СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация, виды, кодирование. Единицы измерения информации. Информационные процессы.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техеологическая карта занятия по информатике на тему: Информация, виды, кодирование. Единицы измерения информации. Информационные процессы.

Просмотр содержимого документа
«Информация, виды, кодирование. Единицы измерения информации. Информационные процессы.»

Технологическая карта (план) занятия № 0.1-1.1.1


Дисциплина

Информационное обеспечение профессиональной деятельности



Тема занятия

Информация, виды, кодирование. Единицы измерения информации. Информационные процессы.



Вид занятия

Комбинированный



Время

2 часа



Цель занятия


  • учебная

  • познакомить учащихся с понятием информации, информационных процессов;

  • научить приводить примеры информационных процессов в природе, обществе и технике;

  • выявить свойства информации;

  • классифицировать информацию по видам.


  • воспитательная

  • воспитание информационной культуры учащихся и развитие интереса к обучению;

  • научить учащихся подходить к изучаемым проблемам с позиции исследователя;

  • воспитывать самостоятельность.


  • развивающая

  • развитие умения обобщать, выделять главное;

  • развитие познавательного интереса у учащихся.

Требования к знаниям и умениям:

  • должны знать

  • что такое информация, информационные процессы;

  • свойства информации;

  • виды информации;

  • формы представления информации.


  • должны уметь

  • приводить примеры информационных процессов в природе, технике и обществе;

  • различать информацию по видам;

  • указывать свойства информации;

  • выбирать наиболее удачную форму представления информации.

Межпредметные связи

  • обеспечивающие

  • информатика

  • обеспечиваемые



Обеспечение занятия


Наглядные пособия

Презентация по теме


Технические средства обучения


ПК, экран, проектор, презентация по теме.




Литература:

  1. Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационные системы в экономике: учеб.пособие. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 464 с.: ил. - (Профессиональное образование)

  2. Информационные технологии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп./ О.Л.Голицына, Н.В.Максимов, Т.Л.Партыка, И.И.Попов. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 608 с.: ил.

  3. Информационные технологии: учеб.пособие/Под ред. проф. Л.Г.Гагариной. - М.:ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2009. - 256 с.: ил. - (Профессиональное образование)


План занятия:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний студентов

  3. Объяснение нового материала

  4. Закрепление нового материала

  5. Итоги урока и домашнее задание



Ход занятия


I. Организационный момент

1) Проверить готовность класса к уроку.

2) Сообщить тему, цели и ход урока.

II. Актуализация знаний студентов

Цель: актуализировать знания студентов для формирования новых знаний.

Форма: беседа

Вопросы:

  1. Что изучает информатика?

  2. Что вы понимаете под информацией?

  3. Как может быть представлена информация? Приведите примеры

  4. Какие операции можно совершать над информацией?

Мотивация: сегодня мы начинаем разговор об одном из фундаментальных понятий информатики – понятии «информация». Мы познакомимся со свойствами информации, видами и формами представления информации, а также информационными процессами.

III. Изложение нового материала

План:

1. Понятия информация, информационные процессы

2. Свойства информации

3. Виды информации и формы представления. Представление информации в ЭВМ

4. Единицы измерения информации в компьютере


1. Понятия информация, информационные процессы


Информация – это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается разный смысл в технике, науке, жизни.

Поэтому рассмотрим понятие информации с разных точек зрения и попробуем определить общие черты.

В математике под информацией понимаются сведения, которые человек создал с помощью умозаключений.

В биологии под информацией понимается генетический код человека.

В обычной жизни под информацией понимаются сведения, сообщения, осведомленность о положении дел.

В толковом словаре Ожегова информация – это:

- сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

- сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.

В кибернетике под информацией понимаются сведения окружающего мира представленные в виде знаков и сигналов.

Информация в информатике – это:

Информация (от латинского information – «сведения, разъяснения, изложение») – это знания человека (декларативные – «Я знаю, что…» и процедурные – «Я знаю, как…»), которые он получает из окружающего мира и которые реализует с помощью вычислительной техники.

Итак, в разных научных дисциплинах и в разных областях техники существуют разные понятия информации. Но есть общие черты, которые объединяют эти разные подходы.

Понятие информации во всех без исключения сферах предполагает создание, передачу, обработку и хранение информации. Все эти процессы называются информационными.

Передача, обработка и хранение информации происходят в форме сигналов или знаков.

Сигналы можно разделить на несколько типов:

- по физической природе (электромагнитный, световой, тепловой, звуковой, механический, биохимический);

- по способу восприятия (зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, болевой, физиологический).

Знаками можно считать алфавит любого языка, знаки языка жестов, любые коды или шифры, ноты и т.д.

Рассмотрим по отдельности передачу, обработку и хранение информации.

Передача информации происходит по следующей схеме:

Обработка информации – это получение одних информационных объектов из других путем выполнения некоторых действий.

Модель этого процесса:

Развитие человечества не было бы возможно без сохранения знаний. В результате мы так много знаем и минувших веках. Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания мира. А память человека – великолепное устройство для хранения полученной информации.

Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность хранить ее помимо памяти одного человека. Необходим какой-либо материальный объект, предназначенный для хранения информации – носитель информации.

Хранение информации – это ее накопление на различных носителях.

Носитель информации – среда для записи и хранения информации:

- любой материальный предмет;

- волны различной природы;

- акустические носители;

- электромагнитные носители;

- гравитационные носители;

- вещество в различном состоянии;

- компьютерные носители.

Но просто сохранить информацию недостаточно. Ее необходимо организовывать, чтобы быстро найти нужные сведения. Примерами организованного хранения информации являются записная книжка, оглавление в книге, словари, расписание, каталоги. Это наиболее эффективно организованное хранение информации.

2. Свойства информации


Информация является частью окружающего мира, т.е. его объектом. И как любой объект информация должна обладать некоторыми свойствами, позволяющими отличать ее от других объектов. Что же это за свойства?

Можно привести немало разнообразных свойств информации. Связано это с тем, что в разных науках существует свое определение информации. Соответственно и свойства информации рассматриваются с точки зрения каждой научной дисциплины. Для информатики наиболее важными представляются следующие свойства: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность, понятность и актуальность.

Запишем все перечисленные свойства информации в виде таблицы.

Таблица 1

Свойства

Его признаки

Пример

Объективность и субъективность

Зависимость от человеческого фактора

1. Фотоснимок природного объекта более объективен, чем картина, нарисованная человеком.

2. Игра «Глухой телефон».

3. У разных стран и народов одни и те же события выглядят по-разному


Полнота

Характеризует качество и достаточность информации

Рассматривая растение на фотографии, мы получаем меньше информации о нем, чем рассматривая его непосредственно на лугу


Актуальность

Это степень соответствия информации текущему моменту времени


1. Прогноз погоды на сегодня более актуален, чем на вчера.

2. Предупреждения о различных природных катастрофах

Достоверность

Зависит от уровня «информационного шума». Чем он выше, тем меньше достоверность информации, тем большее её количество необходимо и более сложные операции её обработки


1. Если мешать разговору двух людей, достоверность информации уменьшается.

2. Просматривая слайд, мы получаем более достоверную информацию, чем с картинки в учебнике.

3. Не вся информация в Интернете обладает достоверностью

Доступность

Мера возможности получить ту или иную информацию


Если у вас нет компьютера, то информация в книге для вас более доступна, чем на компакт-диске

Адекватность

Это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Степень адекватности зависит от совокупности всех остальных свойств

1. Чем крупнее масштаб, тем адекватнее географические карты.

2. Чем сложнее конструкторы, тем более адекватную модель дома можно построить

Понятность

Это мера восприятия смысла

При написании контрольной работы шпаргалка на русском языке понятна, чем на японском языке


Одна и та же информация при различных обстоятельствах обладает разными свойствами. И в ходе информационного процесса человек или техническое устройство отбирает из всего потока информации только ту, которая обладает свойствами, наиболее приемлемыми в данной ситуации.



3. Виды информации и формы представления. Представление информации в ЭВМ


Информация как объект, кроме того, что обладает различными свойствами, ещё и классифицируется по видам. Таких классификаций существует несколько. Кроме того, опять-таки каждая наука вводит свою систему классификации. Для информатики главным является то, каким образом информационные процессы реализуются средствами вычислительной техники. Поэтому в информатике принята следующая классификация видов информации.

Схема 1


Когда мы представляем информацию в разных формах или преобразуем ее из одной формы в другую, мы информацию кодируем.

Код – это система условных знаков для представления информации.

Кодирование – это операция преобразования символов или группы символов одного кода в символы или группы символов другого кода.

Человек кодирует информацию с помощью языка.

Язык – это знаковая форма представления информации.

Вся информация, поступающая в компьютер, кодируется. В вычислительной технике применяется двоичное кодирование, т.е двоичная система счисления.



4. Единицы измерения информации в компьютере


Бит – это наименьшая единица измерения информации, содержащая значение 1 или 0.

Байт – это основная единица измерения информации в системе СИ. 1 байт содержит последовательность символов, состоящую из восьми 0 или 1.

1 байт = 8 бит

Информационный объем одного символа информации равен 8 битам или 1 байту.

Для измерения больших объемов информации используют следующие единицы:

1 килобайт = 1 Кб = 210 байт = 1024 байта;

1 мегабайт = 1 Мб = 210 Кб = 1024 Кб;

1 гигабайт = 1 Гб = 210 Мб = 1024 Мб.


Вывод: Таким образом, информация отображает все многообразие окружающего мира, поэтому не может иметь одно определение. Носителями информации называют объекты, использующиеся как для хранения информации, так и для передачи .

IV. Закрепление

Задание 1. Ответьте на вопросы.

1. Что нового сегодня мы узнали на уроке про информацию?

2. Назовите носители информации для хранения информации?

3.Назовите все рассмотренные сегодня действия над информацией?

4. Какими средствами можно представить информацию.

Задание 2.

Найти информационный объем страницы книги. Страница содержит 50 строк по 40 символов в каждой строке.



Задание 3.

Найти информационный объем небольшой книги в 130 страниц. Страница содержит 50 строк по 40 символов в каждой строке.

Задание 4.

Определите сколько таких страниц (см. задание 3) поместится на диске емкостью 3,5 Кбайт.

Задание 5.

Сколько килобайтов составляет сообщение, содержащее 12288 битов?

Задание 6.

Сообщение занимает 4 страницы по 30 строк. В каждой строке по 50 символов. Найти информационный объем данного сообщения.

V. Подведение итогов урока

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

VI. Постановка домашнего задания

  1. Учить конспект

  2. Литература

  • Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационные системы в экономике: учеб.пособие. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 464 с.: ил. - (Профессиональное образование)

пункт 1.1

  • Информационные технологии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп./ О.Л.Голицына, Н.В.Максимов, Т.Л.Партыка, И.И.Попов. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 608 с.: ил.

Пункт 1.1

  • Информационные технологии: учеб.пособие/Под ред. проф. Л.Г.Гагариной. - М.:ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2009. - 256 с.: ил. - (Профессиональное образование)

Глава №1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!