СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование нравственных основ личности нового поколения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание – раздел педагогики, главная задача которого – гуманизация  нового поколения, формирование нравственных основ личности. Поэтому роль художественной литературы в воспитании, развитии личности в настоящее время неизмеримо возрастает: из средства развлечения или информации она должна стать источником саморазвития личности, ее духовного возвышения. Чтобы реализовать духовный потенциал и литературы, и читателей, современному учителю необходимо научить детей  качественному чтению.

Предлагаю вашему вниманию педагогический проект «Дорога к книге» (Как привить любовь к чтению?).

Цели данного проекта:

  1. Создать информативно-педагогическую поддержку мотивации чтения школьников;
  2. Научить детей уважительно и творчески обращаться со словом, помочь почувствовать слово «живое»;
  3. Организовать сотрудничество ученик – учитель – библиотекарь - родитель;
  4. Возродить традиции семейного чтения;
  5. Создать оптимальные условия на уроках литературы в среднем звене для качественной подготовки обучающихся к участию в ЕГЭ по русскому языку и литературе;

Воспитать личность духовно-нравственную, умеющую сострадать; воспитать нравственные качества: доброту, ответственность за себя, своих близких, судьбу планеты, совесть, долг, самостоятельность.

Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственных основ личности нового поколения»

Формирование нравственных основ личности нового поколения


ЛяпаеваЛ.И., учитель русского языка и литературы

Г.Новый Уренгой, МБОУ «СШ №1»

e-mail: Kira051006@mail.ru телефон 89821730625

Воспитание – раздел педагогики, главная задача которого – гуманизация нового поколения, формирование нравственных основ личности. Поэтому роль художественной литературы в воспитании, развитии личности в настоящее время неизмеримо возрастает: из средства развлечения или информации она должна стать источником саморазвития личности, ее духовного возвышения. Чтобы реализовать духовный потенциал и литературы, и читателей, современному учителю необходимо научить детей качественному чтению.

Предлагаю вашему вниманию педагогический проект «Дорога к книге» (Как привить любовь к чтению?).

Цели данного проекта:

  1. Создать информативно-педагогическую поддержку мотивации чтения школьников;

  2. Научить детей уважительно и творчески обращаться со словом, помочь почувствовать слово «живое»;

  3. Организовать сотрудничество ученик – учитель – библиотекарь - родитель;

  4. Возродить традиции семейного чтения;

  5. Создать оптимальные условия на уроках литературы в среднем звене для качественной подготовки обучающихся к участию в ЕГЭ по русскому языку и литературе;

  6. Воспитать личность духовно-нравственную, умеющую сострадать; воспитать нравственные качества: доброту, ответственность за себя, своих близких, судьбу планеты, совесть, долг, самостоятельность.

1этап - «Книга подобна воде - дорогу пробьет везде .

Мотивируя чтение школьников, определяем цели чтения:

  • Воспитывать нравственные качества;

  • Развивать интеллект;

  • Получать эстетическое удовольствие (культура отдыха);

Чтение расширяет жизненные горизонты, будит человечность, даёт человеку радость от полноты богатства его собственной внутренней жизни. Как воспитать интерес к познанию? Существуют много приемов привлечения к чтению. О.Громова одним из приемов называет чтение вслух: «Человек, который читает вслух, раскрывается весь как есть. Если он не знает того, что читает, речь его невежественна, он жалок, и это слышно… Если он переполняет текст самим собой, от автора ничего не остается: цирковой трюк, и все тут, и это видно.[1] Чтобы ребенок читал вслух, его нужно заинтересовать, поэтому необходимо выявить интересы школьников. Результаты исследования показали, что 60% обучающихся среднего звена любят читать приключенческую и фантастическую литературу, 25% - о животных и 15% - поэтическую литературу.

Как работать с литературой по интересам? Предлагаем такие формы и методы работы с книгой:

  1. Составление списка литературы по интересам.

  2. Организация пятиминуток на уроках литературы и русского языка.

  3. Комплексный анализ текста, словарная работа на уроке с применением толкового словаря, словарей синонимов.

  4. Реклама книги «Прочитал сам – расскажи другому».

  5. Поделись своими впечатлениями о прочитанном;

  6. Выставка прочитанных книг;

  7. Заполнение читательских дневников («Записки путешественника»);

  8. Оформление презентации по прочитанному произведению, коллажа, проекта и т.д.

2этап проекта - « Искусство слова».

Цель: Научить детей уважительно и творчески обращаться со словом, помочь почувствовать слово «живое».

Задайте детям простой вопрос: какого цвета трава, и познакомьте с множеством оттенков зеленого цвета, используя словари синонимов: малахитовый, оливковый, изумрудный и т.д. Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку и литературе. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

И.И.Тихомирова считает, что «Эмоционально - образным сплавом стимула и слова является… художественная литература – признанный носитель духовно начала в человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Нравственные законы в художественной литературе не преподносятся в готовом виде. Они индуктируются в душе читателя и закрепляются в его эмоциональной памяти». [3] Особенно богат и многозначен литературный язык классики, где каждое слово более объемно, более значимо, чем простая информация. Но не только могуществом слова определяется чудодейственность чтения. Она во многом зависит от способности читателя к восприятию даруемого ему богатства. И.И.Тихомирова предлагает представить чтение как чудодейственную силу, ведь все дети любят чудеса. Одним из удивительных свойств вдумчивого чтения она называет умение видеть невидимое, то есть из обычных слов рождать образы и картины. А превращение слов в образы – уникальные и неповторимые – есть проявление творчества читателей, которые с легкостью могут оказываться на страницах произведений рядом с любимыми героями. Позвольте ребятам на уроках литературы перевоплощаться в другое лицо и его глазами смотреть на мир, оживлять персонажи, делать их своими друзьями. Литературные герои несут в себе мощный ценностный потенциал, они помогают читателю пережить и осмыслить состояния добра и зла, любви и ненависти, милосердия и искушения, поражения и победы.

3 этап проекта - «Испокон веку книга растит человека».

Цели:

1.Организация сотрудничества «ученик – учитель – родитель - библиотекарь»;

2.Приобщение учеников к регулярному чтению художественной литературы и посещению библиотек.

Результаты исследования посещения библиотек обучающимися среднего звена показали, что 50 % опрошенных пользуются домашней библиотекой, остальные ее просто не имеют, и только 30% иногда посещают городскую библиотеку. Зато все посещают школьную библиотеку - берут учебники, программные произведения. Думаем, будет полезно совместно с библиотекарем проводить такие формы работы с книгой, как библиотечные уроки, праздники Книги, презентации по прочитанным книгам и т.д.

Для качественного чтения необходимо сотрудничество с родителями, нужно возродить семейное чтение, повысить культуру чтения в семье, ведь «Чтение выстраивает целые судьбы»- это следующий этап проекта. Анатолий Чирва, кандидат педагогических наук, член Союза журналистов России сказал: «Роль литературы в становлении личности трудно переоценить… В семейном воспоминании она отодвинута на второй план. Научно-техническая революция открыла свои шлюзы так широко, что в школу с новыми разделами математики, физики, химии, биологии пришли и новые учебные предметы…Это привело к [сокращению в школе времени на изучение художественной литературы. Именно поэтому возрастает значение домашнего чтения».

Обучающиеся среднего звена нашей школы на вопрос анкеты: «Читают ли твои родители?»- ответили таким образом: 50%-да(20% из них - журналы), 40%-не знают, 10%-нет. На вопрос «Обсуждаете ли прочитанное»: 45%-нет, 20%-иногда, 35%-да. В этом случае родителям будут полезны советы от кандидата педагогических наук И.И.Тихомировой:

-Рассказывайте детям о ценности чтения, обращайте их внимание на высказывания выдающихся людей о чтении; .

-Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь;

-Интересуйтесь, что читает ваш ребенок;;

-Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним

был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель.

Чтобы литературные герои активно вошли в субкультуру детства, чтобы помогали жить и ориентироваться среди людей – нужно руководить чтением, используя гуманистический потенциал детской классики, на примерах литературных героев показывать, с одной стороны, величие доброты, милосердия, любви, дружбы, совести, чести и с другой – опасные, горькие последствия пренебрежения этими ценностями и предпочтения для себя ценностей противоположных.

Народная мудрость гласит: «Золото добывают из земли, а знания из книг». Поэтому на уроках литературы в среднем звене нужно создать оптимальные условия для качественной подготовки обучающихся к участию в ЕГЭ по русскому языку и литературе. Пусть ребята учатся отвечать на вопросы типа ЕГЭ с 5 класса не только по русскому языку, но и по литературе. На уроках литературы учите формулировать проблему текста, находить позицию автора.

Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич дают такое определение авторской позиции: «это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Помните, что если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочетании нарушена». [2]

В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо, поэтому необходимо обратить внимание обучающихся среднего звена на речь, портрет, и, самое главное, на поступки героя. Ведь и в жизни мы лучше всего понимаем и вернее оцениваем человека по его речи и поступкам. Автор произведения придумывает эти поступки, выстраивает линию поведения героя, его взаимоотношения с другими персонажами. Обучающимся старшего звена находить авторскую позицию в художественном тексте поможет обращение к истории создания произведения.

Итак, мы убеждены, что семья, школа, библиотека – окружение, формирующее Человека Читающего, человека 21 века. Перспектива проекта «Дорога к книге» (Как привить любовь к чтению?): от качества чтения - к качеству знаний, к качеству жизни нашей и России.

Литература:

  1. Дети и книга: Простые приемы привлечения к чтению: сборник/ под ред.О.Громовой. – М.: чистые пруды, 2007 –(Библиотечка «Первого сентября» Серия «Библиотека в школе». Вып.6(18)) -32 с.

  2. Сенина Н.А.Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно- методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – 12-е изд., перераб.и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2020. – 288 с.

  3. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь – справочник для библиотекарей. –М.: Школьная библиотека, 2004. – 248 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!