ГОТОВИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ДЕЛЕНИЕ
Цели: учить разбивать множества на равновеликие множества; учить комментировать процесс разложения предметов (фишек) на несколько равных частей; совершенствовать умения составлять задачи по модели и записи решения; закреплять навык решения задач.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Игра «Автогонки». Слайд 1
2. Сравните примеры в каждом столбике и запишите следующий пример. Выполните вычисления. Слайд 2
1 + 2 3 + 1 10 – 2 8 – 1
2 + 2 4 + 1 9 – 2 7 – 1
3 + 2 5 + 1 8 – 2 6 – 1
II. Сообщение темы урока. Слайд 3
– Рассмотрите рисунки на доске и расскажите, какое арифметическое действие выполняется на каждом рисунке.
а) 6 – 2 = 4 – вычитание чисел.
б) 3 + 5 = 8 – сложение чисел.
в) 3 · 4 = 12 – умножение чисел.
г) – ?
– Какие у вас возникли трудности? (Как объяснить действие на последней карточке.)
– Сегодня на уроке мы начнем знакомство с новым арифметическим действием.
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Слайд 4
1. Задание 1 (с. 102) с использованием цветных фишек.
– Разложите 10 фишек на две кучки так: по одной, потом еще по одной… Продолжайте…
– Сколько фишек в каждой кучке?
2. Задание 2 (с. 102). Слайд 5
– Разложите 9 фишек в три кучки поровну.
– Сколько фишек в каждой кучке? (3 фишки.)
– Возьмите 6 фишек и придумайте свое задание. (Надо разложить 6 фишек в три равные кучки.)
– Сколько фишек в каждой кучке? (2 фишки.)
– Возьмите 18 фишек и придумайте еще одно задание. (Надо разложить 18 фишек в 6 кучек поровну.)
– Сколько фишек в каждой кучке? (3 фишки.)
3. Задание 3 (с. 102).
– Сколько конфет на рисунке? (12.) Сколько детей? (4.)
– Как вы думаете, можно ли поровну раздать эти конфеты?
– Возьмите столько фишек, сколько детей на рисунке. Разложите их в 4 кучки поровну.
– Сколько конфет получит каждый ребенок?
4. Задание 4 (с. 103) с использованием набора «Касса цифр».
– Рассмотрите схему. Что она обозначает? Что известно? (Большое красное кольцо показывает, сколько всего предметов, – 9. Малое зеленое кольцо показывает часть предметов от общего количества – 5.)
– Придумайте задачу по предлагаемому рисунку и схеме: (У Маши было 9 воздушных шаров, 5 шаров лопнуло. Сколько шаров осталось?)
9 – 5 = 4.
5. Задание 5 (с. 103).
Учитель читает предложения, учащиеся выбирают карточку с математической записью.
Увеличить 6 на 2 →
Уменьшить 12 на 2 →
Увеличить 8 на 2 →
Уменьшить 9 на 2 →
6. Задание 6 (с. 103) с использованием цветных фишек.
– Сколько лыж на рисунке?
– Сколько лыж надо для одного человека? (Две лыжи.)
– Положите столько красных фишек, сколько здесь лыж.
– Замените желтой фишкой каждую пару лыж.
– Сколько ребят пойдет на лыжную прогулку? (4 ребенка.)
– Покажите на рисунке «лишнюю» картинку.
IV. Работа в печатной тетради.
Проведение линий, показывающих, как раздавали орехи: первый орех – первой девочке; второй орех – второй девочке; третий – третьей девочке; четвертый – мальчику; пятый – первой девочке и т. д.
Комментирование практических ситуаций: «деления» ленточки на 3 части; на 4 части; деление помидора на равные части.
Самостоятельное дополнение условия числами, составление разных вопросов к условию.
Дополнение чисел до 10.
Копирование рисунка, начиная с отмеченной точки.
V. Фронтальная работа.
– Нарисуйте по образцу.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите известные арифметические действия.