Интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству
в 7 классе.
Урок «открытия» новых знаний Японские трехстишия ( хокку)
Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ с.Псыншоко»
Ф.Х.Тхакахова
Интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству в 7 классе.
Тема урока: Японские трехстишия ( хокку) Тип урока:Урок «открытия» новых знаний Форма урока: урок-проект
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Технологии: проблемное обучение, групповая, проектная технология
Материально- техническое обеспечение урока: мультимедиапроектор; экран; компьютер с выходом в Интернет, компьютерная презентация,
раздаточный материал, интерактивная доска, аудиозапись нескольких ХОККУ.; учебник «Литература» В.Я.Коровиной 7 класс
Цель урока: создание условий для знакомства с особенностями японского трехстишия хокку, понимание смысла хокку через анализ и создание иллюстраций.
Планируемые результаты:
Личностные:
Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.
Формировать целостную картину мира.
Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).
Метапредметные:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.
Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.
Предметные
Познакомиться и изучить японские трехстишия .Проанализировать произведения Мацуо Басе и Кобаяси Иса.
Повторить изученные изобразительно-выразительные средства и изучить новые литературоведческие термины.
Создать иллюстрации с помощью аппликации.
Деятельность обучающихся (УУД):
познавательная
умение анализировать, объяснять смысл, связь с содержанием, делать выводы;
самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи.
коммуникативная
умение участвовать в диалоге, участвовать в работе группы;
регулятивная
умение определять цель и задачи учебной деятельности, планировать свою деятельность;
использовать различные средства;
ЭТАПЫ УРОКА
I часть урока: литература
Содержание педагогического взаимодействия Этап 1: Организационный
Задача: настрой обучающихся на учебную деятельность
Проверяется готовность обучающихся к уроку; создаётся эмоциональный настрой.
Проверяется наличие учебного материала к уроку
Этап 2: Мотивация
Задача: создание мотивации через создание проблемной ситуации.
Предлагает прослушать аудиозапись и ответить на вопросы. Озвучивает тему урока, эпиграф к нему.
Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы, слушают ответы
одноклассников, вступают в диалог с учителем, делают записи в тетради. Фиксируют ключевые моменты в тетрадях
Этап 3: Открытие нового знания
Задача: обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала.
Активизирует знания обучающихся, создает проблемную ситуацию: предлагает попробовать самостоятельно сформулировать цель и вытекающие отсюда задачи.
Формулирует задание: из набора словосочетаний попробовать составить определение нового жанра, сравнить со словарной статьей и сделать вывод.
Предлагает совершить краткий экскурс в историю создания хокку.
Обеспечивает мотивацию выполнения, побуждает к высказыванию своего мнения: идет непосредственная работа с текстом (анализ трехстиший Басе и Кабаяси Иса). Учитель устанавливает диалог с обучающимися через вопросы. Предлагает сформулировать идею произведения. В течение урока постоянно поощряет успехи обучающихся
II часть урока: Изобразительное искусство Этап 4:
Первичное закрепление
Задача: создать ситуацию самостоятельного поиска. Организует первичное обобщение.
Ответы на вопросы:
-что такое хокку?
-какова отличительная черта хокку?
-чем отличается хокку от пословицы?
-что вы узнали о Кобаяси Исса и Мацуо Басе?
Этап 5: подведение итогов занятия через создание проекта
Задача: максимально точно передать содержание фрагмента, обеспечить вариативность (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив).
Объясняет работу в группах, организуя деятельность по применению новых знаний.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Пытаются сформулировать цель и задачи урока, слушая друг друга. Составляют план достижения цели и определяют средства.
Составляют определение; затем, работая со словарём, сравнивают свои выводы.
Обучающиеся слушают небольшое сообщение одноклассника о творчестве Мацуо Басе.
Выполняют задания на продвижение понятия: анализируют хокку Мацуо Басе и Кобаяси Исса;
Этап 3: Открытие нового знания
Задача: обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала. Каждая группа иллюстрирует свой фрагмент хокку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Работая в группах, составляют опорный конспект
Записывают на интерактивной доске.
Создают проект.
Работают под музыку, раздаётся раздаточный материал.
Этап 6: Рефлексия
Задачи: осуществить «обратную связь» с обучающимися. Подводит обучающихся к конечным выводам через вопрос:
С какими мыслями, чувствами вы уйдёте с урока?
Чему научили вас хокку ?
Каждая группа отвечает на поставленные вопросы, осуществляют
самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Этап 7: Домашнее задание Задача: закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке.
Объясняет критерии оценивания. Выразительное чтение наизусть хокку И составить хокку о природе.