Игра как средство обучения младших школьников иностранному языку
Свеженцева Н.В.
В нашей стране непрерывно повышается интерес к изучению английского языка. Во многих городах ведется обучение детей иностранным языкам с 4- 6 лет в условиях детского сада и начальной школы.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Изучение иностранного языка начинается со 2-го класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к обучению, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В основе обучения детей устному общению в начальных классах - игра. Игра на занятии в значительной степени приближает обучение в школе к условиям детского сада, что крайне важно для адаптации ребенка. Рассматриваем игру как возможность для многократного повторения различных речевых образцов, максимально приближенных к речевому общению. При подготовке к занятиям учитываю возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Используем различные формы проведения занятий: занятие- игра, викторина, театрализация, занятие-путешествие, праздник, концерт. На каждом занятии предлагаем игровой материал. Считаем, что основная задача учителя иностранного языка, работающего в начальной школе, сделать этот предмет интересным и любимым.
С началом обучения в школе в психологическом развитии ребенка значительное место занимает различные игры с правилами - интеллектуальные и подвижные.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для детей игра, прежде всего, - увлекательное занятие. Этим то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворительно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал.
Для младшего школьника игра является средством познания действительности. Исходя из особенностей психологического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игры как эмоционального фактора. Игра способствует также непроизвольному запоминанию, которое является преобладающим у младших школьников. Игра на уроках иностранного языка должна являться неотъемлемой частью методической организации урока. Все мы хорошо знаем, что, придя домой из школы, младшие школьники прежде всего направляются к игрушкам. Эту особенность следует учитывать и широко использовать в учебном процессе. Память младшего школьника непроизвольная, он быстро и без труда запоминает то, что ему нравится. Для учащихся учебная игра остаётся развлечением, тренировка отодвигается на второй план. Для учителя же любая учебная игра - это, прежде всего, упражнения. Та или иная игра преследует учебную цель.
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
- созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Нами создана картотека игр. Все игры мы разделили по темам:
Знакомство.
Алфавит.
Семья.
Профессия.
Игрушки. Цвет.
Счет до 100.
Где твои игрушки?
Спорт и игры.
Покупки в магазине.
С большим интересом дети участвуют в играх по теме «Продукты питания». Например, « I like…»
Повар: Good morning, children. I am a cook. I have a lot of apples, pears, oranges, carrots, tomatoes. (Держит поднос с муляжами овощей и фруктов) Let’s play the game « I like…» I like apples.
Дети по очереди берут овощи и фрукты.
Даша: I like pears.
Коля: I like oranges.
Оля: I like tomatoes.
Учительница: Thank you, Cook. Good - bye!
Повар: Good - bye!
Таким образом, игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим, коллективным.
Список литературы:
1) Бесова, М.А. Познавательные игры для младших школьников от А до Я [Текст] / М.А. Бесова - Ярославль: Академия развития, 2004.
2) Ивлев, С.В. Веселая переменка [Текст] / С.В. Ивлев - М.: Мой мир, 2007.
3) Лыкова, Л.Л. Обучение английскому языку[Текст] / Л.Л. Лыкова - Ярославль: Академия Развития, 2010.
4) Стайнберг, Д. 110 игр на уроке английского языка [Текст] / Д. Стайнберг - М.: ООО «АСТ»; ООО «Астрель», 2003.