Конспект урока по формированию естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира
Вводная часть
МБОУ «Ужурская СОШ № 1 им. ГСС А.К. Харченко».
Мигунова Ирина Владимировна, учитель начальных классов.
Тема учебного урока: «Что такое погода?».
Тип учебного урока: ОНЗ
Класс: 2.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Этапы представленные в общей структуре урока в видеофрагменте:
1) мотивации (самоопределения к деятельности);
2) построение проекта выхода из затруднения;
3) реализация построенного проекта.
Цель урока: создание условий для формирования знаний о понятии погоды и элементов погоды в разное время года.
Задачи урока:
-узнать определение понятия погода;
-узнать элементы погоды в разное время года.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
-называют понятие погода;
-называют элементы погоды в разное время года;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-формулируют цель учебной деятельности;
-определяют наиболее эффективные способы достижения результата;
-оценивают свои достижения.
Познавательные:
-извлекают информацию из иллюстраций;
-воспроизводят и применяют изученный материал.
Коммуникативные:
-применяют правила групповой работы;
-слушают собеседника и ведут диалог.
Личностные результаты:
-применяют способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.
Технологии: смешанное обучение (модель: «Перевернутый класс»)
Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковый.
Приемы: беседа, объяснение, рассказ, ИКТ (презентация), показ.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы: проектор, интерактивная доска, учебник по окружающему миру 2 класс (А.А. Плешаков), карточки для групповой работы, карточки для оценки групповой работы, сигнальные карточки, презентация.
Инструмент оценивания: проект, критерии оценки работы в группе.
Основная часть
Модель «Перевернутый класс» предполагает выполнение домашнего задания по предстоящему уроку. Домашнее задание для обучающихся было: просмотр видеоролика «Что такое погода, явления погоды»: https://www.youtube.com/watch?v=57pkGABeDPU Развитие урока может пройти по трем сценариям. 1 сценарий, когда большинство обучающихся выполнили домашнее задание. 2 сценарий, когда обучающиеся выполнили задание 50/50. 3 сценарий, когда большинство обучающихся не выполнили домашнее задание. Представленный ниже урока развивается по первому сценарию. Обучающиеся заранее были разделены на группы по цветовым индикаторам - красная группа – лето, желтая -осень, голубая - зима, зеленая – весна. |
№ п/п | Этап урока | Методы/ Приемы | Формы | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1 | Мотивации (самоопределения к деятельности) | Словесные: беседа. Наглядные: ИКТ. | Фронтальная | Ребята, дома вы смотрели видео. А о чем было это видео поможет нам вспомнить ребус. На слайде представлен ребус: Ребята, давайте попробуем разгадать ребус. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке окружающего мира. Какую цель мы можем поставить на урок? | Ответ: погода. Ответ: о погоде Узнать, что такое погода. |
2 | Построение проекта выхода из затруднения | Словесные: беседа, рассказ. Наглядные: ИКТ. | Фронтальная | Какай первый вопрос, на который мы должны ответить? Что такое погода? Это первый вопрос, на который мы должны ответить. Гном «Ветерок» отправился к своему другу «Тучке» в гости. И спрашивает у нас «Какая сегодня погода?». Для чего он нас об этом спрашивает? Как вы, собираясь в школу, узнаете о погоде? Кто скажет, сколько времен года? Какие это времена года? Скажите разная погода в эти времена года? Какой второй вопрос, на который мы должны ответить? Это второй вопрос, на который мы должны ответить? | Что такое погода? Что бы знать, как ему одеться. Возможные варианты ответов: говорит мама, смотрю на улицу… Ответ: 4. Зима, весна, лето, осень. Да. Какая погода летом, осенью, весной, зимой? |
3 | Реализация построенного проекта | Словесные: беседа. Наглядные: ИКТ. Словесные: работа с книгой. Наглядные: ИКТ. Проблемно-поисковый. Словесные: беседа. Наглядные: показ. Словесные: рассказ. Наглядные: показ. Словесные: объяснение. Наглядные: ИКТ. Словесные: беседа. | Фронтальная Индивидуальная Групповая Фронтальная | Слайд: Какими словами нельзя охарактеризовать погоду? У нас с вами стались слова: (слайд) Откройте учебник на стр. 21 и прочитайте: «Что такое погода?». Запишите в листках индивидуального продвижения. Что такое погода? Ответили на первый вопрос? Красная группа – лето, желтая -осень, голубая - зима, зеленая – весна. Перед началом работы повторим правила работы в группе. У вас на столах конверт с одинаковым набором картинок. Определите только те, которые подходят вам и приклейте на лист. Задание: определите элементы погоды и примерную температуру в определенное время года. Время на выполнение работы 2-3 минуты. Представление работы группы. Ребята ответили мы на второй вопрос? Скажите что такое погода? Какая погода летом, осенью, зимой, весной? Кто сегодня за работу в группе поставит себе «5», «4», «3» ,«2» и почему? | Ответы: короткая, маленькая, широкая, большая, узкая. Ответ: да. Это совокупность температуры, осадков, ветра, облачности. Группы: зеленая, голубая, желтая и красная. Работать вместе, не ссорится, помогать друг другу, говорить тихо… Работают в группах. Выходят представители и рассказывают об элементах погоды в свое время года. Да. Рассказывают о своих отметках. |
Рефлексивная часть
Представленный фрагмент урока был направлен на формирование естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира во 2 классе.
Созданная учебная ситуация формирует один из элементов естественнонаучной грамотности понятия погоды и ее составляющих.
Обучающиеся должны знать, что погода состоит из температуры воздуха, ветра, облачности и осадков. Первое задание было направленно на актуализацию знаний, первичное знание обучающиеся получили вне аудитории, подтверждение которому они нашли в учебнике окружающего мира.
Групповая работа была направлена на закрепление составляющих погоды с опорой на жизненные ситуации. Например, какую одежду мы носим в разное время года и чем занимаемся.
Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность успешно продолжить обучение в старшей школе. Поэтому обучающиеся второго класса находятся только на первом этапе формирования естественнонаучной грамотности.