СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный ресурс как одно из условий качества образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационный ресурс как одно из условий качества образования»

Инновационный ресурс как одно из условий качества образования

Парачук Андрей Валентинович,

В статье рассматривается опыт инновационной деятельности государственного учреждения образования. Представлено теоретическое и методологическое обоснование инновационной модели и компонентов инновационной культуры педагога.

Авторы надеются, что данный материал будет полезен и окажет практическую помощь педагогам и методистам учреждений дополнительного образования, занимающихся инновационной деятельностью.

Ключевые слова: образование, педагог, инноватика, инновационный проект, инновационная деятельность, инновационная культура.

Innovative resource as part of the quality of education

A.V. Parachuk, S.P. Sergeenko,

methodist State educational institution «Gomel city center of additional education of children and youth», Republic of Belarus, city of Gomel

The article examines the experience of the innovative activity of the state educational institution «Gomel city center of additional education for children and youth». Theoretical and methodological substantiation of the innovation model and components of the teacher’s innovative culture is presented.

The authors hope that this material will be useful and will provide practical assistance to teachers and methodologists of institutions of additional education engaged in innovation.

Keywords: education, teacher, innovatica, innovative project, innovative activity, innovative culture.

Просвещенный разум облагораживает

нравственные чувства. Голова должна

воспитать сердце.

Шиллер

Современное состояние образовательной системы характеризуется внедрением инновационных технологий в образовательный процесс. Развитие системы образования предполагает выстраивание ответственной политики в данной сфере посредством принятия современных, научно-обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки образовательных моделей.

Обновление содержания образования в Республике Беларусь во многом обусловлено инновационными процессами. Инновационная деятельность как важнейший стратегический ресурс развития образования приобретает качественно новый характер, обусловленный широтой тематического диапазона и значимостью результатов.

Основополагающим условием и средством содержательного обновления является инновационный педагогический опыт, способствующий обогащению образовательной практики как педагогических коллективов, осуществляющих реализацию инновационного проекта, так и всего педагогического сообщества.

Сегодня востребована такая образовательная модель, которая основывается на принципах общественно-государтсвенного партнерства, вовлечении и поддержке всех субъектов сферы образования (детей, семей, организаций), а также на принципах преемственности и непрерывности, отличающаяся разноуровневостью (ступенчатостью) и открытостью.

Для учреждения образования инновационная деятельность является одним из механизмов развития профессиональных компетенций педагогов и, как следствие, служит повышению качества образования. Сегодня педагогу необходимо обладать способностью к преобразованию, инновационной деятельности, навыками самообразования, самореализации, самоуправления и саморазвития.

Учреждения образования сами определяют для себя приоритетные направления инновационной деятельности. Чтобы образование не отставало от времени и могло адекватно отвечать на его вызовы, нужна инновационная система. Под данной системой авторы работы понимают совокупность взаимодействующих компонентов (учреждения, субъекты, внутренние и внешние ресурсы), направленные на достижение цели инновационной деятельности.

Так, к примеру, в государственном учреждении образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» инновационная деятельность осуществляется в соответствии с принципом совершенствования теории и образовательной практики.

Она представлена следующими формами:

  • технологии;

  • проекты;

  • программы.

Инновационная деятельность Центра затрагивает всю его работу, как целостную систему. Она носит коллективный характер, и предполагает комплексное включение всех участников образовательного процесса в инновационную деятельность, создание инновационного продукта и инновационной среды.

В инновационной деятельности востребован педагог, обладающий широкими научными знаниями, имеющий большой практический опыт работы, умеющий превращать свои разработки в конкретный продукт, способный заинтересовать других.

Можно отметить, что в своем большинстве методическая служба Центра и педагоги дополнительного образования владеют умениями работать с предметным содержанием, организуя образовательную деятельность как усвоение заданных образцов.


Рисунок 1: Личностно-профессиональный рост педагога ДО



По мнению авторов, новыми качествами культуры педагога осуществляющего инновационную деятельность являются следующие:

  1. Способность обеспечивать возникновение личностной смыслотворческой деятельности учащихся.

  2. Способность к решению профессиональных задач.

  3. Способность проектировать и реализовать на практике ситуации развивающего типа.

С применением новых педагогических технологий в системе дополнительного образования инновационная деятельность приобретает особую значимость. Авторы считают, что в качестве содержания занятий целесообразно рассматривать:

  • Типичные и индивидуальные проблемы в образовательном процессе, с которыми сталкиваются учащиеся.

  • Условия обеспечения эффективности учебного занятия.

Инновационную культуру можно рассмотреть как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов.

Таблица 1: Компоненты инновационной культуры педагога

Аксиологический компонент

Совокупность педагогических ценностей

Инновационно-технологический компонент

Способы инновационно-педагогической деятельности

Коммуникативный компонент

Культура участия педагога в информационном обмене

Личностно-творческий компонент

Педагогическая новизна

Обозначенные компоненты инновационной культуры охватывают различные аспекты овладения педагогом новыми педагогическими ценностями, технологиями педагогической деятельности, способами профессионального взаимодействия в новых условиях.

Необходимо учесть, что эффективность инновационных процессов зависит от факторов различной природы: социальных, психологических, управленческих, экономических.

Рисунок 2: Механизмы повышения образовательного потенциала педагогов


Изложенные выше положения нашли свое практическое применение при реализации в 2015-2017 годах на базе государственного учреждения образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» инновационного проекта «Внедрение модели методической сети как фактор личностно-профессионального развития педагога дополнительного образования» (автор проекта: методист Парачук А.В.).

Данный проект помог педагогам с решением проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу педагога дополнительного образования.

Целью практического этапа реализации проекта явилось создание условий для повышения эффективности системы методической работы с педагогическими кадрами посредством активного использования информационно-технологического сервиса образовательного пространства центра.

В ходе реализации проекта были решены следующие задачи: повышение эффективности системы методической работы через обновление системы педагогического взаимодействия в рамках сетевой организации методического консорциума; активизация использования современных информационных средств (выход в Интернет; сайт центра; электронную почту; локальную внутреннюю сеть); установление взаимодействия с информационными, научно-методическими, образовательными учреждениями на основе социального партнёрства, развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры педагогов дополнительного образования.

В настоящее время в Центре используются программы развивающего и интегрированного обучения; началось внедрение в практику работы интегрированных занятий, информационных технологий, методов проектной и исследовательской деятельности.

Таким образом, можно сказать, что основными ресурсами развития образования являются:

  • Повышение качества образования (внедрение инновационных образовательных технологий, использование активных методов обучения, отработка нового содержания образования).

  • Совершенствование управленческой системы и переподготовка кадров.

Сформулированные критерии позволяют рассматривать данные ресурсы как самостоятельную систему, направленную на развитие активной творческой деятельности педагогов, совершенствование их информационной культуры, развитие личностно-профессиональных качеств.


Список использованных источников:

  1. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник 3-е изд. // С.Д. Якушева. – М.; Издательский центр «Академия», 2010. – 264 с.

  2. Гавреева, Г.С. Социально-психологические условия творчества / Г.С.Гавреева // Инновации в образовании. – 2007. – № 4. – С.93-108.

  3. Воронов, А.В. Проектирование деятельности по управлению инновационными процессами в образовании / А.В.Воронов // Адукацыя i выхаванне. – 2003. – № 2. – С. 25-36.

  4. Сурикова, О.В. Инновационный процесс в учреждении образования: учебно-методическое пособие / О.В.Сурикова, Т.Ф. Пашкович. – Мн.: Издательство «Сэр-Вит», 2018. – 254 с.

  5. Гильмидинова, Т.В. Оценка эффективности инновационной деятельности педагогов дополнительного образования / Т.В. Гильмидинова // Человек и образование. 2012. № 1 (30). С.91-93.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!