СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока литературы и ИЗО «Пейзаж в лирике Боси Сангаджиевой»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели интегрированного урока литературы и изо:

  • Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира
  • Знакомство  с жанром лирического пейзажа;
  • Учиться анализировать стихотворения
  • Развитие ассоциативно-образного мышления, памяти, умения анализировать материал, навыков публичного выступления.

Задачи урока:

  • Расширить знания о жанре  пейзажа.
  • Познакомить обучающихся с пейзажными стихотворениями И.А.Бунина и художников родного края;
  • Способствовать развитию творческого воображения, эстетического вкуса, любви к природе;
  • Укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, МХК).

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока литературы и ИЗО «Пейзаж в лирике Боси Сангаджиевой»»

Конспект интегрированного  урока  литературы и ИЗО «Пейзаж в лирике Боси Сангаджиевой»

для учащихся 6 класса

Выполнили:

Андриянова Майя Андреевна, учитель русского языка и литературы;

Харченко Тамара Владимировна, учитель ИЗО и ОБЖ.

Цели урока:

  • Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира

  • Знакомство  с жанром лирического пейзажа;

  • Учиться анализировать стихотворения

  • Развитие ассоциативно-образного мышления, памяти, умения анализировать материал, навыков публичного выступления.

Задачи урока:

  • Расширить знания о жанре  пейзажа.

  • Познакомить обучающихся с пейзажными стихотворениями И.А.Бунина и художников родного края;

  • Способствовать развитию творческого воображения, эстетического вкуса, любви к природе;

  • Укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, МХК).

Предполагаемые результаты:

  • Подготовка и защита проекта «Иллюстрация к пейзажному стихотворению»  по результатам и анализу папки с ответами(кейса).

Ход урока

  Учитель литературы:  Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы с Тамарой Владимировной попытаемся соединить два прекрасных учебных предмета – Изобразительное искусство и русскую литературу.   На уроке мы с вами проведем параллели, найдем точки соприкосновения этих учебных предметов. Записать число.

Как вы думаете, почему мы объединили 2 предмета?

Ученики. Это виды искусства, которые учат нас вслушиваться и понимать окружающий мир.

Учитель: Верно. Каждый вид искусства делает это по-своему. Живопись рисует образ линией и красками, музыка- звуком, литература- словом.

Т.В.Слайд № 2. Пейзаж. ( Что изображено на слайде?) Пейзаж.

Сл. № 3 Об элементах пейзажа.

Сл.№ 4 Определение пейзажа. Изображая природу, что автор подчеркивает? –Красоту природы

Слайд № 5. Ребята, Василий Александрович Сухомлинский писал: « Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека»

-Ребята, как вы думаете, что он понимал под словами «красота природы»?

Верно, ведь природа- это все то, что окружает нас: лес, поле, река, животные, обитающие на нашей планете, солнце, воздух, небо и многое другое.

Ребята, а теперь обратите внимание на 2 эпиграф: Как воздух свеж!

Как степь привольна!

Я дочь ее- о ней пою!

Бося Сангаджиева (Запишите эпиграф, оставив строчку для темы урока)

- О чем эти слова Боси Сангаджиевой? ( о любви к родной степи, о том, что все свои стихи она посвящает родному уголку, рисует степной пейзаж )

- Верно. Бося Сангаджиева обладала необыкновенной чувствительностью к красоте родной природы, способностью чувствовать ее звуки, краски, движение.

Сл.№ 6 .Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке? ( О пейзажной лирике Боси Сангаджиевой . Запишите тему урока)

Сл. № 7,8,9. : Обратите внимание на пейзажи калмыцких художников.

Учитель литературы:  Мы видим великолепные пейзажи художников, но в литературном произведении также используется пейзаж.

  • Вспомните имена русских поэтов, которые использовали пейзаж в своих произведениях.? (А.С.Пушкин,Ф.И.Тютчев,А.А.Фет,С.Есенин)

   Какие   приемы  использует поэт, изображая картины природы в стихотворении.

Сл.№ 10 (Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора; ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ!!!

Ну, а сегодня мы поговорим о пейзажной лирике известной калмыцкой поэтессы Боси Сангаджиевой. Это человек удивительной судьбы, пронесший через всю свою жизнь любовь к Калмыкии, к родной природе. Итак, начнем. О НЕЙ расскажет Диана.. Особенное место в лирике Б. Сангаджиевой отведено картинам пейзажа

- Спасибо, Диана.

Пейзажная лирика Б. Сангаджиевой богата и разнообразна. Один из таких пейзажных образов является образ степи в стихотворении «Төрскн теегм» («Родная степь моя»).

Сл. № 11. ТАНЯ К. читает стихотворение «Родная степь»:


Задумчивый простор родных степей...

Он, как ладони матери моей,

Он – колыбель и песнь моя,

Бесконечный праздник бытия.


Здесь ветер пахнет дымным кизяком,

Полынью и верблюжьим молоком...

Здесь солнцем раскалённая бадья

И родника прохладная струя.


Здесь нет лесов, здесь нет морей и гор,

Но есть солёный зоревой простор...

Я твой цветок среди других цветков,

Я твой родник средь прочих родников,


Родная степь, тебе я отдаю

Все песни, что я спела и спою.

Пройдут над степью ветры и года...

Устану я, но песня – никогда!



Попытаемся понять, чем продиктовано столь пристальное внимание поэтессы к родному пейзажу?

- Каким настроением проникнуто стихотворение?(чувством восхищения и любви. Где бы ни была она, какими красотами не восторгалась, она всегда помнит свой край, милую сердцу родину – калмыцкую степь.)

- С чем сравнивает простор степей? ( Автор сравнивает прекрасный уголок нашей страны, чудный край, с ладонями родной и любимой матери)

- Какими художественными средствами пользовался автор?

- Какова их роль?( Метафора, эпитеты. ПРИМЕРЫ) Они помогают автору изобразить прекрасный простор степи, выразить свое отношение к ней)

- Чем заканчивается стихотворение? Автор посвящает степи песни, говоря о том, что несмотря ни на ветры и года песня звучать не перестанет.

Сл. № 12. Виды пейзажного жанра

Сл. № 13. Городской пейзаж

Сл. № 14. Сельский пейзаж

Сл. № 15. Парковый пейзаж

Сл. № 16. Морской пейзаж

Сл. № 17. Архитектурный пейзаж

Сл. № 18. Романтический пейзаж

Сл. № 19. Пейзаж настроения

Сл. № 20. Эпический пейзаж

Сл. № 21. Лесной пейзаж

Сл. № 22. Фантастический пейзаж

Сл. № 23. Первый закон

Сл .№ 24. Второй закон

Сл. № 25. Третий закон

Сл. № 26. Четвертый закон


Сл. № 28. Весна в душе моей цветет ( Камила)

Мир, полный ярких красок и реально ощутимых предметов, в стихах Б. Сангаджие-

вой очень поэтичен. Поэтесса хорошо знает и любит мир нашей действительности,

мир – меняющийся, сложный и нелегкий. Щебетанье птиц, в лучах солнца, тянущиеся

к свету радующиеся солнцу растения – все это объединяется в единый пейзажный

образ света и счастья. Рассмотрим это в стихотворении «Хавр» («Весна»): «Ах, что за чудо – время это! Знать, не напрасно круглый год / В разливах солнечного света / Весна в душе моей цветет. / Когда представлю / Встречу скоро / Весну! – / Нисколько не страшат / Ни шум дождя в глухую пору, / Ни бесконечный снегопад. / Еще зима / Но мне желанна / Певунья-ласточка в окне. / Я вижу красные тюльпаны, / Что дружно тянутся ко мне. / Растаял снег. Темнеют крыши./ Ручьи дорогой потекли. / Какую музыку я слышу / В час пробуждения земли!»)

Сл. № 29. Весна – любимое время в лирике Б. Сангаджиевой. Она особенно дорога ей потому,что гармонирует с постоянным настроением ожидания, с лирическим волнением от предстоящей встречи с новыми мгновениями в жизни. Словно первый ручей, про-

кладывающий себе дорогу среди подтаявшего, осевшего снега, пейзажные описания

в произведениях Боси Сангаджиевой стремительно увлекают читателя, напоминая о

долгожданной весне. ( )

И не покоем, не тишиной веет от них, а неудержимым движением.

«Листок, раскрывшийся невольно, / Ладошку тянет мне свою. / Как воздух свеж! / Как степь привольна! / Я, дочь ее – о ней пою. / В который раз я ожидаю / Когда придет весна моя? / Жду так, что даже забываю / Ведь на год старше стала я»)

Истинный художник всегда стремится выявить яркие скрытые явления окружаю-

щего мира, его суть. Поэтесса чрезвычайно внимательна к пейзажным зарисовкам родной земли: к колкому запаху снега, к свежему, как молоко,дождю, к аромату пригретого солнцем цветущего весеннего луга, к солнечным пятнам,просачивающимся на траву сквозь неплотную листву тополей, к повадкам зверей и птиц. К примеру, в стихотворении «Хаврин зург» («Весенний пейзаж»), она описывает весенний пейзаж так:

Солнце,поднимаясь, высь, / Повсюду греет мир, / Зеленая трава/ Пробивается сквозь земной покров. / Легким, чистым, воздухом / Грудь свою я наполняю, / Небесный ясный цвет / Синеет над моею головой. / Ветер, метель, стихая,/ Входит спокойно в свой ритм, / Пробуждаясь из зимней спячки, / Расстилается широкая степь»)

Сл. № 30 - 32 . Бося Сангаджиева посвящала свои стихи Символу калмыцкой степи – ТЮЛЬПАНУ ( читает )

Радужный вдыхаю аромат,

И далекий

Различаю вдруг

Голос…Он зовет меня назад…

Где-то там

Качается тюльпан,-

Ненаглядный шелковый магнит.

Это он меня к моим степям

Так притягивает,

Так манит…

Раз в году

Пылает мой тюльпан,

Больше раза – лебедю не спеть…

На коня!

Скорей к моим степям!

Только бы к тюльпанам подоспеть!


Сл. № 33 -35. Прослушайте еще одно стих-е Б.Сангаджиевой « Журавли».

Ах, какая печаль вековая

В журавлином протяжном «курлы»!

В сумрак осени канула стая,

Крик еще долетает из мглы.

Я бегу за растаявшей цепью,

Слышу в песне их что-то свое,

И всегда расставаясь со степью,

Так же грустно пою я ее.


-Какое чувство охватывает вас после прослушивания стихотворения. (Чувство грусти )

Сл. № 36-37. Любимый образ степи Бося Сангаджиева изображен и в стихотворении «« Чабан».

- Степь для него – дом, вековая его любовь и вековечный бой, радость и боль.Не каждого Степь берет в чабаны.

Сл. 38-40. Ей хорошо знакомы и степные ветры. Ветер в степи как песня, его можно слу-

шать часами. Днем, когда знойный воздух тяжел и неспокоен, только и слышен ветер.

Он вбирает все живые голоса степи «Дорога» :

Что мне годы…

Я шагаю,

Я сегодня налегке,

Дух пространства открываю

В облаках и ветерке.

Как легко берез паренье…

Как просторна грудь земли…

Тают росы, как мгновенья,

И седеют ковыли…

Над рекой склоняясь, посмею

В воду мельком посмотреть.

Ветер дунет – не успею

Ни сединки разглядеть!
Сл. № 41-43 просто пролистать

В лирике Б. Сангаджиевой пейзаж показан не только в весенних зарисовках, но и

в осенних, зимних и летних картинах природы. Они сверкают неповторимыми кра-

сками. Поэтесса находит их для живописания не только каждого времени года, но

и для некоторых месяцев в отдельности. Природа в произведениях поэтессы живет,

изменяется, движется со временем.

Осень – «золотая пора» для творчества. Осеннюю пору любили многие поэты и

живописцы. Многоцветье осенних красок в сочетании с печалью и тоской воодушев-

ляли поэтов браться за перо и давали вдохновение для новых стихов. Осенний пейзаж

нашел свое отражениеи в поэзии Б. Сангаджиевой. К примеру, рассмотрим стихот-

ворение «Намрин хамтхасн» («Осенняя листва»):

Падает белый снег, / Кружится белый снег, / Серебром блестит передо мною, /

Опускается на мое лицо и плечи. / Прошлогодний снег / Больше не выпадет ине будет

блестеть / Подобно юношеской любви, / Крупинки радости растопит в моем сердце»).

Зима утаивает в себе и таинственные, опасные стороны – свирепые бури, холодный

мороз. В зиме есть и радостные, веселые черты – белоснежный пейзаж, радость и

торжественность. В описание зимы обязательно добавляется настроение автора, его

чувства: Летят снежинки с высоты, / Скользят над головой.

/ Не остановишь время ты, / Зима уже с тобой. / Я это видела не раз! / Как седина

навек / Нам белит кудри / Так сейчас / Всю землю белит снег») [6,с. 80].

Другой вид зимнего пейзажа показан в видимых и точных деталях вместо про-

странных описаний. Природа здесь уже не пейзаж, а живая участница человеческой

жизни, раскрывающая для тех, кто с ней постоянно общается, не только свои внеш-

ние достоинства, но и всю необъятность своих внутренних свойств:

Первый снег в моем краю, / Вьются, падают снежинки, / Невесомо, как пушинки, /

На ладонь садясь мою. / Их узор хотела б я / Сохранить в руке горячей! / Но снежинки

тают, плача / Так далекая моя»)

Сл.№ 44. Зима

Сл. № 45 Весна

Сл. № 46 Осень
Сл. 3 48-82 пролистать

Вывод.

Знакомство с творческой лабораторией Боси Сангаджиевой позволяет сделать

вывод, что все эти многочисленные пейзажные зарисовки, детали передают неуло-

вимый колорит типично национальной природы. В ее пейзажной лирике встреча-

ются традиционные и символические в калмыцкой устной поэзии предметы и явления.

Это тополь, верба, дуб, такие антропоморфные образы природы, как поле, луг,

равнина, речка, дорога. В своей поэзии Б. Сангаджиева показала душу подлинного

хозяина земли, его богатый внутренний мир мыслей и чувств, высокую поэзию

художественного творчества.

 Стихи Б. Сангаджиевой пронизаны острым чувством полноты жизни, С любовью к родной земле связаны настроения радости и грусти, горечь разлуки и жертвенная верность. Сладость жизни для нее  ни что иное, как любовь к отечеству, дающая человеку ощущение своей силы. Это неизбывное чувство помогало ей создавать проникновенные произведения о величии, красоте и богатстве родных просторов. Степи, с которой поэтесса олицетворяет родную землю, родину, она посвящает серию замечательных произведений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!