Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в 1 классе.
из опыта работы Соболевой А.Б.,
учителя начальных классов МБОУ «Яренская СШ»
Главным предметом в начальной школе является чтение. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение-это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он и в коллективе занимает заметное место, верит в свои силы.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Такой навык формируется на каждом из предметов, в том числе и на уроках литературного чтения.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению, письму, говорению и слушанию.
5 причин, по которым надо читать книги:
1) чтение содействует успешному освоению детьми грамотного письма;
2) успешность ребёнка в учёбе находится в прямой зависимости от его начитанности;
3) общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта;
4) читая книги, ребёнок обогащает словарный запас, развивает память, воображение;
5) ребёнок учится сопереживать, развивается эмоционально.
Согласно требованиям ФГОС, следует выделить следующие работы на уроках литературного чтения.
1 класс. Обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
2 класс. Обучение детей работать с текстом.
3 класс. Обучение находить информацию, давать оценку прочитанному.
4 класс. Обучение находить нужную информацию, понимать содержание, анализировать, размышлять, делать выводы и давать оценку прочитанному.
Этапы формирования читательской грамотности в 1 классе:
1) Постоянное повторение букв.
2) Работа со слогом.
3) Чтение слов.
4) Работа с предложением.
5) Работа с текстом
Главным предметом в начальной школе является чтение. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение-это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он и в коллективе занимает заметное место, верит в свои силы.
Назови лишнее слово :
а) чашка, ложка, кошка, тарелка
б) лиса, рыба, волк, рысь
в) лыжи, санки, коньки, велосипед.
Узнай сказку по опорным словам :
- метла, тыква, бал, часы, туфелька.
- шапочка, пирожки, волк, бабушка.
Основная задача , стоящая перед учителем на период первого года обучения ребёнка в школе, научить понимать содержание и смысл прочитанного , при этом читать в темпе, правильно, выразительно.