СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовных ценностей младших школьников в рамках уроков модуля «Основы православной культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В модуле  «Основы православной культуры» есть уроки, которые предусматривают  знакомство с традициями и бытом христианской семьи, устройством  православного храма и других священных сооружений. И здесь мне помогают тематические экскурсии. В уроке - экскурсии осуществляется две педагогические задачи: дидактическая - вооружение знаниями и  воспитательная - формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

 Проведение экскурсий в православные храмы – это возможность увидеть многообразие религиозных традиций, понять глубину и значимость изучаемых нравственных ценностей. Экскурсия в рамках курса ОРКСЭ конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся, а также формирует культуру поведения и обогащает жизненный опыт детей. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовных ценностей младших школьников в рамках уроков модуля «Основы православной культуры»»

Формирование духовных ценностей младших школьников

средствами уроков модуля «Основы православной культуры»


Комаревцева Анна Петровна

Как воспитать мудрого, сильного духом, здорового телом и щедрого сердцем ребенка? Как научить понимать его прекрасное? Как укрепить веру в свои силы? В школьной программе с 1 сентября 2012 года появился курс «Основы религиозных культур и светской этики», целью которого является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных религиозных традиций народов России.

Как известно, «знания начинаются с удивления» (Демокрит), а «настоящее познание дается сердцем». Поэтому главной задачей для учителя является мобилизация духовно-нравственных и умственных способностей ребенка. Какую форму подачи учебного материала избрать, чтобы не оставить ребенка в стороне от предмета изучения, каждый учитель решает по-своему. Ни у кого не возникает сомнений в том, что наилучшим способом понимания смысла религиозной культуры для учащихся будет посещение культовых мест различных религиозных традиций.

Проведение экскурсий в православные храмы – это возможность увидеть многообразие религиозных традиций, понять глубину и значимость изучаемых нравственных ценностей. Экскурсия в рамках курса ОРКСЭ конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся, а также формирует культуру поведения и обогащает жизненный опыт детей. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.

В модуле «Основы православной культуры» есть уроки, которые предусматривают знакомство с традициями и бытом христианской семьи, устройством православного храма и других священных сооружений. И здесь мне помогают тематические экскурсии. В уроке - экскурсии осуществляется две педагогические задачи: дидактическая - вооружение знаниями и воспитательная - формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Организационная сторона экскурсии требует наличия четкого планирования. В своей работе придерживаюсь следующих правил. Во-первых, с ребятами провожу разъяснительную беседу о правилах поведения в священных местах, о внешнем виде и знаках уважения к прихожанам храма. Во-вторых, стараюсь заранее уточнить некоторые моменты в проведении экскурсии по зданию храма. Прежде всего, это касается информационного сопровождения экскурсии: не только священник, но и рядовой прихожанин может интересно и увлекательно рассказать об устройстве церкви, об иконах, о богослужениях и других таинствах. Необходимо правильно распределить время нахождения в храме и предоставить возможность ребятам остаться наедине с самим собой, задать интересующие вопросы. В-третьих, следует обратить внимание на наличие в храме информационных буклетов, религиозной литературы, сувениров. После посещения храма проводим обобщение и систематизируем полученные знания.

Важно отметить, что экскурсия проводится после изучения темы на уроке ОРКСЭ. Приведу пример знакомства с темой «Икона». Урок начинаю с актуализации знаний учащихся. Прошу послушать стихотворение и подумать о чем оно.

Я перед Богом за Россию помолюсь

И у иконы Плача встану на колени.

Ты береги, Господь, мою родную Русь

От злых врагов, от всех напастей и сомнений.

(Стихотворение-молитва о сохранении мира)

-Наша Родина – Россия! Изучая историю страны, жизнь наших предков, знакомясь с богатым духовным наследием русских людей, мы узнаем о том, во что они верили, как помогали и поддерживали друг друга. У православных христиан существуют предметы, помогающие помнить человеку о Боге, о светлом образе Иисуса Христа.

-Ребята, перед вами ромашка. Откройте лепестки цветка, прочитайте название предметов, которые дороги для верующего человека. Объясните значение слов: крест, свечи и масло, молитва, Библия, храм, исповедь. (Оставили один лепесток закрытым). Какое слово, по-вашему, написано в сердце ромашки? Почему? (Бог)

Последний лепесток скрывает тему урока. Назовите предмет, перед которым молятся верующие христиане? (икона)

Что бы вы хотели узнать об иконе? Сформулируйте цель нашего урока.

-Сегодня на уроке вы узнаете, чем необычна икона, в чем ее отличие от художественной картины и какова роль иконы в жизни православного христианина.

Изучение нового материала начинается со знакомства с назначением иконы.

-Икон на Руси всегда было много: и в храме, и дома, и в дорогу брали с собой, и на груди носили вместе с крестиком «образок». Как вы думаете, зачем тогда люди посещают храм? (Ради общения с Богом)

-В нашем городе есть красивейшие храмы: один из них называют «белым храмом» - Храм Покрова Пресвятой Богородицы и другой, Екатерининский храм – храм Святой Великомученицы Екатерины. В храме совершаются богослужения и таинства, произносятся общие и частные молитвы.

Храм – это дом Божий. Невозможно представить православный храм без икон. Известный французский художник Анри Матисс, побывав однажды в России, сказал, что русские люди даже не подозревают, каким богатством они владеют. Как вы думаете, какое богатство увидел в православном храме художник? (иконы)

В храме икона занимает главное место. Она, прежде всего, помощник в молитве. Молясь перед иконой, верующий общается с Господом, со святыми. Икона – это напоминание человеку, что нужно жить по заповедям, стать ближе к Богу. Через иконы верующие обретают Божию Благодать, то есть силу и энергию для преодоления грехов, очищения души от зла. Народная мудрость гласит: «Молись иконе да будь в покое».

На уроке провожу исследовательскую работу «Икона в моей семье».

-Мы выяснили, что на иконах могут быть изображены святые. Помимо изображения Иисуса Христа, Божьей Матери и святых, на иконах можно увидеть и библейские события.

По моей просьбе, вы подготовили информацию о семейных иконах, узнали историю появления в семье иконы. (Ученики поочереди у доски отмечают вид иконы и кратко рассказывает историю появления в семье иконы). Далее подводим итоги исследования, делая вывод, что некоторые семьи имеют в доме несколько икон. Чаще всего в доме присутствует икона Иисуса Христа. Икона появляется в доме по-разному: подарок от бабушки или крестной матери, подарок в новый дом.

Информацию об иконописцах представляю в виде презентации. Православная вера пришла к нам из Византии в X веке с принятием христианства. В переводе с греческого языка икона означает «образ, изображение». Поэтому на Руси иконы называли образами. Образы святых изображались не только краской на доске, но и на фресках или в виде мозаики. (Справочный материал: фреска, мозаика). Люди, которые писали иконы, назывались по-разному: иконописцами, богомазами или изографами. Кто мог стать иконописцем?

В Древней Руси иконописцами, в основном, были монахи (иноки). Всю жизнь этот человек должен был нести непрестанный подвиг молитвы, стремиться к нравственному совершенству. Иконописное искусство прославляли такие мастера, как: Феофан Грек, Андрей Рублев (XIV), Дионисий (XVI).

Просмотр видеофильма «Устройство иконы» помогает найти правильный ответ: в чем отличие иконы от картины. При создании иконы мастера следовали определенным правилам. Существует свод правил, которым до сих пор руководствуются иконописцы (иконография). Икона существенно отличается от картины с изображением святых.

Отметим важные моменты на иконах. («Богоматерь Владимирская») Одно из имен Бога в Евангелие – Свет, поэтому главное на иконе тоже свет. Он проступает через лицо и фигуру святого человека. Голову святого окружает золотой круг – это нимб. Он знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого. Глаза святых, их лица (лики) передают особое состояние святого – мудрость и любовь к ближнему.

Закрепление изученного материала провожу по учебнику. Ученики оформляют полученные знания в виде таблицы, работая с текстом учебника.

Итогом урока является самооценка и рефлексия учащихся. Предлагаю продолжить предложения: «Я понял, что…», «Я узнал, что…», «Теперь я могу….», «Я научился…»

-Наполнить свою жизнь духовностью нам помогает православное искусство: храмовое зодчество, духовная музыка и живопись. Сегодня мы заглянули в прекрасный мир иконописи. Знакомство с иконографией - это способ проникнуть в мир православной культуры, познакомиться с религиозными традициями наших предков.

Домашнее задание: подготовить сообщение об одной из икон Богоматери. Завершаю урок стихотворением Юлии Кондратьевой «Икона Божьей Матери»:

Икона Божьей Матери, прошу, меня храни.

От бед, напастей горестных меня убереги.

С тобой я свет увидела в далеких облаках,

Икону Божьей Матери держу я на руках.

Растопишь сердце ты мое в преддверии трудных дней,

И станет ясно и легко на душе моей.

Таким образом, после изучения темы «Икона» для углубления и расширения знаний учащихся, провожу тематическую экскурсию в г. Новочеркасск в Вознесенский кафедральный собор. Побывав в храме, дети воочию увидели, что такое алтарь, иконостас, какие бывают иконы, смогли подойти к ним, правильно приложиться. Кто-то из них помолился, поставил свечи разным святым. Полученная информация помогла учащимся подготовить сообщения об иконах. В их основу легли знания, полученные во время экскурсии: дети показали, что они запомнили; изученный материал был дополнительно закреплен. Так происходит осуществление практической направленности уроков модуля «Основы православной культуры».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!