СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок (словесность, история, музыка, мировая культура).

 

 ТЕМА:     От язычества к христианству.

 

  ЦЕЛИ:  Выявить значение принятия Русью христианства, влияние

                христианства на культуру нашего народа.

                 Продолжить формирование умения выборочного пересказа текста;

                 развивать у учащихся внимание к художественному слову через

                  нахождение ключевых слов в эпизодах, словесное рисование,

                  выразительное чтение учителя; вызвать интерес к истории своего

                  народа, к древнерусской культуре;

                  воспитывать эстетический вкус учащихся.

ТИП УРОКА: Урок- исследование.

                                                           Да ведают потомки православных

                                                            Земли родной минувшую судьбу.

                                                                                А. С. Пушкин

Оборудование:

                          Выставка книг ( список прилагается).

                          Духовная музыка. Репродукции Крамского, Иванова, Рублева.

                                         ХОД УРОКА

1 Обращение к гостям, учащимся. ( Дети в национальных русских костюмах).

      1-я девочка.

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Добра вам да радости!

Уж мы вас поджидаем,

Урок без вас не начинаем.

У нас для каждого найдется  и местечко и словечко.

    Мальчик.

Здравствуйте, люди добрые,

 Мы рассказ поведем

 Про дела старые, про бывалые.

2-я девочка.

   Чтобы море успокоилось,

Чтобы добрые люди послушали,

Чтобы молодцы призадумались.

1-я девочка.

              Ой , вы гой ли, красны девицы

                И добры молодцы!

               Добры молодцы и красны девицы,  

                слушайте и глядите!

               Да не говорите, что слыхом не слыхали

                и видом не видали.

2. Вступительное слово учителя о теме урока, задачах урока.

     Добрый день и поклон вам,

      гости дорогие: собрались со всех сторон наши все, родные.

      Я смотрю на ваши лица –

      Хорошо, отрадно мне,

       Словно я в огромной,

       дружной и приветливой семье.      

Собрались мы вместе сегодня говорить и думать об удивительном и необычном событии в истории наших далеких предков. Событии, оказавшем колоссальное влияние на культуру нашего народа,- крещении Руси. Тема эта серьезная, трудная, увлекательная.   Многие выдающиеся ученые думали, писали и пишут об этом событии. В ходе подготовки к уроку мы разделились на группы и исследовали материал на эту тему. Он представлен на нашей выставке. Мне интересно, запомнили ли вы авторов этих работ? Кто из вас,

ребята, мечтает стать ученым?

   Безусловно, это очень интересно: исследовать, сопоставлять, думать, делать открытия. Помогали нам в этой исследовательской работе учителя музыки и истории. Они и сегодня примут участие в нашей работе.

                 Гордец не терпит наставленья,

                 Глупец не терпит просвещенья.

                  Итак, лампаду погасим,

                   Желая доброй ночи им.

Писал великий русский писатель и историк Н.М. Карамзин

     Смею думать, что среди нас нет таковых, ни гордецов, ни глупцов. И факел знаний, который зажгли на линейке 1 сентября, по-прежнему освещает нам путь к знаниям. От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем»,- написано о роли знаний в одной древнерусской летописи. Непросто каждому из нас пройти свой путь от тьмы к свету. Узнать, понять, пережить. И пусть сегодняшний урок станет заметной вехой на пути к знаниям, добру.

         Запишите в тетрадях число, месяц, название урока, тему.

Вдумаемся в тему урока.

              Как вы понимаете, что такое язычество? Христианство? Культура?

                                   (…новые представления об устройстве мира, происхождении Вселенной, о месте человека). Главный вопрос, на который мы должны ответить:

                               Как повлияло христианство на древнерусскую культуру?

Мы должны определить, что изменилось в народной жизни с принятием  христианства? Обратим внимание на форму урока- исследование. В связи с этим словом мне хотелось бы вот что рассказать. Вы, наверное, обращали внимание, что ковровые дорожки, которые мы стелем на пол в прихожей, похожи на скатерть. Они с двумя полосками по краям. Когда-то, накормив уходящих людей, скатерть снимали со стола и клали им под ноги. Они уходили из дома по скатерти. Отсюда и выражение: скатертью дорожка. А потом ее разрывали на кусочки со слезами, показывая, что след ушедшего, значит и память о нем, остались  в доме. Подберем однокоренные слова к слову след. Последовательно, наследовать, следствие, следовательно. ( Дети записывают в тетрадь эти слова, выделяют корень).

        Итак, мы последовательно исследуем историю развития народной культуры, чтобы стать ее наследниками на уроке- исследовании « От язычества к христианству».

                                             Слово историкам.

В 980 году на киевский престол взошел князь Владимир Святославович. Как и отец его великий князь Святослав, Владимир был язычником. В Киеве стояли кумиры- деревянные изображения языческих богов- Хорса, Перуна, Даждьбога. Кумиры приносили в жертву самых красивых юношей и девушек. « Осквернилась кровью земля русская, - писал о том времени знаменитый русский историк М. М. Соловьев. А вот как рассказывает о том времени русский писатель 19 в. М.Н. Загоскин. Звучит отрывок из 1 главы его романа « Аскольдова могила». Дети показывают инсценированные страницы книги Евгения Белоусова « Как Князь Владимир в Корсуне крестился». Историки продолжают свой рассказ: « 988году отправился великий князь Владимир в поход на византийский город Корсунь и возвратился в Киев уже христианином. С князем приехали греческие священники, а с обозом прибыли иконы, церковные сосуды « мощи христианского мученика Климента». Владимир повелел всем своим подданым креститься.

- Почему так изменился князь Владимир? Что с ним произошло? Кто найдет такое такое слово? ( Преображение). Дети записывают это слово в тетрадь.

- Что же, по-вашему, было самым важным в обозе, который  прибыл из Корсуня? ( Библия).

- Почему же  Библия? Что мы знаем об этой книге?

Библия- кладезь мудрости. Даже если кто-то не верит в Бога, все равно ему придется жить по Божьим законам, ибо таков путь развития человеческой цивилизации.

- Какова главная заповедь, по-вашему?

Притча о добром самарянине.

Пересказ этой притчи. Выделяем ключевые слова, важные для понимания смысла притчи.

       Учитель помогает детям понять смысл притчи. Родные … вы их любите… любите друзей… Но вот рядом ходят чужие бабушки, дедушки. Кто они? Почему их надо любить, как самого себя? Вот они – ближние. Конечно, ты можешь не думать о них, тогда ближние не будут думать о тебе… И ты будешь один.

        В Библии рассказано обо всем человеческом, и мы достойны того, чтобы знать Библию, знать о тех временах, когда наши предки познакомились с этой книгой книг.

               Слово 2-3 группам исследователей- филологам, литераторам. Они ответят, как повлияло христианство на развитие языка и литературы.

   Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности. Были переведены книги с греческого языка на старославянский.  И хотя и письменность знали раньше русичи, и кратко, образно умели говорить, но высокое византийское красноречие, как пишут ученые, они узнали только после появления переводной литературы.

   Великий князь Владимир распорядился организовывать школы для детей. Самая известная школа была при Киево- Печерском монастыре.

    Высокообразованными людьми были русские князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах.

    Получали образование и женщины в княжеских семьях. Например, мы прочитали, что Черниговская княжна, Ефросинья Полоцкая, обучалась, книжному писанию и сама писала книги.

  - Что же, ребята, мы узнали из рассказа наших литераторов? ( Ответы детей).

                          Вывод учителя.

Послушайте, как образно написал о Крещении Руси один из русских писателей Митрополит Илларион: « Пуста и иссохша была земля наша, ибо идольский зной иссушал ее. Внезапно разлился источник Евангельский, напоил всю землю нашу. И восшел в нас свет разума к познанию его, по пророчеству, тогда отвергнутся от слепых, и уши глухих услышат…» .

  Понравилось? ( У детей на карточках текст отпечатан). На что вы обратили внимание? ( Сравнения, метафоры, противопоставления, пословица построена по тому же принципу: Ученье свет, а неученье тьма).

    На наших последующих уроках будет еще звучать пламенное слово древнерусских писателей. А мне хочется заметить, что не случайно, а закономерно наша отечественная литература занимает достойное место в авангарде мировой, ибо ей предшествовала древнерусская литература.

                      Продолжаем работу групп.

Несколько слов об изменении в языке есть у Саши.

Слушаем:

   До крещения Руси в языке восточных славян была развита конкретно- предметная и повседневно-бытовая лексика ( человек, быт, жилище, постройки, земледелие, охота, бояре, военное дело и т.д.). А с принятием христианства появилась сложная, философская терминология. Например, появились такие термины, как сущность, природа, воображение, вселенная, истина, достоинство и т.д.

    Более сложным стал синтаксис. Ученый поэт 18 века Михаил Ломоносов так писал по этому поводу:

        В древние времена, когда славянский народ не знал употребления письменно изображать свои мысли, которые тогда были тесно ограничены для неведения многих вещей и действий, ученым народам известных, тогда и язык его не мог изобиловать таким множеством речений и выражений разума, как ныне читаем. Сие богатство больше всего приобретено с греческим христианским законом, когда церковные книги переведены с греческого языка на словенский».

- Что же важного рассказал нам Саша о влиянии Христианства на развитие языка?

        Вывод: Богаче стал язык, появились термины, более сложным становится синтаксис.

   Я хочу, ребята, обратить ваше внимание вот на что.

Новая вера все основательнее входила в жизнь и культуру народа. Но не на пустом и диком месте был выстроен величественный христианский храм. Тот же Иларион писал: « Не в худой неведомой земле владычествовали, но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли: Все, то доброе, что было у русичей, новая вера не искореняла и истребляла. Она умела проявлять гибкость, искать и находить то, на что можно опереться в  старом сознании. Многие церковные праздники слились с народными. Например, один из любимых народных праздников Покров, который отмечается 14 октября. По византийской легенде Дева Мария  защитила Царьград от врагов.

С языческих времен почитались Дева Зоря, что расстилает по небу розовую фату, прогоняя всякое зло. В древних заговорах говорилось: « Покрой меня своей фатой от силы вражьей… Дева Мария и Дева Зоря слились в один образ, а Покров стал одним из самых любимых народных праздников. Синтез языческого и христианского произошел в слове, песне, в образе и немыслимо уже разъединение сложившегося в культуре целого. Вся жизнь народная , я вам говорила много раз об этом, нашла отражение в языке. Так слово « Бог» существовало в языческие времена». Означало « доля», «счастье»,

« богатство», а затем переосмыслилось .

    Запишем ряд слов: доля, честь, счастье, богатство- Бог.

Слово « Христос» переводится как мессия, избавитель, а в русском языке Христа называют спасителем. Слово это родственно словам пас, пастух- пастбище, пастырь.

        Запишем ряд этих слов: доля, счастье, богатство- Бог.

Слово « Христос» переводится как мессия, избавитель, а в русском языке Христа называют спасителем. Слово это родственно словам пас, пастух- пастбище, паст ырь.

       Запишем ряд этих слов. Для русских людей- пастух- кормилец, а Христос- спаситель, ибо с ним пришла пища- духовная. И еще несколько слов об одном судьбоносном слове – красота. Послушаем как в летописи

« Повесть временных лет» особо отмечается это слово: « Доверенные люди князя Владимира побывали на Западе…видехом в храмъх многи служби творяща, а красоты не видъхом никоеяже ( красоты не видели никакой) « Они же ходили на Восток, к грекам, и вынесли совсем другое суждение: ведоша ни (повели нас), идете( где) служат Богу своему, и не свъмы (и мы не знали), на небо ми есмы были ми на земли: невесть бо ля земли такого вида ми красоти такое, и недоумъемъ бо сказати ( и не знаем, как рассказать об этом)». Посланцы снова и снова восхищаются увиденным: « Ми убо не можем забити красоты тоя». Пережитое эстетическое чувство оказалось лучшим доказательством истинности восточной православной веры. Очарованные великолепием богослужения словяне скорее сердцем, чем умом выбрали себе веру, тысячелетие введения которой на Руси отмечалось как подлинный народный праздник.

                     Слово исследовательской группе искусствоведов.

 Не обманулись русские люди. На их земле стали возводиться белокаменные храмы, и мы до сих пор видим в них эталон совершенства.

                  О вид смиренный и родной !

                   Березы, избы по буграм.

                    И, отраженный глубиной,

                      Как сон столетий,

                       Божий храм.

Одухотворенные строгие лики святых на иконах…

Изысканная мелодика распевов неотделимы от возвышения духа. Блистание украшенных одежд, мерцание свечных и лампадных огоньков, струящийся ладан, мерное совершение торжественных выходов и входов, а над всем этим- звучащее родное слово, такое понятное и такое великое.

         Слушание духовной музыки. Слово учителю музыки.

Прослушав внимательно это произведение, определите его характер, пользуясь словарем эстетических эмоций.

  Музыка способна с большой силой воздействовать на человека, вызывать у него определенные чувства и мысли, формировать его отношение к другим людям, к окружающему миру, изменять характер, воспитывать благородство.

      Какой музыкальный образ, мы представляем, слушая это произведение?

Определите его настроение? Как вы думаете, почему многие композиторы обращались к духовной музыке?

                  Слово учителю курса  мировой культуры.

Когда писали мастера мадонн-

 В руках смычками становились кисти.

Кладя мазки и подбирая тон,

Они касались недоступных истин.

Вряд ли у какого другого народа  можно обнаружить такой живой, жизнерадостный культ красоты. Красота ее несказанна, исписана дивно, величества и красоты ее не можна исповедати плотью и величеством и прочим дивно устроена- вот какие высказывания о церквях и иконах мы встречаем в древнейших письменных памятниках. Беспощадное время и не менее беспощадное невежество погубило многие произведения. Погиб целый океан красоты. Но то, что оставлено, по сей день украшает нашу жизнь, нашу землю. Давайте взглянем в эти лики.

                 Слово учителю литературы.

Принятие христианства- важная веха в истории культуры. С того далекого времени христианство стало государственной религией на Руси.

   Православная церковь учила людей жить по нравственным законам.

   Иконописные лики дали ему представление о живописи. Церковные хоры приобщили к музыке, проповедники показали, сколь искусна человеческая речь, познакомили с удивительным миром письменной литературы.

      Я предлагаю вам определить, ребята, какие слова притягиваются к слову христианство; а какие отталкиваются от него.

Красота, любовь, лад,благо, милосердие, миролюбие,               злость…

правда, чистота, свет, добро, истина, истоки.

 Дома, ребята, вы будете писать сочинение об этом удивительном событии.

Посмотрите на план урока, он записан на доске, обратите внимание на главный вопрос нашего исследования. Я предлагаю вам разбиться на группы

( по толерантной мелодии) и попробовать составить план такого сочинения.

    Через семь минут группы знакомят со своими вариантами плана. План обсуждается.

 Один из планов:

1. Язычники стали христианами.

2. Библия- книга книг.

3. Русичи- высокообразованные люди.

 4. Храмы древнерусские.

 5. Великая музыка.

  6. Значение христианства.

Итог урока.

Что особенно запомнилось на уроке?

Как мы ответили на главный вопрос урока?

Кого поблагодарим за работу?

 

 

  

                 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!