Ребята, перед началом урока вы выбрали карточки с изображением талисманов сочинской олимпиады, покажите их, теперь быстро займите столик с изображением вашего талисмана. Итак, мы разбились на группы. Старшие в группах будут следить за вашей работой в течение урока и выставлять оценки в оценочный лист, и в конце урока мы выведем общую оценку за урок. Тема нашего урока не известна, но она, как вы наверное уже догадались, будет связана с таким знаменательным событием как Олимпиада в Сочи. Спорт объединяет спортсменов, людей, страны. С завтрашнего дня миллионы глаз будут прикованы к телевизионным экранам и каждая страна будет переживать за своего спортсмена и ждать от него победы и все это отражено в музыкальной композиции которую мы сейчас и посмотрим. Просмотр видео ролика. 1 задание. Ребята, внимательно прочитайте текст, назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа Текст: Древние греки установили хороший обычай. Каждые четыре года самые сильные, ловкие и быстрые юноши Греции собирались около города Олимпия. Они соревновались в борьбе и беге, метали диск и молот. Обычай был священным. Ради него греки забывали вражду. В день начала Олимпийских игр прекращались все войны. Славный обычай дошел до наших дней. Каждые четыре года лучшие спортсмены мира съезжаются на соревнования. Соревнования проходят в разных городах. Но называются они Олимпийскими играми. В память об играх в древней Олимпии. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде пяти переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции. Пять переплетенных колец обозначают пять континентов. Столицей зимних Олимпийских игр 2014 года выбран город Сочи. В составе казахстанской сборной на Олимпиаде в Сочи выступят 52 спортсмена. Костанай на олимпиаде в Сочи в индивидуальных видах спорта представят три спортсмена: конькобежцы Денис Кузин и Александр Жигин и шорт – трековец Денис Никиша. Каждый спортсмен стремится к победе. Победитель получает золотую медаль. За второе место дают серебряную медаль, за третье – бронзовую. Работа с текстом. Какова основная мысль текста? Через какой период повторяются олимпийские игры? Почему они называются олимпийскими? Сколько спортсменов представляют г. Костанай. 2)Формулирование темы и целей урока Еще раз внимательно прочитайте текст. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Запишем тему урока в тетрадях. Назовите выделенное имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает. Вывод: Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько, какой, какая, какое? 3)Изучение нового материала. Распределите данные числительные в 2 столбика .1 столбик вопрос ( сколько?), 2 столбик – какой? Сколько? – количественные числительные. Какой? – порядковые числительные. Отличие числительных от других частей речи. - Числовое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи – существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами. Чтобы научиться их отличать друг от друга, выполним упражнение. Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под ней. Сформулируйте задание Синтаксическая функция. А теперь давайте посмотрим, какими членами предложения являются числительные. Подчеркните в этих предложениях имя числительное как член предложения. - Сделайте вывод. Чем могут являться имена числительные в предложении. Физминутка для глаз. Наша физминутка связана с космосом и это не случайно, потому что олимпийский огонь путешествовал не только по городам , а даже побывал в космосе. 4.Задание на закрепление Работа у доски. Синтаксический разбор предложения. Работа с учебником : упр 708 стр. « В гостях у пословиц» связь с литературой (работа в паре), работа со словарем. Творческое задание. «Проба пера.» Написать сочинение - миниатюру с использованием числительных «Как стать чемпионом.» Тест 1. Имя числительное - часть речи, которая обозначает: а) количество предметов; б) качество предметов; в) признак предметов. 2. Имена числительные бывают: а) качественные и беспорядочные; б) количественные и порядковые; в) суммарные и результативные.. 3. Порядковые числительные обозначают: а) очередь; б) порядок предметов при счете; в) время предметов при счёте. 4 Количественные числительные обозначают: а) количество предметов б) признак предмета в) качество предметов. 5. Какое из слов является именем числительным: а) пятерка б) пятый в) пятиэжтажный 5.Итог урока С какой частью речи мы сегодня познакомились? - Что обозначает имя числительное? - На какие вопросы отвечает имя числительное? - На какие две группы делятся числительные? - На какой вопрос отвечают и что обозначают количественные числительные? - На какой вопрос отвечают и что обозначают порядковые числительные? - Какую синтаксическую функцию может выполнять числительное в речи? -Как отличать числительные от слов других частей речи? 6.Комментирование оценок по оценочным листам. 7. Дом. зад.§48 стр 219 упр 708 (стар) §49 стр 215 упр 708 ( нов) 8. Рефлексия эмоционального состояния и настроения. Вам понравился урок? Ребята, у каждого из вас на столе лежат три разного цвета, а на доске изображен олимпийский пьедестал с надписями: на уроке было комфортно и все понятно, на уроке немного затруднялся, не все понятно, на уроке было трудно ничего не понял. Прикрепите медаль соответствующую вашему настроению. Урок окончен, до свидания! | Четыре, пятьдесят два, три, 1913. 2014, второй, третье, пять. Часть речи, к которой относятся эти слова, можно назвать имя числительное. Значит тема сегодняшнего урока – «Имя числительное как часть речи». Цель нашего урока: 1.Познакомиться с именем числительным как частью речи; 2.Научиться распознавать количественные и порядковые числительные. 3.Учиться отличать имя числительное от других частей речи Четыре ( сколько?) обозначает количество пятьдесят два (сколько?) обозначает кол-во три (сколько?) обозначает кол-во 1913 (какой?) обозначают порядок предметов при счете 2014 (какой?) обозначают порядок предметов при счете второй (какой?) обозначают порядок предметов при счете третье, (какой?) обозначают порядок предметов при счете пять ( сколько?) обозначает количество Сколько? | Какой? | Четыре Пятьдесят два Пять три | 1913 2014 Второй Третье | Вывод: Числительные делятся на 2 разряда. Сколько? – количественные числительные. Какой? – порядковые числительные Слова, написанные под таблицей, надо разделить по частям речи. Имя числительное. | Имя существительное. | Имя прилагательное. | Глаголе | | | | | Тройка, три, трехместный, утроить, сотый, Сто, столетний, пятак, пятиклассник, пятиэтажный. Вывод: имена числительные могут быть разными членами предложения. Два тренера следили за тренировкой команды. (повест. невоскл. прост. двусост.не осложнено) Словарная работа. СОХА, -и, мн. сохи, сох, сохам, ж. 1. Примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли. Самопроверка 1. а 2. б 3. б 4. а 5. б Имя числительное. Обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете Имена числительные отвечают на вопросы сколько, какой, какая, какое? Числительные делятся на порядковые и количественные. Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначает количество предметов. Порядковые числительные отвечают на вопросы какую? какой? какое? и обозначают порядок предметов при счете. Числительное может быть любым членом предложения. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами |