Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение МКОУ СОШ № !2
Творческий отчёт по теме:
«Формирование речевого этикета в
условиях ФГОС
второго поколения».
Учитель: Магомедова М.М.
г. Избербаш 2017 год
В.А. Сухомлинский считал, что искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить. Речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений. Особое место в работе учителя занимает обучение словесной вежливости, речевому этикету младших школьников. Соблюдение речевого этикета помогает школьнику развивать общение с взрослыми и сверстниками. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное к себе отношение, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение.
Цель работы: проектирование и апробация системы обучения речевому этикету в начальной школе.
Объект исследования – теория и практика процесса начального образования в области речевого этикета. Предмет исследования - пути совершенствования культуры общения и речевого этикета у младших школьников.
Задачи:
1. Воспитывать у детей хорошие качества человека.
2. Учить детей делать добрые поступки.
3. Учить детей обращаться друг с другом.
4. Учить детей вежливому речевому этикету.
Система работы по речевому этикету в начальной школе
Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет «... развитие у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка».
Говорение как один из видов речевой деятельности в стандарте характеризуется «в том числе овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения».
Занятия по речевому этикету в начальной школе призваны познакомить каждого учащегося начальных классов с самыми простыми, элементарными нормами речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях: обращение к другому, приветствие и прощание, благодарность и извинение, просьба и приказ, согласие и возражение, поздравление и др.
В букварях и учебниках русского языка задания по речевому этикету носят, как правило, единичный характер. Простейшие нормы речевого этикета (как правильно поздороваться или попрощаться, как обратиться к взрослому, а как к ровеснику и т.п.) требуют, на наш взгляд, постоянного внимания.
Нам необходимо усваивать и развивать в себе хорошие черты и избавляться от плохих качеств.
Реализация методики формирования умений речевого этикета младших школьников способствует достижению позитивных изменений. В то же время итог нашей работы позволяют сделать вывод, который заключается в том, что возможности разработки и реализации методики формирования умений речевого этикета младших школьников не исчерпаны.
Что такое «речевой этикет»?
• Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации 6 слайд Умение корректно и вежливо вести себя в споре – одна из основных задач современного подрастающего поколения.
• Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь.
• Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции.
• Прошу вас поподробнее остановиться на следующем…, так как мне не совсем понятно…
• Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование и т.п. Этикетные формулы Умение корректно и вежливо вести себя в споре – одна из основных задач современного подрастающего поколения.
• Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь.
• Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции.
• Прошу вас поподробнее остановиться на следующем…, так как мне не совсем понятно…
• Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование и т.п.
Для эффективности развития речевого этикета было проведено анкетирование:
1. Как ты понимаешь слова «вежливая речь»?
2. Почему нужно быть вежливым?
3. Какие формы благодарности, приветствия, прощения ты знаешь?
4. От чего зависит выбор слов прощания: «ПОКА!», «До свидания!», «Прощай!»?
5. При каких условиях просьба будет вежливой, а отказ не обидит человека?
6. Представь, что тебе нужно пригласить на свой день рождения друга. Как ты это сделаешь? Тебе нужно поздравить маму с днем рождения. Как ты это сделаешь?
Анализ всех семи вопросов анкеты позволяет сделать общие выводы о результатах опытного обучения:
1. В целом методика оказалась эффективной, так как у детей экспериментального класса в большей или меньшей степени сформировались умения речевого этикета.
2. В процессе опытной работы по формированию умения речевого этикета интерес детей к данным урокам возрос, что объясняется включением в уроки исторических справок. Это, по нашему мнению, создает мотивацию для дальнейшей, более глубокой и систематичной работы по формированию данных умений.
3. Сформированные умения позволили детям иначе взглянуть на основы человеческих взаимоотношений, что способствует воспитанию действительно культурного в общении человека. Уроки по формированию умений речевого этикета предоставляют учителю возможность формировать личность человека, который в общественной жизни, в межличностном общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения.
Я на каждом классном часу всегда беседую с детьми о речевой культуре. Стараюсь научить их как нужно вести себя в общественном месте, не выражаться нецензурными словами и всегда использовать вежливые слова, такие как: извините, пожалуйста, спасибо, добрый вечер/утро и т.д.
В моём классе есть вежливые дети, которые очень часто используют вежливые слова.
Я с разных методических литератур нахожу уроки вежливости, привожу примеры детям.
Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности учителей.
Таким образом, научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.
Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.
Конечно, я постараюсь за три года работать над этой темой.