СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географические исследования

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любознательность порождала стремление узнать, что находится за холмом, рекой, лесом. Открывшийся мир запечатлевался в сознании человека и знания об окружающем мире, необходимые для выживания человека, передавались из поколения в поколение.

Затем появилась письменность. Люди стали записывать, зарисовывать, что видели и слышали, научились схематически изображать местность на бумаге. Так постепенно накапливались знания о Земле. Только изучив их историю, можно представить все опасности и трудности, с которыми сталкивались первооткрыватели.

Их пример вдохновляет современников на новые исследования ещё не открытых богатств Земли, на бережное отношение к тому, чем мы пользуемся каждый день.

Сегодня на уроке мы узнаем как в древности люди представляли себе форму Земли, как выглядит карта Эратосфена.

Просмотр содержимого документа
«Географические исследования»

Урок 2. Географические исследования

Цель: Сформировать у обучающихся представление об истории познания Земли, научить анализировать первые исторические карты и глобус.

Ход урока:

  1. Орг момент.

  2. Проверка домашнего задания § 1. Задание №1-3.

3. Мотивация учебной деятельности.

Любознательность!!! С неё всё началось. Ничто не мешает нам предположить, что среди первых вопросов, которые задавал себе первобытный человек были вопросы об окружающем мире.

Любознательность порождала стремление узнать, что находится за холмом, рекой, лесом. Открывшийся мир запечатлевался в сознании человека и знания об окружающем мире, необходимые для выживания человека, передавались из поколения в поколение.

Затем появилась письменность. Люди стали записывать, зарисовывать, что видели и слышали, научились схематически изображать местность на бумаге. Так постепенно накапливались знания о Земле. Только изучив их историю, можно представить все опасности и трудности, с которыми сталкивались первооткрыватели.

Их пример вдохновляет современников на новые исследования ещё не открытых богатств Земли, на бережное отношение к тому, чем мы пользуемся каждый день.

Сегодня на уроке мы узнаем как в древности люди представляли себе форму Земли, как выглядит карта Эратосфена.

4. Изучение нового материала.

Знания о природе Земли были необходимы людям. Они познавали окружающий мир для того, чтобы собирать плоды, ловить рыбу, охотится. Первобытные люди пытались расширить обжитые территории за счёт отдалённых земель. Так они осваивали территории. Местность они изображали в виде насечек на стенах пещер, коре деревьев, костях животных. Так передавалась информация об охотничьих угодьях, ловушках последующим поколениям.

Так Ис­то­рия гео­гра­фи­че­ских идей на­счи­ты­ва­ет несколь­ко ты­ся­че­ле­тий. Ее невоз­мож­но от­де­лить от ис­то­рии че­ло­ве­че­ства. Пер­во­быт­ные люди по­лу­ча­ли гео­гра­фи­че­скую ин­фор­ма­цию во время охоты, со­би­ра­тель­ства, по­се­щая со­сед­ние со своим про­жи­ва­ни­ем тер­ри­то­рии.

Высекая символические предметы окружающей среды человек создавал схематические чертежи местности - их считают древнейшими картами.

Чтобы отличить новые реки, горы, леса от уже известных люди давали им название, они передавались устно из поколения в поколение. Так передавался первый географический опыт.

А) Какую форму имеет Земля.

Этот вопрос возникал у всех народов. Но все представляли землю по- разному. Жителям равнин она казалась ровной, жителям гор в виде горы.

В Древней Индии считали, что земля – это полусфера, она покоится на трёх слонах, слоны на черепахе.

В Древней Греции земли представляли в виде диска, который напоминает щит воина. Наиболее распространённое было мнение о том, что земля плоская

Б) Кто совершил самые древние плавание. Имена первых путешественников история не сохранила. Расширяя рамки разведанных земель люди наталкивались на водные просторы и пытались преодолеть их. Корабль изобрели шесть тысяч лет назад. Древние географические открытия совершили жители Древней Греции. Они плавали на гребных и парусных судах, не только вдоль берегов, но и в открытом море, могли ориентироваться по солнцу и Полярной звезде.

Греки основали множество колоний по берегам Средиземного, Черного и Азовского морей об окружающем мире расширялось.

Це­ле­на­прав­лен­ное и си­сте­ма­ти­че­ское изу­че­ние окру­жа­ю­щей при­ро­ды и вза­и­мо­дей­ствия с ней че­ло­ве­ка вос­хо­дит ко вре­ме­ни за­рож­де­ния на­уч­ной мысли. Ев­ро­пей­ская наука берет свое на­ча­ло в тру­дах ан­тич­ных мыс­ли­те­лей, од­на­ко ее корни идут еще глуб­же – в Древ­ний Еги­пет и Ме­со­по­та­мию. В «ко­лы­бе­ли» наук – Егип­те – впер­вые воз­ник­ли ме­то­ды (спо­со­бы, при­е­мы) по­зна­ния мира: на­блю­де­ние, из­ме­ре­ние, обоб­ще­ние. Егип­тяне умели опре­де­лять линию ме­ри­ди­а­на (на­прав­ле­ние север – юг), они изоб­ре­ли пись­мен­ность, об­ла­да­ли ма­те­ма­ти­че­ски­ми, аст­ро­но­ми­че­ски­ми и дру­ги­ми зна­ни­я­ми. Самые пер­вые из из­вест­ных нам карт были со­зда­ны в Шу­ме­ре около 2700 г. до н. э.

Су­ще­ствен­но об­лег­чи­ло изу­че­ние новых тер­ри­то­рий изоб­ре­те­ние ком­па­са. Ком­пас – устрой­ство, об­лег­ча­ю­щее ори­ен­ти­ро­ва­ние на мест­но­сти. Пред­по­ло­жи­тель­но, ком­пас был изоб­ре­тен в Китае около 900-1000 лет назад.

Во­ен­ные по­хо­ды, тор­гов­ля и пу­те­ше­ствия в ци­ви­ли­за­ци­ях Древ­не­го мира рас­ши­ря­ли кру­го­зор че­ло­ве­ка. Но все же кру­го­зор этот охва­ты­вал от­дель­ные ре­ги­о­ны Земли, т.е. он был ре­ги­о­наль­ным.

Раз­ви­тие тор­гов­ли и мо­ре­пла­ва­ния в да­ле­кие вре­ме­на было невоз­мож­но без спе­ци­аль­ных (гео­гра­фи­че­ских) зна­ний об окру­жа­ю­щих зем­лях и на­ро­дах. По­треб­ность в этих зна­ни­ях удо­вле­тво­ря­ли так на­зы­ва­е­мые ло­го­гра­фы. Они де­ла­ли опи­са­ния бе­ре­гов (пе­ри­п­лы) и стран (пе­ри­гё­зы). Пер­вым на­уч­ным при­е­мом, с по­мо­щью ко­то­ро­го че­ло­век по­зна­вал окру­жа­ю­щий мир, был опи­са­тель­ный метод. Люди по-раз­но­му пы­та­лись изоб­ра­зить по­верх­ность Земли и саму пла­не­ту.

Ги­по­те­за о том, что земля имеет круг­лую форму, была вы­дви­ну­та еще древ­не­гре­че­ским фи­ло­со­фом Ари­сто­те­лем: он на­блю­дал за дви­же­ни­я­ми Луны и Солн­ца в те­че­ние суток, что поз­во­ли­ло ему сде­лать по­доб­ный вер­ный вывод. В Сред­ние века ша­ро­об­раз­ность земли была об­ще­на­уч­ным фак­том.

В 4 в до н. э великий учёный античного мира Аристотель пришёл к выводу о шарообразности Земли.

Позже на ос­но­ве его тру­дов гре­че­ско­му уче­но­му Пто­ле­мею уда­лось сде­лать пер­вые со­вер­шен­ные карты. Более 2000 лет назад уче­ные опре­де­ли­ли, что Земля имеет форму шара (сферы).

Зна­чи­тель­ный вклад в раз­ви­тие гео­гра­фи­че­ских зна­ний сде­лал древ­не­гре­че­ский ма­те­ма­тик Эра­то­сфен. Ему пер­во­му уда­лось раз­ра­бо­тать си­сте­му ме­ри­ди­ан и па­рал­ле­лей и опре­де­лить раз­ме­ры пла­не­ты. В срав­ни­тель­но боль­ших от­рыв­ках дошло до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни со­чи­не­ние Эра­то­сфе­на о гео­гра­фии. Кроме того, на ос­но­ве своих на­блю­де­ний и рас­че­тов Эра­то­сфен со­здал карту по­верх­но­сти Земли.

В по­сле­ду­ю­щее время также было со­зда­но много гео­гра­фи­че­ских карт по мере от­кры­тия новых тер­ри­то­рий. Ко­неч­но, эти карты были да­ле­ки от иде­а­ла, но все равно имели огром­ное зна­че­ние и яв­ля­лись по­ка­за­те­лем про­грес­са гео­гра­фи­че­ских зна­ний.

Древнегреческий учёный Эратосфен ( 3 -2 в. до н. э. ) впервые употребил термин «географика», он сумел высчитать размеры Земли и составить одну из первых карт.

Древнегреческий учёный Птолемей (1-2 в. в) составил более совершенную карту мира.

5. Закрепление

1. Как люди представляли Землю в древности ?

6. Итог урока

7. Д. з. Прочитать параграф, и ответить на вопросы в конце параграфа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!