СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умножение и деление рациональных чисел

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание урока

Умножение рациональных чисел

Правила умножения целых чисел справедливы и для рациональных чисел. Иными словами, чтобы умножать рациональные числа, нужно уметь умножать целые числа.

Необходимо также знать основные законы умножения такие как переместительный закон умножения, сочетательный закон умножения, распределительный закон умножения и закон умножения на ноль.

Это умножение рациональных чисел с разными знаками. Чтобы перемножить рациональные числа с разными знаками, нужно перемножить их модули и перед полученным ответом поставить минус.

Чтобы хорошо увидеть, что мы имеем дело с числами, у которых разные знаки, заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками

Короткое решение выглядит следующим образом:

Пример 2. Найти значение выражения 

Это умножение рациональных чисел с разными знаками. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус:

Решение для данного примера можно записать покороче:

Пример 3. Найти значение выражения

Это умножение отрицательных рациональных чисел. Чтобы перемножить отрицательные рациональные числа, нужно перемножить их модули и перед полученным ответом поставить плюс

Решение для данного примера можно записать покороче:

Пример 4. Найти значение выражения

Это умножение отрицательных рациональных чисел. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим плюс

Решение для данного примера можно записать покороче:

Это умножение рациональных чисел с разными знаками. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус

Короткое решение будет выглядеть значительно проще:

Получили умножение рациональных чисел с разными знаками. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус. Запись с модулями можно пропустить, чтобы не загромождать выражение

Решение для данного примера можно записать покороче

Это умножение рациональных чисел с разными знаками. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус

Решение для данного примера можно записать покороче:

Пример 8. Найти значение выражения

Выражение состоит из нескольких сомножителей. Согласно сочетательному закону умножения, если выражение состоит из нескольких сомножителей, то произведение не будет зависеть от порядка действий. Это позволяет нам вычислить данное выражение в любом порядке.

Первое действие:

Второе действие:

Ответ: значение выражения равно −2.

Пример 9. Найти значение выражения:

Переведём смешанные числа в неправильные дроби:

Получили умножение отрицательных рациональных чисел. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим плюс. Запись с модулями можно пропустить, чтобы не загромождать выражение

Пример 10. Найти значение выражения

Выражение состоит из нескольких сомножителей. Согласно сочетательному закону умножения, если выражение состоит из нескольких сомножителей, то произведение не будет зависеть от порядка действий. Это позволяет нам вычислить данное выражение в любом порядке.

Не будем изобретать велосипед, а вычислим данное выражение слева направо в порядке следования сомножителей. Запись с модулями пропустим, чтобы не загромождать выражение

Первое действие:

Второе действие:

Третье действие:

Четвёртое действие:

Пример 11. Найти значение выражения

Вспоминаем закон умножения на ноль. Этот закон гласит, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю.

В нашем примере один из сомножителей равен нулю, поэтому не теряя времени отвечаем, что значение выражения равно нулю:

Пример 12. Найти значение выражения

Произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю.

В нашем примере один из сомножителей равен нулю, поэтому не теряя времени отвечаем, что значение выражения равно нулю:

Пример 13. Найти значение выражения

Согласно порядку действий, если в выражении присутствует сложение и умножение, то в первую очередь нужно выполнять умножение. Поэтому в получившемся новом выражении возьмём в скобки те дроби, которые должны быть перемножены. Так мы хорошо увидим, какие действия выполнить раньше, а какие позже:

Далее вычисляем выражение по действиям. Сначала вычислим выражения в скобках, и полученные результаты сложим

Первое действие:

Второе действие:

Третье действие:

Решение для данного примера можно записать значительно короче. Выглядеть оно будет следующим образом:

Видно, что данный пример можно было решить даже в уме. Поэтому следует развивать в себе навык анализа выражения до начала его решения. Вполне вероятно, что его можно решить в уме и сэкономить много времени и нервов. А на контрольных и экзаменах, как известно время очень дорого стоит.

Пример 14. Найти значение выражения −4,2 × 3,2

Это умножение рациональных чисел с разными знаками. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус

Обратите внимание, как перемножались модули рациональных чисел. В данном случае, чтобы перемножить модули рациональных чисел, потребовалось суметь перемножить десятичные дроби.

Пример 15. Найти значение выражения −0,15 × 4

Это умножение рациональных чисел с разными знаками. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус

Обратите внимание, как перемножались модули рациональных чисел. В данном случае, чтобы перемножить модули рациональных чисел, потребовалось суметь перемножить десятичную дробь и целое число.

Пример 16. Найти значение выражения −4,2 × (−7,5)

Это умножение отрицательных рациональных чисел. Перемножим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим плюс

Деление рациональных чисел

Деление рациональных чисел свóдится к умножению этих же чисел. Для этого первую дробь умножают на дробь, обратную второй. Затем применяются правила умножения рациональных чисел.

Получили умножение рациональных чисел с разными знаками. А как вычислять такие выражения мы уже знаем. Для этого нужно перемножить модули данных рациональных чисел и перед полученным ответом поставить минус.

Дорешаем данный пример до конца. Запись с модулями можно пропустить, чтобы не загромождать выражение

Подробное решение выглядит следующим образом:

Короткое решение можно записать так:

Пример 2. Выполнить деление 

Короткое решение можно записать так:

Пример 3. Выполнить деление

Получили умножение отрицательных рациональных чисел. Выполним данное умножение. Запись с модулями можно пропустить, чтобы не загромождать выражение:

Умнóжим первую дробь на число, обратное числу 4.

Умнóжим первую дробь на число, обратное числу −3

Пример 6. Найти значение выражение −14,4 : 1,8

Это деление рациональных чисел с разными знаками. Чтобы вычислить данное выражение, нужно модуль делимого разделить на модуль делителя и перед полученным ответом поставить минус

Обратите внимание, как модуль делимого был разделён на модуль делителя. В данном случае потребовалось суметь разделить десятичную дробь на другую десятичную дробь.

Если нет желания работать с десятичными дробями (а это бывает часто), то эти десятичные дроби можно перевести в смешанные числа, затем перевести эти смешанные числа в неправильные дроби, а затем заняться непосредственно делением.

Вычислим предыдущее выражение −14,4 : 1,8 этим способом. Переведём десятичные дроби в смешанные числа:

Теперь переведём полученные смешанные числа в неправильные дроби:

Пример 8. Найти значение выражения −7,2 : (−0,6)

Это деление отрицательных рациональных чисел. Чтобы выполнить данное деление, нужно первую дробь умножить на дробь обратную второй.

Перенесём в обеих дробях запятую на одну цифру вправо, получим деление −72:(−6)

Многоэтажные дроби

В первом случае знак деления представляет собой двоеточие и выражение записано в одну строку. Во втором случае деление дробей записано с помощью дробной черты. В результате получается дробь, которую в народе договорились называть многоэтажной.

При встрече с такими многоэтажными выражениями, нужно применять те же правила деления обыкновенных дробей. Первую дробь необходимо умножать на дробь, обратную второй.

Использовать в решении подобные дроби крайне неудобно, поэтому можно записать их в понятном виде, используя в качестве знака деления не дробную черту, а двоеточие.

После определения главной дробной черты можно без труда понять, где первая дробь и где вторая:

И далее можно воспользоваться методом деления дробей — умножить первую дробь на дробь, обратную второй.

Несмотря на то, что многоэтажные дроби неудобны в работе, сталкиваться мы с ними будем очень часто, особенно при изучении высшей математики.

Естественно, на перевод многоэтажной дроби в понятный вид уходит дополнительное время и место. Поэтому можно воспользоваться более быстрым методом. Данный метод удобен и на выходе позволяет получить готовое выражение, в котором первая дробь уже умножена на дробь, обратную второй.

Реализуется этот метод следующим образом:

Чтобы не допускать ошибок при использовании данного метода, можно руководствоваться следующим правилом:

С первого на четвёртый. Со второго на третий.

В правиле речь идет об этажах. Цифру с первого этажа нужно поднимать на четвертый этаж. А цифру со второго этажа нужно поднимать на третий этаж.

Итак, цифру находящуюся на первом этаже поднимаем на четвёртый этаж, а цифру находящуюся на втором этаже поднимаем на третий этаж

Здесь имеется только первый, второй и четвёртый этажи. Третий этаж отсутствует. Но мы не отходим от основной схемы: цифру с первого этажа поднимаем на четвёртый этаж. А поскольку третий этаж отсутствует, то цифру находящуюся на втором этаже оставляем, как есть

Здесь имеется только второй, третий и четвёртый этажи. Первый этаж отсутствует. Поскольку первый этаж отсутствует, подниматься на четвёртый этаж нечему, но зато мы можем поднять цифру со второго этажа на третий:

Использование переменных

Если выражение сложное и вам кажется, что оно запутает вас в процессе решения задачи, то часть выражения можно занести в переменную и далее работать с этой переменной.

Математики часто так и делают. Сложную задачу разбивают на более лёгкие подзадачи и решают их. Затем собирают решённые подзадачи в одно единое целое. Это творческий процесс и этому учатся годами, упорно тренируясь.

Использование переменных оправдано, при работе с многоэтажными дробями. Например:

Итак, имеется дробное выражение в числителе и в знаменателе котором дробные выражения. Другими словами, перед нами снова многоэтажная дробь, которую мы так не любим.

Но в математике в подобном случае переменным принято давать название из больших латинских букв. Давайте не будем нарушать эту традицию, и обозначим первое выражение через большую латинскую букву A

Найдём значение переменной A

Найдём значение переменной B

Мы получили многоэтажную дробь в которой можно воспользоваться схемой «с первого на четвёртый, со второго на третий», то есть цифру находящуюся на первом этаже поднять на четвёртый этаж, а цифру находящуюся на втором этаже поднять на третий этаж. Дальнейшее вычисление не составит особого труда:

Конечно, мы рассмотрели простейший пример, но нашей целью было узнать, как можно использовать переменные для облегчения себе задачи, чтобы свести к минимуму допущение ошибок.

Отметим также, что решение для данного примера можно записать не применяя переменные. Выглядеть оно будет как

Это решение более быстрое и короткое и в данном случае его целесообразнее так и записать, но если выражение окажется сложным, состоящим из нескольких параметров, скобок, корней и степеней, то желательно вычислять его в несколько этапов, занося часть его выражений в переменные.

Просмотр содержимого документа
«Умножение и деление рациональных чисел»

Обобщающий урок по теме  «Умножение и деление чисел с разными знаками»   Учитель математики: Ковалёв Сергей Дмитриевич ГБОУ школы № 258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербурга

Обобщающий урок по теме «Умножение и деление чисел с разными знаками»

Учитель математики: Ковалёв Сергей Дмитриевич

ГБОУ школы № 258 с углубленным изучением физики и химии

Колпинского района Санкт-Петербурга

С какими понятиями мы работали на предыдущих уроках? Вычислите устно:

С какими понятиями мы работали на предыдущих уроках?

Вычислите устно:

Блиц-опрос по теории Что такое рациональное число? Приведите примеры. Как умножить два числа с разными знаками? Как умножить два отрицательных числа? Как разделить отрицательное число на положительное? Как выполнить деление двух отрицательных чисел? Каким будет знак произведения, если используется чётное/нечётное количество отрицательных слагаемых? Периодическая дробь это какая? Приведите пример. Любое ли рациональное число можно представить в виде дроби? Почему?

Блиц-опрос по теории

  • Что такое рациональное число? Приведите примеры.
  • Как умножить два числа с разными знаками?
  • Как умножить два отрицательных числа?
  • Как разделить отрицательное число на положительное?
  • Как выполнить деление двух отрицательных чисел?
  • Каким будет знак произведения, если используется чётное/нечётное количество отрицательных слагаемых?
  • Периодическая дробь это какая? Приведите пример.
  • Любое ли рациональное число можно представить в виде дроби? Почему?

Найдите ошибки и исправьте их: -4 · (-5) = -20 0,5 · (-2) = 1 -7 · 2 = -9 -3 · 3 = 0 -2,5 · 4 = -100 -6 · 0,9 = 5,4 (-2) 3 = 8 (-1) 16 = -1

Найдите ошибки и исправьте их:

  • -4 · (-5) = -20
  • 0,5 · (-2) = 1
  • -7 · 2 = -9
  • -3 · 3 = 0
  • -2,5 · 4 = -100
  • -6 · 0,9 = 5,4
  • (-2) 3 = 8
  • (-1) 16 = -1
Решите примеры и составь слово   а   1,6•( –4,5) = с (─2)•(–6)−(−8) :4= р   – 1 •1  = а (–3)•8 – 6 : (─3)= х 1 : ( – 3) = к − 50:10 +8•(–4 +9)= Б − 433,62 : (─ 5,4) = а –8•(3 – 9) – 15: (─ 10) =    Ответ: Бхаскара

Решите примеры и составь слово

  •  
  • а 1,6•( –4,5) = с (─2)•(–6)−(−8) :4=
  • р – 1 •1 = а (–3)•8 – 6 : (─3)=
  • х 1 : ( – 3) = к − 50:10 +8•(–4 +9)=
  • Б − 433,62 : (─ 5,4) = а –8•(3 – 9) – 15: (─ 10) =
  • Ответ: Бхаскара
Физкультминутка

Физкультминутка

1.Решите наиболее удобным способом ─ 2• 12 • (─50) •6 = • (─0,54) - 1,56 • = 2. Выразите числа и 2 в виде приближённого значения десятичной дроби до сотых. 3. Представьте в виде ( где х –целое число, а у – натуральное) следующие числа: 3; 2; 0,15; ─ 2,5; ─3 4. Решите уравнения: а) (─ 4)•( ─ 1) •(2х ─ 8) = 0 б) ( 6х -9)(4х+0,4)=0 в) (– 4х– 3)(3х+0,6)=0 5.*Вычислите:  
  • 1.Решите наиболее удобным способом
  • ─ 2• 12 • (─50) •6 =
  • • (─0,54) - 1,56 • =
  • 2. Выразите числа и 2 в виде приближённого значения десятичной дроби до сотых.
  • 3. Представьте в виде ( где х –целое число, а у – натуральное) следующие числа: 3; 2; 0,15; ─ 2,5; ─3
  • 4. Решите уравнения:
  • а) (─ 4)•( ─ 1) •(2х ─ 8) = 0
  • б) ( 6х -9)(4х+0,4)=0
  • в) (– 4х– 3)(3х+0,6)=0
  • 5.*Вычислите:
  •  
Домашнее задание: 1. Подготовиться к контрольной работе. 2. Решить задания

Домашнее задание:

  • 1. Подготовиться к контрольной работе.
  • 2. Решить задания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!