СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34»













Мастер – класс

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»













Подготовила воспитатель: Кантеева А.М.














г.о. Краснотурьинск, 2022

Мастер – класс

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель:

ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса 

Задачи:

- раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

 

Оборудование:

Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы; слайдовая презентация.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о мнемотехнике;

-внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

 

Форма проведения: 

Педагоги, без участия детей.

Сообщение и практическая работа.



Доброе утро, уважаемые коллеги!

Эпиграфом к своему мастер-классу я взяла китайскую пословицу:

«Расскажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и, может быть, я запомню

Но вовлеки меня, и я пойму»

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.



Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения (Приглашаю двух желающих слушателей семинара к мольбертам-расчертите лист на 8 клеток) послушайте его:



«Сшили Тане сарафанчик,

Нет такого у подруг-

Ярко-желтый одуванчик,

Колокольчики вокруг»



– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок. Например:

«Жаба в луже сидела на жука глядела, жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал».

Предлагаю вам самим составить таблицу для чистоговорки «У Пашки рубашка, на рубашке кармашки, на кармашках ромашки, на ромашке — букашка». Запомнить такую фразу сходу ребенку нелегко. Как ее схематично изобразить? Берем лист в вертикальном положении, делим на 8 квадратов и приступаем к схематичному изображению.

  • В самом начале говорится о Пашке — значит, изображаем человечка. У Пашки есть рубашка, значит, в следующем окошке таблицы будет нарисована именно она.

  • Следующая строчка таблицы — вторая часть скороговорки. В первом окошке — рубашка, во втором рисуем карманы («на рубашке кармашки»).

  • Третья строка — «на кармашках ромашки». Соответственно, в одном окне изображаем карманы, в другом рисуем цветы.

  • Четвертая строка — изображение ромашки и небольшого жучка (букашки).

Седеющий вид работы с мнемотаблицами – это заучивание пословиц

«Любишь кататься, люби и саночки возить».

А теперь вам предлагаю поиграть - расшифровать всем знакомые пословицы (раздаются желающим слушателям семинарам мнемодорожки с пословицами):

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Под лежачий камень вода не бежит

Яблоко от яблони не далеко падает

В работе по развитию речи у детей старшего возраста можно использовать приём мнемотехники – коллаж.

Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, цифры, геометрические фигуры, наклеенные на лист или в слайдовом исполнении.

- Уважаемые коллеги, посмотрите, какая необычная картинка- коллаж.



- Давайте установим ассоциативные связи, чтобы понять о ком дети будут рассказывать.

Море – дельфины – морские животные.

Корабль – дельфины хорошо плавают.

Очки – у дельфинов острое зрение.

Радиоприёмник – у дельфинов хороший слух.

Книга – дельфины очень умные животные.

Попугай – дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.

Рыба – дельфины питаются рыбой.

Молоко – самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.

Дети – дельфины очень любят детей

Мяч и обруч – дельфины выступают в дельфинариях

Буква «Д» - дельфины

Педагог совместно с присутствующими проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а все вспоминают ассоциативные связи.

Примерный рассказ.

Дельфины – это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве. Дельфины – умные животные, они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой.0 Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.

Можно использовать готовые «живые» мнемотаблицы

В процессе подготовки к мастер-классу наткнулась на один проект в рамках ранней профориентации дошкольников «Наши любимые рецепты»,где педагог подготовительной группы,учила детей читать и самим составлять с помощью мнемотаблиц модель приготовления простейших блюд: салаты,напитки,бутерброды.

Сегодняшним мастер-классом, я хотела показать, что такой метод как мнемотехника, можно использовать по-новому и находить ему самое необычное применение. Спасибо за внимание!

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!