Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм , методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники .
Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи и обогащению словарного запаса
Применения мнемотехники , позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт
В наше время проблема заинтересованности является актуальной:
3. С опорой на образы, учимся устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы
1. Яркая красочная иллюстрация развивают любознательность и интерес.
2. С помощью приемов мнемотехники изучение становится на более доступном уровне.
Целью моей работы является: «Развитие связной речи, посредством «мнемотехники». Для достижений этой цели были поставлены следующие задачи:
Внедрить технологию «мнемотехника» в образовательный процесс
Формировать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую речь
Сформировать умение с помощью графических аналогий понимать и рассказывать сказки по мнемотаблице
Создать предметно- развивающую среду, которая будет способствовать развитию и воспитанию детей
На первом этапе работы моей задачей было - создание условий для речевого развития детей .
В группе создана речевая зона, в которой имеются игры, пособия и материалы, направленные на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, связную речь.
Речевые технологии включаю в непосредственно образовательную деятельность , совместную и в свободную деятельность детей.
Для начала я знакомила детей с мнемоквадратами – понятными изображения , которые обозначают одно слово.
Затем, усложняла задания, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. Водя пальчиком по мнемодорожке, ребята учились пересказывать простые сказки
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы . Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
На данном этапе мы активно пользуемся мнемотаблицами, не только пересказываем сказки, но и загадываем загадки, заучиваем стихи и составляем описательные рассказы.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
- Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
- Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
- После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы, образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях- тоже не сидится.
Целый день сегодня, все летят, летят.
Видно тоже в Африку, улететь хотят.
В темном небе звезды светят
Космонавт летит в ракете,
День летит и ночь летит,
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря,
Видит он весь шар земной.
Шар земной- наш дом родной.
А сейчас мы попробуем сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения
Ходит повар в колпаке, с поварешкою в руке.
Он готовит нам обед,
Кашу, щи и винегрет
Перед вами листы бумаги и карандаш.
Рисуем все схематично.
?
?
Предлагаю разделится педагогам на две команды,
Каждая команда получит листок с заданием. Попробуем зашифровать пословицы в мнемодорожку, а потом отгадать их.
Яблоко от яблони недалеко падает!
Любишь кататься, люби и сачки возить!
Я думаю, что игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям.
Их можно использовать в домашней игротеке.
Это очень интересно и увлекательно! Спасибо за внимание!
Желаю всем удачи!