СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы и физики на тему «Физические свойства зеркала и их отражение в литературе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок  литературы и физики в 7 классе.  Форма урока: интегрированный урок литературы и физики по теме «Физические свойства зеркала и их отражение в литературе». Тип урока: урок-исследование. Место в системе уроков: урок из элективного курса или внеклассное чтение

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и физики на тему «Физические свойства зеркала и их отражение в литературе»»

Формирование комфортной образовательной среды с использованием элементов здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках литературы и физики.

Авторы – составители: Беспокоева Т.В., учитель русского языка и литературы и Ширяева С.А., учитель физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» городского округа город Шарья Костромской области

Интегрированный урок литературы и физики в 6 классе.

Форма урока: интегрированный урок литературы и физики по теме «Физические свойства зеркала и их отражение в литературе».

Тип урока: урок-исследование.

Место в системе уроков: урок из элективного курса или внеклассное чтение. Образовательная цель: 

  1. Познакомить учащихся с прозой, где фигурирует зеркало.

  2. Определить физические свойства зеркала.

  3. Способствовать формированию культуры речи, созданию комфортного психологического климата для обеспечения возможности сохранения здоровья учащихся.

Развивающая цель:

  1. Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству писателей и к литературе в целом; интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации с точки зрения и литературы, и физики;  к исследовательской работе.

  2. Распознавать физические явления в тексте.

  3. Находить физические свойства зеркала в конкретной ситуации.

Воспитательная цель:

  1. Воспитывать любовь к литературе, высокие нравственные и эстетические ценности.

  2. Убедить учащихся в том, что практика – источник знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Научатся: находить отражение физических понятий, законов,

природных явлений в творчестве русских и зарубежных писателей; давать

ответы на качественные вопросы, связанные с природными явлениями.

Получат возможность научиться: проявлять смекалку,

сообразительность при решении поставленных задач; доброжелательно общаться и

проявлять уважение к себе и своим товарищам.

Личностные УУД: осознают ценность языка литературы как явления

культуры, основного средства выражения мыслей и чувств в процессе

изучения природных явлений; совершенствуют новые знания в процессе

наблюдения за природными явлениями.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений и

сравнивать с наблюдениями писателей; оценивать свои действия в соответствии с

поставленной задачей.

Познавательные: владеть приемами отбора и систематизации

материала; самостоятельно производить переработку информации,

полученной в результате чтения прозы.

Коммуникативные: подбирать адекватные средства для выражения

своих мыслей; договариваться и приходить к общему решению совместной

деятельности.

Методические приемы: рассказ учителя, анкетирование, физические опыты, беседа, элементы анализа прозаического текста.

Оборудование: тексты художественных произведений, проектор, оборудование по физике  для проведения опытов, раздаточный материал, презентация по теме урока, презентация «Цветотерапия».

Продолжительность: 45 минут

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала. Элементы анализа прозаического текста. Проведение опытов (сопровождается презентацией).

  4. Презентация по здоровьесберегающей технологии.

  5. Рефлексия.

  6. Домашнее задание.

Подготовка к уроку: предварительное прочтение художественной литературы, литературы по физике: подготовка необходимых опытов, сообщений учащихся, проведение анкетирования, работа в следующих группах: любители литературы, теоретики, практики.

Организационная структура урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Содержание.

- Сегодня у нас необычный урок. Можно даже сказать, урок, лежащий за пределами школьной программы. Давайте попытаемся провести параллель между физикой и литературой. Когда мы изучаем стихотворения или читаем прозу, мы не задумываемся о тех физических законах, отражение которых можно найти практически в любом художественном тексте. Сегодняшний урок покажет на примере произведений русских и зарубежных писателей, как ярко выражена связь литературы и природных явлений, объясняемых законами физики. Прежде чем мы приступим к уроку, мы хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад.

Учитель литературы

Человек в зеркале. Давайте разберемся, кто же там, в зеркале, виднеется? Моё отражение или не моё?

Группа теоретиков:

Опрос: « Отражение в зеркале». В начале своего исследования мы решили провести опрос. Объектом опроса стали ученики нашего класса. Результат данного опроса следующий: 1. На вопрос «Как часто вы пользуетесь зеркалом в течение дня?» (Часто – 15 человек; редко – 8 человек; никогда не смотрю в зеркало - 0 человек) 2. Нравится ли Вам свое отражение в зеркале? (Нравится – 11 человек; не нравится - 0 человек; затрудняюсь ответить - 12 человек) 3. Вы уверены, что глядя в зеркало, вы видите свое точное изображение? ( Уверен - 22 человека, не уверен – 1человек - есть какая-то магия)

Учитель литературы:

Зеркало – предмет как будто специально предназначенный для поэзии. Оно словно само подставляет себя так, чтобы его заметили, чтобы о нём написали. Вы согласны с таким мнением?

Группа теоретиков

Во – первых, зеркало всегда отражает не всё, что мы видим по эту его сторону. Значит, неизвестно, что находится за зеркалом в тех местах, куда мы не можем заглянуть. Может быть, так же как по нашу сторону, там стоит диван или книжный шкаф, а может быть, и нет.

Во – вторых, в зеркале мы не всегда видим то, что есть на самом деле. Например, часы. Зазеркальные часы вообще идут в другую сторону – против часовой стрелки, в чём вы можете убедиться сами. Наше отражение держит ложку в левой руке и читает книжки, напечатанные совершенно немыслимым образом.

В – третьих, как ни старайся – в зеркале не удастся увидеть себя таким, какой ты есть. В тот момент, когда мы попытаемся украдкой посмотреть на собственное отражение, оно сделает то же самое, и мы так и не узнаем, как мы выглядим, когда, например, читаем книжку или моем руки.

Учитель физики:

Свойства зеркал изучаются и по сей день, учёные открывают новые факты. Приборы с зеркалами в наше время используют повсеместно. Необычные свойства зеркал - это актуальная тема. Поэтому количество суеверий, связанных с зеркалами в мире, великое множество.

Гипотеза: предположим, что зеркала имеют магическую силу.

Мы поставим перед собой следующие задачи:

1. Узнать, в какой стране и когда появилось зеркало;

2. Изучить технологию изготовления зеркал и их применение;

3. Провести эксперименты с зеркалами и познакомиться с их свойствами;

4. Изучить интересные факты о зеркалах;

5. Выяснить, имеют ли зеркала магическую силу;

6. Узнать, что такое «чёрное зеркало».

Когда же появилось зеркало?

Группа теоретиков (сообщения):

Зеркала известны с незапамятных времен. В древние времена их делали из полированного металла. Мы никогда не узнаем, как человек придумал зеркало. Вероятно, он часто смотрел в гладкую поверхность водоемов и видел там себя. А в один прекрасный день специально отполировал кусочек металла и придал ему нужную форму. Так появилось зеркало.

Первые металлические зеркала из бронзы и серебра люди начали изготавливать в III тысячелетия до н.э. Они были широко распространены у народов Древнего Востока, а позже – у древних греков и римлян. Последнее подтверждает большое количество полированных металлических пластинок, найденных при раскопках Помпеи. Уже тогда широко использовали карманные зеркальца, которые было удобно носить с собой. Их делали из круглой пластинки металла: меди, серебра, золота и бронзы. Такие зеркала были, конечно, не столь совершенными, как стеклянные, но в течение тысячелетий женщинам приходилось довольствоваться только ими.

При исследовании древней резиденции египетских фараонов в окрестностях Каира был обнаружен неглубокий бассейн, дно которого некогда было залито слоем жидкой ртути. Возможно, это также один из образцов древних зеркал.

Первыми, кто догадался делать стеклянные зеркала со слоем ртути или олова, были венецианцы. К 1300 г. стали выпускать такие зеркала, и скоро они заменили металлические пластины. С этого времени небольшое ручное зеркало стало обязательной принадлежностью наряда богатой дамы. Его носили на золотой цепочке на шеи или у пояса, вставляли в веер, оправляли в рамки из черепаховой или слоновой кости, украшали позолотой, миниатюрами из эмали и гравировкой.

Эта мода прошла лишь XVII в., когда вследствие мощного подъема стеклоделия французскими мастерами был разработан метод отливки больших зеркальных стекол на медных плитах с последующей их прокаткой. Парадные залы дворцов знати стали украшаться огромными зеркалами, и необходимость в постоянном ношении маленьких зеркал отпала.

Учитель литературы

Значит, про то, что существует за зеркалом, мы знаем пока очень мало.

Откуда же всё – таки можно узнать, что происходит в тех местах Зазеркалья, которых мы с вами в принципе не можем разглядеть?

Нам может помочь в этом только наше воображение. Силой данного нам воображения мы можем населить невидимую часть Зазеркалья теми, кем только нам вздумается, сделать его большим или маленьким, весёлым или унылым.

Следовательно, невидимое по эту сторону Зазеркалье – целиком и полностью плод нашей фантазии. И то, как выглядит Зазеркалье, зависит от того, кто о нём думает, кто фантазирует.    Как в зеркале мы каждый раз видим новое свое отражение, так и у писателя образ зеркала в разные годы обретал новое значение.

Перед нами встал проблемный вопрос: каковы физические свойства зеркала, и какова его роль в литературе?

Группа любителей литературы (сообщения)

В книге Льюиса Кэрролла – это Зазеркалье девочки Алисы, оно, если угодно, устроено, как сама Алиса, вернее, как очень важная её часть – фантазия.

Но сама Алиса в этом не очень уверена: все время её занимает, она ли «автор» Зазеркалья. Или, может быть, всё это – сон не слишком симпатичного Черного Короля? Ведь именно это втолковывают Алисе обитатели Зазеркалья.

Зазеркальный мир. Мы уже заметили, какой он странный, как он не похож на наш. Часы в нём идут задом наперёд, да и других необычностей более чем достаточно.

Кстати, даже научиться передвигаться за зеркалом человеку непросто. Ведь наученные нашим обычным опытом, мы за зеркалом будем двигаться по направлению к какому – то предмету – и тем самым удаляться от цели, его отражения.

Оказывается, то, что происходит за зеркалом в сказке, очень напоминает то, как представляют себе наш мир физики. Вот, например, Белая Королева, которой, как она говорит, целых сто лет. Она не просто привирает. Если допустить, что в Зазеркалье можно двигаться очень быстро (так оно и есть), то по одному закону природы окружающим действительно должно казаться, что Белая Королева уже целый век носится по Зазеркалью. А на самом деле она даже немножко моложе Алисы, ей лет семь, не больше.

И вообще всё в Зазеркалье удивительно. Вот у нас – иди хоть целый месяц, а назад никак не попадёшь (если, конечно, идти всё время вперёд), а вот за зеркалом всё не так: попадёшь назад и даже поворачивать не придётся. Но для того чтобы толком в этом разобраться, обязательно нужно очень много знать (и между прочим, хорошо знать математику).    

Учитель литературы:

Законы движения в Зазеркалье так же вывер­нуты, как и неподвижные отражения. В самом деле, коль скоро в ответ на помахивание правой рукой отражение машет левой, то, если вы же­лаете попасть в какое-то место в Зазеркалье, нужно идти прямо в противоположную сторону.

Маленькая героиня Кэрролла этого не знала, по­этому «куда бы она ни шла, где бы ни сворачи­вала, всякий раз, хоть убей, она выходила снова к дому». И только пойдя в противоположном на­правлении, она вышла туда, куда хотела

Группа любителей литературы:

В балладе В.А.Жуковского «Светлана» героиня предпринимает попытку во время Святок узнать своё будущее с помощью гадания: «Вот красавица одна. К зеркалу садится. С тайной робостью она в зеркало глядится». Гадающий с помощью зеркала устанавливает связь с потусторонним миром. Читатель держит своё внимание в напряжении неминуемой беды. Но автор всё превращает в сон, жалея свою героиню, радуя счастливым концом произведения. Если вдуматься глубже, то всё, что происходило в зеркале – плод воображения, но всегда спасает вера человека. Она очищает невидимо страшные грёзы, навеянные зеркалом.   Как правило, оно появляется на переломной фазе действия, выполняя организующую или предвещающую функцию. Зеркало как предмет волшебный, потусторонний, обладающий магическими свойствами.

Учитель физики: объясним это явление с помощью подготовленного нами опыта.

Группа практиков:

Поднесём свечку к зеркалу - освещение увеличилось. Увеличим количество отражений в зеркале – усиливается и освещённость. Зеркала могут отражать не только изображение, но и звук. Поэтому в старинных замках много зеркал. Они создавали эхо – отражение звука и усиливали музыкальные звуки во время праздников.

Существовала испанская пытка: сажали человека в зеркальную комнату – коробку, где кроме лампы и человека ничего не было! Не вынося своих отражений, человек сходил с ума.

Учитель физики:

Существует много методов гадания с приме­нением зеркала. Самые известные - с помощью двух зеркал и свечи или с помощью одного зеркала и свечи. Святочные гадания на жениха известны с давних времен. И сейчас гадают таким образом кто в шутку, а кто и всерьез. И даже то, что на­чинается как шутка, становится чем-то серьез­ным и настоящим, когда перед тобой в темноте разворачивается бесконечный зеркальный кори­дор.

Учитель литературы: отражаются ли душевные качества человека в зеркале?

Группа любителей литературы

«Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин даёт зеркало в руки злой мачехи: « Свойство странное имело: говорить оно умело». Это волшебный предмет в волшебном предмете, то есть по воле автора выполняет двойную функцию. И главная его роль – разоблачение зла. И опять же зеркалу выпадает положительная роль. «Правду молвить…» За внешней красотой, которую видит царица в зеркале, скрывается зависть, зло и жестокость. Внутреннюю некрасивость её могло раскрыть только говорящее зеркало, но героиню волновала только соперница. Об её исправлении не могло быть и речи.

Учитель физики: на этот счёт есть два забавных опыта «Чем чернее, тем светлее».

Группа практиков:

1. Возьмите блестящую ложку. Закоптите ложку над пламенем свечи почернее. Теперь ложка ничего не отражает. Копоть поглощает все лучи.

2. Опустите ложку в стакан с водой. Результат: ложка заблестела в воде. После того как мы её вынимаем, она черна по-прежнему. Объяснение результата: частички копоти плохо смачиваются водой, поэтому вокруг закопчённой ложки образуется как бы плёнка, которая отражает свет, как зеркало.

Учитель литературы:

Значит, в сказках зеркала используются как помощники злых и добрых героев, в нашем случае, зеркало служило отрицательному персонажу, т. е. злой царевне, именно от зеркала она узнала, что кто - то есть красивее её, и с этого начинаются её злые замыслы. Есть ещё такие герои?

Группа любителей литературы

Оскар Уайльд в сказке «Мальчик – звезда» показал, что герой видит своё отражение трижды. Дитя – звезда «глядел на своё дивное отражение и смеялся от радости, любуясь своей красотой. Но красота его принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким». Но когда он отрёкся от собственной матери, в наказание за грех «он лицом стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуёй гадюки». Но не внешность его потрясла, а его чёрная душа. И во искупление долга перед своей матерью он прошёл тяжкие испытания. И когда вновь увидел своё прекрасное отражение, понял, что красота должна нести людям только счастье и добро. Чтобы обзывать других и смотреть, какие другие некрасивые, нужно сначала обратить взор на себя. Значит, зеркало может использоваться не только в сказках для развития сюжета, но и для поучения.

Учитель физики: разобраться в этом поможет другой опыт «Многократное отражение»

Группа практиков

Скрепим скотчем с обратной стороны зеркала так, чтобы получилась книжка.

Поставим зажженную свечу в центр.

Расположим зеркала так, чтобы они образовывали угол в 180 градусов. Наблюдаем одно отражение свечи в зеркалах. Уменьшаем угол между зеркалами. Наблюдаем при уменьшении угла между зеркалами увеличение количества отражений свечей в них.

Результат: с уменьшением угла между зеркалами, увеличивается количество отражений свечи в них.

Учитель физики:

Когда-то наблюдения за обычными солнеч­ными зайчиками навели на открытие закона отражения света. Звучит этот закон довольно просто: под каким углом лучик на зеркало па­дает, под таким и отражается. Чуть наклоним зеркало, и отраженный лучик также откло­нится в сторону. Благодаря таким свойствам отражения мы можем увидеть себя в зеркале. Если зеркало ровное, то наше изображение в нем будет таким же, как мы, т. е. неискажен­ным. Но вспомните «комнату смеха» - стоит изогнуть поверхность зеркала, как изображения предметов в нем приобретают невероятные очертания. В полном соответствии с законом отражения разные участки кривого зеркала создают каждый свое изображение, их стано­вится много, и они причудливым образом накла­дываются друг на друга. Какие ещё явления сможет объяснить физика?

Группа любителей литературы:

Виталий Губарев в своей сказке показал «Королевство кривых зеркал». Там всё наоборот: Оля – Яло, Ласка – Аксал, Друг – Гурд, Гадина – Анидаг. Если человек беден, он видит себя в зеркале богатым. Голодный – розовощёким и упитанным. Именно в это королевство доброе зеркало пригласило Олю, которая любила в него смотреть и считала себя красивой. «Ты должна посмотреть на себя со стороны», - так часто говорила ей бабушка. Ведь в зеркале не увидишь упрямство и нежелание уступать. Такую возможность и предоставило ей зеркало: посмотреть со стороны. И все отрицательные качества передало её отражению – Яло. «А я как ты», - часто повторяла она. Из сказки Оля вышла другим человеком, осознала, что часто была неправа.

Группа практиков.

Опыт «Изображение в зеркале». Просто внимательно смотрим на себя в зеркале! Рука, сжимающая карандашсправа, почему-то в левой руке! Положим руку на сердце. 

О, ужас, у того, который за зеркалом, оно справа! Да и родинка перепрыгнула с одной щеки на другую! В зеркале получается изображение симметричное предмету.

Учитель физики:

В зеркале все предметы «пере­ворачиваются», предстают обращенными. Если вы протянете своему отражению правую руку, то увидите, что оно протягивает вам левую. Но почему в своем зеркальном отражении мы видим, что зеркало меняет левую и правую сто­роны, но не меняет верх и низ, хотя, по условиям симметрии, меняться должны все направления? Оказывается, когда мы стоим перед зеркалом, то мысленно как бы обходим его сбоку и становимся за ним. Поэтому меняется правое с левым.

Учитель литературы:

Значит, зеркало в сказках может служить как переправа в иной мир, куда и попадает героиня сказки Оля. Оказалось, что у неё в доме, в прихожей, стояло волшебное зеркало, которое умело говорить и могло переправлять людей в мир зазеркалья, где позже и оказалась Оля, встретив своего двойника Яло.

Группа любителей литературы:

В произведении Дж.К.Ролинг «Гарри Поттер и философский камень» зеркало имеет своё имя – зеркало Еинаиж. Когда Поттер впервые его видит, то он погружается в мир своих близких родственников, он видит мать и отца, которых не помнит, потому что был слишком мал, когда их не стало. Но оказывается, это зеркало может показать исполнение в будущем самых потайных желаний человека. Он ждёт, а мечты не исполняются. И тогда некоторые сходят с ума от пережитого волнения. Именно в нём Дамблдор и спрятал философский камень, который легко оказался в кармане у Гарри. Потому что он думал о том, как его найти, а не как его использовать. Ведь этот камень дает богатство и бессертие его обладателю. Поэтому за ним и охотился Волан – де – Морт. В зеркале Еинаиж можно увидеть то, что хочет герой, но это не значит, что это исполнится. Зеркало опасно даже для волшебников, поэтому его и прятали.

Учитель литературы:

Получается, что зеркало в сказках может показывать людям исполнение их желаний, а реализовать свою мечту, сделать ее реальностью под силу только самому человеку. Зеркало направляет и помогает увидеть то, к чему надо стремиться.

Группа теоретиков:

В каждой культуре, в каждом времени, на каждом возрастном этапе – свои зеркала и свои отражения.  Образ зеркала в жизни и в литературе трактуется неоднозначно, порой противоречиво.

Разумеется, перечнем только тех  произведений, которые были рассмотрены нами, тему "зеркала в литературе " не исчерпать. Говорить о зеркалах - это значит видеть недорисованное и слышать недослышанное, чего так много в произведениях литературы, особенно, если читать между строк. Даже беглое знакомство с   трактовкой образа зеркал тревожит некоей недосказанностью  и загадочностью.

Именно поэтому можно считать, что наша гипотеза подтверждена. Безусловно, образ зеркала имеет какой-то магический смысл, поэтому оккультисты используют его в различного рода ритуалах и обрядах, а  писатели часто - в своих произведениях.

Учитель литературы:

Нами было изучено 6  произведений, в которых символика зеркала несет большую смысловую нагрузку и является важным для понимания образов героев, их действий и поступков. Проведя исследования, проанализировав произведения, мы можем сделать вывод: в литературном произведении зеркало может являться источником видений,  носителем правды,  дверью в Зазеркалье, отрицательным или положительным персонажем. Зеркало есть символ вечности, поскольку в нем есть все, что минуло, что есть сейчас и  все, что грядет. Поэтому вокруг   зеркала возникает своя собственная мифология, которая получает свое творческое оформление и выражается    в литературе.

Учитель физики:

В течение дня человек может увидеть своё отражение около ста раз. Это и различные зеркальные предметы, стеклянные поверхности, мониторы компьютеров, экраны телевизоров и бытовая техника. Актуально понятие «Чёрное зеркало».

Группа теоретиков:

За последние десять лет технологии всесторонне изменили нашу жизнь, прежде чем мы успели опомниться и усомниться в них. В каждом доме, на каждом столе, на каждой ладони — плазменный телевизор, монитор компьютера, дисплей смартфона — черное зеркало нашего существования в двадцать первом веке. Наша связь с реальностью меняется. Мы возложили на алтарь «Google» и «Apple» и поклоняемся им. «Facebook»-алгоритмы знают о нас больше, чем наши собственные родители. У нас есть доступ ко всей информации в мире, но в голове хватает места лишь для того, чтобы воспринять 140 символов из сообщения в твиттере. В «Чёрном зеркале» отображается всеобщее беспокойство за наш современный мир. Зеркало есть символ вечности, поскольку в нем есть все, что минуло, что есть сейчас, и все, что грядет.

Учитель физики:

Глаза наши устают от зеркальных предметов. Давайте сделаем паузу и с помощью приёма презентация «Цветотерапия» научимся их лечить. Сегодня мы увидим цвета радуги.

Презентация «Цветотерапия»

Рефлексия урока.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я выполнял задания…

  5. Я понял, что…

  6. Теперь я могу…

  7. Я почувствовал, что…

  8. Я приобрел…

  9. Я научился…

  10. У меня получилось …

  11. Я смог…

  12. Я попробую…

  13. Меня удивило…

  14. Урок дал мне для жизни…

  15. Мне захотелось…

Домашнее задание: составить акростих по слову «зеркало»












Список литературы:


1. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. – М. – Просвещение.- 1987.

2. Борухов Б.Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры. Логический анализ языка. Культурные концепты./ Б.Л.Борухов - М., Наука, 1991.-е. 109 – 117

3. Губарев В. Королевство кривых зеркал. – Самовар.- 2007.

4.  Дегтярева О.А. Зеркало как общекультурный феномен./О.А.Дегтярев - СПб., 2002. - 24 5. Дубин В. Зеркало в центре лабиринта (О символике запредельного у Борхеса) / В.Дубин - // Вопросы литературы. 1991. - № 8. - С. 154 - 157. .

6. Литвинский Б.А. Зеркало в верованиях древних народов. // Советская этнография.- 1964.- №3,- с. 96-104.

7. Правдивцев В. Эти таинственные зеркала / В. Правдивцев - // Наука и религия. 1998. -

8. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки./ В.Я.Пропп - М.: Наука, 1998.-210 С.

9.Дж.К.Ролинг. Гарри Поттер и философский камень. – М. – Росмэн. – 2002. 1964.- №3,- с. 96-104.

10. Оскар Уальд. Сказки.- М.- Детская литература. –

11. Шавкунов Э.В. Зеркала в магико-религиозных обрядах в древности и средневековье./ Э.В.Шавкунов -  Владивосток, 2000г. - 106 с.

12.https://yandex.ru/search/?lr=2&clid=2101081&text=%- интегрированный урок

13.https://infourok.ru/fizika-v-literature-integrirovanniy-urok-420188.html

10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!