СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Имя числительное как часть речи.

Цель: дать понятия об имени числительном.

образовательная – познакомить детей с частью речи, имя числительное и учить определить разряды числительных и их падеж.

развивающая – развивать умения применять знания на практике, развивать психические процессы:  память,  речь, внимание,  мышление; навыки беглого чтения,  работы в группе.

воспитательная – способствовать воспитанию патриотизма.

Тип урока:    усвоение новых знаний, обобщение и систематизация знаний.

Метод урока: частично-поисковый, коммуникативный, объяснительно-иллюстративный,

Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Наглядность: таблицы, дидактический материал, тест, карточки, кроссворд.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Записать в тетради (число, классная работа)

II. Проверка домашнего задания

Морфологический разбор имен прилагательных:

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное как часть речи»

Кабденова Гаухар Еркиновна

Русский язык 10 класс

Тема: Имя числительное как часть речи.

Цель: дать понятия об имени числительном.

образовательная – познакомить детей с частью речи, имя числительное и учить определить разряды числительных и их падеж.

развивающая – развивать умения применять знания на практике, развивать психические процессы: память, речь, внимание, мышление; навыки беглого чтения, работы в группе.

воспитательная – способствовать воспитанию патриотизма.

Тип урока: усвоение новых знаний, обобщение и систематизация знаний.

Метод урока: частично-поисковый, коммуникативный, объяснительно-иллюстративный,

Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Наглядность: таблицы, дидактический материал, тест, карточки, кроссворд.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Записать в тетради (число, классная работа)

II. Проверка домашнего задания

Морфологический разбор имен прилагательных:

Упр 217 прочитайте текст, выпишите три предложение, сделайте морфологический разбор прилагательных.

В осеннюю пору – золотистой листвой, в зимнюю стужу – улыбкой розоватых берёзовых стволов, узорными рисунками на окнах.

В любое время года – нечаянной встречей с пугливым лесным зверьем, со звонкоголосыми птицами.

Чуть тяжеловатая грациозность оленьего бега, гибкий прыжок белки учат нас видеть красоту движения.

Сообщение цели урока.

Сколько в нашем классе учеников? ( пять)

Сколько уроков бывает у вас каждый день? (шесть)

Сколько минут продолжается урок? (сорок пять)

Какие слова вы использовали в своих ответах?

Что вы можете о них сказать? Это имена числительные.

- Итак, сегодня на уроке мы с вами знакомимся с частью речи – имя числительное.

III. Новая тема.

Наш урок пройдёт в виде викторины.

Сначала, чтобы немного размяться, давайте проведём, небольшую разминку в виде теста.

Раздаю ученикам тесты.

1.Что такое имя числительное?

а) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

б) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?

в) самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? какой?

г) самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

2. Какие виды имён числительных вы знаете?

а) мужского, женского и среднего рода.

б) порядковые, собирательные и количественные.

в) качественные, относительные, притяжательные.

3. Как изменяются имена числительные?

а) спрягаются

б) склоняются

4.По строению числительные могут быть

а) отрицательными, определительными, указательными

б) возвратными, совершенного и несовершенного вида

в) собственными, нарицательными, вещественными

г) простыми, сложными, составными

По ответам теста, какой вывод мы можем сделать?

Дети отвечают и составляют кластер.



Числительное



Порядок предметов при счете



Количество предметов

Число

Часть речи







Порядковые

Количественные







Сколько?

Целые числа

Какой?





Собирательные числительные



Составные числа

Сложные числа



Простые числа

Дробные числа





Проведя разминку, я убедилась, что вы хорошо знакомы с понятием – имя числительное.

А сейчас давайте поработаем с числительным один.

- Какое это имя числительное? (количественное)

-Измените числительное один по родам. (Запись в тетради.)

Числительное один изменяется по числам. Одни в форме множественного числа может употребляться с существительными имеющие только форму множественного числа.

Одни сани, одни очки, одни ножницы.

Одни книги. (в значении частицы только)

Ребята, Давайте определимся с порядковым счётом. Первый, второй, третий,…,….,

Каждый ученик будет выполнять задание соответствующее его порядковому номеру.

Задание №1

От количественных числительных 5,2,9,10,8,20,17,4,7,19 образуйте порядковые числительные, подберите к ним имена существительные.

Задание №2

Ответьте:

1) В каком году вы родились? 2) Какого числа? 3) В каком месяце? 4) Когда вы родились?

Задание №3

Употребите существительные со следующими числительными.

2 (школа), 2 (город), 32 (книга), 4 (дыня), 24 (станция), 8 (машина), 41 (страница), 25 (линия метро), 17 (серия), 3 (вертолёт)

Задание №4

Запишите словами данные ниже числа.

37,465,111,17,1941,40,68,90,50.

Задание №5

Распределите числительные по количеству слов:

Девять, шестьдесят, двадцать пять, тридцать три, десять, восемьдесят, семь, семнадцать, пятьсот, триста сорок восемь.

А теперь ребята, вспомните и подберите пословицы и поговорки, в которых встречается имя числительное - один.

Одно дерево срубишь — десять посади. 
Одной рукой в ладоши не хлопнешь. 
Одна правда на свете живет. 
Один раз не в счет. 
Один в поле не воин. 
Один пашет, а семеро руками машут. 
Одна голова на плечах. 
Один за всех и все за одного.
Одна нога тут, другая — там. 
Одна мудрая голова ста голов стоит. 
Одна пчела лучше, чем рой мух. 
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 

Просклоняйте имя числительное один из пословиц.

(Один ученик работает у доски)

И.п. одно дерево

Р.п. одного дерева

Д.п. одному дереву

В.п. одно дерево

Т.п. одним деревом

П.п. об одном дереве

-А сейчас давайте немного отдохнём.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л вы3 клеенку.

Расшифруйте предложение. (запись в тетрадь)

(Прежде чем вся семья опять сядет за стол, вытри клеенку)

Какие имена числительные использованы в данном предложении?

Что вы знаете об их склонениях?

И следующее игровое задание.

Найти спрятанное слово - правильно вписав в горизонтальные клетки числительные 40,50,300,90,16,15,70,20,17,60,700, выделить в вертикальных жирных клетках числительное одиннадцать

( На доске кроссворд)






























































































































Почему в слове одиннадцать записывается удвоенная буква нн?

Одиннадцать (один на десяти) составное числительное.

Работа с учебником.

- Отдохнули, а теперь давайте поработаем с учебником.

Упражнение 224. Прочитайте текст (чтение по абзацам)

Работа по содержанию текста.

  • Почему День Независимости РК отмечается 16 декабря?

  • В каком году введён этот праздник?

  • Сколько лет празднует Казахстан День Независимости?

Теперь давайте поработаем в тетрадях.

Выпишите числительные из текста, замените цифры словами, определите разряды числительных.

Упражнение 225. Замените цифры словами.

IV. Итог.

Наш урок подходит к концу.

Для закрепления нового материала выполним тестовые задания.

1.Укажите словосочетание с собирательным числительным.

А. Сто зданий.

В. Сорок лет.

С. Трое суток.

Д. Три конфеты.

Е. Двадцать четыре метра.

2.Укажите числительное, обозначающее целое число.

А. Одна вторая.

В. Две седьмых.

С. Одна седьмая.

Д. Одна четвёртая.

Е. Тридцать четыре.

3. Определите ряд числительных, в середине которых пишется Ь.

А. Восем…надцать, шест…десят, восем…сот.

В. Девять, шест…сот, сем…десят.

С. Пят…сот, трид…цать, сем…десят.

Д. Восем…десят, восем…сот, девят…сот.

Е. Восем…надцать, шест…надцать, пят…десят.

4. Определите количественное числительное.

А. Третий звонок.

В. Одиннадцатый год.

С. Тринадцатый этаж.

Д. Пятьдесят квартир.

Е. Первый день.

5. Укажите собирательное числительное.

А. Восемь.

В. Два.

С. Четыре.

Д. Оба.

Е. Десять.

6. Укажите имя числительное.

А . Семимильный.

В. Седьмой.

С. Семиэтажный.

Д. Семёрка.

Е. Семилетний.

7. Укажите числительное, в котором не пишется Ь.

А. Восем…сот.

В. Шест…десят.

С. Пят…десят.

Д. Сем…надцать.

Е. Восем…десят.

8. Выберите строку, в которой числительные в именительном падеже пишутся без Ь на конце.

А. 5,14,15,16.

В. 7,9,10,6.

С. 30,20,13,11.

Д. 6,12,14,30.

Е. 70,80,700,800.

9. Укажите слово, которое не является числительным.

А. Четверо.

В. Четвёрка.

С. Четыресто.

Д. Четыре.

Е. Четырнадцать.

10. Укажите порядковое числительное.

А. Шестьдесят.

В. Восемьсот.

С. Одиннадцать.

Д. Шестьдеся один.

Е. Сорок четвёртый.

11. Укажите ряд числительных, которые пишутся с удвоенной согласной.

А. Один…адцать, мил…он, двен…адцать.

В. Трин…адцать, мил…иард, бил…ион.

С. Один…адцать, мил…ион, мил..иард.

Д. Один…адцать,двен…адцать, мил…ард.

12.Определите числительное:

А. Два.

В. Двойной.

С. Вдвоём.

Д. Двойка.

Е. Двойня.

13. Укажите ряд простых числительных:

А. Один, семь, девять.

В. Одиннадцать, сорок пять, триста сорок.

С. Двадцать пять, сто сорок, восемнадцать.

Д. Шестьсот, двадцать два, трёхсотый.

Е. Сорок четыре, двенадцать, шесть.

14. Как склоняется числительное один в сочетании с существительными мужского рода?

А. Один, одного, одному, один, одним, об одном.

В. Один, одного, одному, один, одному, о одним.

С. Один, одного, одному, один, одного, одним.

Д. Один,одного, одному, один, олдного, одним, об одном.

Е. Один, одного, одному, один, одному, об одном.

15. Укажите разряды количественных числительных: сто десять, двое, оба, две десятых, семнадцать.

А. Целое, собирательное, целое, дробное, целое.

В. Дробное, собирательное, собирательное, дробное, количественное.

С. Целое, собирательное, собирательное, дробное, целое.

Д. Целое, целое, собирательное, дробное, целое.

Е. Целое, собирательное, собирательное, целое, целое.



Давайте оценим работу.

Оценивание учащихся, выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Чтение правил. Упр.227 Спишите пословицы, заменяя цифры словами.



































Средняя школа имени Майлина КГУ











«Несклоняемые имена существительные»

(открытый урок)























Провела: Кабденова Г.Е

2012-2013 уч. год



Утверждено:

Директор школы – Б.Темирбеков

Проверила:

Зав. по уч. части – Б.Ахметкалиева
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!