Просмотр содержимого документа
«"Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"»
Выполнила: воспитатель 1 категории МБДОУ «ЦРР -детский сад «Марьино»
Затолокина Инна Александровна
Одна из самых многочисленных категорий детей, посещающих мою группу – это дети с ОНР. Общее недоразвитие речи - системное нарушение речи, включающее в себя нарушение произношения и различения звуков, недостаточно полноценное овладение системой морфем, а вследствие — плохое усвоение навыков словоизменения и словообразования, словарный запас у этих детей отстает от нормы как по качественным, так и по количественным показателям, страдает связная речь.
Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений разнообразны и к глубокому сожалению, таких детей становится все больше и больше. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия .
Традиционные направления коррекционно-логопедической работы: – формирование произносительных навыков; – развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза; – развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и сочетаний их в предложении; – расширение знаний об окружающем и формирование соответствующего объема словаря путем привлечения к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; – воспитание у детей умения правильно составлять распространенные и сложные предложения, употребляя разные конструкции предложений в связной речи; – развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи.
Использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника , эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» . Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.
Основные виды мнемотехники
Этапы построения занятия с использованием мнемотаблиц. 1-й этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации т.е преобразование из абстрактных символов слов в образы
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа или разучивание стихотворения по заданной теме.
Изготовление с детьми мнемотаблиц «Аппликация»
Рисование мнемотаблиц к рассказу об осени
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Презентацию подготовила: воспитатель I категории Затолокина Инна Александровна