СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единственное и множественное число имен прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка для 2 класса УМК "Школа России". Автор учебника В.П.Канакина.Это второй урок по данной теме. В разработке имеется конспект, презентация для интерактивной доски, музыкальный файл для физкультминутки, карточки для урока. 

Просмотр содержимого документа
«2урок русского языка»

20.04.2016 Русский язык

ТЕМА: Единственное и множественное число имен прилагательных.


Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с литературным употреблением в речи слов и форм: кофе, мышь, фамилия, шампунь; правописанием словарных слов: облако, метро; создать условия для определения числа имен прилагательных; содействовать воспитанию чувства уважения к родным, маме на основе анализа текста о маме

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные
результаты

Проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые выказывания в устной и пись-
менной форме; логические – владеют основами смыслового чтения художественного и учебного текста.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста)

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Имя прилагательное. Единственное и множественное число имен прилагательных. Однокоренные слова. Слова с непроверяемым написанием: облако, метро

Образовательные
ресурсы

Схема «Имя прилагательное»


Сценарий урока


Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Учебник, дневник,

пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки,

И мне, и друзьям,

свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш начнём.

Откроем тетради, запишем число. Сегодня 20 апреля. Классная работа.

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место





Я тетрадь свою открою

и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу-

Сяду прямо- не согнусь,

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

Какое время года наступило?

ВЕСНА

Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает в данном слове согласный, звонкий парный, мягкий звук.

Вв Ввв Вввв

Посмотрите, пожалуйста, на ряд букв, и продолжите ряд.

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Словарная работа

Фронтальная. Словесный.

Чтение

-Отгадайте загадку.

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. Облако

-Какая гласная ударная? Какая безударная? Произнесите слова по слогам, запишите его.

-Образуйте и запишите однокоренные слова (облачко, облачный)

-Отгадайте загадку.

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут. Метро

-Это особое слово, от него нельзя образовать однокоренные слова.

Произнесите слова по слогам, запишите его.

Отгадывают загадки, записывают словарные слова

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

Записи

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

-Прочитайте два текста.

Был день. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружат ласточки.


Был жаркий день. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружат белогрудые ласточки.


-Сравните эти тексты. Чем они отличаются? Какой из тестов, на ваш взгляд, более красивый? Почему?

- Какая часть речи сделала второй текст более красивым и понятным?

- Что вы уже знаете о прилагательном, как части речи? (Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой?, какая?, какое?, какие? Прилагательное связано с существительным. Прилагательное в ед.ч. обозначает признак одного предмета, им. Прилаг во мн. числе обозначает признак нескольких предметов ).

-Как вы думаете, какова тема урока? (Единственное и множественное число имен прилагательных.).

-Какие задачи поставим? Посмотрите все ли задачи подходят к теме нашего урока.

1. Узнаем, как изменяются имена прилагательные.

2. Будем учиться определять число имен прилагательных.

3. Будем учиться изменять прилагательные по числам.

4. Будем учиться переносить слова.

-Какая задача лишняя?

-Запишите второй текст в тетради. Определите число у прилагательных.

Слушают учителя, отвечают на вопросы,
предлагают формули-ровки целей урока

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем


V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

Коллективная, индивидуальная.

Словесный,
творческий,
практический.

- Какая часть речи вам помогла определить число у прилагательных? Почему?

- На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе? Единственном числе?

- Как определить число имен прилагательных? Составление алгоритма:

  1. Определи число существительного.

  2. Поставь вопрос к прилагательному.

  3. Определи число прилагательного.

- Где можно применить полученные знания?

Читают, списывают текст, подчеркивают имена прилагательные, определяют число.

Составляют рассказ

Анализируют текст.

Самостоятельно
составляют рассказ, соблюдая логику
изложения.

Беседа по вопросам, письмо,
рассказ

1. Развитие речи. Работа с текстом (упр. 159)


Чтение, беседа, письмо, рассказ

Следующее задание на партах (карточки).

Как вам удобно работать с этим заданием. Работа в парах.

А поможет вам алгоритм.

Как определить, в каком числе нам нужно употребить имя прилагательное?

- От какой части речи это зависит?


- Вставьте пропущенное имя прилагательное ГОЛУБОЙ в предложения.


______ месяц март. _______ небо, снега _______. На снегах тени - как синие молнии. ______ даль,_______ льды. ______ на снегу следы. _______ перелески, _______ канавы. Первые _______ лужи и последние ________ сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир ______! (Н.Сладков)


Почему автор назвал март голубым? В каком предложении выражена главная мысль.

- Как вы определили в каком числе нужно употребить прилагательное голубой в данном тексте?

Проверка по образцу в учебнике. Учебник стр.93, упр. 159. Какой вывод сделаем?

Вывод: Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.


В тексте находят имена прилагательные, определяют число


Физкультминутка

Коллективная. Практический

Облако.

Беленькое облако

Округленные руки перед собой

Поднялось над крышей

Поднять руки над головой

Устремилось облако

Выше, выше, выше

Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

2. Число имен прилагательных (упр. 161)

Парная, инди-
видуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Предлагает прочитать и вы-
полнить задания. Контролирует выполнение упражнения.

Знакомит с литературным употреблением в речи слов

и форм: «кофе», «мышь»,
«фамилия», «шампунь»

Отвечают на вопросы. Записывают словосочетания, указывают число имен прилагательных. Запоминают
правила употребления некоторых слов

Определяют число имен прилагательных по числу имен существительных. Составляют предложение.

Овладевают литературным употреблением в речи слов

Беседа по вопросам, письмо

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Работа по карточкам:

Разноуровневые задания


Самостоятельная

Практический

Уровень 1

Задание. К данным именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи число имен прилагательных.

____________ помидор __________ берёзы

____________ дорога ___________окна

Уровень 2

Задание. Допиши окончания имён прилагательных. Укажи число имён прилагательных.

Свеж____ хлеб, горяч____ пирожки

Высок___ дома, русск____речь


Уровень 3

Задание. Из предложений выпиши словосочетания имени прилагательного с именем существительным. Укажи число имён прилагательных.

Пришла тёплая весна. ____________________________

Ласково светит весеннее солнышко. _____________

Тает последний снежок. ___________________

Работа по карточкам проходит индивидуально.

Проверка- документ камерой

Выбирают уровень, выполняют задания


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

Сегодня на уроке я научился определять……..

Имена прилагательные бывают………

Прилагательные в ед.ч. обозначают……..

Прилагательные во мн.ч. обозначают……..

Прилагательные в ед.ч. отвечают на вопросы………

Прилагательные во мн.ч. отвечают на вопросы………

Мне было трудно……

Самым интересным было ………

Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VIII. Домашнее задание.

Формулируют
сами

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

  • Я довольна вашей работой, а в награду я задам вам веселое домашнее задание. Дома вы поиграете в игру “Мозаика”. Я надеюсь, вы, ребята, знаете, что такое мозаика. Это разноцветные камешки или стеклышки, из которых можно сложить самые разные картины. В нашей игре роль цветных стеклышек будут играть прилагательные. Их очень много, они все разные! В сказке вместо многоточий подставляете к существительным любые прилагательные в любом порядке. Например, может получиться так: “ На горячей планете жили умные и веселые человечки….”. А может и так: “ На квадратной планете…”. Так из одной нашей сказки может получиться множество самых разных вариантов сказок. Сочиняйте, а потом сравним, у кого какая сказка получилась.

М О З А И К А.
Чтобы у тебя получилась интересная сказка, вставь вместо многоточий любые прилагательные (из предложенного набора) в любом порядке.

 

На …………………… планете жили ………………… и ………………… человечки, у них были………………………. глаза, …………………… волосы, ……………………… уши. Зато очень …………………… характер. Домики у человечков были ……………………, а крыши у домиков - …………………… . Возле каждого домика сидела ………………….. собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что ……………………. домики охраняли ……………………… дракончики и ……………………… страусы. Они сидели на ……………………… веревочках и рычали. На ………………… деревьях пели ……………………….. песни ………………….. мухи. В ………………… лесах водились ……………………… слонята, ……………… цыплята, ……………. ёжики и …………………… ящерицы. А на ………………….. черепахах ………………………… человечки ездили в гости.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МОЗАИКИ.

Клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, желтый, яркий, черный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.


Прозвенел наш друг- звонок

И закончился урок!


Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития





Просмотр содержимого документа
«приложение к уроку»




Карточка 2

Уровень 1

Задание. К данным именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи число имен прилагательных.

___________________ помидор, _______________ берёзы,

___________________ дорога, ________________окна.


Уровень 2

Задание. Допиши окончания имён прилагательных. Укажи число имён прилагательных.

Свеж____ хлеб, горяч____ пирожки, высок___ дома, русск___ речь


Уровень 3

Задание. Из предложений выпиши словосочетания имени прилагательного с именем существительным. Укажи число имён прилагательных.

Пришла тёплая весна. ____________________________

Ласково светит весеннее солнышко. _____________

Тает последний снежок. ___________________




_____________________________________________________________________________________


Карточка 2

Уровень 1

Задание. К данным именам существительным подбери подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи число имен прилагательных.

___________________ помидор, _______________ берёзы,

___________________ дорога, ________________окна.


Уровень 2

Задание. Допиши окончания имён прилагательных. Укажи число имён прилагательных.

Свеж____ хлеб, горяч____ пирожки, высок___ дома, русск___ речь


Уровень 3

Задание. Из предложений выпиши словосочетания имени прилагательного с именем существительным. Укажи число имён прилагательных.

Пришла тёплая весна. ____________________________

Ласково светит весеннее солнышко. _____________

Тает последний снежок. ___________________











М О З А И К А.
Чтобы у тебя получилась интересная сказка, вставь вместо многоточий любые прилагательные (из предложенного набора) в любом порядке.

На …………………… планете жили ………………… и ………………… человечки, у них были………………………. глаза, …………………… волосы, ……………………… уши. Зато очень …………………… характер. Домики у человечков были ……………………, а крыши у домиков - …………………… . Возле каждого домика сидела ………………….. собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что ……………………. домики охраняли ……………………… дракончики и ……………………… страусы. Они сидели на ……………………… веревочках и рычали. На ………………… деревьях пели ……………………….. песни ………………….. мухи. В ………………… лесах водились ……………………… слонята, ……………… цыплята, ……………. ёжики и …………………… ящерицы. А на ………………….. черепахах ………………………… человечки ездили в гости.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МОЗАИКИ.

Клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, желтый, яркий, черный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.

___________________________________________________________________________________

М О З А И К А.
Чтобы у тебя получилась интересная сказка, вставь вместо многоточий любые прилагательные (из предложенного набора) в любом порядке.

На …………………… планете жили ………………… и ………………… человечки, у них были………………………. глаза, …………………… волосы, ……………………… уши. Зато очень …………………… характер. Домики у человечков были ……………………, а крыши у домиков - …………………… . Возле каждого домика сидела ………………….. собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что ……………………. домики охраняли ……………………… дракончики и ……………………… страусы. Они сидели на ……………………… веревочках и рычали. На ………………… деревьях пели ……………………….. песни ………………….. мухи. В ………………… лесах водились ……………………… слонята, ……………… цыплята, ……………. ёжики и …………………… ящерицы. А на ………………….. черепахах ………………………… человечки ездили в гости.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МОЗАИКИ.

Клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, желтый, яркий, черный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.







Карточка 1

- Вставьте пропущенное имя прилагательное ГОЛУБОЙ в предложения.


_____________ месяц март. _______________ небо, снега ____________. На снегах тени - как синие молнии. _______________ даль,________________ льды. ________________ на снегу следы. ________________ перелески, ________________ канавы. Первые ___________________ лужи и последние ___________________ сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир _________________!

(Н.Сладков)

______________________________________________________________________________________





Карточка 1

- Вставьте пропущенное имя прилагательное ГОЛУБОЙ в предложения.


_____________ месяц март. _______________ небо, снега ____________. На снегах тени - как синие молнии. _______________ даль,________________ льды. ________________ на снегу следы. ________________ перелески, ________________ канавы. Первые ___________________ лужи и последние ___________________ сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир _________________!

(Н.Сладков)

______________________________________________________________________________________





Карточка 1

- Вставьте пропущенное имя прилагательное ГОЛУБОЙ в предложения.


_____________ месяц март. _______________ небо, снега ____________. На снегах тени - как синие молнии. _______________ даль,________________ льды. ________________ на снегу следы. ________________ перелески, ________________ канавы. Первые ___________________ лужи и последние ___________________ сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир _________________!

(Н.Сладков)

______________________________________________________________________________________





Карточка 1

- Вставьте пропущенное имя прилагательное ГОЛУБОЙ в предложения.


_____________ месяц март. _______________ небо, снега ____________. На снегах тени - как синие молнии. _______________ даль,________________ льды. ________________ на снегу следы. ________________ перелески, ________________ канавы. Первые ___________________ лужи и последние ___________________ сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир _________________!

(Н.Сладков)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!