СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовно-нравственного мировоззрения дошкольников посредством ознакомления с народными сказками (выступление на педагогическом совете)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И поэтому основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.

Одним из таких средств является  сказка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка – является средством эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Слово «сказка» записано в письменных источниках XVI века. От слова «казать».  Значение: перечень, список, точное описание.

Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую,  передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется (основывается) на  уважении к своим предкам.

В счастливом детстве каждого из нас Среди игрушек и забав несмелых, Всегда есть место слышанной не раз, Внимательно, а часто между делом, Такой понятной и такой родной, Как мама доброй, и, конечно светлой, Вносящей в душу  радость и покой, Дающей на любой вопрос ответы Частичку сердца прочно заняла, И, вырастая, вспоминаем с лаской, Вручая вновь ребенка до утра Волшебнице, что называем Сказкой

Нет жизни без любви, любви — без ласки, И детства нет, когда оно — без сказки 

Духовно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка  на основе сказки во всех формах ее проявления:

  • религиозной,
  • идеологической,
  • научной, 
  • художественной
  • творческой,
  • бытовой

Восприятие сказки дошкольником становится специфической деятельностью ребёнка в дошкольном учреждении и является механизмом  идентификации, т.е. процессом эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

через ознакомления с народными сказками

Система работы с русской народной сказкой:

  1. Правильный отбор сказок.

Заключается:

  • в подборке методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, которые обеспечивают мотивацию на овладение духовно-нравственных основ личности и обеспечивающих представление о нравственных поступках;
  • в подборке иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.
  • в обогащении предметно-развивающей среды: разными видами театра, дидактическими и настольно-печатными играми по теме;
  • в подборке реквизитов для разыгрывания сценок и спектаклей, элементами костюмов героев сказок.

 

2. Традиционные формы и методы.

Прежде всего - это традиционные методы и приёмы: чтение воспитателя, рассказывание, беседы, пересказ, драматизация сказки, просмотр иллюстраций.

Дидактические игры: они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умению уступать и помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь

 

3. Нетрадиционные методы и формы

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д. Также помочь ребёнку уяснить, что в сказке или в герое сказки хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано.

 

4.Тематические дни и недели.

Для расширения и систематизации знаний о духовно-нравственных качествах, в работе необходимо использовать  планирование тематических дней и недель. В течение дня или недели закрепляем нравственный урок, через режимные моменты, разные виды деятельности, интеграцию образовательных областей.

 

5. Метод проектирования.

Также в работе по данной теме используется метод проектирования. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, что способствует качественному формированию духовно- нравственных чувств.

 

6. Взаимодействие с родителями.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, духовно-нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Согласно статье 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны воспитывать своих детей, при этом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Поэтому работа по формированию духовно - нравственных качеств через ознакомление с русской народной сказкой должна вестись в тесном контакте с родителями.

Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Нравственные качества которые развиваются при ознакомлении детей в русской народной сказкой:

  • Ответственность

(Гуси-лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Снегурочка )

  • Патриотизм

(Илья Муромец и Соловей-разбойник, Пера-богатырь, Никита Кожемяка)

  • Гуманизм

(Царевна-лягушка, Петушок и бобовое зернышко, Крошечка - Хаврошечка)

  • Уважительное отношение к старшим

(Колобок, Красная шапочка, Морозко)

  • Бережное отношение к животным и растениям

(Крошечка - Хаврошечка, По щучьему велению, Сказка о рыбаке и рыбке)

  • Дисциплинированность и культура поведения

(Гуси-лебеди, Морозко,  Заюшкина избушка, Заяц Хваста, Лиса и Журавль, Волк и семеро козлят)

  • Чувство коллективизма

(Три поросенка, Репка, Теремок, Рукавичка, Зимовье     зверей,  Война грибов с ягодами)

 

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

  1. Сказка является одним из самых доступных и действенных средств для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
  2. У детей с помощью сказки можно воспитать: волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность.
  3. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно-нравственного мировоззрения дошкольников посредством ознакомления с народными сказками (выступление на педагогическом совете)»

Формирование духовно-нравственного мировоззрения дошкольников посредством ознакомления с народными сказками Выступление на педагогическом совете   воспитатель  Минаева Н.А.

Формирование

духовно-нравственного мировоззрения дошкольников посредством ознакомления с народными сказками

Выступление на педагогическом совете воспитатель Минаева Н.А.

- Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»   - ФГОС ДО В Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования духовно-нравственное развитие , воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом

- Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - ФГОС ДО

  • В Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования духовно-нравственное развитие , воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".
  • Вопрос  духовно-нравственного воспитания детей  является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И поэтому основной задачей образования является  формирование духовно-нравственной личности .
  • Одним из таких средств является  сказка .
 Сказка  входит в жизнь  ребенка с самого раннего  возраста, сопровождает его на  протяжении всего дошкольного  детства и остается с ним на всю жизнь.   Со сказки начинается его знакомство с  миром литературы, с миром  человеческих взаимоотношений  и со всем окружающим  миром в целом.

Сказка

входит в жизнь

ребенка с самого раннего

возраста, сопровождает его на

протяжении всего дошкольного

детства и остается с ним на всю жизнь.

Со сказки начинается его знакомство с

миром литературы, с миром

человеческих взаимоотношений

и со всем окружающим

миром в целом.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста  Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется  (основывается) на уважении к  своим предкам

Сказка – средство эмоционально-волевого развития, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется

(основывается) на уважении к

своим предкам

В счастливом детстве каждого из нас  Среди игрушек и забав несмелых,  Всегда есть место слышанной не раз,  Внимательно, а часто между делом,  Такой понятной и такой родной,  Как мама доброй, и, конечно светлой,  Вносящей в душу  радость и покой,  Дающей на любой вопрос ответы  Частичку сердца прочно заняла,  И, вырастая, вспоминаем с лаской,  Вручая вновь ребенка до утра  Волшебнице, что называем Сказкой Нет жизни без любви, любви — без ласки,  И детства нет, когда оно — без сказки

В счастливом детстве каждого из нас Среди игрушек и забав несмелых, Всегда есть место слышанной не раз, Внимательно, а часто между делом, Такой понятной и такой родной, Как мама доброй, и, конечно светлой, Вносящей в душу  радость и покой, Дающей на любой вопрос ответы Частичку сердца прочно заняла, И, вырастая, вспоминаем с лаской, Вручая вновь ребенка до утра Волшебнице, что называем Сказкой

Нет жизни без любви, любви — без ласки, И детства нет, когда оно — без сказки

Д уховно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе сказки во всех формах ее проявления:  художественной  творческой,  бытовой.  религиозной,  идеологической,  научной, Восприятие сказки дошкольником становится специфической деятельностью ребёнка и является механизмом идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов.

Д уховно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе сказки во всех формах ее проявления:

  • художественной
  • творческой,
  • бытовой.
  • религиозной,
  • идеологической,
  • научной,

Восприятие сказки дошкольником становится специфической деятельностью ребёнка и является механизмом идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов.

Система работы со сказкой Правиль ный отбор сказок Традиционные формы и методы Взаимодействие с родителями Метод проектирования  Тематические дни и недели Нетрадиционные методы и формы  духовно-нравственные качества

Система работы со сказкой

Правиль ный отбор сказок

Традиционные формы и методы

Взаимодействие с родителями

Метод проектирования

Тематические дни и недели

Нетрадиционные методы и формы

духовно-нравственные качества

Правильный отбор сказок . Заключается в подборке методической литературы, иллюстрированных книг с  русскими народными сказками, которые обеспечивают мотивацию на овладение  духовно-нравственных основ личности и обеспечивающих представление о нравственных поступках, в подборке иллюстраций и репродукций по сюжетам  русских народных сказок . Обогащение предметно-развивающей среды: разными видами театра, дидактическими и настольно-печатными  играми по теме; реквизитами для разыгрывания  сценок и спектаклей, элементами костюмов  героев  сказок .
  • Правильный отбор сказок .
  • Заключается в подборке методической литературы, иллюстрированных книг с  русскими народными сказками, которые обеспечивают мотивацию на овладение  духовно-нравственных основ личности и обеспечивающих представление о нравственных поступках, в подборке иллюстраций и репродукций по сюжетам  русских народных сказок .
  • Обогащение предметно-развивающей среды: разными видами театра, дидактическими и настольно-печатными

играми по теме; реквизитами для разыгрывания

сценок и спектаклей, элементами костюмов

героев  сказок .

2. Традиционные формы и методы . Прежде всего - это традиционные методы и приёмы: чтение воспитателя,  рассказывание , беседы,  пересказ , драматизация  сказки , просмотр иллюстраций.  Дидактические игры: они не только способствуют развитию речи  детей , обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Традиционные формы и методы .

  • Прежде всего - это традиционные методы и приёмы: чтение воспитателя,  рассказывание , беседы,  пересказ , драматизация  сказки , просмотр иллюстраций.

  • Дидактические игры: они не только способствуют развитию речи  детей , обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
3. Нетрадиционные методы и  формы .  Нетрадиционно - это значит научить  детей оригинально , непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки,  вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один  и т.д. Также помочь ребёнку уяснить, что в  сказке или в герое хорошо , а  что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.  Развивается мышление и воображение.  Воображение очень полезно и важно для дошкольника : оно делает его  жизнь индивидуально-творческой, неповторимой,  нестандартной. Здесь  предлагается детям  впервые отойти от привычных стереотипов и  изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.

3. Нетрадиционные методы и  формы

Нетрадиционно - это значит научить  детей оригинально ,

непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Также помочь ребёнку уяснить, что в  сказке или в герое хорошо , а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро

восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Развивается мышление и воображение.

Воображение очень полезно и важно для дошкольника : оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой,

нестандартной. Здесь предлагается детям

впервые отойти от привычных стереотипов и

изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.

4. Тематические дни и недели . Для расширения систематизации знаний о  духовно-нравственных качеств , используется планирование тематических дней и недель. В течение дня или недели закрепляем нравственный урок, через режимные моменты, разные виды деятельности, интеграцию образовательных областей.

4. Тематические дни и недели .

Для расширения систематизации знаний о  духовно-нравственных качеств , используется планирование тематических дней и недель. В течение дня или недели закрепляем нравственный урок, через режимные моменты, разные виды деятельности, интеграцию образовательных областей.

5. Метод проектирования.  Также в работе по данной теме использунтся метод проектирования. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает  возможности для  формирования  собственного жизненного опыта   общения с окружающим миром; реализует принцип   сотрудничества  детей и взрослых , что      способствует  качественному формированию     духовно- нравственных чувств .

5. Метод проектирования.

Также в работе по данной теме использунтся метод проектирования. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для  формирования  собственного жизненного опыта

общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества  детей и взрослых , что способствует  качественному формированию духовно- нравственных чувств .

6. Взаимодействие с родителями.  В статье 18 Закона РФ  «Об образовании»   говорится : «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,  духовно-нравственного  и интеллектуального развития личности ребенка в раннем  возрасте ». Согласно статье 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны воспитывать своих  детей , при этом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих  детей .  Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом,  духовном  и нравственном развитии своих  детей .  Поэтому работа по  формированию духовно-  нравственных качеств у детей старшего  дошкольного возраста посредством  русской народной сказки    должна вестись в тесном контакте с   родителями.

6. Взаимодействие с родителями.

В статье 18 Закона РФ  «Об образовании»   говорится : «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,  духовно-нравственного  и интеллектуального развития личности ребенка в раннем  возрасте ».

Согласно статье 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны воспитывать своих  детей , при этом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих  детей . Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, 

духовном  и нравственном развитии своих  детей .

Поэтому работа по  формированию духовно-

нравственных качеств у детей старшего

дошкольного возраста посредством

русской народной сказки  

должна вестись в тесном контакте с

родителями.

Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите Нравственные качества: Ответственность (Гуси-лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Снегурочка ) Патриотизм (Илья Муромец и Соловей-разбойник, Пера-богатырь, Никита Кожемяка) Гуманизм (Царевна-лягушка, Петушок и бобовое зернышко, Крошечка - Хаврошечка)

Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите

Нравственные качества:

  • Ответственность

(Гуси-лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Снегурочка )

  • Патриотизм

(Илья Муромец и Соловей-разбойник, Пера-богатырь, Никита Кожемяка)

  • Гуманизм

(Царевна-лягушка, Петушок и бобовое зернышко, Крошечка - Хаврошечка)

Уважительное отношение к старшим  (Колобок, Красная шапочка, Морозко) Бережное отношение к животным и растениям  (Крошечка - Хаврошечка, По щучьему велению, Сказка о рыбаке и рыбке) Дисциплинированность и культура поведения (Гуси-лебеди, Морозко, Заюшкина избушка, Заяц Хваста, Лиса и Журавль, Волк и семеро козлят) Чувство коллективизма Чувство коллективизма Чувство коллективизма  (Три поросенка, Репка, Теремок,  Рукавичка, Зимовье  зверей,   Война грибов с ягодами)
  • Уважительное отношение к старшим

(Колобок, Красная шапочка, Морозко)

  • Бережное отношение к животным и растениям

(Крошечка - Хаврошечка, По щучьему велению, Сказка о рыбаке и рыбке)

  • Дисциплинированность и культура поведения

(Гуси-лебеди, Морозко, Заюшкина избушка, Заяц Хваста, Лиса и Журавль, Волк и семеро козлят)

  • Чувство коллективизма
  • Чувство коллективизма
  • Чувство коллективизма

(Три поросенка, Репка, Теремок,

Рукавичка, Зимовье зверей,

Война грибов с ягодами)

Подводя итог можно сделать следующие выводы:  1. Сказка является одним из самых доступных и действенных средств для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.  2. У детей с помощью сказки можно воспитать: волю, веру в себя, смелость,  трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность,  доброту и честность. 3. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и    сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение   к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через   нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке   поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого,   повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь,   посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

1. Сказка является одним из самых доступных и действенных средств для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.

2. У детей с помощью сказки можно воспитать: волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность.

3. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!