СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа о родном крае.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно- исследовательская работа о родном крае.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа о родном крае.»

Филиал МБОУ «СОШ с.Яковлевка Базарно-Карбулакского муниципального района Саратовской области» в с.Репьевка







Секция: История Поволжья









Тема работы: «Мое село вчера, сегодня

и завтра».











Выполнила: ученица 9 класса

Батраева Зульфия Рафаилевна

Руководитель: Кудашева Асия Аиповна













2024 год



Оглавление

Введение. 4

Глава 1. Исторический обзор 6

Глава 2. Условия жизни в прошлом: 8

Глава 3. Сельская жизнь сегодня: 12

3.1. Современные условия жизни и работы для жителей села. 12

Глава 4. Перспективы развития села: 14

4.1. Туризм, как одно из направления для развития села. 14

Заключение 17

Приложение 1 18

Список используемой литературы. 19





Введение.

«Любовь к родному краю, знание его истории –основа, на которой только может осуществляться рост духовной культуры всего общества»

Д.С. Лихачев

Актуальность исследования заключается в том, что каждому жителю нашего села необходимо знать историю его создания. В современном мире значимость патриотического воспитания очень велика.

В настоящее время не всякий человек, проживающий, в особенности, в сельской местности, знаком с ее историей. История родного края очень важна для нас. Зная историю своего края, мы пониманием, кем были наши предки, это помогает избежать ошибок, совершенных в прошлом; понять, в конце концов, наше настоящее и будущее.

Выбор данной темы не случаен: у каждого из нас есть свой маленький уголок-наша маленькая родина. Исследование родного края позволяет нам проследить, что он себе представлял в различные исторически эпохи.

Цель исследования заключается в изучении истории моего села с момента заселения местности до сегодняшних дней, а также его прошлого и настоящего.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

  • узнать, когда и как возникло село, его историю до настоящего времени

  • развить интерес и уважительное отношение к истории и культуре своей местности

Объектом исследования является история моего села с момента его заселения.

Предметом исследования выступает моя сельская местность.

Гипотеза исследования. Познание истории родного края помогает нам понять кем были наши предки, заглянуть в совсем иную картину мира и избежать прошлых ошибок.

Проблема исследования заключается в актуальности знания истории в настоящее время.

База исследования представлена как опубликованными, так и не опубликованными документами. К неопубликованным можно отнести архивные источники, информация от старожилов поселка, информация, взятая из школьной библиотеки поселка.

Глава 1. Исторический обзор

Первые упоминания о селе появились в первой половине 18 века, на реке Уза было основано русское село Репьевка как воинское поселение для защиты от набегов кочевников. Название происходит от имени старшины Прокофья Репьева.

Рисунок 1. Село Репьевка

Второе название Никольское появилось после постройки 1750 году православной церкви во имя Николая Чудотворца.

В середине 19 века Репьевка перестала быть приходским селом и была приписана к Никольской церкви соседней Абалихи(на сегодняшний день село Абалиха разрушена). В канун отмены крепостного права Репьевка принадлежала помещику Столыпину и насчитывала 66 дворов, 261 мужчин и 250 женщин. На востоке пролегал почтовый тракт из Петровска в Кузнецк, административно село входило в Зиновьевскую волость Петровского уезда Саратовской губернии Крестьяне после реформы вышли на дарственный надел. Всего по данным 1910 года у жителей Репьевки насчитывалось 13 десятин (примерно 14 гектар) надельной земли, 125 купленной и 807 арендованной. Выращивали рожь, просо, овес и пшеницу. В хозяйстве держали 209 голов рабочего скота, 153 молочного, 198 гулевого и 790 мелкого. Из сельскохозяйственных орудий имелось 66 железных плугов, 16 веялок, жнейка и молотилка. Всего на тот момент в Репьевке проживало 709 мужчин и 680 женщин (154 домохозяйств). Помимо церкви также работала земская школа открыта 26 октября 1888 года.

После февральской революции в мае 1917 года репьевские крестьяне захватили земли отрубщиков. С приходом советской власти село стало центром Репьевского сельсовета. в годы коллективизации в Репьевке был создан колхоз имени Чапаева.

Рисунок 2. Колхоз имени Чапаева

Глава 2. Условия жизни в прошлом:

Колодцы, коромысла и большая печь: каждая деревня была особенной.

Рисунок 3. Печь

В прошлом деревенская жизнь была непростой и была связана с ведением хозяйства. Это и русская печь, которую нужно было топить даже летом, а значит нужно заготавливать дрова.

Вода-ледяная и очень вкусная из колодца, которую приходилось таскать.

Река-место отдыха, место для стирки.

Местные свадьбы, простые и очень душевные.

Свой транспорт, и зачастую это не автомобиль.

Баня с тазиками, паром, а зимой с прыжками в сугроб.

Рисунок 4. Покос

Сбор урожая и покос.

Труд, к которому приучают даже самых маленьких

Рисунок 5.

Главным занятием крестьян было земледелие, собственный надел земли был больше в тех семьях, где было много мальчиков. Работы в крестьянских семьях всегда с излишком хватало на всех. Взрослые трудились в собственном хозяйстве и работали у помещика. Дети всегда были главными помощниками родителей: приглядывали за младшими, пасли скот, работали в огороде, ухаживали за молодняком домашнего скота, в основном за ягнятами (резали им кубиками свёклу или картошку).

Основной зерновой культурой, которую выращивали в нашей деревне в те времена, был овес. Им кормили лошадей, а также везли на продажу. Лошадей в деревне, как тогда говорили, «водили» много, в основном это были тяжеловозы. Кроме лошадей держали также коров, овец, птицу, имел поросят. Дворы, где находился скот, были большие, с навесом, но холодные. В зимнее время в доме обязательно стояла огромная кадушка, вёдер на тридцать, её заполняли водой для бытовых нужд и для скота. А носили воду из колодца, он находился на краю деревни. Запас воды был необходим также на случай метели, которая могла бушевать несколько дней. В такие метели избы заносило под самые крыши. После не один день соседям приходилось откапывать друг друга. Случалось, в такие дни люди по трое суток не выходили из дома. В лютый мороз в избе рядом с людьми находились и овцы с ягнятами, и теленок, а то и корова с лошадью.

Пахали в те времена на лошадях, сеяли вручную, иногда уже использовали молотилки. Женщины занимались рукоделием: пряли нити для изготовления холстов как из моченика (основой его была конопля), так и из шерсти. Зимними вечерами при свете коптилки шили белье из самотканых холстов, вязали чулки, вышивали крестом и гладью, готовили приданое для замужества. Мужчины славились выделкой овчины, из которой затем шились шубы, полушубки, армяки с рукавами из шерсти.

Одевались крестьяне скромно. Все, что было необходимо, производили в своем хозяйстве. Из обуви носили лапти, валенки. Галоши на валенках также были валяные. Уже позднее стали делать их из резины. Для юбок и другой одежды использовали домотканое сукно. Спали на дерюжках, ими же и накрывались. Зимой носили шубы, поддевки. Кто побогаче покрывали шубы сукном.

1917 год Октябрьская революция. Репьевские крестьяне захватили земли отрубщиков. Из района приехал прикрепленный, который на общем сходе объявил о решении партии и правительства организовывать на селе колхозы. Крестьянам предлагалось сдать в коллективное хозяйство землю, коров, лошадей, а самим трудиться там за трудодни, отдавая большую часть урожая государству. Лишь та часть, которая оставалась после уплаты всех налогов, делилась среди колхозников. Для настоящих, крепких хозяев это были очень трудные дни. Новое дело продвигалось с трудом. Крестьянские семьи оказались на пороге голода. Не хватало хлеба, спасал только огород и подсобное хозяйство. Неурожай 1939 года еще более усугубил положение.

Постепенно жизнь стала налаживаться. Но, пришла Великая Отечественная война. Наши односельчане отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Многие из них погибли на поле брани, но есть и такие, которым посчастливилось пройти всю войну и вернуться домой. Но победа над врагом ковалась не только на фронтах войны, но и в тылу натруженными руками женщин, стариков, детей, которые не щадили своих сил и здоровья. Именно они работали на полях и фермах. Живя ради одной цели: «Всё для фронта! Всё для Победы!»

Восстановление жизни после ВОВ 1941-1945 года в селе Репьевка, как и по всей стране было сложным и длительным процессом, но благодаря упорству и любви к своей земле, село постепенно смогло вернуться к нормальной жизни и развиваться. Как источник получения информации, я посетила жительницу Репьевки Долныкину Е. Ивановну 05.02.1936 года рождения, которая имеет статус «Дети войны». Она рассказала, как совсем девчонкой выходили на работу в поля, варили суп из крапивы. Много было лишений, но они все трудности смогли пережить…

Рисунок 6. Долныкина Е.И.

В исследовательской работе хочу отметить председателя, участника ВОВ Белянина М.И. в 1957 году был избран председателем колхоза имени Чапаева, работал до 1987, период его работы на данном посту был для нашего села- расцветом. (Приложение1). Развивалась инфраструктура, строились дороги, медпункт и СДК, новые кирпичные дома со всеми удобствами, двухэтажная школа в которой я сейчас учусь. Очень большое внимание уделялось развитию сельского хозяйства, увеличению поголовья скота, растениеводству.

С развалом Советского союза 1991 году, наше село вновь столкнулось с новыми вызовами, рыночная экономика стали главными, что привело к сокращению инвестиций в сельское хозяйство. Многие жители стали уезжать в города в поисках работы.

Глава 3. Сельская жизнь сегодня: 3.1. Современные условия жизни и работы для жителей села.

-Развитие инфраструктуры (дороги, коммуникации, общественные учреждения).

Наш край на сегодня, достаточно цивилизован. Есть вода, природный газ, электричество, интернет и телефонная связь. В нашем селе есть школа, сейчас обучается 45 обучающихся.

Рисунок 7. Школа в с.Репьевка

В центре села расположен ФАП новый, модульный с современным оборудованием, там работает прекрасный фельдшер с большим опытом работы, которая рада помочь каждому кто обратится за помощью. Также в центре села имеется новая детская площадка, которую дети с удовольствием посещают. Напротив, детской площадки стоит СДК, в этом же здании находится почта. В селе имеется два магазина. На сегодняшний день в нашем селе проживают люди разных национальностей, в основном это татары и русские.

Рисунок 8. Детская площадка Рисунок 9. ФАП с.Репьевка

Село у нас развивающее, особый вклад вносит депутат районного собрания, руководитель ООО Колосок Тугушев М.Х. ООО Колосок – это предприятие, специализирующее на производстве зерновых и мясо-молочного производства. Благодаря его стараниям хозяйство процветает, создаются новые рабочие места с достойной заработной платой. Всего поголовья на ферме 2200 голов крупного рогатого скота, 200 лошадей. Ежедневно производится удой молока в количестве 20 тонн. В хозяйстве применяются современные методы и технологии. Особое внимание уделяется посеву зерновых культур: пшенице, кукурузе, подсолнечнику.

Рисунок 10.



Рисунок 11. ООО «Колосок» Рисунок 12.





Глава 4. Перспективы развития села:

4.1. Туризм, как одно из направления для развития села.

Свежий воздух, прохладная родниковая водица, Пьянящий аромат цветений, душистые ромашки летом и ландыши весной, золотистые подсолнухи, осенние грибы, лесные ягоды, красивые леса и луга. Все это – мое село!

Рисунок 13.

Неподалеку от села находится прекрасный пруд.

Одним из красивых уголков в нашем селе является мечеть, она построилась совсем недавно 27 сентября 2022 состоялась церемония открытия.

Рисунок 14. Открытие мечети в с.Репьевка

В неподалеку от мечети стоит церковь. Это храм во имя преподобного Алексия- человека божия. Здание проявило потрясающую стойкость в борьбе с разрушительными человеческими намерениями. На его колокольне даже сохранился крест, который, по рассказам местных жителей, не смогли сбить во время попытки уничтожить храм. При этом железные листы, покрывающие верхнюю часть колокольни, при более близком рассмотрении оказались покрыты множеством отверстий. И это явно не следы от клювов птиц, нашедших в здании храма множество укромных уголков для себя и потомства. Если бы мы перенеслись на сотню с лишним лет назад, то увидели бы храм в окружении крестов и могил. Дело в том, что церковь является перестроенной кладбищенской часовней Часовню, освященную в 1861 году, реконструировали в конце XIX столетия иждивением местных помещиков Столыпиных, пристроив алтарь и колкольню. После революции, безуспешно попытавшись сровнять церковь с землей, власти решили устроить в здании клуб, однако жители отказались в него ходить. Тогда бывшую церковь приспособили под зернохранилище. О былом сегодня напоминают агитационные материалы, закрывающие один из оконных проемов. Несмотря на небо вместо крыши в стенах еще сохраняются росписи. Стараниями местных жителей удалось привести в порядок здание церкви, убрать мусор, восстановить пол.

Рисунок 15. Церковь

В этом году осенью принимали гостей из саратовской филармонии- фольклорный ансамбль «БАЛАГНЪ». В честь празднования 300 –летия Столыпина сняли видеофильм в котором актеры постарались воссоздать традиции православной культуры, сьемки происходили в внутри здания церкви.

Рисунок 16. Кадры из фильма

Несмотря на то, что зданию церкви более 200 лет, а мечеть, построенная в современном стиле, находится совсем рядом, они очень гармонично дополняют друг друга.

В селе мы можем найти время для рыбалки, освоить нетронутые уголки природы, насладится тихой охотой, провести экскурсию и узнать про новейшие технологии, используемые в современном животноводстве.



Заключение

В рамках завершения исследования по теме «Мое село. Вчера. Сегодня.

Завтра?». нами были проанализированы как теоретические, так и практические аспекты проблемы.

На материалах проведенной нами работы можно сделать следующие выводы: в настоящее время очень важно сохранять память о прошлом, в том числе, и память о своем родном крае, так же очень важно повышать уровень жизни населения в сельских местностях. Всем известно выражение: «Кто не знает о своем прошлом, у того нет и будущего». Все мы любим свою малую родину, поэтому для нас это не просто какая-то точка на карте. Все наше детство и юность, взросление переплетается с ним. Каждого из нас вместе с селом связывают наши верные друзья детства, наш родной дом и счастливые моменты в жизни. В нашей стране очень много можно встретить мелких сельских поселений, к которым относится и наше село.

Мы верим в то что, изучая прошлое и осваивая новое наше село станет одним из ярких мест посещения туристов и многие смогут насладится красотами нашего края!



Приложение 1



Список используемой литературы.

  1. Большая Саратовская энциклопедия Базарно-Карабулакский район Репьевка.

  2. Коряков Ю. Б. Этно-языковой состав населённых пунктов России : [арх. 17 ноября 2020] : база данных. — 2016.

  3. Архив Базарно-Карабулакского района.

  4. Село Репьёвка. Классификатор адресов Российской Федерации. Дата обращения: 30 сентября 2019. Архивировано 30 сентября 2019 года.

  5. Электронный ресурс vk.comwall56255142_2524






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!