СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование речевого этикета в условиях ФГОС второго поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: проектирование и апробация системы обучения речевому этикету в начальной школе.  Объект исследования – теория и практика процесса начального образования в области речевого этикета. Предмет исследования - пути совершенствования культуры общения и речевого этикета у младших школьников.

Задачи:

1. Воспитывать у детей хорошие качества человека.

2. Учить детей делать добрые поступки.

3. Учить детей обращаться друг с другом.

4. Учить детей вежливому речевому этикету.

Просмотр содержимого документа
«Формирование речевого этикета в условиях ФГОС второго поколения»

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение МКОУ СОШ № !2













Творческий отчёт по теме:

«Формирование речевого этикета в

условиях ФГОС

второго поколения».























Учитель: Магомедова М.М.

г. Избербаш 2017 год

В.А. Сухомлинский считал, что искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить. Речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений. Особое место в работе учителя занимает обучение словесной вежливости, речевому этикету младших школьников. Соблюдение речевого этикета помогает школьнику развивать общение с взрослыми и сверстниками. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное к себе отношение, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение.

Цель работы: проектирование и апробация системы обучения речевому этикету в начальной школе. 
Объект исследования – теория и практика процесса начального образования в области речевого этикета. Предмет исследования - пути совершенствования культуры общения и речевого этикета у младших школьников.

Задачи:

1. Воспитывать у детей хорошие качества человека.

2. Учить детей делать добрые поступки.

3. Учить детей обращаться друг с другом.

4. Учить детей вежливому речевому этикету.

Система работы по речевому этикету в начальной школе

Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет «... развитие у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка».

Говорение как один из видов речевой деятельности в стандарте характеризуется «в том числе овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения». 
Занятия по речевому этикету в начальной школе призваны познакомить каждого учащегося начальных классов с самыми простыми, элементарными нормами речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях: обращение к другому, приветствие и прощание, благодарность и извинение, просьба и приказ, согласие и возражение, поздравление и др.

В букварях и учебниках русского языка задания по речевому этикету носят, как правило, единичный характер. Простейшие нормы речевого этикета (как правильно поздороваться или попрощаться, как обратиться к взрослому, а как к ровеснику и т.п.) требуют, на наш взгляд, постоянного внимания.

Нам необходимо усваивать и развивать в себе хорошие черты и избавляться от плохих качеств.



Реализация методики формирования умений речевого этикета младших школьников способствует достижению позитивных изменений. В то же время итог нашей работы позволяют сделать вывод, который заключается в том, что возможности разработки и реализации методики формирования умений речевого этикета младших школьников не исчерпаны.

Что такое «речевой этикет»? 
• Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации 6 слайд Умение корректно и вежливо вести себя в споре – одна из основных задач современного подрастающего поколения. 
• Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь. 
• Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции. 
• Прошу вас поподробнее остановиться на следующем…, так как мне не совсем понятно… 
• Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование и т.п. Этикетные формулы Умение корректно и вежливо вести себя в споре – одна из основных задач современного подрастающего поколения. 
• Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь. 
• Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции.
• Прошу вас поподробнее остановиться на следующем…, так как мне не совсем понятно… 
• Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование и т.п.

Для эффективности развития речевого этикета было проведено анкетирование: 
1. Как ты понимаешь слова «вежливая речь»? 
2. Почему нужно быть вежливым? 
3. Какие формы благодарности, приветствия, прощения ты знаешь? 
4. От чего зависит выбор слов прощания: «ПОКА!», «До свидания!», «Прощай!»? 
5. При каких условиях просьба будет вежливой, а отказ не обидит человека? 
6. Представь, что тебе нужно пригласить на свой день рождения друга. Как ты это сделаешь? Тебе нужно поздравить маму с днем рождения. Как ты это сделаешь?

Анализ всех семи вопросов анкеты позволяет сделать общие выводы о результатах опытного обучения: 
1. В целом методика оказалась эффективной, так как у детей экспериментального класса в большей или меньшей степени сформировались умения речевого этикета.
2. В процессе опытной работы по формированию умения речевого этикета интерес детей к данным урокам возрос, что объясняется включением в уроки исторических справок. Это, по нашему мнению, создает мотивацию для дальнейшей, более глубокой и систематичной работы по формированию данных умений.
3. Сформированные умения позволили детям иначе взглянуть на основы человеческих взаимоотношений, что способствует воспитанию действительно культурного в общении человека. Уроки по формированию умений речевого этикета предоставляют учителю возможность формировать личность человека, который в общественной жизни, в межличностном общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения.

Я на каждом классном часу всегда беседую с детьми о речевой культуре. Стараюсь научить их как нужно вести себя в общественном месте, не выражаться нецензурными словами и всегда использовать вежливые слова, такие как: извините, пожалуйста, спасибо, добрый вечер/утро и т.д.

В моём классе есть вежливые дети, которые очень часто используют вежливые слова.

Я с разных методических литератур нахожу уроки вежливости, привожу примеры детям.

Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности учителей.



Таким образом, научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.

Конечно, я постараюсь за три года работать над этой темой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!