Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34»
Мастер – класс
«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель: Кантеева А.М.
г.о. Краснотурьинск, 2022
Мастер – класс
«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель:
ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса
Задачи:
- раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы; слайдовая презентация.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике;
-внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения:
Педагоги, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
Доброе утро, уважаемые коллеги!
Эпиграфом к своему мастер-классу я взяла китайскую пословицу:
«Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и, может быть, я запомню
Но вовлеки меня, и я пойму»
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения (Приглашаю двух желающих слушателей семинара к мольбертам-расчертите лист на 8 клеток) послушайте его:
«Сшили Тане сарафанчик,
Нет такого у подруг-
Ярко-желтый одуванчик,
Колокольчики вокруг»
– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.
– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок. Например:
«Жаба в луже сидела на жука глядела, жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал».
Предлагаю вам самим составить таблицу для чистоговорки «У Пашки рубашка, на рубашке кармашки, на кармашках ромашки, на ромашке — букашка». Запомнить такую фразу сходу ребенку нелегко. Как ее схематично изобразить? Берем лист в вертикальном положении, делим на 8 квадратов и приступаем к схематичному изображению.
В самом начале говорится о Пашке — значит, изображаем человечка. У Пашки есть рубашка, значит, в следующем окошке таблицы будет нарисована именно она.
Следующая строчка таблицы — вторая часть скороговорки. В первом окошке — рубашка, во втором рисуем карманы («на рубашке кармашки»).
Третья строка — «на кармашках ромашки». Соответственно, в одном окне изображаем карманы, в другом рисуем цветы.
Четвертая строка — изображение ромашки и небольшого жучка (букашки).
Седеющий вид работы с мнемотаблицами – это заучивание пословиц
«Любишь кататься, люби и саночки возить».
А теперь вам предлагаю поиграть - расшифровать всем знакомые пословицы (раздаются желающим слушателям семинарам мнемодорожки с пословицами):
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Под лежачий камень вода не бежит
Яблоко от яблони не далеко падает
В работе по развитию речи у детей старшего возраста можно использовать приём мнемотехники – коллаж.
Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, цифры, геометрические фигуры, наклеенные на лист или в слайдовом исполнении.
- Уважаемые коллеги, посмотрите, какая необычная картинка- коллаж.
- Давайте установим ассоциативные связи, чтобы понять о ком дети будут рассказывать.
Море – дельфины – морские животные.
Корабль – дельфины хорошо плавают.
Очки – у дельфинов острое зрение.
Радиоприёмник – у дельфинов хороший слух.
Книга – дельфины очень умные животные.
Попугай – дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.
Рыба – дельфины питаются рыбой.
Молоко – самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.
Дети – дельфины очень любят детей
Мяч и обруч – дельфины выступают в дельфинариях
Буква «Д» - дельфины
Педагог совместно с присутствующими проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а все вспоминают ассоциативные связи.
Примерный рассказ.
Дельфины – это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве. Дельфины – умные животные, они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой.0 Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.
Можно использовать готовые «живые» мнемотаблицы
В процессе подготовки к мастер-классу наткнулась на один проект в рамках ранней профориентации дошкольников «Наши любимые рецепты»,где педагог подготовительной группы,учила детей читать и самим составлять с помощью мнемотаблиц модель приготовления простейших блюд: салаты,напитки,бутерброды.
Сегодняшним мастер-классом, я хотела показать, что такой метод как мнемотехника, можно использовать по-новому и находить ему самое необычное применение. Спасибо за внимание!