его любить книгу! Покупайте книги для детей, посещайте вместе с ними библиотеки. Читайте книги вместе с детьми! Дарите им счастливую возможность побеседовать с героями книг, и тогда книги и чтение станут для Ваших детей любимым занятием! Помните, что детские впечатления остаются в памяти на всю жизнь! Любите книгу сами и научите любить её своих детей!»

























II. Основной этап

Проведение мероприятий, способствующих решению поднятой проблемы:

- мероприятия, пропагандирующие значимую роль КНИГИ в жизни человека;

- мероприятия, формирующие познавательную активность школьников;

- встречи с интересными людьми (писателями-земляками).





Мероприятия, пропагандирующие значимую роль КНИГИ в жизни человека.

 

Праздник для младших школьников «По морям, по волнам едут КНИГИ в гости к нам!»



Девиз праздника: У тебя друзей немало,

И живут они вокруг,

Но из всех друзей хороших…

КНИГА – самый лучший друг!



Идея праздника: КНИГИ, как мудрые и добрые друзья, вводят читателей в удивительный и прекрасный мир, что, читая КНИГИ, каждый становится умнее, сильнее и даже добрее…





Литературная композиция «Нам книга строить и жить помогает»

Девиз мероприятия: Если хочешь плыть – ЧИТАЙ!

Если хочешь жить – ЧИТАЙ

Мир из КНИГИ узнавай!

Воплощай свои мечты!

И в себя поверишь ты!



Идея мероприятия: чтобы чего-то добиться в жизни, достичь определенных результатов, надо много трудиться, прочитать огромное количество умных книг.





Тематические классные часы на тему «Книга»



Для каждого класса определены конкретные темы:

- «Люби КНИГУ!» (1 класс);

- «Тайная сила СЛОВА » (2,3 классы);

- «Загадочный мир сказки » (4 класс);

- «КНИГА поможет знания умножить» (5 класс);

- «КНИГА – источник знаний» (6,7 классы);

- «Чудо, которому имя – КНИГА» (8,9 классы);

- «Учись учиться. Работа с книгой» (11 класс).

Темы выбраны самые разные, но их объединяет главная мысль: чтение является необходимой частью жизни человека; очень важно «приучить» себя общаться с книгой с детства, т.к. впечатления, полученные в раннем детстве, остаются на всю жизнь и реализуются уже во взрослой жизни.



Подготовка и демонстрация презентации «Хвала и слава КНИГЕ!»

Девиз презентации: Дружим мы с печатным словом.

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего.



Идея презентации: ни в коем случае не забывать КНИГИ и чаще пользоваться ими, как источником знаний, и просто для души.







Мероприятия, формирующие познавательную
активность школьников



Литературная викторина «ЗНАЕМ, потому что ЧИТАЕМ»

(по страницам любимых книг)



Участники викторины: обучающиеся 5-6 классов



День чтения (конкурс чтецов)



Номинации конкурса: «Самый быстрый читатель» (техника чтения)

«Самое выразительное чтение»

«Читательский дневник»



Конкурс «Много читаешь – грамотно пишешь»

Названный конкурс – это написание диктантов. Данное мероприятие гармонично вписывается в тему проекта, т.к. чтение книг, конечно же, помогает людям улучшить их грамотность. Ведь для того, чтобы грамотно писать, недостаточно знать правила, необходимо много читать и упражняться в написании текстов под диктовку. Для проведения конкурса специально подбираются тексты, воспитывающие в подрастающем поколении доброту, милосердие, любовь к Родине, а также к КНИГЕ, к ЧТЕНИЮ.



Проектная деятельность школьников



Темы для создания проектов:

«Как хорошо уметь читать!» (начальное звено)

«Мои любимые книжки» (среднее звено)

«Да здравствуют книги и чтение!» (старшее звено)



Встречи с интересными людьми (писателями-земляками)



  1. Встреча с Николаем Дмитриевичем Пахомовым – писателем, уроженцем села Жигаево Конышевского района. (Приложение №4)

  2. Встреча с курскими писателями Н.Д. Пахомовым, В.Н. Рябининым (Приложение №5).































III. Аналитический (заключительный этап)



  1. Круглый стол (сбор творческой группы) -

обсуждение активности участия школьников в ПРОЕКТЕ

  1. Создание презентации по теме проекта «Чтение – вот лучшее учение!»

  2. Оформление выставки творческих работ школьников

(плакаты, рисунки, книжки – малышки с загадками, пословицами, высказываниями, рассказами и сказками о КНИГЕ и ЧТЕНИИ, закладки для книг).



























3. Заключение

Реализация проекта позволила создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, коллективные классные творческие работы, мероприятия соревновательного характера). Участие в проекте, привлекательность победы стало позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

Хочется отметить, что все использованные виды деятельности привлекают внимание к книге и чтению; активизируют и поддерживают читательский интерес; дают возможность детям и подросткам быть непосредственными участниками важного дела и гордиться результатами своей работы.

Проанализировав исходные материалы, прихожу к выводу, что читать полезно и необходимо. Это, во-первых, способствует успешной учебе. Во-вторых, помогает адаптироваться в таком нелегком современном мире, формирует личность. Учит уважать человека и самих себя. В-третьих, способствует профессиональному становлению человека. Значит, действительно чтение – лучшее учение.

Вывод

Цель исследования достигнута: дети многое узнали о чтении и стали читать гораздо больше, обмениваться книгами из домашней библиотеки. Надеюсь, что и техника чтения у них станет выше, а чтение для всех детей станет просто необходимым условием.

Задачи исследования решены: школьники активно включились в процесс чтения книги. Участие обучающихся в различных мероприятиях расширяет читательский и культурный кругозор ребенка, развивает воображение, формирует умения и навыки комплексного осмысления знаний.

Прав великий русский писатель А.С. Пушкин: «Чтение – вот лучше учение!»







































Список литературы

1. Аромштам М. С. Три вариации на тему детского чтения  // Библиотека в школе. – 2010. - №1. – С. 16-20.

2. Бачева Е. В. Уроки семейной любви // Семейное чтение. – 2008. - №3. – С. 2-9.

3. Громова О. К. Изучать или любить?  // Библиотека в школе. – 2010. - №1. – С. 4-7.

4. Перевозная Е. В. Внеклассная работа по литературе. Литература в школе. М: 2009. - №10. – С. 27-30.

5. Россинская С. В. Как приохотить ребёнка к чтению?  Семейное чтение. М: 2008. - №5. – С. 23-28.
































Приложения

Приложение №1

Анкета для школьников «Любите ли вы читать?»

1. Любите ли Вы читать?

Да

Нет

2. Что Вы читаете чаще всего?

-художественную литературу

-газеты

-журналы

3. Если вы не читаете ничего, то укажите почему?


4. Читаете ли Вы классическую литературу, которую проходите по программе в школе?

Да

Нет

Частично.

5. Посещаете ли Вы библиотеку?

Да

Нет

6. Покупаете ли Вы художественную литературу?

Да

Нет

7. Если не покупаете, то почему?


8.Интересуетесь ли Вы новинками литературы в сетях Интернет?

Да

Нет


Приложение №2


Опрос школьников «Что я читаю?»


1.Назовите книгу, которую прочитали недавно.

2.Какие книги Вас привлекают?

3.Назовите любимую книгу.

4.Назовите любимого литературного героя.

5.Назовите любимого писателя.





































Приложение №3



Анкета для библиотекарей «Посещают ли школьники библиотеку?»


1. Посещают ли школьники вашу библиотеку?

Да

Нет

Не так часто

2. Есть ли среди них постоянные посетители?

Да

Нет

Немного

3. Какие книги пользуются у них спросом?

(перечислить)

4. Есть ли среди детей те, которые интересуются новинками литературы?

Да

Нет

Не так много.



5. Есть ли в библиотеке стенд «Что читать подросткам?»

Да

Нет











Приложение №4











Встреча с писателем Н.Д. Пахомовым



















Приложение №5







Встреча с курскими писателями Н.Д. Пахомовым, В.Н. Рябининым




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!