Формирование
духовно-нравственного мировоззрения дошкольников посредством ознакомления с народными сказками
Выступление на педагогическом совете воспитатель Минаева Н.А.
- Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - ФГОС ДО
- В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования духовно-нравственное развитие , воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".
- Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И поэтому основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности .
- Одним из таких средств является сказка .
Сказка
входит в жизнь
ребенка с самого раннего
возраста, сопровождает его на
протяжении всего дошкольного
детства и остается с ним на всю жизнь.
Со сказки начинается его знакомство с
миром литературы, с миром
человеческих взаимоотношений
и со всем окружающим
миром в целом.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется
(основывается) на уважении к
своим предкам
В счастливом детстве каждого из нас Среди игрушек и забав несмелых, Всегда есть место слышанной не раз, Внимательно, а часто между делом, Такой понятной и такой родной, Как мама доброй, и, конечно светлой, Вносящей в душу радость и покой, Дающей на любой вопрос ответы Частичку сердца прочно заняла, И, вырастая, вспоминаем с лаской, Вручая вновь ребенка до утра Волшебнице, что называем Сказкой
Нет жизни без любви, любви — без ласки, И детства нет, когда оно — без сказки
Д уховно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе сказки во всех формах ее проявления:
- художественной
- творческой,
- бытовой.
- религиозной,
- идеологической,
- научной,
Восприятие сказки дошкольником становится специфической деятельностью ребёнка и является механизмом идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов.
Система работы со сказкой
Правиль ный отбор сказок
Традиционные формы и методы
Взаимодействие с родителями
Метод проектирования
Тематические дни и недели
Нетрадиционные методы и формы
духовно-нравственные качества
- Правильный отбор сказок .
- Заключается в подборке методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, которые обеспечивают мотивацию на овладение духовно-нравственных основ личности и обеспечивающих представление о нравственных поступках, в подборке иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок .
- Обогащение предметно-развивающей среды: разными видами театра, дидактическими и настольно-печатными
играми по теме; реквизитами для разыгрывания
сценок и спектаклей, элементами костюмов
героев сказок .
2. Традиционные формы и методы .
- Прежде всего - это традиционные методы и приёмы: чтение воспитателя, рассказывание , беседы, пересказ , драматизация сказки , просмотр иллюстраций.
- Дидактические игры: они не только способствуют развитию речи детей , обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
3. Нетрадиционные методы и формы .
Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально ,
непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Также помочь ребёнку уяснить, что в сказке или в герое хорошо , а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро
восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.
Развивается мышление и воображение.
Воображение очень полезно и важно для дошкольника : оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой,
нестандартной. Здесь предлагается детям
впервые отойти от привычных стереотипов и
изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.
4. Тематические дни и недели .
Для расширения систематизации знаний о духовно-нравственных качеств , используется планирование тематических дней и недель. В течение дня или недели закрепляем нравственный урок, через режимные моменты, разные виды деятельности, интеграцию образовательных областей.
5. Метод проектирования.
Также в работе по данной теме использунтся метод проектирования. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта
общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых , что способствует качественному формированию духовно- нравственных чувств .
6. Взаимодействие с родителями.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится : «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, духовно-нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте ».
Согласно статье 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны воспитывать своих детей , при этом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей . Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом,
духовном и нравственном развитии своих детей .
Поэтому работа по формированию духовно-
нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста посредством
русской народной сказки
должна вестись в тесном контакте с
родителями.
Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите
Нравственные качества:
(Гуси-лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Снегурочка )
(Илья Муромец и Соловей-разбойник, Пера-богатырь, Никита Кожемяка)
(Царевна-лягушка, Петушок и бобовое зернышко, Крошечка - Хаврошечка)
- Уважительное отношение к старшим
(Колобок, Красная шапочка, Морозко)
- Бережное отношение к животным и растениям
(Крошечка - Хаврошечка, По щучьему велению, Сказка о рыбаке и рыбке)
- Дисциплинированность и культура поведения
(Гуси-лебеди, Морозко, Заюшкина избушка, Заяц Хваста, Лиса и Журавль, Волк и семеро козлят)
- Чувство коллективизма
- Чувство коллективизма
- Чувство коллективизма
(Три поросенка, Репка, Теремок,
Рукавичка, Зимовье зверей,
Война грибов с ягодами)
Подводя итог можно сделать следующие выводы:
1. Сказка является одним из самых доступных и действенных средств для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
2. У детей с помощью сказки можно воспитать: волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность.
3. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.
Спасибо за внимание