Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехники в связной речи детей дошкольного возраста»
Конкурсное испытание «Моя педагогическая находка»
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Марьино» Рыльского района Курской области
Затолокина Инна Александровна
2022 год
«Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
- Слова « мнемотехника » и « мнемоника » обозначают одно и тоже – техника запоминания . Она происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини Мнемозины – матери девяти муз и обозначает «искусство запоминания» . Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.) Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники .
Мнемотехника
– это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.
Задачи
- развивать у детей с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей запоминать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице.
- развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память(различные виды).
- развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы
Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.
- Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом.
- В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминают стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.
Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.
1) Читаем рассказ или стихотворение, выделяем важные моменты.
2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3) В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4) Подписываем каждый квадрат словами, которые стоит запомнить (при необходимости).
Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стихотворения:
На подносе У Фроси Ананас И абрикосы
Алгоритм разучивания стихотворения
- Выразительно прочитать стихотворение.
- Прочитать стихотворение еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
- Уточнить, все ли слова знакомы малышу. Если что-то непонятно или незнакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
- Далее надо прочитать по строчке, с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
- И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Алгоритмы для рассказов
Работа с родителями
- Анкетирование
- Индивидуальные беседы и консультации
- Информация на стенде группы
- Буклеты
- Мессенджер WhatsApp
Польза от мнемотаблиц для детей .
Положительных развивающих моментов для детей от такой методики очень много.
Применяя эту технику в жизни, ребенок:
- развивает память;
- воображение;
- интеллект;
- развивает образное мышление;
- внимательность;
- фантазию;
- учится выстраивать логические цепочки;
- развивает речь и увеличивает словарный запас;
- ребенок сможет с легкостью запоминать информацию.
Динамика развития связной речи дошкольников Старшая группа 2020-2021 уч.г.
Динамика развития связной речи дошкольников Подготовительная группа 2020-2021 уч.г.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов мнемотехники, работа с родителями воспитанников, дает свои результаты: расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.
Спасибо за внимание!