СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителям начальных классов в использовании различных упражнения по формированию функциональной грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения.»



Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения.



2020г.

Одной из главных задач начальной школы является формирование у младших школьников навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Хорошее овладение чтением – основа для дальнейшей успешной учебной деятельности и общего развития ребенка. Еще В.А. Сухомлинский говорил, что «если в начальной школе дети мало читают, у них складывается структура малодеятельного мозга». Дети, перешедшие в среднее звено с плохой техникой чтения не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, у него снижается эмоциональная отзывчивость, интерес к учебе.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Но помимо быстрого чтения, важна осознанность чтения, понимание прочитанного.

Анализ произведения предполагает собой его детальное рассмотрение с особой целью: осознать главную идею писателя, заметить, как эта идея преподносится в содержании произведения. Стؚруктурирование анализа стؚроится педагогом, для того, чтобы маленькому читателю было, что раскрывать. По-дؚругому беседа о смысле произведения не привлечет внимание, не заинтересует, а разбор станет скучным для читателя. 

В младшем школьном возрасте учащийся не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремится для себя логически объяснить читаемое; все, что собственно прочитывается, должно быть в обязательном порядке понятно ему.

Младший школьник уже с первых уроков встречается с авторскими и народными образами, которые вызывают у него различные чувства, эмоции. Ребенок реагирует на них добрым отношением, вопросами, обращенными к тексту, а значит, к самому автору. Когда учитель предлагает учащимся прочитать различные произведения, то он не должен забывать держать особый тон в разговоре с детьми: тон доверия, который поможет ему включить читателя в диалог по произведению.

Так как диалог идет поэтапно, то необходимо заинтересовывать младших школьников каждым этапом разбора произведения. Исследуя произведения, читатель проходит следующие этапы первичного анализа (или стадии учебной деятельности):

– этап предпонимания;

– этап анализа текста;

– этап интеؚрпретации смысла произведения.

На этапе предпонимания учитель «собирает» начальные читательские впечатления и мнения учащихся о внутреннем мире произведения; здесь ставятся вопросы, намечаются горизонты дальнейшей аналитической работы. Это как бы читательское «приключение», связанное с недоумениями, удивлением, загадками по поводу произведения, куда младшие школьники отправляются совместно с педагогом на поиски «сокровища» – смысла произведения.

На этапе анализа ученики совместно с учителем, который обладает инструментами анализа, превращаются в исследователей. С поддеؚржкой учителя младшие школьники отыскивают ответы на вопросы, поставленные ранее, «расшифровывают» загадки читательского понимания и непонимания, познают «чужой» язык автора.

Этап анализа помогает читателям проникнуть в глубь авторского образа:

– знакомит с героями, его чувствами, переживаниями;

– учит видеть, как построен текст, каков внутренний мир произведения;

– учит находить изобразительные средства, помогающие автору создать художественный образ;

– знакомит с главной авторской идеей, которую доносит до читателя.

На этапе интерпретации объединяются предпонимание младших школьников с результатами анализа.

Интерпретируя произведение, каждый читатель также имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли: освоении позиции автора. В такой позиции читатель становится первооткрывателем, который старается донести до других свою собственную идею, новую мысль, рожденную в диалоге с автором только что прочитанного произведения.

Главная задача современного учителя на уроках литературного чтения в начальной школе состоит в том, чтобы помочь каждому ученику научиться самостоятельно вступать в диалог с различными «голосами» произведений, при этом, фиксируя в сознании многообразие художественных принципов и форм изображения мира и человека.

Важно научить младших школьников видеть «сквозь строчки» авторских мыслей, слышать голос автора, чувствовать его неповторимый язык, улавливать особенности стиля. Все эти умения придут не сразу, а в процессе тщательной, глубочайшей работы с произведениями разных авторов.

Для формирования осознанности чтения использую различные упражнения, связанные с развитием речи (точные объяснения прочитанного, значения слов, подбор синонимов, антонимов), вопросы и задания, направленные на обобщение полученных знаний, на обучение различным видам пересказа.







Методические упражнения для формирования функциональной грамотности младших школьников

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Упражнение 2. «Чтение наоборот»

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 3. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Сделаем отметку, где остановились.

Немного отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Через минуту делаем засечку. Уже больше!

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще лучше!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 4. Таблицы Шульте.

Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения. Если угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.

И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 25, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 25 до 1.

Упражнение 5. Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, создает в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит "всплывание" привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок "зеркального" чтения.

Упражнение 6. «Концептуальная таблица» можно применить при сравнении героев какого-либо рассказа. В середине по вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение.




Герой

Линия сравнения

Герой


Характер



Речь



Поведение



Упражнение 7. «Драматизация».

Этот вид задания творческого характера является средством эстетического воспитания и развития детей.

Формы драматизации: чтение по ролям, кукольный театр, музыкальные инсценировки, пантомима, костюмированные представления.

Упражнение 8. «Составление синквейна». Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Первая строка: записывается одно слово – существительное. Это тема.

Вторая строка: два прилагательных, раскрывающих тему.

Третья строка: три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

Четвертая строка: фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.

Пятая строка: слово-синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.

Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.

Упражнение 9. Короткий пересказ.
Ученик должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.

Упражнение 10. Ответь на вопросы.
Учитель задает 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
Если ученик не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.

Упражнение 11. Нарисуй картинку.
Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из текста или стихотворения информации.

Упражнение 12. Предложите пофантазировать.

Придумать продолжение рассказа, что могло произойти с героями дальше.

Упражнение 13. Чтение текста с картинками и заданиями.

Простые тексты с картинками для чтения – это одна из методик по обучению школьников чтению. Каждый из рассказов дополнен цветными маленькими картинками, которые облегчают процесс чтения и делают его более интересным.

Упражнение 14. «Подбери синонимы». Заменить глаголы в тексте синонимами (словами близкими по смыслу) так, чтобы не нарушить смысл текста. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

Упражнение 15. Мнемотаблицы.

Это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать.

Упражнение 15. Формирование интонационной выразительности речи.

Проговаривать небольшие стихи, скороговорки с различной заданной интонаций (грустно, радостно, удивленно, вопросительно), читаем с поочередным ударением на каждое слово и т.д.).

Например:

1.СТЕША спешила рубашку шила,

Да поспешила - рукав не пришила.

2.Стеша СПЕШИЛА рубашку шила,

Да поспешила - рукав не пришила.

3.Стеша спешила РУБАШКУ шила,

Да поспешила - рукав не пришила?

4.Стеша спешила рубашку ШИЛА,

Да поспешила - рукав не пришила!

( ударение ставим на выделенные слова).

Прочитай текст, восстанавливая «поврежденные» слова

***

Из ле_ выш_ на берег ре_ медведи__ с дву_ медвеж__ . О_ схва__ од__ медвеж__ и стала окун__ его в ре_ . Медвеж__ визж_ и барах__ . Мать иску__ его. Дру_ медвеж__ испу__ холо__ во_ и побе__ в ле_. Медвед__ догн__ его, надава_ шлеп_ и иску__ .

Довол__ купани_ медведи уш_ в ча_ ле_.


1. Озаглавьте текст.

2. Кто вышел на берег реки из леса?

З. Как медведица купала первого медвежонка?

4. Почему побежал в лес другой медвежонок?


Чтение «наоборот». Читайте текст, не переворачивая книгу

1. Какое животное самое большое на свете?

2. Где могут жить киты?

З. Легко ли охотиться на китов

Упражнение «Подбери синонимы». Заменить глаголы в тексте синонимами (словами близкими по смыслу) так, чтобы не нарушить смысл текста. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.









Упражнение «Сочини продолжение рассказа».

  1. Катя с мамой пошли в лес за грибами. По дороге они встретили соседа дядю Колю, который возвращался со своей собакой Жулькой и с полной корзиной грибов. ……

  2. Мы с папой вчера ходили в зоопарк. Там мы увидели много красивых и удивительных животных……

  3. Наступила осень. Солнце стало появляться реже, все чаще с неба капает мелкий дождь. Деревья стоят почти голые……

  4. Однажды летом мы с братом гостили у бабушки в деревне. Перед сном мы всегда лежали в кровати и подолгу разговаривали. Как- то раз, лежа в постели и разговаривая, мы услышали по полу мелкие частые шаги, они были отчетливо слышны и мы с братом переглянулись….





Придумай название текста.

Кто жил на большой поляне?



Самостоятельно придумай вопросы по тексту.



















Список литературы

Бибко, Н.С. «Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки», // Начальная школа, № 12, 1991, с. 20;

Лутошкина, В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников. -Учебно-методическое пособие /2010

Матвеева, С.И. Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения / С.И. Матвеева // Начальная школа. - М., 2000. - №11.

Перминова, Л. М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования [Текст] : методич. пособие / Л. М. Перминова. – СПб. : СПб АППО, 2006. – 64 с.

Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова, Е.В. Бунеева // Начальная школа: плюс До и После. - 2012. №8. - С. 3-9.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!