СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование речевого этикета у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нередко правила педагогики вступают в явное противоречие с тем, какие модели поведения диктуют нам современные средства массовой информации. Особенно это противоречие обострилось за последнее время, поскольку в современных СМИ все явственнее демонстрируются примеры человеческих взаимоотношений, в которых приоритетным стал денежный диктат, отодвигающий общечеловеческие ценности на второй план, неуважение друг к другу, бравурное фрондерство, диктат силы. Поэтому реальными общественными институтами, способными сегодня противостоять этому, остаются семья и школа.

Маленькому человеку, который только лишь вступает в жизнь, нелегко подчас разобраться в сущности мотива, влияющего на то или иное действие взрослых. Хотя многочисленные психолого-педагогические исследования убедительно показывают, что развитие у ребенка правильных норм поведения и нравственных представлений о них являются основой его осмысленного бытия, построения отношений со сверстниками и со взрослыми. Вот почему так важно, чтобы родители и педагоги, т.е. самое близкое окружение малыша, отличались не только собственным правильным поведением, но и были вооружены методиками воспитания у детей правил общения и нравственных компонентов жизнедеятельности.

Культура поведения, грамотная речь, речевой этикет – всё это объединяется огромным в своей значимости понятием «культура». В понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Формирование навыков речевого этикета – неотъемлемая часть развития речи учащихся[3].

В начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

Анализ методической, педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом показали, что работа по культуре речи проводится на уроках русского языка и литературы.

В условиях новой коммуникативной ситуации встала необходимость формирования у учащихся культуры речевого общения, в том числе базовых коммуникативных умений.

К базовым коммуникативным умениям, по мнению ученых, относятся умения, отражающие содержательную суть общения в типичных этикетных ситуациях: приветствия, прощания, обращения, просьбы, благодарности, совета и т.д. [2, с. 4]. Овладение данными умениями, составляющими основу речевого этикета, позволяет человеку чувствовать себя более уверенно, не испытывать неловкости в различных коммуникативных ситуациях. Речевой этикет помогает проявлять доброжелательность по отношению к собеседнику. Незнание же правил речевого этикетного общения затрудняет процесс коммуникации. Не случайно, по мнению Натальи Ивановны Формановской и Таисы Алексеевны Ладыженской, именно знания речевого этикета являются фундаментом, основой для дальнейшего формирования речевой культуры младших школьников[4; 6].

В настоящее время у современных школьников наблюдается несоблюдение норм речевого поведения. Низкий уровень культуры речевого поведения приводит также к снижению общей культуры ребёнка.

В целом ошибки, связанные с речевым поведением младших школьников, можно поделить на следующие:

1) отсутствие в речи принятых в обществе речевых формул (например, ученик, приходя в класс, не здоровается и не прощается, уходя домой; не применяет в речи простейшие формулы благодарности и извинения);

2) неправильный выбор формулы в определённой речевой ситуации (ученик утром говорит учителю: «Здрасьте!» и прощаясь: «Всего!», неуместное обращение «ты»);

3) применение слов, имеющих грубую и негативную окраску (употребление школьниками в форме приветствия слово «Здорово!»; «расселась» вместо «села»; «Ты сегодня красивую юбку напялила»);

4) неверно выбранная интонация (Речевой этикет предполагает искренность и доброжелательность в применении формул. Часто школьники произносят формулы извинения, благодарности или комплименты с недоброжелательной интонацией и явным нежеланием вызвать у собеседника положительные эмоции).

Таким образом, можно сделать вывод, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей, и лучший способ воспитания у детей нормативного речевого поведения – это создание необходимой речевой среды, поддержание атмосферы уважения и доброжелательности.

В плане развития речевого этикета младший школьный возраст является наиболее сензитивным, т. к. дети 6-10 лет отличаются особой восприимчивостью ко всему, что их окружает, поэтому они легко запоминают любые модели поведении. Вот почему эмоциональность, преобладание наглядно-образного мышления и его конкретика должны преобладать как приемы в обучении дошкольников и младших школьников «азбуке нравственности» [1, с. 3].

Знакомство с нормами этикета являются не просто делом большой важности, но и эффективным способом развития, как коммуникативных умений младших школьников, так и психики в целом. Обучение младших школьников основам этикета предполагает ознакомление их с этическими знаниями на основе примеров, построенных по принципу «делай, как я», а также последующую практическую отработку полученных навыков.

Первые занятие по формированию у детей знаний речевого этикета должны строиться на подключении элементов памяти ребенка, наглядности. Вначале необходимо сделать так, чтобы заставить учащихся задуматься о том, насколько правильно они поступают в той или иной ситуации.

Затем следует постепенно переходить к расширению эмоционального и интеллектуального знакомства ребенка с миром этических норм бытия, постепенному накоплению опыта нравственных отношений с окружающими. Как и любая наука, занятия по знакомству с этикетом должны быть рассчитаны на длительный период: сначала усвоение уже понятных и принятых норм, а затем уже, по мере взросления детей, — построение этически выверенного поведения на базе усвоенного личностного опыта. На этой стадии важна активная личная позиция ребенка: он должен уметь разъяснять, объяснять, обсуждать и приходить к нужному правильному выводу.

Как и многие другие правила, установленные людьми, нормы речи ребенок усваивает преимущественно практическим путем. Ученые-методисты предлагают несколько приёмов и форм, эффективных на их взгляд, при обучении младших школьников речевому этикету.

Отработка навыков речевого этикета может проходить в процессе различных речевых ситуаций.

Речевая ситуация – ситуация, в которой осуществляется речевое взаимодействие между коммуникантами. Любая речевая ситуация обладает рядом параметров: а) партнеры по общению – адресант (отправитель, субъект речи) и адресат (получатель); б) референтная ситуация, представляющая собой фрагмент объективной действительности, с которым соотнесено референциальное содержание высказывания; в) деятельностная ситуация, в рамках которой происходит речевое взаимодействие; г) предметно-ситуативный фон, т.е. место и время общения, всё то, что происходит вокруг, присутствующие при общении люди, социальная, политическая и историко-культурная ситуация; д) канал связи, который может быть акустическим или визуальным, предполагающим наличие или отсутствие непосредственного контакта между коммуникантами [4, с. 350].

Выбор формы ведения разговора будет зависеть от определенной речевой ситуации.

В работе с младшими школьниками могут быть использованы такие речевые ситуации как разговор матери и сына по поводу его поведения в школе, разговор продавца с покупателем, ученика с учителем и т. д.

При обучении младших школьников речевому этикету речевая ситуация является одним из самых эффективных приёмов. Учителю следует подходить с разных сторон: моделировать ситуации вместе с учащимися или давать готовые, разыгрывать ситуации и обязательно обсуждать и анализировать их. Дети должны понять, зачем они это делают, где и когда может пригодиться в жизни.

Пример ситуаций, которые можно применить на занятиях по обучению детей речевому этикету:

  • Вы опоздали на урок, хотите войти в класс. Продумайте свои действия и речь и учителя.
  • Друзья пригласили пойти в кино ли, но вы не можете пойти.
  • Вы едете в автобусе. Надо пройти к выходу, но на пути стоят люди. Как поступите в такой ситуации?

Еще одной формой работы по обучению младших школьников речевому этикету может быть беседа.

Такая форма работы при формировании у младших школьников культуры речевого поведения необходима. С помощью беседы учитель может выяснить, какими знаниями обладают учащиеся по конкретной теме, также выяснить точку зрения учащихся, формировать умение строить речевое высказывание, настроить детей на изучение темы.

Например, в начале занятия учитель может провести беседу о значении вежливости в жизни человека.

Обучение речевому этикету может проходить и в игровой форме, например в ходе ролевых игр. В таких играх можно отработать тактику поведения человека в определенной воображаемой ситуации. Для того чтобы провести такую игру необходимо разработать модель-пьесу ситуации, а также распределить роли между учащимися.

Например, детям раздаются карточки с различными вариантами поведения в ситуации приглашения. Несколько минут дети знакомятся с информацией. Затем эта разыгрывается ситуация разыгрывается несколько раз и учащиеся выбирают более подходящее поведение и речь участников игры, при этом обосновывая выбранный вариант.

Содержание карточек может быть таким:

1. «Всем привет! У меня завтра день Рождения. Приглашаю вас всех ко мне на праздник в 14.00. буду очень рад вас видеть».

2. «На день Рождения приходите ко мне завтра. Где-нибудь в два часа».

3. «Завтра все идут ко мне на день Рождения. Подарки не забудьте».

4. «Ребята, приходите завтра ко мне в гости. У меня будет день Рождения. Буду ждать».

Еще одной формой организации обучения речевому этикету может стать учебная дискуссия. Под словом «дискуссия» понимают открытое обсуждение какого-либо спорного вопроса. Учебная дискуссия в образовательном процессе используется в целях общения обучающихся для решения какой-либо проблемной задачи, спорного вопроса путем диалога с учетом всех мнений участников и достижения согласованной позиции [3, с. 158].

Например: В дверях стакиваются два мальчика, одному 8 другому 10 лет. Кто должен пропустить? Данная проблема вызывает разные точки зрения учащихся, которые они пытаются аргументировать. После высказанных точек зрения учитель предлагает правильный вариант решения проблемы: пропустит тот, кто вежливее.

Также на занятиях по формированию у детей культуры речевого поведения целесообразно применять наглядно-иллюстративный материал, так как у детей младшего школьного преимущественно наглядно-образное мышление.

Таким образом, в качестве основных приемов воспитания культуры речевого поведения у младших школьников необходимо использовать те, которые в максимальной степени моделируют близкие им жизненные ситуации, которые помогают детям делать правильный выбор поведенческих принципов и одновременно доказывать правильность своего выбора.

Необходимо для каждого ребенка создать условия практической деятельности: именно она необходима младшему школьнику для приобретения навыков культуры речевого поведения, для закрепления и реализации полученных знаний.

Просмотр содержимого документа
«Формирование речевого этикета у младших школьников»

Формирование речевого этикета у младших школьников

(Кирьянова Олеся Николаевна)


Нередко правила педагогики вступают в явное противоречие с тем, какие модели поведения диктуют нам современные средства массовой информации. Особенно это противоречие обострилось за последнее время, поскольку в современных СМИ все явственнее демонстрируются примеры человеческих взаимоотношений, в которых приоритетным стал денежный диктат, отодвигающий общечеловеческие ценности на второй план, неуважение друг к другу, бравурное фрондерство, диктат силы. Поэтому реальными общественными институтами, способными сегодня противостоять этому, остаются семья и школа.

Маленькому человеку, который только лишь вступает в жизнь, нелегко подчас разобраться в сущности мотива, влияющего на то или иное действие взрослых. Хотя многочисленные психолого-педагогические исследования убедительно показывают, что развитие у ребенка правильных норм поведения и нравственных представлений о них являются основой его осмысленного бытия, построения отношений со сверстниками и со взрослыми. Вот почему так важно, чтобы родители и педагоги, т.е. самое близкое окружение малыша, отличались не только собственным правильным поведением, но и были вооружены методиками воспитания у детей правил общения и нравственных компонентов жизнедеятельности.

Культура поведения, грамотная речь, речевой этикет – всё это объединяется огромным в своей значимости понятием «культура». В понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Формирование навыков речевого этикета – неотъемлемая часть развития речи учащихся [3].

В начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

Анализ методической, педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом показали, что работа по культуре речи проводится на уроках русского языка и литературы.

В условиях новой коммуникативной ситуации встала необходимость формирования у учащихся культуры речевого общения, в том числе базовых коммуникативных умений.

К базовым коммуникативным умениям, по мнению ученых, относятся умения, отражающие содержательную суть общения в типичных этикетных ситуациях: приветствия, прощания, обращения, просьбы, благодарности, совета и т.д. [2, с. 4]. Овладение данными умениями, составляющими основу речевого этикета, позволяет человеку чувствовать себя более уверенно, не испытывать неловкости в различных коммуникативных ситуациях. Речевой этикет помогает проявлять доброжелательность по отношению к собеседнику. Незнание же правил речевого этикетного общения затрудняет процесс коммуникации. Не случайно, по мнению Натальи Ивановны Формановской и Таисы Алексеевны Ладыженской, именно знания речевого этикета являются фундаментом, основой для дальнейшего формирования речевой культуры младших школьников [4; 6].

В настоящее время у современных школьников наблюдается несоблюдение норм речевого поведения. Низкий уровень культуры речевого поведения приводит также к снижению общей культуры ребёнка.

В целом ошибки, связанные с речевым поведением младших школьников, можно поделить на следующие:

1) отсутствие в речи принятых в обществе речевых формул (например, ученик, приходя в класс, не здоровается и не прощается, уходя домой; не применяет в речи простейшие формулы благодарности и извинения);

2) неправильный выбор формулы в определённой речевой ситуации (ученик утром говорит учителю: «Здрасьте!» и прощаясь: «Всего!», неуместное обращение «ты»);

3) применение слов, имеющих грубую и негативную окраску (употребление школьниками в форме приветствия слово «Здорово!»; «расселась» вместо «села»; «Ты сегодня красивую юбку напялила»);

4) неверно выбранная интонация (Речевой этикет предполагает искренность и доброжелательность в применении формул. Часто школьники произносят формулы извинения, благодарности или комплименты с недоброжелательной интонацией и явным нежеланием вызвать у собеседника положительные эмоции).

Таким образом, можно сделать вывод, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей, и лучший способ воспитания у детей нормативного речевого поведения – это создание необходимой речевой среды, поддержание атмосферы уважения и доброжелательности.

В плане развития речевого этикета младший школьный возраст является наиболее сензитивным, т. к. дети 6-10 лет отличаются особой восприимчивостью ко всему, что их окружает, поэтому они легко запоминают любые модели поведении. Вот почему эмоциональность, преобладание наглядно-образного мышления и его конкретика должны преобладать как приемы в обучении дошкольников и младших школьников «азбуке нравственности» [1, с. 3].

Знакомство с нормами этикета являются не просто делом большой важности, но и эффективным способом развития, как коммуникативных умений младших школьников, так и психики в целом. Обучение младших школьников основам этикета предполагает ознакомление их с этическими знаниями на основе примеров, построенных по принципу «делай, как я», а также последующую практическую отработку полученных навыков.

Первые занятие по формированию у детей знаний речевого этикета должны строиться на подключении элементов памяти ребенка, наглядности. Вначале необходимо сделать так, чтобы заставить учащихся задуматься о том, насколько правильно они поступают в той или иной ситуации.

Затем следует постепенно переходить к расширению эмоционального и интеллектуального знакомства ребенка с миром этических норм бытия, постепенному накоплению опыта нравственных отношений с окружающими. Как и любая наука, занятия по знакомству с этикетом должны быть рассчитаны на длительный период: сначала усвоение уже понятных и принятых норм, а затем уже, по мере взросления детей, — построение этически выверенного поведения на базе усвоенного личностного опыта. На этой стадии важна активная личная позиция ребенка: он должен уметь разъяснять, объяснять, обсуждать и приходить к нужному правильному выводу.

Как и многие другие правила, установленные людьми, нормы речи ребенок усваивает преимущественно практическим путем. Ученые-методисты предлагают несколько приёмов и форм, эффективных на их взгляд, при обучении младших школьников речевому этикету.

Отработка навыков речевого этикета может проходить в процессе различных речевых ситуаций.

Речевая ситуация – ситуация, в которой осуществляется речевое взаимодействие между коммуникантами. Любая речевая ситуация обладает рядом параметров: а) партнеры по общению – адресант (отправитель, субъект речи) и адресат (получатель); б) референтная ситуация, представляющая собой фрагмент объективной действительности, с которым соотнесено референциальное содержание высказывания; в) деятельностная ситуация, в рамках которой происходит речевое взаимодействие; г) предметно-ситуативный фон, т.е. место и время общения, всё то, что происходит вокруг, присутствующие при общении люди, социальная, политическая и историко-культурная ситуация; д) канал связи, который может быть акустическим или визуальным, предполагающим наличие или отсутствие непосредственного контакта между коммуникантами [4, с. 350].

Выбор формы ведения разговора будет зависеть от определенной речевой ситуации.

В работе с младшими школьниками могут быть использованы такие речевые ситуации как разговор матери и сына по поводу его поведения в школе, разговор продавца с покупателем, ученика с учителем и т. д.

При обучении младших школьников речевому этикету речевая ситуация является одним из самых эффективных приёмов. Учителю следует подходить с разных сторон: моделировать ситуации вместе с учащимися или давать готовые, разыгрывать ситуации и обязательно обсуждать и анализировать их. Дети должны понять, зачем они это делают, где и когда может пригодиться в жизни.

Пример ситуаций, которые можно применить на занятиях по обучению детей речевому этикету:

  • Вы опоздали на урок, хотите войти в класс. Продумайте свои действия и речь и учителя.

  • Друзья пригласили пойти в кино ли, но вы не можете пойти.

  • Вы едете в автобусе. Надо пройти к выходу, но на пути стоят люди. Как поступите в такой ситуации?

Еще одной формой работы по обучению младших школьников речевому этикету может быть беседа.

Такая форма работы при формировании у младших школьников культуры речевого поведения необходима. С помощью беседы учитель может выяснить, какими знаниями обладают учащиеся по конкретной теме, также выяснить точку зрения учащихся, формировать умение строить речевое высказывание, настроить детей на изучение темы.

Например, в начале занятия учитель может провести беседу о значении вежливости в жизни человека.

Обучение речевому этикету может проходить и в игровой форме, например в ходе ролевых игр. В таких играх можно отработать тактику поведения человека в определенной воображаемой ситуации. Для того чтобы провести такую игру необходимо разработать модель-пьесу ситуации, а также распределить роли между учащимися.

Например, детям раздаются карточки с различными вариантами поведения в ситуации приглашения. Несколько минут дети знакомятся с информацией. Затем эта разыгрывается ситуация разыгрывается несколько раз и учащиеся выбирают более подходящее поведение и речь участников игры, при этом обосновывая выбранный вариант.

Содержание карточек может быть таким:

1. «Всем привет! У меня завтра день Рождения. Приглашаю вас всех ко мне на праздник в 14.00. буду очень рад вас видеть».

2. «На день Рождения приходите ко мне завтра. Где-нибудь в два часа».

3. «Завтра все идут ко мне на день Рождения. Подарки не забудьте».

4. «Ребята, приходите завтра ко мне в гости. У меня будет день Рождения. Буду ждать».

Еще одной формой организации обучения речевому этикету может стать учебная дискуссия. Под словом «дискуссия» понимают открытое обсуждение какого-либо спорного вопроса. Учебная дискуссия в образовательном процессе используется в целях общения обучающихся для решения какой-либо проблемной задачи, спорного вопроса путем диалога с учетом всех мнений участников и достижения согласованной позиции [3, с. 158].

Например: В дверях стакиваются два мальчика, одному 8 другому 10 лет. Кто должен пропустить? Данная проблема вызывает разные точки зрения учащихся, которые они пытаются аргументировать. После высказанных точек зрения учитель предлагает правильный вариант решения проблемы: пропустит тот, кто вежливее.

Также на занятиях по формированию у детей культуры речевого поведения целесообразно применять наглядно-иллюстративный материал, так как у детей младшего школьного преимущественно наглядно-образное мышление.

Таким образом, в качестве основных приемов воспитания культуры речевого поведения у младших школьников необходимо использовать те, которые в максимальной степени моделируют близкие им жизненные ситуации, которые помогают детям делать правильный выбор поведенческих принципов и одновременно доказывать правильность своего выбора.

Необходимо для каждого ребенка создать условия практической деятельности: именно она необходима младшему школьнику для приобретения навыков культуры речевого поведения, для закрепления и реализации полученных знаний.


Список использованной литературы


  1. Агапова, И.А. Правила этикета - дошкольникам и младшим школьникам: Методическое пособие / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Москва: АРКТИ, 2016. – 216 с.

  2. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся // Управление начальной школой. – 2016. – №2. – С. 4-9.

  3. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига, НПЦ «Эксперимент», 2015. – 176 с.

  4. Ладыженская, Н.В. Риторика и обновление школьного образования. – Москва: Педагогика, 2013. – №2. – С. 108.

  5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под редакцией М.Н. Кожиной. – Москва: Флинта, 2016. – 696 с.

  6. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения. – Москва: Высшая школа, 2015. – 159 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!