СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии. Раскрытие творческого потенциала.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педсовете из опыта работы. На мой взгляд, главная цель образования состоит не только в том, чтобы дать знания, умения, навыки, а научить детей лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней и быть способными найти своё индивидуальное место. Главную же свою учительскую и человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, интеллектуальной, творческой и ответственной личностью, умеющей найти своё место в современном мире. А это можно сделать, воспитывая душу ребёнка через родной язык, культуру, литературу, музыку, живопись, поэзию, творчество. Чем больше ребёнок развивается через творчество, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии. Раскрытие творческого потенциала.»

Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытии творческого потенциала.

Много в пространстве невидимых

форм и неслышимых звуков,

Много чудесных в нём есть сочетаний

и слова и света,

Но передаст их лишь тот, кто умеет

и видеть и слышать.

Алексей Толстой.

Развитие любого государства немыслимо без развития творческого, нравственного и интеллектуального потенциала его граждан, роста их активности и инициативности. Будущее общества за людьми образованными, владеющими опытом и практическими методами позитивных преобразований. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой. Учащиеся с повышенной мотивацией к предметам всегда являются двигателем прогресса.

Душа человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и в школе.

О необходимости духовного воспитания, физического развития и совершенствования личности с яркой очевидностью говорят наши дни. В наше непростое время человечество строит свои законы на насилии и несправедливости, когда попираются права людей, унижается их человеческое достоинство. Именно в такой атмосфере живут и воспитываются наши дети. И на сегодняшний день нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир, если мы, учителя, не будем искать новые формы обучения и воспитания, духовные по своей сути.

На мой взгляд, главная цель образования состоит не только в том, чтобы дать знания, умения, навыки, а научить детей лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней и быть способными найти своё индивидуальное место. Главную же свою учительскую и человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, интеллектуальной, творческой и ответственной личностью, умеющей найти своё место в современном мире. А это можно сделать, воспитывая душу ребёнка через родной язык, культуру, литературу, музыку, живопись, поэзию, творчество. Чем больше ребёнок развивается через творчество, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Надо помнить, что большинство детей талантливы, творческими способностями наделён каждый. Творчеству во всём, как любой деятельности, можно учиться. Главное – это развитие личности ребёнка через саморазвитие и самосовершенствование.

Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребёнка чуть-чуть приоткрыться – и она уже отзывается стихами, сказками, рассказами, рисунками и т. д. Творческое проявление ученика – явление индивидуальное. Задача педагога – обеспечить условия для творчества каждого из воспитанников. Забота о таланте начинается для всякого педагога с поиска его у ученика, затем идёт процесс «выращивания», ухода за ним, что даёт возможность созреть и раскрыться неповторимому цветку. Педагог не должен «заглушить» его своей взрослой активностью, своим представлением, своим развитием.

И мы педагоги задаемся вопросами: почему один ребёнок учится с радостью, творит, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы обучение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе, раскрывая свои потенциалы. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к обучению. (с раннего возраста формировать)

Мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Тысячекратно цитируется, применительно к школе, древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Надо изменить сущность учебно-воспитательного процесса, актуализируя проблему развития самостоятельной творческой личности, выявления и раскрытия ее творческого потенциала. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности.

Основными психологическими условиями развития творческого потенциала школьника на мой взгляд являются:

а) трансформация когнитивного содержания стоящей перед ним проблемы в эмоциональное;

б) безоценочное принятие и поддержка эмоциональных проявлений учащихся, создание в контактах с ними атмосферы психологической безопасности;

в) использование проблемности, диалогичности, индивидуализации во взаимодействии с детьми.

Целенаправленная работа по развитию творческого потенциала учащихся с соблюдением перечисленных условий приводит к повышению у них уровня развития творческого мышления, интеллектуального развития, самооценки, творческих проявлений в различных областях жизнедеятельности, возрастает самоуважение и чувство собственного достоинства.

Ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса, иногда и с детского сада.

В разные возрастные периоды развитие творческого потенциала школьников приводит к специфическим психологическим образованиям:

В младшем школьном возрасте - усиление ответственности детей за своё поведение и свобода общения;

В подростковом школьном возрасте – развитие коммуникативных умений и навыков, умения ставить и решать проблемы;

В старшем школьном возрасте – повышение личностной зрелости и самостоятельности учащихся.

Поддержка эмоциональных состояний и реакций человека выступает в качестве универсального механизма развития его творческого потенциала.

Готовясь к выступлению, я изучила достаточное количество литературы, где разные авторы определяют способность к творчеству по-разному. При всех различиях определений в них есть нечто общее: способность к творчеству определяется как способность создавать нечто новое, оригинальное.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи.

На мой взгляд, основные атрибуты творчества – умение воспринимать и воплощать воспринятое. Не сразу приходит успех, но к нему надо стремиться, проявляя трудолюбие.

А успех – это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом. Уинстон Черчилль

Готовясь к выступлению, я изучила много интересного и полезного материала, среди которого мне очень понравилась статья В.И. Андреевой в интернат ресурсах, психолога московской школы №195. «Сто идей для развития творческого потенциала учащихся». Я не буду вам зачитывать все сто идей, но наиболее мне понравившиеся хочу предложить прослушать:

  1. Учитывайте индивидуальные различия детей, давайте глубокую оценку уникальным чертам характера каждой личности, её сильным и слабым сторонам.

  2. По отношению к каждому ученику определите и используйте те мотивы, которые наиболее полно соответствуют его желаниям и стремлениям.

  3. Делайте всё возможное, чтобы стимулировать в ваших учащихся ответственность, самостоятельность и зрелость.

  4. Обеспечивайте детей стимулирующей работой, которая вызовет чувство персонального роста. Это самые сильные побуждающие мотивы.

  5. Обеспечьте детей такими проектами и задачами, которые вызывают чувство полноты и завершённости.

  6. Предоставьте возможность оспаривания идей, «приподняв» уровень поставленных задач и проектов немного выше известных способностей учащихся.

  7. Обеспечьте наличие таких форм и методов распределения заданий, которые дали бы учащимся возможность понять, что чувство удовлетворения, которое они испытывали в прошлом, повторится и послужит трамплином для нового взлёта.

  8. Сосредотачивайте потенциал и навыки не на ролях, а на целях. Чрезмерная озабоченность распределением ролей подрывает творчество.

  9. Создайте атмосферу свободного потока знаний, которая способствует работе над проектом по наиболее творческому пути.

  10. Стимулируйте и мотивируйте возвращение учеников снова и снова к одной и той же задаче до тех пор, пока не произойдёт творческий «прорыв».

  11. Устанавливайте высокие, но разумные стандарты требований, зная, что даже самые возвышенные идеи на деле должны согласовываться с реальными возможностями учащихся. Устанавливая изначально высокие цели, вы увеличиваете шансы некоторых из учащихся прийти к открытию.

  12. Внушите такое отношение к делу, которое предполагает наличие высокого качества на каждой стадии проекта.

  13. Активно поощряйте детей, обладающих особым творческим талантом и способностями.

  14. Вначале определите проблему широко, допуская максимум творческого мышления. Общие определения предотвращают потерю потенциально новаторских решений. Поощряйте свободные подходы к решению проблемы. В течение некоторого времени проявляйте терпимость по отношению к путанице, сложностям и даже беспорядку.

  15. Выделяйте время для развития и созревания идей.

  16. Оберегайте учащихся от чрезмерного привлечения к срочным работам.

  17. Убедитесь, что ученики, подающие большие надежды, не увязают в конкретных задачах в течение всего дня. Творческие люди нуждаются во времени на обдумывание.

  18. Давайте детям полный простор в игре воображения и поощряйте откровенность. Полный простор в мышлении, ощущениях и представлениях поощряет творчество, доброжелательное отношение к исследованию и эксперименту, способствует появлению творческого мастерства.

  19. Приучайте себя и других реагировать на предлагаемую идею не отрицательно, а положительно.

  20. Развивайте терпимость к неудачам.

  21. Обеспечьте безопасную атмосферу по отношению к неудачам. Вознаграждайте успех и игнорируйте неудачи, насколько это возможно.

  22. Поступайте таким образом, чтобы дети поняли, что в случае неприятия их идей, их деятельность не была бесполезной.

  23. Учитесь на ошибках.

  24. Поддерживайте все творческие начинания.

  25. Помогайте детям развивать уверенность в себе, делая всё, что в ваших силах, чтобы уменьшить их страх, сдержанность и настороженность.

  26. Будьте дружески настроенным человеком, имеющим высокие личные стандарты и целостность натуры. Искренне прислушивайтесь к своим ученикам, грустите и радуйтесь вместе с ними.

  27. Поощряйте и развивайте инициативу.

  28. Постоянно убеждайтесь, что ученики знают, каким образом их личный вклад способствует достижению их общих целей.

  29. Не допускайте обезличивания при оценке достижений. Делайте ударение на степени важности достижений конкретного ученика, а не группы или класса.

  30. Приветствуйте и поощряйте различие в идеях и мнениях.

  31. Улучшайте свои собственные творческие способности, что поможет вам лучше оценивать творческие способности других.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна, на мой взгляд, из основных задач современной школы. Этого необходимо добиваться любыми способами обучения. Как бы сегодня не называли технологии обучения, ни придумывали новые термины в педагогической науке, необходимо помнить одно: «Используй всё, что приемлемо из огромного опыта человечества в области педагогики, но не навреди».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!