СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие предпринимательских навыков обучающихся

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС СПО определяет в качестве планируемых результатов освоения выпускниками образовательной программы компетенции как способности успешно действовать на основе практического опыта, умений, знаний при решении задач профессиональной деятельности. Вместе с тем, в стандарте определяется необходимость формирования «специальных требований» обеспечивающих профессиональную успешность выпускников к которым можно отнести предпринимательские компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие предпринимательских навыков обучающихся»



Т. Е. Елфимова, преподаватель экономических дисциплин

ЧПОУ «Нижегородский экономико-технологический колледж»,

город Арзамас



ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ БИЗНЕС-ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОГО МОДУЛЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ КООПЕРАТИВНОГО ДЕЛА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»



Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования определяет в качестве планируемых результатов освоения выпускниками образовательной программы компетенции как способности успешно действовать на основе практического опыта, умений, знаний при решении задач профессиональной деятельности. Вместе с тем, в стандарте определяется необходимость формирования «специальных требований» обеспечивающих профессиональную успешность выпускников к которым можно отнести предпринимательские компетенции.

На современном этапе развития общества  особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, которая самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения, может быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Вместе с тем        практика показывает, что большинство работодателей  не устраивает неадаптированность специалистов-выпускников учреждений среднего  профессионального образования к конкретным рабочим местам, а также недостаточность объемов практической составляющей программ.  Это актуализирует проблему подготовки студента с учетом современных требований работодателей к  специалисту системы потребительской кооперации. Решение этой проблемы -  внедрение отраслевого модуля «Организация кооперативного дела и предпринимательства» в образовательный процесс учебных заведений потребительской кооперации. 

В целях повышения качества предпринимательского кооперативного образования в соответствии с постановлением Совета Центросоюза РФ от 05.03.2013 «О подготовке кадров в организациях потребительской кооперации» Управлением образования и инноваций принято решение приступить к освоению отраслевого модуля «Организация кооперативного дела и предпринимательства» в учебных заведениях потребительской кооперации с 1 января 2014 года. Для успешной реализации отраслевого модуля  учебные заведения потребительской кооперации нуждаются в использовании современных методов и подходов в обучении, позволяющих формировать и развивать предпринимательские компетенции.

В диалоге с работодателями был сформирован набор профессиональных компетенций, востребованных в сфере малого бизнеса и потребительской кооперации. Программа кооперативного модуля разработана для студентов 2 и 3 курсов с учетом логистики реализации предпринимательского обучения в деятельностной технологии, утвержденной Цетросоюзом РФ.

Значение профессионального модуля «Организация кооперативного дела и предпринимательства» заключается в том, что он:

  • обеспечивает устойчивое развитие предпринимательских компетенций, умений, качеств и ценностей применяя которые, выпускники колледжа смогут эффективно трудиться на предприятиях малого, среднего бизнеса и потребительской кооперации;

  • позволяет обучающимся рассматривать кооперативное дело как альтернативу в выборе профессиональной деятельности;

  • укрепляет связь образовательных учреждений с кооперативными организациями;

  • способствует укреплению и развитию кооперативной системы и кооперативных ценностей.

Отраслевой модуль состоит из МДК, учебной практики, производственной практики, квалификационного экзамена. Ему соответствуют следующие профессиональные компетенции:

  1. Формировать предпринимательские идеи и определять цели деятельности кооперативного дела.

  2. Применять методы исследования потребительского рынка с целью обоснования целесообразности деятельности.

  3. Планировать процесс создания кооперативного дела для малого и среднего бизнеса.

  4. Осуществлять процедуру юридического оформления создаваемого кооперативного дела.

  5. Осуществлять организацию и управление предпринимательской

деятельностью.

Особенностями освоения кооперативного модуля являются: деятельностная технология; максимальное погружение в практическую деятельность; рассредоточенная предпринимательская практика (учебная и производственная); организация и проведение занятий в рабочей среде (бизнес–инкубатор, профполигоны, учебные потребительские общества); работа в проектных группах, коллективная творческая деятельность; проведение предпринимательских игр в формате он-лайн (синхронно) для учебных заведений потребительской кооперации.

Междисциплинарный курс модуля реализуется по следующим принципам: прикладной «заточенности» теории под задачи заказчика, преподавание базовых тем и ведение практик лидерами потребительской кооперации и предпринимательства, деятельностный прикладной характер образовательного процесса.

Учебная практика по модулю организуется на базе бизнес-школы колледжа, где отрабатываются предпринимательские умения и навыки обучающихся. Преподаватель-руководитель практики выступает в роли тренера. Работники потребительской кооперации привлекаются в качестве: заказчиков проектов, консультантов, экспертов. Производственная практика по профилю специальности проводится в действующих предпринимательских структурах, в кооперативных организациях на рабочих местах.

Целью педагогической деятельности является создание условий для формирования и развития предпринимательских навыков обучающихся посредством бизнес-проектирования в рамках реализации отраслевого модуля «Организация кооперативного дела и предпринимательства».

Задачи педагогической деятельности:

1. Использовать метод проектов для развития познавательной активности, творческой самостоятельности студентов, повышения мотивации к обучению и формирования предпринимательских навыков на занятиях отраслевого модуля;

2. Приблизить практические занятия к реальным условиям профессиональной деятельности;

3. Привлекать работодателей и предпринимателей к образовательному процессу при реализации отраслевого модуля;

4. Организовать деятельность обучающихся по разработке бизнес-проектов).

Исходя из поставленных цели и задач вытекает ведущая педагогическая идея - включение студентов в проектную деятельность на занятиях отраслевого модуля посредством бизнес-проектирования для формирования и развития предпринимательских навыков обучающихся, таких как умение использовать возможности, инициатива, владение и использование информации, ответственность за обязательства, развитие деловых контактов, стремление к самосовершенствованию, ориентация в профессиональной сфере, работоспособность и трудолюбие, самоорганизация, осознание собственных возможностей, креативность и нестандартное мышление, лидерство, умение работать в команде, разрешение проблемных ситуаций.

Отраслевой модуль реализуется в колледже с января 2014 года на специальностях «Коммерция», «Финансы», «Право и организация социального обеспечения». Для успешной реализации профессионального модуля в образовательном процессе разработано комплексно-методическое обеспечение модуля. 

Отраслевой модуль  предоставляет возможность для развития творческого потенциала и самостоятельности студентов. Основным видом творческой деятельности студентов является разработка  собственного бизнес-проекта. Этому способствует проектная методика как одна из форм учебной деятельности, способная сделать учебный процесс для студентов личностно значимым, где они смогут полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, креативность, активность, самостоятельность.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [3].

Идея использования проектов в обучении зародилась в начале 20 века. Дж.Дьюи предложил модель новой школы – «школы активности», «школы труда». По мнению Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать в ходе исследования проблем, проведения опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. Его ученик и последователь американский педагог Уильям Килпатрик вводит проектную деятельность в обучение. В России в своей педагогической деятельности проекты использовали Шацкий С.Т., Щедровицкий Г. П. (разработал понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности), Кузьмина Н. В. (выделила проектировочный компонент в структуре деятельности педагога), Ильин Г. Л. (вводит в научный оборот такие категории, как «Проективное образование», «проективное мышление»), Колесникова И. А. (учебное пособие «педагогическое проектирование») и другие.

Использование на учебных занятиях метода проектов,  создает устойчивую положительную мотивацию, дает возможность организовать деятельность в интересной для студентов форме, направляя их на достижение значимого для них результата и  т.п. 

Для реализации бизнес-проекта студент должен владеть навыками   поиска и обоснования предпринимательской идеи, определения целей деятельности, исследования рынка, маркетингового продвижения продуктов, услуг, бизнеса, обеспечения эффективности бизнеса и управления собственным делом. Результатом освоения кооперативного модуля является разработка бизнес-проекта, который включает следующие элементы: презентация бизнес-проекта в формате power point; сам продукт или его фотография, прайс-лист услуги; комплект документов на открытие собственного бизнеса; обоснованный бизнес – план с отзывом эксперта;  отчет о выполнении задач (по результатам предпринимательских игр) и перспективы развития бизнеса. 

Метод проектов, способствуя более прочному усвоению знаний, формированию и развитию предпринимательских навыков будущего специалиста, охватывает не только урочную, но и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность студентов организуется на базе бизнес-школы колледжа, которая является структурным подразделением Центра развития студенческого предпринимательства – это структурное подразделение Нижегородского экономико-технологического колледжа занимающееся поддержкой стартап-проектов студентов на всех этапах развития: от разработки идеи до её реализации.

Основные задачи деятельности бизнес-школы:

  • ознакомление и обучение студентов с наиболее современными методами построения нового бизнеса;

  • сбор и систематизация информационных ресурсов и инструментария, которые необходимы начинающему предпринимателю;

  • проведение исследований, консультаций в области предпринимательства;

  • реализация креативного и инновационного потенциала обучающихся;

  • содействие самозанятости и организации собственного дела.

В соответствии с поставленными задачами была разработана тематика занятий бизнес-школы:

1. Виды бизнеса, виды предпринимательской деятельности, сферы деятельности. Источники формирования предпринимательских идей, критерии и методы их отбора;

2. Законодательная база предпринимательства. Государственные программы развития малого бизнеса;

3. Процедура создания и государственной регистрации организации. Индивидуальный предприниматель в соответствии с законодательством РФ;

4. Источник формирования имущества организуемого бизнеса. Возможности приобретения действующей организации. Аренда недвижимости;

5. Государственные программы поддержки развития малого бизнеса;

6. Порядок постановки на учет в налоговом органе, внебюджетных фондах, органах государственной статистики. Формирование взаимоотношений с налоговыми органами и финансово-кредитными учреждениями;

7. Предпринимательские риски. Типы и виды предпринимательских рисков. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска;

8. Управление инновациями в малом бизнесе. Оценка экономической эффективности инноваций;

9. Бизнес-планирование: план маркетинга. Методы позиционирования и инструменты продвижения товаров;

10. Бенчмаркинг: сущность, применение для поиска и обоснования предпринимательских идей;

11. Психологические аспекты предпринимательства (тренинги).

Бизнес-школа колледжа тесно сотрудничает с Арзамасским центром развития предпринимательства и индивидуальными предпринимателями города Арзамаса.

В процессе внеурочной деятельности проводился конкурс на лучшую бизнес-идею, победители которого  затем представляли свои бизнес-проекты на  конференции научного студенческого общества колледжа. Так, в 2015 году на научно-практической конференции «Наука и кооперация: профессиональное становление студентов» были  представлены бизнес-проекты  клининговой компании, книжного магазина для детей с ограниченными возможностями, мастерской по изготовлению расписных кукол и др.

Отличительной особенностью кооперативного модуля является проведение предпринимательских игр в формате онлайн, синхронно для образовательных учреждений потребительской кооперации. Так, в 2014 -2015 учебном году в онлайн играх принимали участие команды 50 учебных заведений потребительской кооперации России, на 2 площадках для восточной и западной части страны. Участие в играх принимали не только студенты колледжа, но и команды школьников и молодых кооператоров. В качестве экспертов, консультантов, заказчиков проектов привлекались работники потребительской кооперации, предприниматели.

В 2015 учебном году состоялся первый выпуск студентов, освоивших отраслевой модуль. Анализ  результатов квалификационного экзамена показал достаточно высокий уровень качества обучения, следовательно, повышается творческая самостоятельность и познавательная активность студентов. Вместе с тем меняется педагогическая деятельность преподавателя, повышается уровень его педагогического мастерства, совершенствуются навыки использования метода проектов в образовательном процессе, становится легче вовлечь студентов в самостоятельную поисково-творческую деятельность и заинтересовать своей дисциплиной. 

В результате опроса студентов было выявлено положительное отношение к использованию метода проектов на учебных занятиях и во внеурочной деятельности.  В итоге самостоятельно научились выполнять проект 11%  от числа опрошенных студентов. 

Формирование и развитие предпринимательских навыков посредством бизнес-проектирования обеспечивает конкурентные преимущества выпускнику  колледжа. Трудоустройство выпускников, освоивших отраслевой модуль  составляет 80%.

Чем большим опытом располагает студент, тем значительнее и продуктивнее его творческое мышление, тем более разнообразны его действия, тем свободнее и результативнее самостоятельная деятельность, содержательнее учебные мотивы и интересы.

Таким образом, можно сделать вывод, что  метод  проектов является  наиболее эффективным  методом  обучения, используемым в образовательном процессе при изучении отраслевого модуля. Применение данного метода доступно любому педагогу и совместим с любыми образовательными технологиями, а бизнес-проектирование можно рассматривать как одно из  важнейших средств формирования и развития предпринимательских навыков студентов.


Литература


  1. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование [Электронный ресурс]: Учебное пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред И. А. Колесниковой . – М.: Издательский центр «Академия» , 2005. – 288 с.

  2. Сластенин В. А., Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / В. А. Сластенин, Н. Ю. Пахомова. М.: АРКТИ, 2003.-112 с.

  3. Библиотека. Статьи. Д.п.н., проф. Полат Е. С. Метод проектов. –

http: //schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!