СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Родной край в поэзии местных поэтов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по родной литературе для 9 класса "Родной край"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Родной край в поэзии местных поэтов"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новомеловатская средняя общеобразовательная школа





Индивидуальный учебный проект



«Родной край в поэзии местных поэтов»

















Учитель: Семилетова Г.И.





2020г

2

Содержание.

I Введение--------------------------------------------------------------------------------3-4

II. Основная часть. Поэты нашего села.

1.Результаты анкетирования----------------------------------------------------------5

2. Знакомство с поэтами-земляками и их творчеством:

2. 1. Грищенко И.И----------------------------------------------------------------------6-10

2.2. Грищенко В.И.---------------------------------------------------------------------11-14

2.3.Грищенко Л.В. ---------------------------------------------------------------------15-17

III. Заключение, вывод. ---------------------------------------------------------------18-19

IV. Список литературы ----------------------------------------------------------------20

V.Приложение---------------------------------------------------------------------------21-25

















3

I. Введение

Всё матушка помнит: и раны, и слёзы,

И детский задористый смех.

Всё это пропитано чистой любовью,

Любовь в самом сердце живёт в нас во всех.



Россия! Отечество! Какой высокий смысл заложен в этих словах. Невозможно не любить Родину за бесконечные равнины, богатые красивые реки, моря и озёра, города и сёла, богатые прекрасными пейзажами, древней историей и культурой.

Но у каждого человека есть своя маленькая родина: отчий дом, родной край, который всем так близок и дорог. Это слово содержит что-то своё, личное, особенное, более значительное.

Актуальность проекта: Как появилась идея изучения данной темы?

75 лет отделяет нас от суровых дней Великой Отечественной войны. Уходит поколение, вынесшее тяжёлый груз войны. Но народная память всё ещё хранит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклонную веру людей.И в дождь, и в слякоть, под пулями, свистящими над головами, люди смотрели в глаза смерти, ложились под танки с гранатами, шли на таран. Отступать было некуда. Ведь позади была Родина, милый сердцу родной край. А ведь они хотели так жить, водить комбайны, гладить мозолистой рукой тяжёлый колос пшеницы, просто любоваться красотами родного края. В память о них я решила сделать этот проект. Любовь к родной Земле выразить через поэзию местных поэтов. Решила собрать стихи о Родном крае и познакомить с ними своих одноклассников, друзей.



4

Цель проекта:

- познакомиться с творчеством поэтов родного села, раскрывающих тему малой родины в поэзии.

Задачи проекта:

- провести самостоятельный поиск информации и материалов по теме проекта;

- проанализировать, сопоставить произведения;

-выбрать стихотворения о родном крае.

Методы исследования: подбор, изучение, сравнение и анализ имеющейся литературы по теме работы и собственные выводы.

Гипотеза исследования связана с предположением о том, что, проанализировав стихотворения поэтов-земляков, мы сможем расширить наши представления о родном крае, лучше понять поэтический мир.

Практическая значимость: Результаты данной исследовательской работы можно представить на неделе литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях, на уроках родной литературы.

Объект проекта: творчество поэтов родного села.

Ожидаемые результаты:

-я считаю, все должны знать и помнить историю своего села, своей малой родины, возрождать и приумножать богатства родного края.

- расширение знаний за счёт знакомства с творчеством поэтов нашего села заставит всех задуматься над возрождением забытых родных уголков того места, где ты родился, вырос и прошло твоё детство.



5

II. Основная часть. Поэты нашего села



1..Результаты анкетирования.

Прежде чем начать работу, я провела анкетирование учащихся.(см.приложение 1)

1..Знаете ли вы поэтов – земляков нашего села, знакомы с их творчеством? 2.Хотели бы вы с ними встретиться?

В опросе участвовали ученики 1-9 классов. В результате опроса оказалось, что не все знакомы с поэтами нашего села, но услышать стихи о своём родном крае многие пожелали.

Я составила для себя план.

Моя работа проходила в два этапа:

I.Поисковый:

1.Сначала я обратилась к местным поэтам и собрала все стихи на разные темы: о Родине, школе, семье, маме, войне, дружбе.

2. Отобрала те, которые подходят по теме.

II. Практический:

Оформление презентации, набор текстов стихов, подбор картинок, распечатка, сборка.









6

2. Знакомство с поэтами земляками и их творчеством



2.1. Грищенко Иван Иванович родился 18 апреля 1970г. в селе Хвощеватое. (см. приложение 2) Вся жизнь его связана с родными местами. Он много работает, но успевает участвовать в художественной самодеятельности, член казачьего общества. Пишет стихи. Неоднократно, по приглашению Митрополита московского и Всея Руси Кирилла, участвовал в Рождественских чтениях.Тематика его стихов разная: о дружбе, семье, православных праздниках, братьях-казаках. Писать он начал рано, когда ещё учился в школе. Это были стихи о животных. Потом появилась привязанность к поэзии. Рождались всё новые и новые строчки. Все его стихи пронизаны любовью к Родине, ее красивым местам, предкам, жившим на этой земле.

Я Чёрное море не видел.

Я видел леса и поля,

Но нет красивей на свете

Тебя, деревенька моя!

Лет сколько тебе я не знаю,

Я годы твои не считал,

Но много она повидала,

Отец мне о ней рассказал…

В следующих строках прослеживается истинная гордость за свой трудолюбивый народ. С огромной любовью Грищенко И. И. пишет о деревне, о сельских



7

жителях. С замиранием сердца читаешь и погружаешься в тёплую атмосферу сельской жизни.

Трудились на ферме, на поле,

Рекою текло молоко.

На первый комбайн, как на диво

Пришло посмотреть всё село.

Артисты в селе выступали,

На танцы ходили, в кино,

И свадьбы частенько играли.

Жило, процветало село...

И вдруг строчки прерываются, а следующие начинаются порывистой, эмоциональной болью и состраданием за свой народ и её историю.

И вот в 41-м, в июне

Объявлена была война.

Повестки мужчинам вручали,

Прощалась с ними родня.

Вернуться домой обещали,

Вот только фашиста побьём,

Но только не знали солдаты,

Какой это будет ценой.



8

Действительно, это были самые тяжёлые годы. Многие наши земляки погибли в этой страшной войне, защищая Родину. На женские, хрупкие плечи легли мужские работы. Женщины пахали, косили, выполняли непосильную работу. Они жили лишь мыслью одной, чтобы побыстрее закончилась эта кровопролитная война.Автор стихотворения словно боится, что ему не хватит слов, в полной мере убедительных, чтобы донести до всех ту боль и страдания, которые выпали на долю всего народа, в том числе и на долю наших односельчан.

И только письма из фронта

Родным согревали сердца.

Надежда в душе не погасла;

Он жив, не убили отца.

По вечерам у иконы

Стоит на коленях семья,

Сквозь слёзы глядит на распятье:

О Боже, спаси нам отца!

Но чёрные тучи приходят, и плач раздаётся в селе:

Убили родного, убили.

О Боже, как трудно вдове.

В заключительных строках автор как бы призывает нас помнить тех героев войны, которые отдали свою жизнь за наше светлое будущее, за Родину, милый сердцу уголок родной земли.

И вот наступил 45- й.

Тот светлый и радостный год.

9

Победу мы встретили в мае,

Ликует и плачет народ.

И весело пела тальянка,

И звонко играл патефон.

С утра и до самой до ночи

Народ веселился, как мог.

И помнят люди заслуги

Героев, погибших в бою.

Им памятник в центре поставлен,

С цветами приходят к нему.

Памятник односельчанам, погибшим в годы войны, был реставрирован нашим земляком Грищенко Виктором Ивановичем. В центре, на постаменте, возвышаются две фигуры с автоматами в руках. Опустив головы, они скорбят, вспоминая своих погибших товарищей. ( см. приложение 5.)

Малая родина занимает в системе ценностей у Ивана Грищенко особое место.Стихи его наполнены любовью к своей стране. С помощью слов поэт воссоздает волшебные краски природы в окрестностях нашего родного села.

Природа – часть его души. Она притягивает своей красотой. Именно в творчестве местных поэтов раскрывается подлинная красота родных мест. Цветёт черёмуха, жужжат пчёлы, раздаются трели соловья. Эти строки так просты и понятны всем. По всему видно: весна- любимое время года самобытного поэта. Только человек, любящий свой край, может заметить такие красоты. А сколько эпитетов, метафор использует автор в стихах[5,c.16]

10

Май.

Майские денёчки –тёплые они.

Небо стало выше, и длиннее дни.

Зацвела черёмуха у меня в садах,

Зажужжали пчёлы на её цветах.

Зайду в сад зелёный, стану тихо я.

Буду слушать долго трели соловья.

Вот спустился вечер в сонной тишине,

Захохочет филин где-то вдалеке.

Пролетит жук майский, шлёпнется в траву,

Там в траве душистой я его найду.

Посажу на листик – ну, дружок, лети.

Все печали в прошлом, счастье впереди.

Ночи всё короче, мне пора уж спать.

Встану утром рано солнышко встречать.







11

2.2. Грищенко Виктор Иванович. (Поэт-скульптор-художник). Родился в селе Хвощеватое в 1955 году. (см. приложение 3) Здесь же прошло его детство, юность. Ещё со школьных лет увлекался рисованием, занимался лепкой из пластилина, глины, сочинял стихи.Закончил Воронежский инженерно-строительный институт. После окончания института стал работать преподавателем в Калачеевском техникуме. Сейчас живёт в Калаче. Занимается скульптурой, Почётный гражданин села Заброды Калачеевского района. Издал несколько сборников стихов. Невозможно перечислить все грани его таланта. Женат. Две дочери, шесть внуков. Виктор Иванович часто приезжает в Хвощеватое в отцовский дом, где всё ещё живёт его старенькая мама. Для него нет ничего ближе и дороже родного края — места, которое взрастило его, как маленький колосок, и выпустило в дальнюю дорогу к вершинам жизненного пути. Он любит родные места, хранит их в своей душе.Это прослеживается в его стихотворении «Хуторок».

В лабиринтах дорог, в городской суете

Мой родной уголок часто манит к себе.

Заскучал что-то я вдалеке, загрустил

По тропинкам в полях, по курганам в степи.

Так услышать хочу хуторской говорок.

В сновиденьях лечу на отцовский порог.

Руки в бок постоять и в себя заглянуть,

Где от аз и до ять виден жизненный путь,

Где траву в каплях рос толочил поутру,

Где крестился и рос, и когда-то помру.

12

Не хворай только ты, хуторок мой, держись.

Явью светлой мечты продолжается жизнь.

Любовь к родине, своему родному краю- это чувство, которое растёт и укрепляется на протяжении всей жизни.

Люблю зимой лежанку печки, натопленную кизяком,

А летом по тропинке вечной шагать Землёю босяком.

Раскинув руки вширь России, идти на светлый праздник дня.

Во всей красе своей и силе приветит родина меня.

Воды напиться из криницы, поцеловавшись с небом в ней,

Могиле предков поклониться, коснувшись собственных корней.

Стоять на паперти святыни и осенять себя крестом.

Купаться в запахе полыни, вдыхая чабреца настой.[4,c.20]

Родной край-это цветущие вишнёвые сады, запах черёмухи, аромат душистой липы, манящая синева голубого летнего неба, поля с колосьями золотой пшеницы. Ностальгия захватывает при одном упоминании родных просторов, где ты родился, вырос, сделал первые шаги в увлекательную и интересную жизнь. А как хорошо летом искупаться в чистой прозрачной воде в пруду, позагорать на солнышке, поудить рыбу, посидеть в тени деревьев после летнего зноя, послушать звонкую песнь жаворонка, полежать на полянке с цветущими полевыми цветами, просто посмотреть на голубое небо и помечтать о сокровенном. Найти родник с кристальной водичкой, набрать в ладошку и утолить жажду.



13

Родина малая.

Священнее места нигде нет на свете.

Нигде не подумаешь так о былом.

В душе маяком мне так преданно светит

Родное село, где родительский дом.

Родной уголок мой в великой России,

Край родины малой в Отчизне моей

Наш говор хохлацкий - он самый красивый,

И верный хранитель российских корней.

Степей русских вечность в цветах изумруда,

Хранят родники в первозданной красе;

Их с радостью встретит большая запруда,

Там в детстве с друзьями ловил карасей.

Много стихов посвящено военной тематике. Великая Отечественная война относится к тем событиям в истории нашей страны, которые навсегда останутся в памяти народа, поскольку военные тяжести наложили огромный отпечаток на сознание людей и имели страшные последствия. Она задела своим огненным плащом каждую советскую семью. Многие односельчане погибли в этой войне. Живые с огромным нетерпением и радостью возвратились домой, но с глубокой душевной раной. Ведь они провели свои юношеские годы в огне, в страданиях и безутешном горе, теряя близких друзей и однополчан, глядя смерти в глаза.



14

Июньская сорок второго жара залегла в горизонт.

В излучине Тихого Дона сражался за родину взвод.

Степные штудируя дали, с целующих небо высот,

В окопах бойцы наблюдали, как с ягоды капает сок.

Как гром тучный молнию где-то догнал и голубит в степи,

Как оптом военное лето глаза голубые слепит.





























15

2.2.Людмила Владимировна Грищенко родилась 22 апреля 1947г. в селе Хвощеватое. (См.приложение 4) Здесь же прошло всё её детство. Потом уехала в Днепропетровск. Там работала учителем русского языка и литературы. Стихи начала писать рано. Что подтолкнуло к созданию стихотворений? Любовь к родному краю.В свободное время много читала. Людмила Владимировна сейчас на заслуженном отдыхе, живёт в г. Тамбове. Мать и отец умерли. Похоронены в с. Хвощеватое. Людмила Владимировна стихи пишет о природе, любви, семье. Каждое лето она приезжает на родину. Её всё интересует, что связано с родным краем. Много времени прошло, но её тянет в родные и близкие ей уголки малой родины. В своих стихах она с грустью вспоминает родной дом, отца, мать.

Моё село. Пруд за околицей,

А над прудом стоит верба.

Мне прислониться к вербе той хочется:

Односельчаночка моя она.

Иду к родителям знакомой стёжкою

-Мамуля, здравствуй! Папуль, привет!

Глядят они с усмешкой строгою,

И ни словечка мне в ответ.

Я знаю, рады вы, что приезжаю я

В моё любимое село.

Здесь много прожито печалей, радостей…

Всё было. Время унесло.

Всегда любила я моё село,

16

И сердце глупое с упрямой силою

Опять меня сюда вело.

Все свои стихи помнит Людмила Владимировна наизусть, потому что пишет о том, чего просит душа.Именно стихи о Родине, как малой, так и большой, считает своими самыми любимыми. Щемит сердце, когда читаешь проникнутые

грустью строки её стихотворений о распаде деревни, о разрушении веками складывавшегося уклада жизни.

Конечно, мне жаль, что все фермы разрушены,

И школа совсем уж не та.

Народ разъезжается, связи нарушены.

Да, плохо. Но это пройдёт как всегда.

Большинство произведений автора небольшие по объему, но они наполнены глубоким идейным содержанием. Даже в нескольких строчках поэт способен о многом сказать, многому научить своего читателя. Использование огромного количества языковых выразительных средств, различных синтаксических конструкций – все работает на донесение смысла произведений.

Стихотворения оказывают огромное влияние не только на мысли читателя, но и на его эмоциональное состояние, поэт способен заставить читателя сопереживать, радоваться, восхищаться. И действительно, на родине детства даже звёзды по- другому светят, а родниковая вода, кажется слаще.

Здесь люди добры, и слаще вода,

И звёзды совсем по- другому здесь светятся.

Так было, так есть, так будет всегда.

17

И мне за границу ни капли не хочется.

Люблю, как любила. Как пела, пою.

Черпаю здесь силы для жизни и творчества,

И в этих стихах славлю землю мою. ( Грищенко Л.В. «Село моё родное»).

































18

III. Заключение



Не имея профессиональной подготовки, используя только свой талант, наши односельчане смогли передать нам неподдельную красоту родного края, передать свои чувства любви и преданности малой родине.

Родина.…Только любящим сердцем можно почувствовать, сколько в этом слове трогательного и нежного, мужественного и вечного.

Преданность и бесконечная любовь к родному краю не могли оставить равнодушной и меня. Подобное творчество не может не получить продолжения, поэтому я написала стихи о красотах своего села.

Как хорошо оказаться утром у пруда, встретить рассвет. Слышать голоса птиц. Чистейшая зеркальная вода стоит не шелохнувшись. На душе тихо и спокойно.

Утром.

Туманное утро спустилось над прудом,

И первые птицы запели в садах.

Луч солнца купается в заводи тихой,

А ветер - бродяга уснул в камышах.

Тихо вдруг стало над водным простором,

Не шелохнётся зеркальная гладь.

Солнце пригреет, туман разойдётся,

И росы падут в паутинную прядь.



19

Вывод

Моя задача заключалась в том, чтобы собрать материал о поэтах нашего села и их творчестве, а затем заинтересовать ребят поэзией поэтов-земляков, пробудить интерес к своему Отчему краю. Мне понравились стихотворения наших поэтов-земляков. Они очень искренние и теплые.

Работа над проектом имеет практическую значимость: собранный мною материал о местных поэтах и их творчестве может быть использован на уроках родной литературы, литературных конкурсах, внеклассных мероприятиях. Я считаю, моя цель достигнута, задачи выполнены. Но на этом моя работа не ограничивается. Перспективы дальнейшей работы: продолжить изучение творческого наследия поэтов нашей малой Родины.

























20

IV. Список литературы



1. Стихи Грищенко В.И.

2. Стихи Грищенко И.И.

3.Стихи Грищенко Л.В.

4. Краткий словарь литературных терминов. Учебное издание Коровина В.Я.,Журавлев В.П. Москва «Просвещение» 2018 г.

5.

6. Интернет-ресурсы.































21

Приложение 1. Работа над проектом.

























22

Приложение 2. Грищенко И.И.





































23

Приложение 3.Грищенко (Люсин) В.И.





































24

Приложение 4. Грищенко (Синельникова) Л.В.









































25

Приложение 5. Памятник односельчанам, погибшим в годы войны, реставрированный нашим земляком Грищенко Виктором Ивановичем






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!