СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа ученицы 9 класса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "В начале жизни школу помню я..." по школьному краеведению.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ученицы 9 класса.»

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------2-3

Основная часть -------------------------------------------------------------3-9

1. Первые школы: земская и церковно-приходскя-------------3-4

2. «Нардомовская» довоенная школа -----------------------------4-7

3. Послевоенное поколение учителей--------------------------------7-8

4. Жизнь школы-----------------------------------------------------------8-10

Заключение-------------------------------------------------------------------10

Список использованной литературы --------------------------------11

Приложения---------------------------------------------------------------12-20

Приложение №1---------------------------------------------------------------12

Приложение №2---------------------------------------------------------------13

Приложение №3---------------------------------------------------------------14

Приложение №4----------------------------------------------------------------15

Приложение №5----------------------------------------------------------------16

Приложение №6----------------------------------------------------------------17

Приложение №7----------------------------------------------------------------18

Приложение №8----------------------------------------------------------------19

Приложение №9----------------------------------------------------------------20







Введение

Проблема исследования

Моя родина - село Доброводье в Севском районе. Оно, как и многие российские села и деревни, когда-нибудь исчезнет. Что останется нашим потомкам? Какую память о своей малой родине мы передадим будущим поколениям? Думаю, самое дорогое – память о школе, из стен которой вышли земледельцы, животноводы, военные, поэты, врачи и учителя. Доброводская общеобразовательная прошла долгий и интересный путь становления, её история тесно переплелась с летописью родного края, потому что школа всегда была центром жизни села. В её стенах начинали трудовую деятельность десятки учителей, имена которых теперь никто не помнит. Поэтому свое исследование я посвящаю истории моей школы и судьбам её учителей.

Актуальность проблемы.

Сегодня нередко можно услышать, что современная молодежь недостаточно патриотична, не знает корней своих, не гордится историей своей страны. Я не согласна с такими высказываниями и попробую доказать обратное: мои ровесники не безразличны к судьбам своей малой родины; мы храним благодарную память о людях и их делах и постараемся передать её будущим поколениям.

Объектом исследования является летопись жизни Доброводской школы и деятельность её учителей разных лет.

Предмет исследования: раскрытие особенностей формирования школы, судьбы учителей, рождение традиций.

Цель исследования: показать, что путь становления образовательного учреждения МБОУ –Доброводской средней общеобразовательной школы является неотъемлемой частью истории села и заслуживает внимания, изучения и памяти.

Задачи исследования: найти и изучить документы о создании школы, встретиться со старожилами и побеседовать с ними о школе, проследить, как она менялась на протяжении многих лет, какие традиции родились в стенах школы, какие учителя оставили заметный след в ее судьбе.

Методы исследования: поисковым методом были изучены материалы, проведены опросы местных жителей, сделан анализ документов на основе описательного метода, поскольку данный метод наиболее соответствует данному исследованию.

Исследовательская работа носит практическую направленность.

Материалы моего исследования можно разместить в школьном музее или Комнате славы; включить в праздничную программу, посвященную Дню учителя; опубликовать в школьной стенгазете. Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость. Основная часть включает в себя 4 главы. Заключение подводит итоги проведенной работы. Завершает работу список используемой литературы. Апробация работы состоялась в ходе праздника, посвященного Дню учителя в МБОУ - Доброводской СОШ в октябре 2018 - 2019 учебного года.

Основная часть

I. Первые школы: земская и церковно-приходская.

Первая школа в Доброводье была земская, стояла она в 60 м. северо-восточнее церкви Николая – Угодника. Открылась в 1876 году. Точных данных, к сожалению, не имеется, а косвенные свидетельствуют о том, что это событие произошло при активном участии помещика Пастельникова. Курс обучения был рассчитан на три года, причем дети занимались в одной классной комнате с одним учителем. В земской школе преподавали Закон Божий, церковное пение, церковный язык, русский язык и чистописание. Обучались дети всех сословий и полов. После смерти Пастельникова в 1894 земская школа была закрыта. В этом же году при храме Николая –Угодника «на пожертвования ревнителей церковно-школьного дела» была устроена школа грамоты. Она размещалась в специально построенном деревянном здании. К 1909 году школа была обращена в церковно - приходскую. Ею заведовал священник Иосиф Григорьевич Флегонтов, он же преподавал закон Божий. Учителями и его помощниками были Серафима Алексеевна Волкова и Екатерина Кожевникова, а попечителем – землевладелец Федор Алексеевич Черничин. В этой школе обучалось более 100 учеников, причем мальчиков и девочек было примерно поровну, для того времени не совсем обычно»1.Здесь начальное обучение делилось на одноклассное (2 года обучения) и двуклассное (4 года обучения, а с начала 20 века - три года). В одноклассных в основном изучали Закон Божий, церковное пение, чтение и арифметику, в двухклассных ещё и историю. В связи с началом русско-японской войны 1904-1905 годов количество школ стало уменьшаться, так как государственные ассигнования на церковные школы сократились. Не обошла эта участь и Доброводскую церковно –приходскую школу. В годы революции и гражданской войны, по сведениям старожилов, школы в селе не было

II. « Нардомовская» довоенная школа.

В 1926 году вместо церковно-приходской школы на месте бывшего помещичьего особняка открывается единая трудовая школа. Построена она была из красного кирпича разрушенной Покровской церкви села Гапонова. Здание было двухэтажное, классные комнаты просторные и светлые, в каждой была печь, которую топили до прихода школьников березовыми дровами. По воспоминаниям бывшего ученика этой школы Колякина Евгения Матвеевича, по всему помещению распространялся запах березы.

1 О. Вязьмитин, С.Харитонов, А. Шатохин. «Храмы Севского уезда». «Белобережье» 2017 г. стр. 197



Писали чернилами, которые наливались в скляночки и вставлялись в специальные отверстия парты.

Это было время борьбы с всеобщей безграмотностью, когда все дети с 8 до 17 лет обязаны были учиться. Учитель ходил под каждый двор и записывал детей в школу. Школа состояла из двух частей – четырехлетнего начального образования и пятилетнего среднего. Важной особенностью такой школы были школьные органы самоуправления. Ученики теперь имели право голоса. Они собирали свои советы и принимали решения вместе с учителями и административным персоналом. Начали появляться первые малые пионерские и комсомольские ячейки. После гражданской войны в стране была разруха и голод. Нелегко было учителям жить и работать. В книге В. Теличко «Севск» читаем: «В школах не было дров. Нечем было ремонтировать разрушенные помещения, не было стекол. Учителям более чем за год было выдано продовольствие только два раза, а мануфактура совсем не выдавалась. Но учителя, несмотря на тяжелые условия, не бросали работы».2 Е. М. Колякин помнит имя первого учителя и, очевидно, директора школы, им был Зубилин Петр Петрович, не уроженец села Доброводье.

А вот фамилию учительницы наш старожил не помнит, только имя - Зинаида Николаевна. О Зубилине Евгений Матвеевич сказал, что это был довольно молодой еще человек, но строгий и самостоятельный. В первые месяцы войны учителя забрали на фронт, и больше он в село не вернулся. Погиб ли он или вернулся с войны – неизвестно.

В 1941 году началась Великая Отечественная война и школу закрыли. Когда немцы оккупировали село, в здании бывшей трудовой школы они устроили школу для обучения военному делу. После освобождения села от немецко-фашистских захватчиков в здании бывшей школы расположился госпиталь. Но вскоре развернулись боевые действия на Орловско-Курской дуге, село

2 В.А.Теличко «Севск.Исторические очерки» Просвещение. Москва 1964. Стр.96

Доброводье находилось на линии фронта , здесь шли кровопролитные бои , немецкая авиация бомбила день и ночь. От госпиталя остался только фундамент с щебенкой, которые употребили на строительство дороги для советских войск, а в шестидесятых годах на этом месте состоялось перезахоронение останков погибших в боях за Севск и Доброводье и сооружен памятник: солдат, скорбно склонившийся над братской могилой. В первые послевоенные годы в селе не было подходящего здания для школы, и председатель сельского совета арендовал частную квартиру, где дети начали учебный год. И только к концу сороковых годов сельский совет принял решение: на месте «народного дома» (так назывался сельский клуб до войны) сделать семилетнюю школу. Пол в школе был не деревянный, как в других школах, а глинобитный. Зрительный зал перегородками поделили на библиотеку и классы. Школьную мебель смастерили местные плотники, поэтому она не отличалась эстетичностью. Классные комнаты были очень маленькими для большого количества учеников. В одном классе помещалось в среднем по 30-40 учащихся, несмотря на то что за одной партой сидело по 3-4 человека. Когда учитель вызывал одного из учеников к доске, тот, пытаясь выйти, задевал рядом сидящих, и тогда в классе становилось шумно. Перед учителями встала проблема: как поместить всех учеников. Рядом с «нардомом» располагался небольшой родильный дом, его перестроили, и появилось дополнительное трехклассное помещение. Но это не решило проблему тесноты до конца. Иногда случалось, что детей в одном классе набиралось слишком много, и тогда открывали параллельные классы. Учебники, тетради и чернила дети носили через плечо в сшитых родителями грубых холщовых сумках. Чернила, сделанные из разведенной сажи, если дети баловались, проливались, и на сумке расплывалось большое пятно. Таких нерадивых школьников с пятнами в селе называли «мечеными». После войны у многих родителей не хватало денег, чтобы одеть, обуть детей и обеспечить школьными принадлежностями. Особенно в трудном положении были многодетные семьи, в которых было сразу несколько учеников. Дети из таких семей «прогуливали» уроки, потому что им просто не в чем было идти в школу. Вечером не все успевали сделать домашнюю работу, потому что электрического света ещё не было. Многие семьи имели каганец - фитиль, опущенный в блюдце с салом. Керосиновые лампы были только у состоятельных хозяев. Школьники занимались в две смены, иногда из «переростков» (тех, кто по разным причинам оставался на второй год обучения) набиралась третья, вечерняя смена.

III. Послевоенное поколение учителей.

Учителями Доброводской школы были выпускники Севского педагогического училища. Одними из первых пришли в школу в 1945 году учителя начальных классов: Рогожина А. И. , Хромогина Н. Е. , Русакова А. М. Их бывшие ученики сейчас вспоминают своих учителей с теплотой и благодарностью. Позже пришла в школу Мария Алексеевна Соколова – пожилая, умная, чистосердечная женщина, которая воспитывала в детях уважение к человеческой личности. Её советы и подсказки в работе молодым коллегам явились неоценимой помощью для начинающих.Осенью 1954 года, окончив Новозыбковский учительский институт, Надежда Яковлевна Сергеенко (в замужестве Хроменкова) и Анна Митрофановна Осипенко ( в замужестве Рогожина) были направлены на практику в Севский район, а оттуда в Доброводскую семилетнюю школу. Анна Митрофановна была назначена на должность учителя истории, а Надежда Яковлевна -учителя географии и естествознания. В их трудовых книжках стоят только две даты: дата приема на работу и дата окончания трудовой деятельности. Около сорока лет эти учителя отдали Доброводской школе. Они зарекомендовали себя как ответственные, неравнодушные, справедливые и требовательные педагоги. Примерно в это же время в педагогический коллектив влились и мужчины : Рогожин Иван Филиппович и Хроменков Владимир Андреевич. Рогожин И.Ф.–участник Великой Отечественной войны - преподавал немецкий язык и начальную военную подготовку, а его земляк Хроменков В.А. – историю и рисование.

IV. Жизнь школы

Воспитанники Доброводской школы принимали участие в художественной самодеятельности, которой славилось село. Сидорин Михаил Григорьевич, учитель словесности и заведующий библиотекой, обучил четырех ребят игре на баяне, все песни исполнялись под аккомпанемент школьных баянистов. Учителя были первыми артистами в сельском клубе. Школьники вместе с педагогами не раз становились призерами районного смотра художественной самодеятельности. Кроме этого, педагоги выполняли общественные поручения: являясь членами общества «Знание», вечерами после работы они читали лекции механизаторам, животноводам полеводам на общественно – политические и нравственные темы, актуальные в то время. Проводили родительские собрания, посещали семьи учащихся, давая советы родителям, оказывали помощь в воспитании детей.

Интересными были для ребят уроки начальной военной подготовки, которые вел не простой учитель, а человек, не раз находившийся в опасности, защищавший Родину в годы войны. Рогожин Иван Филиппович увлек детей военизированной игрой «Зарница». Многие участники этой игры, много лет спустя с восторгом вспоминали, как зимой, в мороз по широкому снежному полю ползали по – пластунски «разведчики» с искусно имитированными деревянными автоматами. Какая была гордость за свою команду, когда, завоевав крепость «противника», поднимали флаг победы, и как было обидно, если проигрывали. Мальчики учились выносливости, отваге, умению работать в команде. Преподаватель физической подготовки Метлюгов Петр Николаевич завлек ребят играть в хоккей. В результате на видном месте в школьном коридоре красовались три хрустальных кубка, завоеванных во всех возрастных категориях – младшей, средней и старшей. Благодаря Метлюгову П.Н. и молодому учителю математики Кащееву Н.Г. родилась традиция: летом они со старшеклассниками отправлялись в поход по местам захоронений погибших земляков, приводили в порядок солдатские могилы. В школе была создана пионерская дружина имени «Тридцатилетия ВЛКСМ». На протяжении почти десятилетия руководила ею Кащеева В.И. Её подопечные: октябрята, пионеры и комсомольцы,- участвовали в посадке саженцев на территории парка, разбитого у нового памятника землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. С тех пор за учащимися школы закрепилась обязанность ухаживать за памятником. И сегодня мы, учащиеся Доброводской школы , продолжаем эту добрую традицию. Дважды в году – 9 мая и 17 сентября (в день освобождения Брянщины) - проводим митинг, на котором читаем стихотворения о войне и возлагаем цветы и венки к подножию памятника.

В 1991 году государство преподнесло ценнейший подарок ученикам и учителям – новое двухэтажное здание школы. До этого в школе занимались в две смены, было только 6 классных комнат и не было спортивного зала.14 января 1991 года школа переехала в новое здание ,рассчитанное на 132 обучающихся. Здесь было в 2 раза больше кабинетов, спортивный зал, 2 мастерских, кухня, столовая и многое другое.

Бывшие выпускники Доброводской средней школы, закончившие педагогические институты или училища, возвратились в родную школу учителями: Русакова В.Н., Ивченкова В.С., Скопова Н.А., Репина А.И., Романцова Т.П.,Колбасова А.И., Кащеева Т.Н. Добрую память о себе оставила Рак Мария Григорьевна, преподававшая математику в течение 27 лет. Интересны и познавательны уроки физики и астрономии, которые дает уже 30 лет Шеина Наталья Михайловна. В начале восьмидесятых учителем физкультуры стала Гузеева(Косенкова) Татьяна Леонтьевна – выпускница Трубчевского педучилища. Более тридцати лет она преподает свой предмет и сумела привить ученикам любовь к физической культуре.

Ровно 30 лет Доброводскую школу возглавлял участник Великой Отечественной войны Хромогин Александр Владимирович. Под его руководством школа прошла долгий путь преобразований и развития: от семилетки до средней. Более чем в трехстах аттестатах стоит его подпись. Много лет возглавлял школу один из старейших учителей Хроменков В.А., после него осталась Комната Боевой и трудовой славы жителей Доброводья. В самые непростые «перестроечные» годы во главе педколлектива стал Кащеев Н.Г., который по окончании Орловского пединститута в 1974 году по распределению приехал в Доброводскую школу учителем математики. Его жена Валентина Ивановна тоже стала учителем. Много лет они посвятили любимому делу, и их дочери – Ольга и Татьяна – продолжили учительскую династию.

V. Заключение

В настоящее время педагогический коллектив, которым вот уже 18 лет руководит Гуынина Н.А., продолжает традиции, заложенные предыдущими учителями, и в соответствии с современными требованиями к обучению внедряет новые технологии. Ежегодно с 2005 года в канун Нового года и на празднике Последнего звонка обучающиеся нашей школы получают именную стипендию генерального директора ОАО МП "Совтрансавто-Брянск-Холдинг", нашего выпускника Трифанцова Ивана Федоровича за особые успехи в обучении и жизни школы. Школа продолжает жить своей обычной жизнью.


Список использованной литературы:

1.« Храмы Севского уезда» О.Вязьмитин, С.Харитонов, А. Шатохин.

Белобережье Брянск .2017.

2.« Севск. Исторические очерки» В.А.Теличко. Просвещение. Москва 1964.

3.«Доброводские зори» В.Хроменков. Погар2010.


Приложение №1





Так выглядит МБОУ – Доброводская СОШ сегодня .













Приложение №2


Хроменков Владимир Андреевич – учитель истории и обществоведения, а также завуч и директор – посвятил школе 43 года ( с 1945- по 1988 годы).













Приложение №3



Надежда Яковлевна Хроменкова - преподаватель химии ,пришла в школу в 1945 году, а закончила трудиться в 1985. (жена Хроменкова В.А.)













Приложение №4

Рогожина Анна Митрофановна – учитель истории с 1945 по 1985 годы.

На протяжении нескольких лет занимала должность завуча и была председателем парткома школы.













Приложение №5


Рогожин Иван Филиппович – фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Красной звезды – преподавал немецкий язык и начальную военную подготовку ( с женой Рогожиной А. М.)
















Приложение №6

Кащеев Николай Григорьевич –преподаватель математики с 1974 по 2007годы , из них 10 лет – директор школы.

Кащеева Валентина Ивановна преподавала географию и биологию

С 1976 по 2017 годы. (жена Кащеева Н.Г.)




Приложение №7



Шабалин Николай Васильевич – учитель физики и его жена

Бурцева Зинаида Николаевна – учитель биологии.

















Приложение №8



Директор школы Хромогин Александр Владимирович

с 1949 по 1979 год. Его жена Наталья Егоровна была учительницей начальных классов.













Приложение №9


Учредитель именной стипендии для учащихся МБОУ-Доброводской СОШ Директор ОАО МП "Совтрансавто-Брянск - Холдинг"Трифанцов Иван Федорович, выпускник Доброводской школы


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!