СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Игры как средство развития познавательной активности младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка посвящена игровым методам обучения иностранным языкам в начальной школе

Просмотр содержимого документа
««Игры как средство развития познавательной активности младших школьников»»

«Игры как средство развития познавательной активности младших школьников»

Автор: Тимохина Елена Сергеевна, учитель английского языка МОУ СШ № 31 Красноармейского района Волгограда.


Разработка игровых методов обучения иностранным языкам в начальной школе является одним из приоритетных и наиболее актуальных направлений в современной педагогике, так как позволяет в благоприятные для речевого развития сроки сформировать интерес к изучению иностранного языка, развивать мышление, воображение, память и другие психологические функции учащихся, вовлеченные в процесс развития речи.

Игровая форма обучения имеет глубокие исторические корни. Еще в древних Афинах практика организованного обучения имела форму игры, соревнования. В эпоху Средневековья в школах среди методов обучения также использовались ролевые игры. Учащиеся учились импровизировать риторические соревнования воображаемых героев на заданную тему. Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Ф. Фребель, теория игры являлась основой его педагогической теории.

Особую роль в современном становлении игрового обучения сыграло распространение методики использования деловых игр, получившей название метода активного обучения. Первая деловая игра была разработана и проведена М.М. Бирштейн в СССР в 1932г. Сегодня в России, в США, других развитых странах нет такого учебного заведения, где бы ни использовались игровые формы обучения.

Игра является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте, а применение игровых форм работы наиболее эффективно в начальных классах. Игровые формы работы соответствуют современным требованиям к содержанию процесса обучения, таким, как:

  1. Доступность

  2. Наглядность

  3. Содержание страноведческого материала

  4. Создание мотивации через организацию учебного материала

  5. Создание иноязычной коммуникативной атмосферы на уроке

  6. Создание условий для самостоятельной творческой работы

Применение игровых приемов на уроках иностранного языка делает более простым и эффективным процесс усвоения материала, способствует развитию коммуникативной компетенции, памяти, воображения и творческих способностей обучающихся, воспитывает чувство товарищества и толерантности, развивает языковую догадку.

В ходе использования технологии применения игр на своих уроках мы следовали следующему алгоритму:

  1. Определить тему урока и учебный материал, который планируется закрепить или с которым планируется ознакомить учащихся.

  2. Определить навыки, которые предполагается тренировать на уроке.

  3. Определить педагогические задачи, решаемые с помощью игровой формы работы.

  4. Продумать ход игры и её место в структуре урока.

  5. Подготовить наглядный материал.

Место игры на уроке и отводимое ей время во многом зависит от ряда факторов: уровня подготовки обучающихся, изучаемого материала, целей урока. Если мы вводим новый лексический материал в объеме от 10 до 15 лексических единиц, игре можно отвести 10- 15 минут урока, включив её в основной этап проведения занятия. Впоследствии эту же игру можно использовать как способ повторения и закрепления материала, и в этом случае достаточно будет посвятить ей 5-7 мин. урока в тот же период или в начале урока, организовав с её помощью речевую зарядку.

Игры, посвященные развитию навыков чтения, можно использовать как в начале урока, организовав в игровой форме фонетическую зарядку, так и в середине урока, сделав на ней основной акцент при работе с текстом.

С помощью игры организуются обязательные для младших школьников физкультминутки в целях сохранения и улучшения здоровья детей и тренировки лексического материала.

Игры, помогающие формировать и развивать произносительные навыки учащихся и умения чтения (2-4 кл, могут быть использованы в качестве фонетической зарядки):

«Позови меня»

Оборудование: Карточки с транскрипционными знаками.

Ход игры: учитель делит класс на две команды и предлагает обучающимся по очереди произносить звуки, которые изображены с помощью транскрипционных знаков на карточках. Участник, правильно «позвавший» карточку, получает её из рук учителя. Команда, собравшая наибольшее количество карточек, выигрывает.

«Подсолнух»

Оборудование: Плакат с изображенным на нем подсолнухом, у которого на листах написаны знаки транскрипции (листы пронумерованы от 1 до 10), карточки со словами, в которых жирным шрифтом выделено и подчеркнуто по одной букве.

Ход игры: Учитель кладет на первую парту плакат, дети собираются вокруг. Учитель показывает детям карточку со словом и громко читает его. Дети повторяют слово за учителем, затем называют номер листа, на который следует положить карточку.

«Ёлочка зелёная»

Оборудование: Белая маркерная доска, маркеры 4 цветов.

Ход игры: Рисуем на доске зеленую елочку, на ней разноцветные шары, в каждом шаре – транскрипционный знак. Сбоку черным маркером с двух сторон пишем знакомые детям слова. Дети должны подчеркнуть слово со знакомым звуком соответствующим цвету шара маркером и правильно произнести слово.

Игры, помогающие ознакомить учащихся с новым лексическим материалом либо тренировать лексический материал в речи (2-4 кл, на основном этапе урока):

«Шахматы»

Оборудование: Шахматные фигурки

Ход игры: учитель организовывает проведение «шахматной игры», предварительно озвучив правильное произношение новых слов. Учитель «делает ход», называя ученику слово, ученик должен назвать слово, противоположное по значению и тем самым «выиграть» партию (Например, fat –slim, old – new, good - bad). Ученик, правильно назвавший слово- антоним, получает шахматную фигурку. Ученик, собравший наибольшее количество фигурок, объявляется «магистром».

«Цепочка»

Оборудование: Разрезная азбука

Ход игры: Учитель называет тему игры, например, «Продукты». Класс делится на две или три команды, каждая команда получает набор карточек с буквами. Учитель подходит к каждой парте, выбирает и откладывает в сторону карточку с буквой, с которой начинается слово на заданную тему. Учащиеся должны угадать и составить слово. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием. Игру можно проводить в несколько туров.

«Охота»

Оборудование: Картинки с изображениями животных, листы бумаги, маркеры.

Ход игры: На доске карточки с изображениями животных. Вызываются два «охотника», по команде «открывающие огонь» - пишущие на листах названия животных, которых они хотят «застрелить». Написав слово, «охотник» показывает слово классу, и дети говорят «попал», если слово написано верно, и «мимо», если в слове допущена ошибка. «Застреленная» добыча снимается с доски. После двух промахов «охотник» уступает свое место другому ученику.

Игры, помогающие активизировать грамматический материал в речи и тренировать навык грамматического конструирования предложений (2-4 класс, на основном этапе урока):

«Шпионское послание»

Оборудование: «Шпионские письма» в конвертах или презентация «шпионского микрофильма».

Ход игры: Учащиеся делятся на две или три команды и получают два или

три конверта с «зашифрованными письмами», содержащими предложения, в которых нарушен порядок слов. Дети, опираясь на изученный грамматический материал, восстанавливают предложения. Можно исключить элемент соревнования и предложить детям расшифровать «шпионскую микропленку», которая демонстрируется на маркерной доске в виде слайда.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но при всей привлекательности и эффективности метода использовать игровые приемы слишком часто не следует, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

И в заключение хочется заметить, что использование игр на начальном этапе обучения не только помогает в изучении иностранного языка, но и выполняет определенную роль в переходе учащегося на новую, более высокую ступень психического развития.

Литература:

  1. Логинова Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски, М., Владос, 2002.

  2. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. — Минск: ООО "Лексис", 2003.

  3. Степичев В. А. Лексические игры на уроках английского языка. Методические рекомендации., English, Первое сентября №19, 2008.

  4. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. М., 1994.

  5. Building Blocks for English by Sarah Philpot. — England: Delta Publishing, 2000.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!