СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизацию образования невозможно представить без применения ИКТ. Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания, внутреннюю мотивацию школьников.

Просмотр содержимого документа
«ИКТ на уроках русского языка и литературы»

Информационно – коммуникационные технологии на уроках русского языка и

литературы как средство внутренней мотивации школьников.

Модернизацию образования невозможно представить без применения ИКТ. Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания, внутреннюю мотивацию школьников.

Перед вами памятка с указанием сайтов, на которых расположены Интернет – ресурсы по русскому языку и литературе. О некоторых из них я сейчас расскажу.

Практика показывает, что учащиеся с большим интересом усваивают учебный материал, если в урок включается ИКТ, расширяется духовный, культурный кругозор школьников.

На сайте Министерства образования и науки РФ (www.scool.edu.ru и www.mon.gov.ru) можно найти необходимые документы для осуществления обучения: программы, инструктивные и методические письма, образовательные стандарты, что значительно облегчает планирование работы. Там же можно обнаружить конспекты уроков, связанных с использованием ИКТ, ссылки на другие сайты, предлагающие цифровые образовательные ресурсы.

В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и Интернет – технологий, созданные учёными и учителями – предметниками, можно разделить на три группы: презентации, информационно – обучающие и тестирующие. Презентация хороша для анонсирования новой темы как на уроке русского языка, так и на уроках литературы. Информационно – обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет – репетиторы по предмету или на электронные библиотеки. Тестирующие программы как способ контроля имеют в своём наличии варианты контрольных карточек, тестов и т.д.

При подготовке уроков можно использовать статьи, размещённые на сайтах Издательского дома «Первое сентября»:

(www.1 septembre.ru, www.festival.1 septembre.ru, www.rg.ru/plus/koroleva)


Облегчает доступ к Интернету использование интерактивной доски, которая позволяет вывести на экран текст с пропущенными знаками препинания и буквами, есть возможность создания таблиц и схем, демонстрации портретов писателей, иллюстраций к произведениям.

Тестовые задания, тексты для чтения, контрольные карточки, выведенные на экран, освобождают учителя от необходимости распечатывания учебного материала для каждого учащегося.

Известно, что наилучшее запоминание и понимание учебного материала осуществляется при использовании разных каналов восприятия. Этот психологический принцип лежит в основе использования межпредметных связей на уроках русского языка и литературы, что является одним из основных и давно знакомых учителям требований к проведению урока.

Компьютерная техника, а в особенности интерактивная доска, даёт для этого массу возможностей, позволяя демонстрировать видео-, аудио-файлы без применения каких-то дополнительных устройств. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) расположена по адресу: scool-collection.edu.ru. Здесь есть записи авторского и актёрского чтения произведений литературы, музыкальные фрагменты.


В Интернете существует множество библиотек, где в свободном доступе находятся тексты произведений художественной литературы и т.д. В качестве примера приведу следующие сайты:

www.lib.ru., linguists.narod.ru., www.philology.ru., www.ruthenia.ru.(Рутения-Московское издательство ОГИ и кафедры русского языка и литературы Тартуского университета), www.library.ru., uisrussia.msu.ru.(УИС Россия-Универсальная информационная система электронных библиотек).

Компьютер и интерактивная доска позволяют работать с электронными словарями и энциклопедиями как на СД и ДVД, так и на страницах Интернета.

Сайты www.gramota.ru, www.bibliotekar.ru, www.speakrus.ru, www.gramma.ru содержат ссылки на самые разные словари.


Современный урок литературы, многие уроки развития речи немыслимы без презентаций, выполненных в программе Microsoft Office PowerPoint. Такие презентации вызывают интерес у учащихся, так как позволяют не только услышать рассказ учителя или одноклассника о писателе, но и увидеть его портрет и изображения близких ему людей, обложки книг и иллюстрации к ним, фрагменты кинофильмов, снятых об авторе или по мотивам его произведений, услышать авторское и актёрское чтение текстов. А подготовка и защита самими учащимися проектов в форме презентаций с использованием Интернет – ресурсов переводят работу из плоскости усвоения в плоскость исследования. Предлагаю выбрать необходимый для раскрытия темы материал. Используя материалы сайтов, создать слайды к презентации или презентацию и подготовить выступление – защиту. Конечно, подготовка к такому уроку занимает много времени, так как поиск необходимых материалов, их оформление – процесс долгий и трудоёмкий. Однако и эффект от урока гораздо больший.

1-ый этап – это индивидуальная работа дома, а затем групповая работа во внеурочной деятельности и на уроке. При этом возрастает положительный эмоциональный фактор в восприятии учащимися нового материала, повышается уровень самостоятельности. Таким образом, возможности использования иллюстративного материала, находящегося на различных серверах становятся гораздо шире, если он не только демонстрируется учителем, но и привлекаются учащиеся к работе с этими ресурсами на уроке. Однако технология презентаций не должна устранять учителя из учебного процесса.

В Интернете можно найти готовые презентации, разместить там свои. Для достижения этого полезными окажутся следующие сайты:

www.it-n.ru ( Сеть творческих учителей), intergu.ru ( Сетевое общество. Интергуру. Интернет – государство учителей).

Существуют и сайты, посвящённые жизни и творчеству писателей, где также можно найти необходимый материал. Для этого достаточно набрать в соответствующей строке поисковой системы имя автора и следовать по ссылкам.

Обучающие программы по русскому языку и литературе и модули уроков также можно найти на СD иDVD, а также на сайтах

www.internel-school.ru (Интернет – школа «Просвещение», дистанционная школа),

www.vschool.km.ru. (КМ-школа – информационный, интегрированный продукт). Использование их требует очень небольшой предварительной подготовки, так как фактически мы получаем готовый урок или его фрагмент.


Информационные технологии позволяют учителю решать ещё одну задачу – подготовку учащихся к экзамену в режиме ЕГЭ. Для этой цели можно использовать отсканированные готовые тесты, сайт поддержки ЕГЭ (ege.edu.ru), а также СD из серии «Готовимся к ЕГЭ». Это может быть коллективная, индивидуальная, контрольная работа с комментариями учителя или без них как непосредственно на уроках, так и на элективных курсах. Учащиеся могут установить такую программу дома, чтобы тренироваться в выполнении заданий ЕГЭ в свободное время. На сайте поддержки ЕГЭ есть возможность интерактивного решения теста с выставлением оценки по стобалльной и пятибалльной системе, что избавляет учителя от необходимости проверки теста самому.


Очень удобно пользоваться ресурсами Интернета и для подготовки детей к участию в разнообразных олимпиадах и конкурсах. Не секрет, что составление и решение подобных заданий проблематично для учителя. Найти их в соответствующей литературе также не всегда удаётся.

На сайтах lit.rusolymp.ru, rus.rusolymp.ru, rm.kirov.ru, www.future4you.ru (Интеллектуально-творческий потенциал России), www.researcher.ru (Интернет-портал “Исследовательская деятельность школьников) доступны как задания различных олимпиад, так и их решения, образцы творческих работ участников.


Применение ИКТ в работе словесника необходимо и отвечает современным требованиям к уроку. Они позволяют разнообразить материал, развивать интерес, внутреннюю мотивацию учащихся к гуманитарным дисциплинам, повышать компьютерную грамотность и школьников, и учителей. Однако использовать ИКТ на каждом уроке, конечно, нереально. Нужно проявлять чувство меры и помнить о том, что никакие сверхсовременные технические средства никогда не заменят живое эмоциональное слово учителя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!