СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа ученицы 7 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Сравнительный анализ богатырей марийского и карельского народов". Полная исследовательская работа ученицы оформлена в Microsoft Word

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ученицы 7 класса»

29




МБОУ «Староторъяльская СОШ»





Исследовательская работа

по литературе






Выполнила:

Романова Ксения

7 класс

Руководитель:

Киткаева Э.И.




С.Старый Торъял

2016г.





































Содержание



Введение стр.3-4

Глава 1. История карело-финского эпоса «Калевала» стр.5-6

Глава 2. История марийского эпоса стр.7-8

Глава 3. Сравнительный анализ образов богатырей

карело-финского и марийского эпосов стр.9-12

Глава 4. Имена богатырей в географических названиях

местностей. стр.13-14

Глава 5. Произведения искусства, связанные с именами

богатырей стр.15

Заключение стр. 16 Список литературы стр.17


Приложение
















Введение

Из глубины веков приходят к нам сказания, о подвигах легендарных героев, ставших символом мужества, доблести, благородства.

Героический эпос напоминает сказку, но в отличие от неё в эпосе присутствуют, не вымышленные, а настоящие герои. В эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине. Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые, обладая недюжинными способностями и незаурядным умом, использовали эти качества, служа родной стране, родному народу.

В народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили легенды и предания о могучих богатырях. В них отражалась жизнь народа, которая была очень нелёгкой в те давние времена.

В давние–давние времена большую опасность для многих земель представляли набеги врагов (татар, печенегов и др.). Они разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.

И каждый раз вставали на защиту своей земли богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине.

Много легенд и преданий сказывал народ об их силе и подвигах, мужестве и отваге. У каждого народа были свои герои, которыми они гордились.

Для исследовательской работы я выбрала тему «Сравнительный анализ образа богатырей финно-угорских народных эпосов», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей, которые интересуются корнями своего народа. В нашей работе собраны и описаны различные сведения о богатырях карело-финского эпоса «Калевала» и марийского народного эпоса, проведен сравнительный анализ образов богатырей

Объект исследования – образы богатырей.

Предмет исследования – произведения устного народного творчества

Цель исследования – определить сходства и отличия богатырей финно– угорского эпоса

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Сопоставить и сравнить образы богатырей.

3. Собрать материалы об именах богатырей в географических названиях объектов.

4. Подобрать произведения искусства, связанные с именами этих богатырей



Гипотеза

Во-первых, как в литературе появились такие герои. Были ли у этих героев реальные прототипы или это только желаемый образ и вымысел народа.

Во-вторых, отличается ли богатырь карело-финского эпоса от подобного героя марийских преданий.

Актуальность.

Каждому живущему в Республике Марий Эл будет интересно узнать, каково героическое прошлое марийцев, каковы общие корни финно-угорского народа.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы.

2. Анализ материала по данной теме.

3. Сопоставление образов.

























1. Карело-финский эпос «Калевала».

Главные герои эпоса:

1.Вяйняменен - главный герой Калевалы, колдун, заклинатель, магическим словом подчинявший себе людей и животных.

2Йоукахайнен - молодой самоуверенный колдун-самоучка.

3Айно - сестра Йоукахайнена

4Илмаринен-кузнец

5Лемминкяйнен - бесстрашный охотник, удачный охотник.

6Лоухи-злая ведьма

Карелы и финны в течение многих столетий  сосуществовали бок о бок, имели схожий язык и уклад жизни. Древняя земля, на которой они жили, хранила множество тайн и легенд, которые передавались из уст в уста. В карельских и финских деревнях было немало сказителей-рунопевцев, исполнявших старинные песни-руны. В них рассказывалось о сотворении мира, происхождении огня и железа, появлении первого человека и подвигах героев страны Калевалы (в переводе с финского и карельского языков «Калевала» означает «страна героев» или «страна богатырей»). Эпос «Калевала» - величайший памятник культуры карельского и финского народов.

«Калевалу» открыл миру финский врач и фольклорист Элиас Лёнротт (1802 -1884 гг.). В первой половине XIX века он в течение девяти лет ездил по Карелии и собирал руны. В Финляндии в то время рунопевчество было запрещено лютеранской церковью как языческий обычай, а в карельских деревнях это искусство процветало. Элиас Лёнротт встречался со многими прославленными рунопевцами. Больше всего рун он записал от Архиппы Пертунена из деревни Ладвозеро (Северная Карелия).

Элиас Лёнротт обратил внимание, что многие руны связаны по сюжету и рассказывают об одних и тех же героях. Тогда у него возникла мысль объединить их в единый эпос, наподобие «Илиады» Гомера. Но, поскольку некоторых связующих частей недоставало, Лёнротт сочинил их самостоятельно, так как был, помимо всего прочего, ещё и талантливым поэтом. Народные руны он подверг художественной обработке. При работе над эпосом Элиас Лёнротт использовал много заимствованных слов из карельского, шведского и даже русского языков,

Эпос очень обогатив финский язык. Недаром в Финляндии Лёнротта считают отцом литературного финского языка и почитают так же, как в России А. С. Пушкина.

Днём рождения карело-финского эпоса «Калевала» считается 28 февраля 1835 г., когда Элиас Лёнротт сдал своё произведение в печать. Сегодня эту дату отмечают как «День Калевалы». Каждый год в Финляндии и Карелии проходит «Калевальский карнавал», в форме уличного костюмированного шествия, а также театрализованных представлений по сюжету эпоса.

Вторая, более полная версия эпоса была издана в 1849 г.

Первый полный стихотворный перевод на русский язык сделал Л. П. Бельский в 1888 г. В 1970 г. вышел перевод сборника «Из поэзии Калевалы», составленный О. В. Куусиненом. Над ним работала группа переводчиков – поэты Н. Лайне, М. Тарасов, А. Титов, А. Хурмеваара. Последний перевод был сделан в 1998 г. карельскими литераторами Эйно Киуру и Армасом Мишиным. Переложения «Калевалы» для детей делали А. Любарская, И. Д. Востряков. Сегодня «Калевала» переведена на 59 языков мира.

Содержание эпоса «Калевала»

Главной сюжетной линией карело-финского эпоса является борьба героев Калевалы со страной мрака и холода сумрачной Похъялой. Впрочем, борьба почти бескровная – герои редко берут в руки оружие, предпочитая сражаться могучим словом и волшебной песней. Все персонажи «Калевалы» обладают сверхъестественными способностями.

Главный герой эпоса старый мудрый Вяйнямёйнен с помощью песни строит лодку, создаёт первый музыкальный инструмент – кантеле, побеждает врагов.

Кузнецу Ильмаринену удаётся изготовить волшебную мельницу Сампо, которая мелет одним боком муку, другим – соль, третьим – золото.

Пастух Куллерво, желая отомстить злой хозяйке, превращает волков и медведей в коров и овец.

Невеста Вянямёйнена Айно превращается в рыбку и т. д.














2. Марийский народный эпос.

Герои марийского народа:
Акпарс (настоящее имя Гази) - легендарный герой марийского народа, глава горных марийцев. 
Акпатыр – национальный герой марийского народа. 
Онар – легендарный марийский богатырь. 
Чоткар–патыр – легендарный марийский богатырь, надежный и бескорыстный защитник родной земли. 
Чумбылат - национальный герой, князь-воин, легендарный богатырь, который считается предком марийского народа. 
Йыланда – легендарный герой марийского народа, глава луговых мари. 
Князь Сяр – марийский герой, живший во времена Ивана Грозного 
Полтыш (в русском произношении Болтуш) – легендарный марийский князь

Легендарный герой марийского эпоса, в честь которого Марийский край часто называют Земля ОНАРА. Собирательный образ марийского богатыря-патыра.

В представлении древних мари ОНАРЫ (или НАРЫ) являются первыми обитателями поднявшейся из морских вод земли: после того как земля обсыхает, она покрывается еловыми лесами; вскоре в лесах появляются нары и, спустя какое-то время, люди. НАРЫ рисовались человекообразными существами необычайного роста (их головы доставили до облаков) и силы (находимые в земле кости мамонтов считали костями и зубами великанов). Они перебрасывались огромными валунами с одной горы на другую, шагали прямо через реки и озера, вили веревки из сосен. Леса были им по колено, вековые дубы они вырывали с корнями – деревья им казались репейником. По некоторым источникам, нары носили одежду из железа, а также медные наколенники и медные шапки.

В марийских легендах ОНАР предстает перед нами в двух образах. Как молодой титан, весельчак и озорник, – созидатель облика земли марийской, - и как зрелый муж, богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа. Первые мифы – самые древние, относящиеся к эпохе последнего великого оледенения, отстоящего от нас почти на два десятка тысячелетий. Времени, когда земля к северу от Среднего Поволжья была скована ледовым панцирем, а в нынешней средней полосе была многолетняя мерзлота, и недолго длилось холодное лето. Вторые, явно более поздние по времени их возникновения, содержат знакомые мотивы из скандинавской мифологии, библейских сюжетов и т.д.

В древнем предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его ОНАР. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе, и только чуть-чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветной  радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах Воротами ОНАРА.

Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан ОНАР поясом из голубого бисера, а на шапке — серебряные украшения.

За день ОНАР обходил всю землю марийскую от края до края. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы.

У богатыря ОНАРА и шаг был богатырский: раз шагнет — семь верст позади оставит. В один день он успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Виче, как по-марийски называется река Вятка.

Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса — могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка. Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та наругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. Попалась ОНАРУ на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Есть и другой ОНАР. Рост его тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это уже не беззаботный великан-мальчишка, а зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной. Но вот пришел срок покинуть ОНАРУ этот мир. Перед смертью он наказал похоронить его в кургане и положить рядом волшебный меч. И сказал, что в самую трудную минуту, когда другого выхода не будет, его потомок сможет поднять его из могилы: тогда богатырь сослужит последнюю службу своему народу – разобьет врагов. Но горе, если поднимут его без нужды – в этом случае останется народ без защитника навсегда. По преданию, нашелся такой человек, поднял богатыря напрасно. С тех пор марийцам пришлось рассчитывать только на собственные силы.


4. Сравнительный анализ образов богатырей

карело-финского и марийского эпосов


У марийского народа одни корни с финно-угорскими народами, значит и в народном эпосе есть сходства и различия. Познакомившись с карело-финским и марийскими богатырями сравнила их образы.

Кто такой богатырь? В словарях С.И.Ожегова и В.И.Даля даются такие значения слова:

Богатырь-1.Герой русских былин и сказок, совершивший подвиги.

2. Очень сильный человек. (С.И.Ожегов)

Богатырь- человек рослый, дородный, дюжий, видный, необычайный силач; смелый, храбрый и удачливый воин, витязь. Сказочные богатыри-великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудовища. (В.И.Даль)


Решила сравнить двух богатырей: Вяйнемёнена и Онара.

Вяйнемёнен

 Основными событиями рун являются созидательный труд на своей земле и защита ее от злых сил, создание волшебной мельницы Сампо, символа счастья, изобилия и достатка. И главный герой рун — мудрый Вяйнемейнен, сын богини Ильматар (дочери воздуха).  Он — богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец   родился уже взрослым,  герой появился на свет тридцатилетним мужчиной. После рождения он ещё восемь лет плавал по волнам, пока, наконец, не достиг суши. На землю он вышел в стране, называемой Калевалой. У Вяйнемёйнена вскоре появился брат – кузнец Ильмаринен, который выковал небесный свод. Упавшие при этом на землю искры послужили огнём для людей.

Подвиг Вяйнямёйнена — пробуждение из могилы мёртвого великана-мудреца Антеро Виппунена с целью получить волшебные знания.

Главный герой эпоса старый мудрый Вяйнямёйнен с помощью песни строит лодку, создаёт первый музыкальный инструмент – кантеле, побеждает врагов, устраивает землю и сеет ячмень.

Герои Калевалы соперничали с людьми из суровой северной страны Похьёлы.  

Какие главные идеи заложены в эпосе? Это:

*Красота природы родного края

*Любовь к Родине

*Связь поколений.

Песни – мудрость народная – завет наших предков.

*Физическая закалка человека. Только сильные, выносливые люди могут вступить в спор с суровой природой Севера*Любовь к труду

*Женщина – мать.

*Мир, дружба между народами.

2 мира – Калевала и Похьела, которые враждуют между собой.

-Из–за чего? Сампо – мирное деяние человека – предназначенное для мира.

-Почему разбивается? Насилием, оружием ничего не добьешься (ни одна из сторон, ни Калевала, ни Похьела не уступила в тот момент, когда можно было договориться.)

Сейчас, в наши дни, когда на земле идут войны, Калевала взывает к миру, к дружбе между народами.

Онар

В марийских легендах ОНАР предстает перед нами в двух образах. Как молодой титан, весельчак и озорник, – созидатель облика земли марийской, - и как зрелый муж, богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа.

Одежда у Онара была красивая: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан ОНАР поясом из голубого бисера, а на шапке — серебряные украшения.

У богатыря ОНАРА и шаг был богатырский: раз шагнет — семь верст позади оставит.

Онар- защитник марийской земли. Был у него волшебный меч, с помощью которого побеждал он врагов.

В представлении древних мари ОНАРЫ (или НАРЫ) были первыми обитателями поднявшейся из морских вод земли: после того как земля обсыхает, она покрывается еловыми лесами; вскоре в лесах появляются нары и, спустя какое-то время, люди. НАРЫ рисовались человекообразными существами необычайного роста (их головы доставили до облаков) и силы (находимые в земле кости мамонтов считали костями и зубами великанов). Они перебрасывались огромными валунами с одной горы на другую, шагали прямо через реки и озера, вили веревки из сосен. Леса были им по колено, вековые дубы они вырывали с корнями – деревья им казались репейником. По некоторым источникам, нары носили одежду из железа, а также медные наколенники и медные шапки.

Они дружили с людьми, помогали им в работе, защищали от врагов, имели свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной.




Составила сравнительную таблицу по определенным критериям:

-рождение;

-жил;

-семья;

-богатырская сила;

-подвиг

Вяйнемёнен

Онар

Рождение: сын воздуха и морских волн

Жил: на горе у озера Кемми в полудне пути от селения рода Калева

Занятие: пахал, сеял, рыбак

Семья: мать - Ильматар, брат – кузнец Ильмаринен.

Рождение: первый житель земли

Жил: возле Волги-реки.

Занятие: пахал, сеял, охотник, собирал мед

Семья: Онар Ава, Мать Онара (Онар ньё)

Богатырская сила: магия, знание, волшебное кантеле

Подвиги: пробуждение из могилы мёртвого великана-мудреца Антеро Виппунена


Богатырская сила: вековые дубы вырывал с корнями, корни деревьев казались ему пылинками, люди – букашками, имел волшебный меч

Подвиги: защита родного края.

Сражался с северной страной Похъелой за сампо


Сражался с Пиямбаром, с врагами марийского народа за мир в своем крае.























Вывод по таблице.

Общее:

Все богатыри уже в своем имени несут значение «силы». И Вяйнемейнен, и Онар получали силу ловкость, мудрость от природы. В современной литературе интерес к образу богатырей не иссякает. Все богатыри, по преданиям, жили долго.




Различие:

Подвиги, которые совершали богатыри, различны:

-помогали людям; спасали свой народ.

-одни обладали физической силой, а другие магией;

-некоторые географические объекты объясняются именами богатырей;

-жизнь каждого богатыря-отражение того народа, где создана легенда или руны о герое.

Почему же появились эти герои?

Изучив литературу, прочитав произведения о богатырях, я пришла к такому выводу.

Идея появления сказочных образов и легенд.

-Богатырь-идеал человека;

-поступки богатырей-образец правильных поступков;

-идея единства человека и природы, так как все финно-угорские народы-язычники;

-поучительный смысл легенд и преданий.

Провела анкетирование среди учеников 7 класса о том, знают ли они героев марийского и карело-финского эпосов и об их подвигах.





























Анкета

Знание героев марийского и карело – финского эпоса


1.Кто такие богатыри?

-герои, совершающие подвиги во имя Родины;

-люди безмерной силы, стойкости, отваги;

-необычные люди;

-защитники покоя и благополучия родной земли.

2. Знаете ли богатыря Онара?

-да;

-нет.

3. Знаете ли богатыря Вяйнемёйнена?

-да;

Нет.

4. Кому служили богатыри?

-народу;

-себе.

5.Во имя кого или чего богатыри совершали подвиги?

-во имя родной земли;

-во имя людей;

-во имя добра;

-во имя славы

6. Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну?

-да;

-нет.

Вывод.

Учащиеся 7 класса ответили на все вопросы. По итогам анкетирования можно сделать такой вывод:

-богатыри- это те герои, которые совершают подвиги во имя Родины; люди безмерной силы, стойкости, отваги.

100% обучающихся знают и помнят марийского богатыря Онара.

60%-знают героя карело-финского эпоса «Калевала».

100% ответили, что богатыри служили народу, защищали его.

50% отметили, что богатыри совершали подвиги во имя людей, 32%-во имя родной земли, 28%-во имя добра.

Все обучающиеся на 6 вопрос ответили положительно, считая богатырями защитников нашей Родины, сражавшихся во время Великой Отечественной войны.

Исследование

1. « Имена богатырей в географических названиях объектов».

Имя Онара

Образ Онара и его готовность служить народу, что является высшим идеалом в представлении марийцев, воспевался не раз в марийских легендах и преданиях, в частности, с именем Онара связаны легенды и предания о происхождении озер, оврагов и курганов на Марийской земле:

- с. Кузнецово (Кузнецовская с/а, Горномарийский р-н) – там более 200 лет тому назад около села обвалился берег реки Сундырки, и были обнаружены огромные кости, останки великанов - онаров.

- починок Никольский (Коркатовская с/а, Моркинский р-н) – На поле у починка – курган Онара, который образовался на том месте, где Онар вытряхнул из своих лаптей набравшуюся туда землю

- с. Сердеж (Семисолинская с/а, Моркинский р-н) - Между селениями Сердеж и Лумари есть два кургана Онара, один из них называют горой старика Оная. Эти курганы также образовались там, где богатырь отряхнул свои ноги.

- д. Абдаево (Коркатовская с/а, Моркинский р-н). - Недалеко от этой деревни Онар вытряхнул свои лапти и здесь образовались две горы – гора Карман и гора Малый Карман. А там, где Онар спал и оставил след от своей головы, образовалась яма – она наполнилась водой. Так появилось озеро Кугуер.

- д. Шукшиер (ШУКШЕР) (Сернурский р-н) Название в переводе с марийского языка означает "озеро реки Шук-ша". Рядом с деревней имеется священная роща — кусото. Часть жителей до сих пор придерживается языческой веры.

В полукилометре к северо-востоку от деревни находится Шукшиерский курган — археологический памятник последней четверти II тысячелетия до нашей эры. Этот курган является свидетельством пребывания на Сернурской земле представителей Абашевской культуры. У местного населения он издавна известен под названием Онар чонта в честь мифического марийского богатыря Онара. По преданию, Онар, проходя через марийские земли стометровыми шагами, время от времени вытряхивал из лаптей землю, образуя курганы. Поблизости от кургана растет лес под названием Оно кожла. Местные знатоки говорили, что недалеко от кургана раньше были озера.

- с. Шоруньжа ( Моркинский р-н) - В селе Шоруньжа Моркинского района был заложен первый камень марийскому богатырю, персонажу национальных легенд и преданий – Онару. По легендам и преданиям именно в этом районе Онаром были образованы горы и курганы. Там, где он садился отдыхать, – земля прогибалась, следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Всю землю он обходил за день. Титан, созидатель земли марийской – именно так называют Онара.

8 национальных героев сегодня известны в республике. Но именно Онар до сих пор остается самым популярным, особенно среди детей. Как символ защиты и памяти в селе Шоруньжа Моркинского района и был возложен первый камень Онару. Камень для памятника привезли из соседней деревни Коркатово. Обработали, придали форму и сделали надписи. На все ушло меньше месяца. Восстановить внешность Онара сегодня уже точно невозможно. Высокий рост – пожалуй, единственная черта его, дошедшая до нас из легенд и преданий. Потому в Шоруньже решили поставить камень – как символ могущества и силы, которой, по преданиям и обладал Онар. Сам памятник еще не завершен. Продолжить идею скульптура может каждый. Все, кто подходят к этой скульптурной композиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно, уже целая гора Онара. Место возложения камня было выбрано отнюдь не случайно. Именно через землю села Шоруньжа, по сказаниям, и проходил марийский герой. Сам же памятник находится недалеко и от той горы, которую по легенде образовал Онар. Наверно, не случайно множество мест связано с Онаром именно на Моркинской земле!

Самое интересное, что уроженец этого края – легендарный Сергей Чавайн посвятил свою балладу этому герою: « ПОСЛЕДНИЙ ОНАР»

КНИГИ Н.МОРОХИНА «КОМБО КОРНО»( отрывок про онаров прилагается)


Имя Вяйнемёнена

В 1873 году в выборгском парке Монрепо была установлена статуя Вяйнемёйнена работы Йоханнеса Таканена, утраченная во время Второй мировой войны и восстановленная в 2007 году.

Кроме того, в городе Сортавала существует площадь Вяйнемёйнена с памятником рунопевцу.

Карельский сепаратист и лидер карельских повстанцев во время Второй советско-финской войны Василий Левонен взял себе псевдоним «Дедушка Вайнемейнен» в честь персонажа «Калевалы».



2. Произведения искусства, связанные с именами богатырей


Онар

  1. Книга «История Ветлужского края».

  2. С. Г. Чавайн – баллада «Последний Онар».

  3. Н. Морохин – «Комбо корно».

  4. К. К. Васин – повесть «На земле Онара».

  5. СергейПодмарев - картина "Онар" .

  6. Миклай Казаков «Онар».

  7. Марийская сказка «Онар».


Вяйнемейнен

  1. Мюд Мечев – картина «Вяйнемейнен», «Вяйнемёйнен играет на кантеле».

  2. Осмо Бородкин – «Вяйнемёйнен строит лодку».

  3. А. Галлен-Каллела – «Защита Сампо», «Отплытие Вяйнемёйнена из Калевалы».

  4. Статья «Немеркнущий свет северной легенды. Образ Вяйнемейнена в искусстве.»















6. Заключение


В начале нашей исследовательской работы была проблема, и я решила выяснить, есть ли что-то общее и есть ли различие между богатырями финно-угорских эпосов. В ходе изучения литературы выяснилось, что герои финно-угорских народов испокон веков любили и защищал свою землю, тесно были связаны с природой, брали силу от природы.

Проведенные мною наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: что все же это вымышленные герои и богатыри двух народных эпосов отличаются друг от друга, но есть и общее между ними.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий на уроках литературы, по внеклассной работе.

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.
























Список литературы

1. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Москва, 2007г.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 2003г.

3.Акцорин В.А. Прошлое марийского народа в его эпосе. Саров,2000г.

4.Марийские народные сказки и легенды. Й-Ола, 2003 г.

5.Словарь марийской мифологии. Том 1. Автор-составитель СитниковК.И.

Й-Ола, 2006г.

6.Сказка-спектакль «Онарын кердыже» (Меч Онара). М.Рыбаков- режиссер О.Иркабаев

7. https://ru.wikipedia.org

8. http://www.wanders-k.ru/sites/default/files/1250170961_velikan-7.jpg

9. http://e-finland.ru/



























Приложение













Произведения об Онаре

  1. Глава из книги «История Ветлужского края

Марийский край – земля Онара. (глава из книги "История Ветлужского края") В старинном предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой поднявшейся над лесами цветной радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах воротами Онара. Сияет радуга всеми цветами, она так красна, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке сверкают серебряные украшения. У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет – семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса – могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужина. Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Виче, как по-марийски называется река Вятка. Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок. С той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы. Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли а горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро. Про многие холмы и озера в нашем крае народ говорит, что это следы древнего великана. Вот по этой причине, марийцы, и называем свой край землей богатыря Онара.


2.Сергей Чавайн посвятил свою балладу Онару : « ПОСЛЕДНИЙ ОНАР»


Нам повествуют старые былины,

Что в каждом уголке родной земли

Отважные Онары-исполины

Повыше вековых дубов росли.

А ведь тогда, густой листвой играя,

Деревья подпирали небосвод.

Теперь таких в марийском нашем крае

Никто и при желании не найдет.

С годами люди ниже ростом стали,

Да и леса постиг судьбы удар...

Лишь не познал тогда беды-печали,

Не изменился лишь один Онар.

Он как-то поутру шагал полями,

Алея, солнца круг над ними рос.

Онар дубы повыдергал руками

И к матери охапкою принес:

— Смотри-ка, мама, коноплю какую

Я в поле для тебя натеребил,

Как роща частую, как тень густую,

Вот только посконь отделить забыл.

— Ой, сын мой! Ты вправду невезучий,

Не коноплю ты вырвал, а леса!

— И затуманились слезой горючей

Ее большие ясные глаза.

Онар ответу очень удивился.

Он постоял и дальше пошагал.

И вдруг заметил пахаря-марийца,

Что землю для посева поднимал.

— Какой жучок ползет передо мною!

— Подумал вслух идущий великан.

Он пахаря с лошадкой и сохою

В свой необъятный положил карман.

Потом Онар увидел на поляне,

Как топором работал человек,

И в этом Онаровом кармане

Стал пахарю соседом дровосек.

Онар весь день бродил в раздольях здешних

, А к вечеру сказал, увидев мать:

— Вот, мама, я жучков тебе потешных

Принес нарочно, чтобы показать!

Один копался, землю ворошил,

Другой, наверно, дерево пилил.

— Ой, сын, мой сын!

Да это же ведь люди.

Или уже о них ты позабыл...

Они теперь всегда такими будут,

Онарам только рост не изменил!

Сынок, имея силу неземную,

Ты не кичись, не наноси обид!

…Сидит Онар последний и горюет,

И на него с печалью мать глядит.

А мир большой по-прежнему клокочет

Бурлит волнами, птицами поёт,

И солнце, восходящее из ночи,

Лучами заливает небосвод.


3.ОТРЫВОК ПРО ОНАРОВ ИЗ КНИГИ Н.МОРОХИНА «КОМБО КОРНО»: Древний марийский эпос говорит - наши предки были богатырями онарами. Лес им был по пояс, одной рукой они могли захватить несколько деревьев и вырвать с корнем. Они были так тяжелы, что под ними прогибалась земля... Фантазия? А я верю, что ей нет места в фольклоре. Там только правда, но ключ к ней иной раз потерян. Пытаясь объяснить мифы об онарах, я изучал историю ландшафта тех мест, где жили предки марийцев. И понял - в мифе всё точно! Деревья по пояс, земля не держит... Это же тундра! В Заволжье до сих пор остались её следы - даже карликовая берёза встречается. В эпоху последнего оледенения тут была многовековая мерзлота. Становится понятно, если в легендах говорится, что под ногой Онара продавливалась земля и выступала вода, а если Онар ложился спать на землю, то в ямке под головой появлялось озерцо - так и происходит в тундре...


4.СКАЗ О СОТВОРЕНИИ  ОНАРОВ

Скучно стало Куго-Юмо на этом свете, и решил он создать человека. Замесил лучшей глины и вылепил из нее мужчину и женщину. Сделал их воинами. Потом вдохнул в них жизнь и отправил на землю. Но поскольку не было у него мерки, то люди получились огромными, как сами боги, выше гор. Когда они размножились, не стало покоя богам.

Первосотворенные великаны, Паны, возомнили себя равными небожителям и повели против них борьбу. Тогда Куго-Юмо решил обратиться к Мэру, самому мудрому из богов, чтобы тот подсказал, как уничтожить Панов. Мэр дал Куго-Юмо чудодейственный молот. Взял Куго-Юмо этот молот и, сойдя вниз, сразился с великанами. Сокрушил их. После того он собрал тела своих врагов и сложил на правом берегу Волги. Со временем они поросли травою и лесом. Когда бурные потоки воды вымывают землю в горах, кости древних великанов проступают наружу.

Через некоторое время Куго-Юмо решил снова создать людей, но на этот раз сделал их много меньше. Однако Онары оказались столь же тщеславны, как и Паны, только они были хитрее и, когда терпение Куго-Юмо истощилось, скрылись от него в лесах. Снова пришлось Куго-Юмо просить помощи у Мэра. Тот дал ему золотую шапку. Накинул Куго-Юмо золотую шапку на землю, и от того на ней воцарился страшный зной. Все живое, что было на поверхности погибло. Так он расправился с Онарами. Только двое из них уцелели. Предчувствуя скорый конец мира, обратилась хитрейшая из хитрейших великанш с молитвой к Мэру, чтобы тот помог избежать кары Куго-Юмо. По внушению Мэра вырыл ее сын Онар глубокую яму. Когда небесный огонь охватил землю, опустились они на самое ее дно. Сидели они там до тех пор, пока не пролился первый дождь. Куго-Юмо, решив, что с великанами покончено, взял у Мэра мерку и по ней сотворил людей, а чтобы те не мнили себя равным богам, вылепил пахарями. Но, дождавшись когда Куго-Юмо отлучился, Керемет спрятал, еще не оживленные его божественным дыханием, тела в потаенном месте, в самой чаще леса, а мерку бросил в огонь. Куго-Юмо проклял Керемета, низвергнув его в глубочайшую пропасть.


Узнав об этом, Мэр, в тайне от Куго-Юмо, призвал к себе Онара и велел найти людей. Чтобы Онар смог исполнить это приказание, мудрый бог дал ему волшебный лук и стрелы. Мэр сказал:

- Иди и сразись с владыкой леса  Пуэмбаром, он стережет то, что тебе нужно. (Слайд 7)

Добрался Онар до густого леса, стал звать на бой Пуэмбара. Вышел ему навстречу хозяин дерев; огромный, как столетний дуб.

Сошлись враги. Долго бились, но никто не мог одолеть. Тогда вложил Онар стрелы в лук и стал посыпать ими лес. Охватило деревья жаркое пламя. Стал Пуэмбар просить не разорять его владения и обещал не мешать Онару. Великан раскидал огонь, затоптал его, а потом пошел в самую чащу леса и отыскал там тела. Отнес он их сперва своей матери, а та  Куго-Юмо. Вдохнул Куго-Юмо жизнь в людей. Так начался человеческий род.

В награду за это, Куго-Юмо простил Онара и его мать. А потом, когда великаны умерли, забрал Куго-Юмо подарки Мэра. С тех пор, когда Куго-Юмо гневается, мечет он с неба огненные стрелы, те, что зовем мы молниями. Но проходит гроза, и волшебный лук мирно повисает над землею многоцветной радугой. 

 

 











Произведения о Вяйнёйменене

1.Карта Карелии




На территории посёлка Калевала стоит сосна, по преданиям, именно под ней работал Лённрот

Анкета

Знание героев марийского и карело – финского народа


1.Кто такие богатыри?

-герои, совершающие подвиги во имя Родины;

-люди безмерной силы, стойкости, отваги;

-необычные люди;

-защитники покоя и благополучия родной земли.

2. Знаете ли богатыря Онара?

-да;

-нет.

3. Знаете ли богатыря Вяйнемёйнена?

-да;

Нет.

4. Кому служили богатыри?

-народу;

-себе.

5.Во имя кого или чего богатыри совершали подвиги?

-во имя родной земли;

-во имя людей;

-во имя добра;

-во имя славы

6. Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну?

-да;

-нет.
















Анкета «Знание героев марийского и карело – финского народа»














2. Произведения искусства, связанные с именами богатырей




Картины художников Мюд Мечева, А.Галлен-Каллела


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!