СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ на уроках английского языка : дидактические возможности интернета в обучении иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИКТ на уроках английского языка : дидактические возможности интернета в обучении иностранному языку - теория + урок

Просмотр содержимого документа
«ИКТ на уроках английского языка : дидактические возможности интернета в обучении иностранному языку»




Дидактические возможности интернета в обучении иностранному языку





        1. Оглавление
        2. Введение…………………………………………………………………….......3
        3. Теоретическая часть
    1. Дидактические функции сети Интернет для предмета

«иностранный язык»………………………………………………………......4

    1. Определение целей использования Интернета для изучения иностранного языка………………………………………………….....5

    2. Дидактические возможности использования Интернета как средства обучения и решение некоторых дидактических задач при помощи сети Интернет…………………………………………………………….......7

    3. Возможность использования Интернета в зависимости от модели обучения…………………………………………………………….......9

        1. Практическая часть
        2. 2.1. Обучающие интернет ресурсы………………………………………….11
        3. 2.2. Примеры работы с хотлистом ……………………………….………....13
        4. 2.2 Фрагмент урока с применением учебных интернет ресурсов………...14
        5. Заключение…………………………………………………………………..16
        6. Список использованных интернет ресурсов……………………………….18
        7. Список использованной литературы…………………………………..........19

Приложение 1....................................................................................................20



Введение.

В наше время новые информационные технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни. И как следствие, они интенсивно внедряются в образовательный процесс. На сегодняшний день , целями и задачами, стоящиеми перед современным образованием, является не усвоение знаний, а формирование компетентностей. Сейчас происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход, противоположный знаниево-ориентированной педагогике. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

Именно применение инновационных технологий на уроках иностранного языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.

В связи с этим , прежде всего, следует рассмотреть возможности сети Интернет в процессе образования. Появление Интернет в образовании стимулирует желание детей учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого ученика, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного урока. Всё это осуществляется с помощью переписки по электронной почте со школьниками других стран, создания и проведения совместных телекоммуникационных проектов, возможности чтения книг в оригинале, участия в разнообразных конкурсах и олимпиадах. Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета как средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания.

Исходя из вышесказанного, целью данной работы является выявление дидактических возможностей Интернет при обучении иностранным языкам. Задачи работы:

  1. Выявить возможности Интернета в обучении иностранному языку и его функции ;

  2. Применить полученные знания в разработке урока с использованием одного из ресурсов интернета.







Теоретическая часть

    1. Дидактические функции сети Интернет для предмета

«иностранный язык».

Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Поэтому прежде всего следует определиться, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранным языкам могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная сеть.

Интернет создаёт уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создаёт естественную языковую среду.

Для начала следует вспомнить особенности предмета «иностранный язык», независимо от тех возможностей, которые предлагает нам Интернет.

Основная цель – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.

В наше время именно эта цель является и наиболее востребованной любыми категориями учащихся, изучающих иностранный язык. Даже если дальнейшая специализация выпускника не связана с зарубежными поездками, контактами с иностранными специалистами, пользование всемирной сетью Интернет становится всё более необходимым условием получения и передачи информации по любой специальности. Основная информация в сети на английском языке. Однако стремительно развиваются информационно-предметные среды в Интернете и на других языках. Образованный человек, который только и может быть востребован в условиях стремительно развивающихся технологий развитых стран мира, должен владеть информацией в своей области. Современные средства связи с партнерами, доступ к информационным ресурсам сети Интернет предполагают достаточно свободное владение не только компьютерными технологиями, но и иностранными языками. Это реальность, с которой приходится считаться, и, видимо, одна из причин, по которой ЮНЕСКО объявил следующее столетие веком полиглотов. Приоритетная ценность в век информатизации – информация. Путь к успеху во многих областях – доступ к информации и умение работать с ней, разумеется, не только на родном языке.

Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. В соответствии же с психологической теорией деятельности обучение любому виду деятельности происходит в процессе её выполнения, действий и операций, с ней связанных. Поэтому для обучения учащихся различным видам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому ученику в том виде речевой деятельности, которой он в данный отрезок времени овладевает. В основе формирования умений в любом виде иноязычной речевой деятельности лежат слухомоторные навыки. Следовательно, приоритет в обучении иностранному языку принадлежит устным упражнениям. В этом основная специфика предмета и основная трудность преподавания, особенно если речь идет о формировании умений говорения.

Следует иметь в виду и еще одну особенность предмета «иностранный язык». Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении. Кроме того, коммуникативная компетенция, как мы видели, теснейшим образом связана с лингвистической, а также с культуроведческой, в частности со страноведческой компетенцией. Следовательно, система обучения иностранного языка должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка. Необходимо научить школьников уважать проявления этой культуры, т.е. быть способным к межкультурному взаимодействию. Разумеется, частично эта задача решается с помощью отбора содержания в учебнике, учебном пособии. Но подлинного знакомства все-таки не происходит.





























    1. Определение целей использования Интернета для изучения иностранного языка

Если иметь в виду Интернет, то также прежде всего важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

― для включения материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения);

― для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;

― для самостоятельного изучения, углубления первого или второго изучаемого иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

― для самостоятельной подготовки к сдаче квалифицированного экзамена экстерном;

― для систематического изучения определенного курса иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя.

Все это, вполне очевидно, разные задачи, объединенные, однако, единой целью обучения – формированием коммуникативной компетенции. Исходя из специфики предмета, зная дидактические свойства и функции сети Интернет, её возможности и ресурсы, мы можем определить, для решения каких дидактических задач могут использоваться те или иные услуги и ресурсы в сети. Только после этого можно определяться с методикой их  применения на уроке или во внеурочное время, в очной или дистанционной формах обучения.





























    1. Дидактические возможности использования Интернета как средства обучения и решение некоторых дидактических задач при помощи сети Интернет.

На данный момент мы с уверенностью можем сказать ,что доступ к интернету есть у каждого участника учебного процесса. В связи с этим обратимся непосредственно к возможностям использования интернета и путям решения дидактических задач предоставляемых этими возможностями:

  • интернет значительно облегчил поиск информации ;

  • работа может проводиться как оперативно ,так и отсрочено (то есть в зависимости от задания, ученик может искать необходимую ему информацию не только дома, но и на уроке, если это позволяет оснащение кабинета );

  • информация получаемая из сети всегда новая, (соответствует реальному времени, что позволяет развивать познавательную деятельность учащихся );

  • поиск информации помогает развивать не только поисковые, но и другие навыки (формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности);

  • использование интернета помогает повышать мотивацию учащихся ( устойчивая мотивация иноязычной деятельности учащихся на уроке формируется на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждение не только вопросов к текстам учебника, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого);

  • благодаря интернету происходит ускорение темпов урока;

  • появляется возможность импровизации (возможность отхода от классической структуры урока);

  • обучение происходит в сотрудничестве (совершенствуются умения письменной речи благодаря индивидуальному или письменному составлению ответов партнерам, участие в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров);

  • интернет дает возможность слушать аутентичные тексты, что повышает способность учеников воспринимать иноязычную речь (совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет);

  • интернет способствует двустороннему саморазвитию (не только ученик, но и учитель совершенствует свои навыки и умения).





Однако перечисленными примерами использования ресурсов сети Интернет на уроке эти возможности не исчерпываются. Прав отечественный психолог А.А. Леонтьев в том, что педагогические технологии нельзя выучить. Можно наметить лишь ориентиры их возможного применения. Творческий потенциал учителя подскажет ему область поиска, а профессионализм даст импульс для интересных находок и решений.

























































    1. Возможность использования Интернета в зависимости от модели обучения.


Возможности использования интернета часто зависят от модели обучения.

Для того чтобы конкретизировать эти возможности и перевести их в плоскость методики, необходимо учитывать то, что разные типы школ предусматривают разное количество часов в учебном плане и соответственно разный уровень овладения иностранным языком.

Выделяют четыре модели обучения:

Первая модель (базовый курс, под который и разработан государственный стандарт). На его изучение выделяется 2 часа в неделю начинается со II класса(по 3 часа в каждом классе начиная со средней школы). В старших классах (Х-ХI) учащиеся выбирают курс либо для изучения иностранного языка в виде поддержки базового уровня, либо как некоторое углубление или профилирование.

Вторая модель (базовый курс повышенного уровня). Изучение предмета начинается в I или во II классах. За счет регионального или школьного компонента выделяется не менее двух часов в неделю на изучение иностранного языка в течение всех лет обучения в начальной школе. Предполагается достижение школьниками к концу IX класса повышенного уровня обученности за счёт раннего начала изучения иностранного языка. В Х-ХI классах ученики либо углубляют основной курс, либо выбирают вариант профильно-ориентированного обучения 4 часа в неделю).

Третья модель (базовый курс высокого уровня) ориентирован на углубленное изучение иностранного языка с I или II класса начальной школы по IX класс, где достигается высокий уровень обученности. За счёт базисного учебного плана, регионального или школьного компонента на изучение иностранного языка выделяется 3-4 часа в неделю. В старших классах предмет является обязательным и организуется как углубленный или профессионально-ориентированный курс в зависимости от направления: гуманитарного, естественнонаучного, экономического и т.д. Начиная со средней ступени или с IX класса возможно факультативное изучение второго иностранного языка, уровень владения которым должен быть не ниже базового.

Четвертая модель предполагает обязательное углубленное изучение двух иностранных языков и факультативного – третьего. Основной курс по первому иностранному языку начинается в I классе. В X-XI классах вводятся интегративные модульные курсы и преподавание отдельных предметов на иностранном языке. На изучение иностранного языка выделяется не менее 46 часов в I-XI классах.

Очевидно, что возможности использования дополнительного материала, каковыми являются информационные ресурсы Интернета, в каждой из указанных моделей разные. Однако и учащиеся в каждом типе школ также разные. В общеобразовательных школах, где предусматривается лишь базовый уровень овладения иностранным языком, есть весьма способные дети, желающие более углубленно изучать предмет и, напротив, в школах 3-й и даже 4-й моделей обучения встречается немало детей, которые находятся там лишь по воле родителей. Поэтому учитель при желании всегда может найти возможность использовать соответственно подготовленные аутентичные материалы либо для отдельных учеников своей группы, либо для всей группы. Материалы для уроков иностранного языка и целостные курсы обучения в нашей стране и в различных странах мира можно найти для всех категорий учащихся. Здесь возможны два пути:

- использование специально для этих целей подготовленных программ обучения в сети, где предусматриваются материалы для разных видов речевой деятельности, разных аспектов языка; предлагается и методика их использования на уроке;

- самостоятельный отбор отдельных материалов, которые могут быть подобраны на усмотрение учителя и адаптированы к конкретным учебным задачам конкретной группы обучаемых.





















































Практическая часть

2.1. Обучающие интернет ресурсы.

В обучении иностранным языкам важную роль играют учебные интернет ресурсы. В англоязычной литературе выделяют пять видов учебных Интернет-ресур:



  1. Hotlist - ( от английского “hotlist” – «список по теме» или немецкий вариант Linksliste) представляет собой список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме.

  1. Multimedia scrapbook - (от английского «мультимедийный черновик») представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определённой темы.

  1. Treasure hunt - (от английского «охота за сокровищами») напоминает хотлист и скрэпбук. Он тоже содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Его отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. с помощью этих вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся.



  1. Subject sampler - стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. В отличие от него сабджект сэмпла направлен на обсуждение социально-заострённых и дискуссионных тем. Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать своё собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.

  1. Webquest - (от английского “webquest” –«Интернет-проект» - самый сложный тип учебных  Интернет – ресурсов. Вебквест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырёх указанных выше материалов. Один из сценариев организации проектной деятельности учащихся с использова нием Интернет-ресурсов может иметь следующую структуру. Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погру жается в проблему предстоящего про екта. Затем учащиеся делятся на груп пы, и каждой группе достается один определенный аспект темы для изуче ния и обсуждения в группе. Учителю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соот ветствии с изучаемым аспектом темы. После изучения, обсуждения и полно го понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой пер вичной группы. В процессе обсужде ния все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой пробле мы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискус сионного характера.

Вполне очевидно, что каждый из пяти видов учебных  Интернет – ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым, позволяя решать более сложные учебные задачи. Хотлист и мультимедиа скрэпбук направлены на поиск, отбор, классификацию информации. трежа хант, сабджект сэмпла и вебквест  уже содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности учащихся.





























































Примеры работы с Хотлистом:



  1. Хотлист по теме «Семья и семейные традиции»

  • http://en.wikipedia.org/wiki/Family_traditions

  • http://en.wikipedia.org/wiki/Family_cookbooks

  • http://en.wikipedia.org/wiki/Family_tree

  • http://www.americanfamilytraditions.com/



  1. Хотлист по теме «Мое свободное время»

  • http://www.bbc.co.uk/learningzone/clips/preserving-playground-games-with-computers/8381.html

  • http://www.bbc.co.uk/learningzone/clips/leisure-activities-in-the-country/1072.html

  • http://www.bbc.co.uk/learningzone/clips/the-great-britain-blind-football-team/6096.html

  • http://www.bbc.co.uk/learningzone/clips/leisure-time-and-entertainment/2059.html



  1. Хотлист по теме «Время каникул»

  • http://www.kwintessential.co.uk/resources/global-etiquette/russia-country-profile.html

  • http://www.bbc.co.uk/learningzone/clips/staying-in-a-castle/1200.html

  • http://www.bbc.co.uk/learningzone/clips/the-influence-of-weather-on-human-activity/4315.html

  • http://www.letterwritingguide.com/friendlyletter.htm

  • http://www.europa-pages.co.uk/epals/schools.html































Для практической части работы был выбран такой интернет ресурс как hotlist.

  1. Фрагмент урока английского языка в 9-м классе по теме "Мое отношение к жизни животных на воле и в неволе" с применением учебных интернет ресурсов.



План-конспект фрагмента урока

Тема урока: «Животные»

Базовый учебник: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс

«Spotlight 9».

Планируемые образовательные результаты результаты:

  1. активизировать лексический материал по теме “Животные”;

  2. развитие общих умений коммуникации: поиска информации в интернете, понимания содержания текста на основе его информационной переработки, краткого высказывания о фактах и событиях, использование описания, а также эмоциональных и оценочных суждений, и умение высказывать свое мнение по проблеме;

  3. формирование уважения к праву каждого человека иметь свою позицию, свое мнение, воспитание культуры толерантности и уважения к человеческому достоинству.



Используемые на уроке средства ИКТ:

персональные компьютеры (ПК) , мультимедийный проектор, экран;















Ход урока

Создание атмосферы иноязычного общения.

    1. Организационный момент

- Hello! I’m glad to see you! Let’s start our lesson.

- What day is it today?

-What is the weather like today?



    1. Игра в ассоциации по теме животные ( warming up game ).

    2. Тема урока

-now look at the blackboard and try to guess our theme for today.

    1. Обсуждение темы.

    2. Выполнение первого задания

-answer the questions using our Internet recourses – websites .

    1. Обсуждение проблемы

-now let’s discuss the main problem.

    1. Выполнение второго задания

-give your opinion;

-write an essay (200-250 words).

8.Домашнее задание и итог урока:

-open your diaries and write down your homework.

-you are well done for today. Thank you for your work. The lesson is over. Good bye.

На данном уроке был использован такой интернет ресурс, как hotlist, для обучения монологической устной и письменной речи, умению порождать собственные высказывания, вычленять необходимую информацию.

Итогом данной работы является заполнение листа самооценки учащихся на уроке, в котором отражены плюсы работы с интернет ресурсами: развитие умений поиска информации в интернете, понимания содержания текста, краткого высказывания о фактах и событиях, использование описания, умение высказать своё мнение по проблеме.





Заключение.

Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.

Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес школьников к иностранному языку.

Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи. Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах или олимпиадах, устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что также требует особый вид подготовки.

Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование ресурсов Интернет в обучении иностранным языкам, тем более – английскому.

Огромная компьютерная сеть, связывающая между собой миллионы компьютеров, - Интернет, - представляет практически неограниченные возможности использования в различных сферах человеческой деятельности. Использование Интернет в образовании позволяет применять постоянно обновляющуюся информацию, общаться преподавателям между собой и с учениками.

С помощью Интернет можно успешно осуществлять обучение разным видам иноязычной речевой деятельности – чтению, письму, говорению, аудированию.

Вообще, обучение с помощью Интернет – это творческий процесс, позволяющий развивать и разрабатывать новые приемы. Кроме того, обучение на компьютере позволяет изучать курс в темпе, соответствующем способностям, воле и трудолюбию обучаемого.

Содержание учебной информации в Интернет реализуется с помощью гиперактивность подхода, что позволяет изучать материал в любом порядке, на различных уровнях владения иностранному языку, а интерактивный режим превращает процесс обучения в совместную деятельность преподавателя и учащегося.

По- видимому, компьютер оказывает одно из самых значительных воздействий на ход обучения. Компьютер позволяет учащемуся создать свой микромир. От учебных программ, запускаемых из командной строчки DOS, обучающих программ на CD и теперь к обучению через Интернет- таково применение персонального компьютера в образовании. Используя различные учебные сайты, можно научить и письменной и устной речи преподавание иностранного языка с использованием Интернет позволяет сделать и осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения с точки зрения рациональности затрат времени.














































Список использованных интернет ресурсов:

      1. http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-vozmozhnosti-ispolzovaniya-interneta

      2. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/06/12/uchebnye-internet-resursy-na-uroke-angliyskogo-yazyka

      3. http://dpk-ikt.ucoz.ru/index/osnovnye_didakticheskie_svojstva_i_funkcii_seti_internet/0-24

      4. http://www.vevivi.ru/best/Didakticheskie-svoistva-i-funktsii-IKT-ref192543.html

      5. http://www.som.fsio.ru/

      6. http://virtlab.ioso.ru/





































Список использованной литературы:





  1. Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования(внедрение ФГОС нового поколения в практику обучения иностранному языку) /МГОУ / М. 2014

  2. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: монография / под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010.

  3. Intel «Обучение для будущего» М.Ю. Бухаркина  и др. М. 2007

  4. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка.// Иностранные языки в школе. – 2001-№2,3.







































Приложение 1.




Лист самооценки учащихся на уроке английского языка



«Урок глазами учеников»





My participation in the lesson

(Мое участие в уроке)

My feelings and emotions during the lesson

(Мои чувства и эмоции во время урока)

My difficulties

(Мои затруднения)

Valuable thoughts for me from the lesson

(Ценные мысли от урока для меня)
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!