Учитель: | Романова Надежда Юрьевна учитель МБОУ Междуреченская СОШ |
Класс | 1 (1 полугодие, урок 45) |
Предмет: | Математика |
Авторы учебника: | В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школа XXI века») |
Тема урока. | Подготовка к введению деления |
Тип урока. | Урок открытия нового знания |
Цель: | Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по выполнению деления с помощью фишек. |
Планируемые результаты: | Личностные. Метапредметные. РУУД: Умение выявлять проблему; Умение определять и придерживаться цели. Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. ПУУД: КУУД: Предметные: Знание способа деления на равные части. Умение делить на равные части. Применение новых знаний в жизненных ситуациях; |
Оборудование | Учебник Рудницкой В.Н. «Математика» 1 класс, 2011 г. Рабочая тетрадь «Математика» 1 класс В.Н. Рудницкая Фишки (демонстрационные и индивидуальные) Карточки для работы в парах. Презентация по теме урока |
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат |
Орг. момент. Мотивация. (1 мин) | Включение учащихся в деятельность на личност-но-значимом уровне. | Создание ситуации для психологического настроя на урок, через картинку (Слайд 2) и загадку: - Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке. - Давайте послушаем загадку: На ветке не птичка – Зверёк-невеличка, Мех тёплый, как грелка. Кто же это?.... (Белка) (Слайд 3) Белочка пришла спросить чему вы учитесь на уроке математике? Где вам пригодится математика в жизни? | Самоопределение учащихся: оценивают свою готовность и настрой на работу. | Самооценка готовности к уроку. Учебно-поз-навательный интерес к данному уроку. |
Физминутка для рук | | | | |
Минутка чистописания (2 мин) | Отработка каллиграфического письма, запоминание на правильное написание цифры | --Ребята, белочка приготовила вам задание. Напишите красиво цифру. Эта цифра-акробатка: то шестерка, то девятка. (слайд 4) | Запись цифры 6 | Запоминание графическое письмо данной цифры. Отработка каллиграфического письма |
Устный счет (3 мин) | Повторение изученного материала, отработка навыков знания состава числа, порядкового счета, умение группировать числа по данным свойствам | 1.Состав числа 6 (слайд 5) 2.Счет от 1 до 20 3.Какое число пропущенное(слайд 6,7,8) 4.Разбей числа на группы (слайд 9) -Какие числа получились в первой группе? (8,7,6) Что можете сказать про эти числа?(однозначные)Расставь в порядке убывания -Какие числа получились во второй группе? (17, 16, 18) Что можете сказать про эти числа? Расставь в порядке возрастания | Устные ответы детей, работа с интерактивной доской | |
Самостоятельная работа (взаимопроверка) (4 мин) | Проверка умения решать примеры в пределах 10, состав числа 10 | Рабочая тетрадь Урок №45 стр.45,№5 (слайд 10) - какое число в ответе должно получиться? (10) - вставьте нужные числа - проверьте работу соседа по парте. Сверимся с доской - У кого все правильно? - у кого есть ошибки? В каком примере? Почему ( в чем причина)? | Самостоятельное выполнение задания, взаимопроверка, нахождение ошибок и их исправление | Умение работать самостоятельно, проверять и оценивать работу соседа, находить и исправлять ошибки |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7 мин) | Повторение математических действий, введение в новую тему. | Белочка спрашивает:-Чтобы решать задачи и примеры в математике какими арифметическими действиями мы пользуемся? (слайд 11,12,13) - назовите действие и составьте математическую запись. (слайд 14) -Какое же можно применить действие к данному слайду?(деление) -Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним арифметическим действием. Это деление. Научимся выполнять делить предметы на равные части. | Ребята самостоятельно выводят арифметическое действие по схемам, записывают математическую запись. | Умение анализировать и делать вывод |
Первичный опыт. Постановка проблемы (5 мин) | Вызвать и обсудить за-труднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. | - Ребята помогите поделить белочке все шишки в 2 корзины.(Слайд 15) (Два ребёнка работают у доски, остальные – в парах) - Сколько шишек получилось в первой корзине? - Сколько шишек получилось во второй корзине? - Как вы делили? - Задание было одно, а смотрите, сколько ответов получилось? Как вы думаете почему? (Побуждая к формулированию проблемы, дети называют тему) - Какую цель поставим перед собой? | Варианты ответов: 2 и 4 5 и 1 3 и 3 - Все выполняли задание по- разному. Значит, мы чего-то не знаем. - Тема урока: «Деление» - Научиться делить. | Умение использовать научный метод познания. Самостоятельное определение темы и цели урока «Деление». |
Физминутка (1 мин) | | | | |
Исследование. Открытие нового знания (10 мин) | На основе новых знаний построить новое знание, создать алгоритм. По- шагово, при помощи диалогового построения урока провести исследо-вание по алгоритму дей-ствий. | - Что может быть источником информации для решения этой проблемы? - Давайте вернёмся к нашим записям. Что вы можете сказать о первой записи 2 и 4 ? - Что вы можете сказать о второй записи 5 и 1 ? - Что вы можете сказать о количестве шишек в третьей записи? - Давайте остановимся на этой записи и рассмотрим способ деления. - Сколько всего шишек? - Заменим шишки фишками: - А сколько корзинок? - Возьмём сначала одну фишку и положим в первую корзину. Затем возьмём вторую фишку и положим во вторую корзинку, потом еще по одной… Продолжите алгоритм действия. (Слайд 15) - Сколько фишек получилось в каждой корзинке? (Слайд 15) - Какой вывод можно сделать? (Появляется алгоритм деления поровну) | (Деятельность детей совпадает с деятельностью учителя – создать алгоритм) -свой опыт -учебник -учитель - В первой корзине больше, чем во второй. - В первой корзине меньше, чем во второй. - Их поровну. 8 2 По 3 - Чтобы поровну разделить фишки, надо взять одну и положить в первую корзинку, затем взять ещё одну и положить во вторую корзинку… и т.д. | Способ деления. Осознание практической важности изучаемого способа деления. Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик». Осознание ценности совместной деятельности. |
Введение в запись арифметического действия . (2 мин) | | (слайд 16) Сосчитайте сколько фишек всего. Разделите все фишки по 2. Сколько раз по 3 получилось? В математике действие деление записывается так : Было 12 разделили по 3 получилось 6 раза 12:2=6 Как разделить 12 фишек по 6. Сколько раз получится? Как записать выражение? | 12 6 раз 2 раза 12:6=2 | |
Проект. Первичное закрепление (6 мин) | Проговаривание нового знания. На этапе пер-вичного закрепления работаем с учебником, дети решают задачи на деление. | Отслеживание результатов деятельности детей при работе по алгоритму. - Откройте учебники на странице 102, найдите № 1. Каким алгоритмом мы пользуемся? (устно) - Сколько фишек в каждой кучке? (слайд 17) - № 2 – Работа в паре. Разложи 9 фишек на 3 кучки поровну. Сколько фишек в каждой кучке? | Работа по алгоритму, дей-ствуя по схеме «я научилась и могу проверить себя». Знакомятся с заданием. - Раскладываем 10 фишек на 2 кучки по одной, потом еще по одной. - По 5. Выполняют, опираясь на изу-ченный способ деления. Самостоятельное выполнение задания. - По 3. | Подтверждение своего открытия. Положительная мотивация. |
Рефлексия (3 мин) | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Наблюдает, старается услышать об усвоении алгоритма и получить вывод о новом знании. -Чему научили белочку на нашем уроке? Где можно применить новые знания в жизни? (слайд 18) Кто понял тему деления украсьте елочку белочки цветной фишкой, кому было непонятно и трудно украсьте белой шишкой. Спасибо за урок.(слайд 19) | Доказать при помощи чего у них сформировались новые знания (видел, слышал, наблюдал, был спокойным, узнал что-то новое для себя…) Высказывания учащихся. | Осознание результатов каждого этапа урока. Осознание ценности изученного способа деления чисел. |