Конспект интегрированного урока литературы и ИЗО «Пейзаж в лирике Боси Сангаджиевой»
для учащихся 6 класса
Выполнили:
Андриянова Майя Андреевна, учитель русского языка и литературы;
Харченко Тамара Владимировна, учитель ИЗО и ОБЖ.
Цели урока:
Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира
Знакомство с жанром лирического пейзажа;
Учиться анализировать стихотворения
Развитие ассоциативно-образного мышления, памяти, умения анализировать материал, навыков публичного выступления.
Задачи урока:
Расширить знания о жанре пейзажа.
Познакомить обучающихся с пейзажными стихотворениями И.А.Бунина и художников родного края;
Способствовать развитию творческого воображения, эстетического вкуса, любви к природе;
Укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, МХК).
Предполагаемые результаты:
Подготовка и защита проекта «Иллюстрация к пейзажному стихотворению» по результатам и анализу папки с ответами(кейса).
Ход урока
Учитель литературы: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы с Тамарой Владимировной попытаемся соединить два прекрасных учебных предмета – Изобразительное искусство и русскую литературу. На уроке мы с вами проведем параллели, найдем точки соприкосновения этих учебных предметов. Записать число.
Как вы думаете, почему мы объединили 2 предмета?
Ученики. Это виды искусства, которые учат нас вслушиваться и понимать окружающий мир.
Учитель: Верно. Каждый вид искусства делает это по-своему. Живопись рисует образ линией и красками, музыка- звуком, литература- словом.
Т.В.Слайд № 2. Пейзаж. ( Что изображено на слайде?) Пейзаж.
Сл. № 3 Об элементах пейзажа.
Сл.№ 4 Определение пейзажа. Изображая природу, что автор подчеркивает? –Красоту природы
Слайд № 5. Ребята, Василий Александрович Сухомлинский писал: « Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека»
-Ребята, как вы думаете, что он понимал под словами «красота природы»?
Верно, ведь природа- это все то, что окружает нас: лес, поле, река, животные, обитающие на нашей планете, солнце, воздух, небо и многое другое.
Ребята, а теперь обратите внимание на 2 эпиграф: Как воздух свеж!
Как степь привольна!
Я дочь ее- о ней пою!
Бося Сангаджиева (Запишите эпиграф, оставив строчку для темы урока)
- О чем эти слова Боси Сангаджиевой? ( о любви к родной степи, о том, что все свои стихи она посвящает родному уголку, рисует степной пейзаж )
- Верно. Бося Сангаджиева обладала необыкновенной чувствительностью к красоте родной природы, способностью чувствовать ее звуки, краски, движение.
Сл.№ 6 .Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке? ( О пейзажной лирике Боси Сангаджиевой . Запишите тему урока)
Сл. № 7,8,9. : Обратите внимание на пейзажи калмыцких художников.
Учитель литературы: Мы видим великолепные пейзажи художников, но в литературном произведении также используется пейзаж.
Вспомните имена русских поэтов, которые использовали пейзаж в своих произведениях.? (А.С.Пушкин,Ф.И.Тютчев,А.А.Фет,С.Есенин)
Какие приемы использует поэт, изображая картины природы в стихотворении.
Сл.№ 10 (Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора; ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ!!!
Ну, а сегодня мы поговорим о пейзажной лирике известной калмыцкой поэтессы Боси Сангаджиевой. Это человек удивительной судьбы, пронесший через всю свою жизнь любовь к Калмыкии, к родной природе. Итак, начнем. О НЕЙ расскажет Диана.. Особенное место в лирике Б. Сангаджиевой отведено картинам пейзажа
- Спасибо, Диана.
Пейзажная лирика Б. Сангаджиевой богата и разнообразна. Один из таких пейзажных образов является образ степи в стихотворении «Төрскн теегм» («Родная степь моя»).
Сл. № 11. ТАНЯ К. читает стихотворение «Родная степь»:
Задумчивый простор родных степей...
Он, как ладони матери моей,
Он – колыбель и песнь моя,
Бесконечный праздник бытия.
Здесь ветер пахнет дымным кизяком,
Полынью и верблюжьим молоком...
Здесь солнцем раскалённая бадья
И родника прохладная струя.
Здесь нет лесов, здесь нет морей и гор,
Но есть солёный зоревой простор...
Я твой цветок среди других цветков,
Я твой родник средь прочих родников,
Родная степь, тебе я отдаю
Все песни, что я спела и спою.
Пройдут над степью ветры и года...
Устану я, но песня – никогда!
Попытаемся понять, чем продиктовано столь пристальное внимание поэтессы к родному пейзажу?
- Каким настроением проникнуто стихотворение?(чувством восхищения и любви. Где бы ни была она, какими красотами не восторгалась, она всегда помнит свой край, милую сердцу родину – калмыцкую степь.)
- С чем сравнивает простор степей? ( Автор сравнивает прекрасный уголок нашей страны, чудный край, с ладонями родной и любимой матери)
- Какими художественными средствами пользовался автор?
- Какова их роль?( Метафора, эпитеты. ПРИМЕРЫ) Они помогают автору изобразить прекрасный простор степи, выразить свое отношение к ней)
- Чем заканчивается стихотворение? Автор посвящает степи песни, говоря о том, что несмотря ни на ветры и года песня звучать не перестанет.
Сл. № 12. Виды пейзажного жанра
Сл. № 13. Городской пейзаж
Сл. № 14. Сельский пейзаж
Сл. № 15. Парковый пейзаж
Сл. № 16. Морской пейзаж
Сл. № 17. Архитектурный пейзаж
Сл. № 18. Романтический пейзаж
Сл. № 19. Пейзаж настроения
Сл. № 20. Эпический пейзаж
Сл. № 21. Лесной пейзаж
Сл. № 22. Фантастический пейзаж
Сл. № 23. Первый закон
Сл .№ 24. Второй закон
Сл. № 25. Третий закон
Сл. № 26. Четвертый закон
Сл. № 28. Весна в душе моей цветет ( Камила)
Мир, полный ярких красок и реально ощутимых предметов, в стихах Б. Сангаджие-
вой очень поэтичен. Поэтесса хорошо знает и любит мир нашей действительности,
мир – меняющийся, сложный и нелегкий. Щебетанье птиц, в лучах солнца, тянущиеся
к свету радующиеся солнцу растения – все это объединяется в единый пейзажный
образ света и счастья. Рассмотрим это в стихотворении «Хавр» («Весна»): «Ах, что за чудо – время это! Знать, не напрасно круглый год / В разливах солнечного света / Весна в душе моей цветет. / Когда представлю / Встречу скоро / Весну! – / Нисколько не страшат / Ни шум дождя в глухую пору, / Ни бесконечный снегопад. / Еще зима / Но мне желанна / Певунья-ласточка в окне. / Я вижу красные тюльпаны, / Что дружно тянутся ко мне. / Растаял снег. Темнеют крыши./ Ручьи дорогой потекли. / Какую музыку я слышу / В час пробуждения земли!»)
Сл. № 29. Весна – любимое время в лирике Б. Сангаджиевой. Она особенно дорога ей потому,что гармонирует с постоянным настроением ожидания, с лирическим волнением от предстоящей встречи с новыми мгновениями в жизни. Словно первый ручей, про-
кладывающий себе дорогу среди подтаявшего, осевшего снега, пейзажные описания
в произведениях Боси Сангаджиевой стремительно увлекают читателя, напоминая о
долгожданной весне. ( )
И не покоем, не тишиной веет от них, а неудержимым движением.
«Листок, раскрывшийся невольно, / Ладошку тянет мне свою. / Как воздух свеж! / Как степь привольна! / Я, дочь ее – о ней пою. / В который раз я ожидаю / Когда придет весна моя? / Жду так, что даже забываю / Ведь на год старше стала я»)
Истинный художник всегда стремится выявить яркие скрытые явления окружаю-
щего мира, его суть. Поэтесса чрезвычайно внимательна к пейзажным зарисовкам родной земли: к колкому запаху снега, к свежему, как молоко,дождю, к аромату пригретого солнцем цветущего весеннего луга, к солнечным пятнам,просачивающимся на траву сквозь неплотную листву тополей, к повадкам зверей и птиц. К примеру, в стихотворении «Хаврин зург» («Весенний пейзаж»), она описывает весенний пейзаж так:
(«Солнце,поднимаясь, высь, / Повсюду греет мир, / Зеленая трава/ Пробивается сквозь земной покров. / Легким, чистым, воздухом / Грудь свою я наполняю, / Небесный ясный цвет / Синеет над моею головой. / Ветер, метель, стихая,/ Входит спокойно в свой ритм, / Пробуждаясь из зимней спячки, / Расстилается широкая степь»)
Сл. № 30 - 32 . Бося Сангаджиева посвящала свои стихи Символу калмыцкой степи – ТЮЛЬПАНУ ( читает )
Радужный вдыхаю аромат,
И далекий
Различаю вдруг
Голос…Он зовет меня назад…
…Где-то там
Качается тюльпан,-
Ненаглядный шелковый магнит.
Это он меня к моим степям
Так притягивает,
Так манит…
Раз в году
Пылает мой тюльпан,
Больше раза – лебедю не спеть…
На коня!
Скорей к моим степям!
Только бы к тюльпанам подоспеть!
Сл. № 33 -35. Прослушайте еще одно стих-е Б.Сангаджиевой « Журавли».
Ах, какая печаль вековая
В журавлином протяжном «курлы»!
В сумрак осени канула стая,
Крик еще долетает из мглы.
Я бегу за растаявшей цепью,
Слышу в песне их что-то свое,
И всегда расставаясь со степью,
Так же грустно пою я ее.
-Какое чувство охватывает вас после прослушивания стихотворения. (Чувство грусти )
Сл. № 36-37. Любимый образ степи Бося Сангаджиева изображен и в стихотворении «« Чабан».
- Степь для него – дом, вековая его любовь и вековечный бой, радость и боль.Не каждого Степь берет в чабаны.
Сл. 38-40. Ей хорошо знакомы и степные ветры. Ветер в степи как песня, его можно слу-
шать часами. Днем, когда знойный воздух тяжел и неспокоен, только и слышен ветер.
Он вбирает все живые голоса степи «Дорога» :
Что мне годы…
Я шагаю,
Я сегодня налегке,
Дух пространства открываю
В облаках и ветерке.
Как легко берез паренье…
Как просторна грудь земли…
Тают росы, как мгновенья,
И седеют ковыли…
Над рекой склоняясь, посмею
В воду мельком посмотреть.
Ветер дунет – не успею
Ни сединки разглядеть!
Сл. № 41-43 просто пролистать
В лирике Б. Сангаджиевой пейзаж показан не только в весенних зарисовках, но и
в осенних, зимних и летних картинах природы. Они сверкают неповторимыми кра-
сками. Поэтесса находит их для живописания не только каждого времени года, но
и для некоторых месяцев в отдельности. Природа в произведениях поэтессы живет,
изменяется, движется со временем.
Осень – «золотая пора» для творчества. Осеннюю пору любили многие поэты и
живописцы. Многоцветье осенних красок в сочетании с печалью и тоской воодушев-
ляли поэтов браться за перо и давали вдохновение для новых стихов. Осенний пейзаж
нашел свое отражениеи в поэзии Б. Сангаджиевой. К примеру, рассмотрим стихот-
ворение «Намрин хамтхасн» («Осенняя листва»):
(«Падает белый снег, / Кружится белый снег, / Серебром блестит передо мною, /
Опускается на мое лицо и плечи. / Прошлогодний снег / Больше не выпадет ине будет
блестеть / Подобно юношеской любви, / Крупинки радости растопит в моем сердце»).
Зима утаивает в себе и таинственные, опасные стороны – свирепые бури, холодный
мороз. В зиме есть и радостные, веселые черты – белоснежный пейзаж, радость и
торжественность. В описание зимы обязательно добавляется настроение автора, его
чувства: («Летят снежинки с высоты, / Скользят над головой.
/ Не остановишь время ты, / Зима уже с тобой. / Я это видела не раз! / Как седина
навек / Нам белит кудри / Так сейчас / Всю землю белит снег») [6,с. 80].
Другой вид зимнего пейзажа показан в видимых и точных деталях вместо про-
странных описаний. Природа здесь уже не пейзаж, а живая участница человеческой
жизни, раскрывающая для тех, кто с ней постоянно общается, не только свои внеш-
ние достоинства, но и всю необъятность своих внутренних свойств:
(«Первый снег в моем краю, / Вьются, падают снежинки, / Невесомо, как пушинки, /
На ладонь садясь мою. / Их узор хотела б я / Сохранить в руке горячей! / Но снежинки
тают, плача / Так далекая моя»)
Сл.№ 44. Зима
Сл. № 45 Весна
Сл. № 46 Осень
Сл. 3 48-82 пролистать
Вывод.
Знакомство с творческой лабораторией Боси Сангаджиевой позволяет сделать
вывод, что все эти многочисленные пейзажные зарисовки, детали передают неуло-
вимый колорит типично национальной природы. В ее пейзажной лирике встреча-
ются традиционные и символические в калмыцкой устной поэзии предметы и явления.
Это тополь, верба, дуб, такие антропоморфные образы природы, как поле, луг,
равнина, речка, дорога. В своей поэзии Б. Сангаджиева показала душу подлинного
хозяина земли, его богатый внутренний мир мыслей и чувств, высокую поэзию
художественного творчества.
Стихи Б. Сангаджиевой пронизаны острым чувством полноты жизни, С любовью к родной земле связаны настроения радости и грусти, горечь разлуки и жертвенная верность. Сладость жизни для нее ни что иное, как любовь к отечеству, дающая человеку ощущение своей силы. Это неизбывное чувство помогало ей создавать проникновенные произведения о величии, красоте и богатстве родных просторов. Степи, с которой поэтесса олицетворяет родную землю, родину, она посвящает серию замечательных произведений.