СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Имя числительное как часть речи. Числительные количественные, собирательные и порядковые, их значение, морфологические и синтаксические свойства. Морфологический состав чисел»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Имя числительное как часть речи. Числительные количественные, собирательные и порядковые, их значение, морфологические и синтаксические свойства. Морфологический состав чисел»

Цель: познакомить учащихся с именем числительным с как часть речи; научить отличать имя числительные от других частей речи; правильно склонять порядковые числительные; развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность, самостоятельность; воспитывать экологические грамотное отношение к своему здоровью.

Оборудование: презентация, текст для анализа, схема по теме.

Ход урока:

  1. Введение в тему.

 

а)Вопросы курсу:

- В котором часу часу вы проснулись?

- Сколько у вас сегодня уроков?

- Сколько гласных букв в русском алфавите?

- Когда мы употребляем числа?

Мы постоянно что-либо считаем. Цифры нас окружают везде. Вы, конечно, догадались о теме нашего урока.

 

б)Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с именем числительным как частью речи, узнаем о его значение, узнаем о группах числительных, научимся различать их по составу. Кроме того мы научимся склонять одну из групп числительных.

 

в) Сообщение учащимся.

В глубоком древности люди считали по пальцам рук. Было время, когда счет  достигал только четырех- по числу протянутых четырех пальцев рук. Потом возник счет пятерками. С развитием хозяйственной и культурной жизни счет совершенствовался. Возник наконец и современный счет-десятками. Наши русские числительные первоначально были существительными и прилагательными. Так, например, слово пять обозначало примерно то же, что и пятерка или пятерна, т.е. имело значение предмета. Впоследствии это значение у большинства счетных слов перестало осознаваться, и они утратили признаки числа и рода. Так возникла новая часть речи.

 

  1. Работа над темой урока.
  1. Числительные или существительно?

Запись на доске:

Пятерка – что? предмет-сущ.

Пять- сколько? количество – числ.

Какие это части речи? (докажите письменно)

  1. Работа над фразеологизмами.

В наши дни мы часто обращаемся к числительным за помощью. Вспомним народную мудрость.

- Как скажут о человеке, который часто меняет свои решения?

Семь пятниц на неделе.

- Если в компании один человек задерживается и заставляет себя ждать, можно услышать.

Семеро одного не ждут.

- Что-то хорошо знать?

Как свои пять пальцев.

- Очень похожие- Как две капли воды.

- Неудачное начало- Первый блин комом.

-Невезучий человек- Двадцать два несчастья.

- Какие вы еще знаете фразеолагизмы с числительными?

Запись 2-х фразеолагизмом в тетрадь.

  1. Порядковые и количественные числительные.

- А вы знаете, что цифры могут говорить?

Работа с текстом.

1)Назовите числительные в тексте.

- А как вы  считаете, что важно для поддеживания здорового образа жизни?

- На какие две группы можно разделить эти числительные?

- Обратите внимание на схему , которая перед вами. На какие 2 группы делятся числительные?

- Что обозначает количественные числительные и на какой вопрос  отвечают?

- Что обозначает порядковые числительные и на какой вопрос отвечают?

-Выпишите схему из текста в два столбика.

4.Групповая работа-исследование

-Подберите к числительным однокоренные слова. Сделайте вывод, какие еще части речи могут иметь числовое значение. (Каждый ряд доказывает ,почему это не числительное, хотя имеет один корень)

 1.РЯД Два                                         2.РЯД  Три                             3.РЯД Пять

Удвоить,двойка,                                тройка, тройной,                    пятак, пятерка, пятиэтажный,

двойной                                             утроить,троекратно.               пятиклассник.

 

Проверка написанного.

  1. Роль числительных в предложении.

-Давайте продолжим работу с пословицами.(заранее записано на доске)

Здоровье за сто рублей не купишь.

Поддавайся первой боли да сляг- наживешь другую.

Лук семь недугов лечит.

- О чем эти пословицы? ( о здоровье, его надо беречь, о важности народной медицины)

- Давайте разберем их по членам предложения.( у доски учащиеся)

- Назовите числительные в каждой пословице, каким членом предложения он является?

-Количественный или порядковый?

-А теперь запишите еще несколько предложений:

Занятия начинаются в девять часов.

Дважды два-четыры.

Наш вагон был третий.

- Какими же членами предложения являются числительные, количественные и порядковые в пословицах и в последних предложениях?

(Количественные-подлежащее, дополнение, обстоятельство и сост. им. сказ; Порядковые- определение, им.ч. сост. им.сказ)

- Дополните таблицу о синтаксической роли числительного в предложениях.

 

  1. Работа с учебником.

Параграф 41-Гольцова стр.144

-Прочитайте и скажите, что вы узнали о пр. сл. и сост. числительных?

Тренировочное упражнение.

-Определите какие это числительные, количественные или порядковые; пр., сл. или сост.

Тринадцать, пятнадцать, пятьдесят, четыре, восьмисотый, пятый, тридцать три, пятьсот шестьдесят второй.

-Назовите части, входящие в сложное числительное.

 

  1. Собирательные и дробные числительные.

-Какие существительные называются собирательными?(обозначают множество предметов как одно целое –листва, молодежь).

- Какие числительные будут называться собирательными?( обозначают количество предметов как одно целое)

-Собирательные числительные близки к собирательным существительным. Эти числительные образуются только от первого десятка,кроме числительного.

- Добавьте в схеме сведения о собирательных числительных.( количество предметов как одно целое)

-Образуйте собирательные числительные.

- На какие группы делятся количественные числительные?

-Задайте к числительным вопрос .

- К какой из двух групп они относятся: к количественным или порядковым?

Такие числительные называются дробными величинами.

-Дополните схему этими сведениями.

 

  1. Устный рассказ по схеме о числительном.

Все о числительном вы заполнили в схеме.

-Кто расскажет о числительном по схеме?

 

  1. Склонение порядковых числительных.

-На какой вопрос отвечают порядковые числительные?

- Чем являются в предложениях?

-Порядковые числительные, как и прилагательные , изменяются по родам, числам и падежам.

Они склоняются как прилагательные. В составных порядковых числительных склоняются только последнее слово.

И.п.     пятый, двадцать четвертый

Р.п.      пятого, двадцать четвертого

Д.п.     пятому, двадцать четвертому

В.п.     пятого, двадцать четвертого

Т.п.      пятым, двадцать четвертым

П.п.     о пятом, о двадцать пятом

-Дополните схему сведениями.

О склонении порядковых числительных. (Сложные количественные числительные и порядковые сложные, состоящие из двух основ пишутся слитно)

  1. Итог урока

Устный рассказ о числительном по схеме.

Домашнее задание : параграф 41(Гольцова) №178-181

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Имя числительное как часть речи. Числительные количественные, собирательные и порядковые, их значение, морфологические и синтаксические свойства. Морфологический состав чисел»»

Тема: «Имя числительное как часть речи. Числительные количественные, собирательные и порядковые, их значение, морфологические и синтаксические свойства. Морфологический состав чисел»

Цель: познакомить учащихся с именем числительным с как часть речи; научить отличать имя числительные от других частей речи; правильно склонять порядковые числительные; развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность, самостоятельность; воспитывать экологические грамотное отношение к своему здоровью.

Оборудование: презентация, текст для анализа, схема по теме.

Ход урока:

  1. Введение в тему.



а)Вопросы курсу:

- В котором часу часу вы проснулись?

- Сколько у вас сегодня уроков?

- Сколько гласных букв в русском алфавите?

- Когда мы употребляем числа?

Мы постоянно что-либо считаем. Цифры нас окружают везде. Вы, конечно, догадались о теме нашего урока.



б)Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с именем числительным как частью речи, узнаем о его значение, узнаем о группах числительных, научимся различать их по составу. Кроме того мы научимся склонять одну из групп числительных.



в) Сообщение учащимся.

В глубоком древности люди считали по пальцам рук. Было время, когда счет достигал только четырех- по числу протянутых четырех пальцев рук. Потом возник счет пятерками. С развитием хозяйственной и культурной жизни счет совершенствовался. Возник наконец и современный счет-десятками. Наши русские числительные первоначально были существительными и прилагательными. Так, например, слово пять обозначало примерно то же, что и пятерка или пятерна, т.е. имело значение предмета. Впоследствии это значение у большинства счетных слов перестало осознаваться, и они утратили признаки числа и рода. Так возникла новая часть речи.



  1. Работа над темой урока.

  1. Числительные или существительно?

Запись на доске:

Пятерка – что? предмет-сущ.

Пять- сколько? количество – числ.

Какие это части речи? (докажите письменно)

  1. Работа над фразеологизмами.

В наши дни мы часто обращаемся к числительным за помощью. Вспомним народную мудрость.

- Как скажут о человеке, который часто меняет свои решения?

Семь пятниц на неделе.

- Если в компании один человек задерживается и заставляет себя ждать, можно услышать.

Семеро одного не ждут.

- Что-то хорошо знать?

Как свои пять пальцев.

- Очень похожие- Как две капли воды.

- Неудачное начало- Первый блин комом.

-Невезучий человек- Двадцать два несчастья.

- Какие вы еще знаете фразеолагизмы с числительными?

Запись 2-х фразеолагизмом в тетрадь.

  1. Порядковые и количественные числительные.

- А вы знаете, что цифры могут говорить?

Работа с текстом.

1)Назовите числительные в тексте.

- А как вы считаете, что важно для поддеживания здорового образа жизни?

- На какие две группы можно разделить эти числительные?

- Обратите внимание на схему , которая перед вами. На какие 2 группы делятся числительные?

- Что обозначает количественные числительные и на какой вопрос отвечают?

- Что обозначает порядковые числительные и на какой вопрос отвечают?

-Выпишите схему из текста в два столбика.

4.Групповая работа-исследование

-Подберите к числительным однокоренные слова. Сделайте вывод, какие еще части речи могут иметь числовое значение. (Каждый ряд доказывает ,почему это не числительное, хотя имеет один корень)

1.РЯД Два 2.РЯД Три 3.РЯД Пять

Удвоить,двойка, тройка, тройной, пятак, пятерка, пятиэтажный,

двойной утроить,троекратно. пятиклассник.



Проверка написанного.

  1. Роль числительных в предложении.

-Давайте продолжим работу с пословицами.(заранее записано на доске)

Здоровье за сто рублей не купишь.

Поддавайся первой боли да сляг- наживешь другую.

Лук семь недугов лечит.

- О чем эти пословицы? ( о здоровье, его надо беречь, о важности народной медицины)

- Давайте разберем их по членам предложения.( у доски учащиеся)

- Назовите числительные в каждой пословице, каким членом предложения он является?

-Количественный или порядковый?

-А теперь запишите еще несколько предложений:

Занятия начинаются в девять часов.

Дважды два-четыры.

Наш вагон был третий.

- Какими же членами предложения являются числительные, количественные и порядковые в пословицах и в последних предложениях?

(Количественные-подлежащее, дополнение, обстоятельство и сост. им. сказ; Порядковые- определение, им.ч. сост. им.сказ)

- Дополните таблицу о синтаксической роли числительного в предложениях.



  1. Работа с учебником.

Параграф 41-Гольцова стр.144

-Прочитайте и скажите, что вы узнали о пр. сл. и сост. числительных?

Тренировочное упражнение.

-Определите какие это числительные, количественные или порядковые; пр., сл. или сост.

Тринадцать, пятнадцать, пятьдесят, четыре, восьмисотый, пятый, тридцать три, пятьсот шестьдесят второй.

-Назовите части, входящие в сложное числительное.



  1. Собирательные и дробные числительные.

-Какие существительные называются собирательными?(обозначают множество предметов как одно целое –листва, молодежь).

- Какие числительные будут называться собирательными?( обозначают количество предметов как одно целое)

-Собирательные числительные близки к собирательным существительным. Эти числительные образуются только от первого десятка,кроме числительного.

- Добавьте в схеме сведения о собирательных числительных.( количество предметов как одно целое)

-Образуйте собирательные числительные.

- На какие группы делятся количественные числительные?

-Задайте к числительным вопрос .

- К какой из двух групп они относятся: к количественным или порядковым?

Такие числительные называются дробными величинами.

-Дополните схему этими сведениями.



  1. Устный рассказ по схеме о числительном.

Все о числительном вы заполнили в схеме.

-Кто расскажет о числительном по схеме?



  1. Склонение порядковых числительных.

-На какой вопрос отвечают порядковые числительные?

- Чем являются в предложениях?

-Порядковые числительные, как и прилагательные , изменяются по родам, числам и падежам.

Они склоняются как прилагательные. В составных порядковых числительных склоняются только последнее слово.

И.п. пятый, двадцать четвертый

Р.п. пятого, двадцать четвертого

Д.п. пятому, двадцать четвертому

В.п. пятого, двадцать четвертого

Т.п. пятым, двадцать четвертым

П.п. о пятом, о двадцать пятом

-Дополните схему сведениями.

О склонении порядковых числительных. (Сложные количественные числительные и порядковые сложные, состоящие из двух основ пишутся слитно)

  1. Итог урока

Устный рассказ о числительном по схеме.

Домашнее задание : параграф 41(Гольцова) №178-181








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей