СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетический разбор слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фонетический разбор слова»

Технологическая карта урока русского языка

в 3 классе

по теме «Фонетический анализ слова»

Дата: 17.09.2022 г.





Соколова Елена Геннадьевна

учитель начальных классов

МБОУ Конезаводская НШ





Фонетический анализ слова.

Педагогическая цель

Способствовать закреплению знаний об омонимах; содействовать развитию умения выполнять фонетический анализ слова по алгоритму

Тип урока

Повторение и систематизация знаний и способов действий

Планируемые результаты (предметные)

Производят фонетический анализ слова; контролируют свои действия, проверяют написанное

Личностные
результаты

Сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; вырабатывают адекватную позитивную самооценку; проявляют интерес к учебному материалу, освоению новых действий

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую: подробно пересказывают небольшие тексты; используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, строят рассуждения, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: оперируют монологической и диалогической формами речи; осуществляют отбор соответствующих языковых средств при сравнении отличительных признаков объектов; соблюдают орфографические нормы написания

Основное содержание

темы, понятия и термины

Деление слов на слоги. Различение согласных и гласных, звонких и глухих звуков



Сценарий урока


Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие обучающихся.

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова
учителя


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический.
Письмо

а о // ю ы // э е // е ё // а о //

Обращает внимание на правильное написание элементов букв

Туман, зонт, дождь, шарф, пруд

Выполняют письмо
по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение учителя

Формулирует учебную задачу

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем


IV. Повторение изученного материала.

1. Фонетика. Буквы. Звуки

Фронтальная. Словесный, наглядный.

Беседа, работа со схемой, таблицей; рассказ учителя

– Помните ли вы, что изучает фонетика?

– Что обозначает слово «фонетика»? (Образовано от греческого слова phone, что значит «звук».)

– Что во 2 классе мы изучили из этого
раздела?

Учитель пишет на доске ответы обучающихся.




– Что вы помните о количестве гласных звуков и букв? Посмотрите верный ответ, записанный на доске.

На доске записана схема (см. Приложение 1).

– Какими буквами может обозначаться [а]?

– Какими буквами могут обозначаться [о],
[и]?

– Какой звук имеет буква ы (э, у)?

– Какой вывод вы можете сделать о количестве гласных звуков и букв?

– Какой звук может передавать буква я?
([а], [й’а].)

– Что вы можете рассказать о согласных звуках? Чего больше в русском языке – согласных букв или согласных звуков? Подтвердите свои ответы, опираясь на таблицу в учебнике (ч. I, упр. 3).

– В языке всё имеет звуковое выражение. Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям, поэтому не случайно обучение в школе начинают с букв и звуков. Известно, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв – 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Об этом нам поведают сами звуки речи

Вступают в беседу.

– Звуковую сторону речи.



– Звуки речи, ударение, слог, гласные и согласные звуки, глухие и звонкие согласные, ударные и безударные гласные, письменное обозначение звуков речи.

Рассматривают схему,

отвечают на вопросы учителя.











Работают с учебником, отвечают на вопросы, используя таблицу.



Слушают рассказ учи-
теля

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



Используют знаково-символические средства (схема, таблица), извлекают из них информацию; осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; выполняют сравнение, делают выводы; высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Ориентируются
в учебнике; применяют таблицу для получения информации; воспринимают на слух речь учителя

Беседа

по вопросам, работа

со схемой
и таб-
лицей
(учебник ч. I, упр. 3)

2. Звуки
речи – «гости» урока


Фронтальная, коллективная. Словесный, творческий. Инсценировка, рассказ учителя, беседа

Презентация «Звуки речи» слайды 1-10

– Вы уже знаете, что письменная речь не может абсолютно точно копировать устную. Звуки мы слышим, а буквы пишем. В одних случаях между ними есть полное соответствие, а в других – полная неразбериха. На этом, к сожалению, сложные отношения звуков и букв не заканчиваются. Одна, например, буква «Б» трудится в поте лица и за себя, и за других, обозначая целых четыре звука. Кто покажет, как это происходит?

– Вы уже знаете, что звуки и буквы живут

в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков-букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова. Давайте рассмотрим, как это происходит


Инсценируют стихотворение В. Волиной «Звуки речи».





– Это подтверждают
следующие примеры:
буря [б], битва [б’],
хлеб [п], дробь [п’]

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; вступают в коллективное сотрудничество; овладевают основами смыслового чтения поэтического текста; выделяют существенную информацию из текстов разных видов; преобразовывают объект (творчески представляют); осуществляют классификацию объектов (объединяют в группы по существенному признаку); в коммуникации строят понятные для окружающих высказывания; воспри-нимают на слух речь учителя

Инсценировка стихотворения, беседа

по вопросам

3. Сравнение буквенной записи слов с записью слов

с помощью транскрипции

Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Беседа

На доске написано слово поля.

– Один ученик утверждает, что в этом слове все гласные звуки одинаковые. Как же так? Ведь здесь нет одинаковых букв. Как вы думаете? Приведите примеры слов, где один и тот же звук обозначен разными буквами.

На доске записаны слова так, как они звучат в речи, с помощью транскрипции:

[атхо́т], [атгада́т’], [патшути́т’].

– Не правда ли, лучше не писать так, как слышится? Произнесите слова так, как правильно вы бы их записали

Отвечают на вопросы.




Приводят примеры:

– Мяла, пряла.



Работают с транскрипцией.


– Отход, отгадать, подшутить



Принимают и сохраняют учебную задачу данного этапа урока; выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме; осуществляют анализ, делают выводы; формулируют собственное мнение и позицию; прислу-шиваются к мнению других

Беседа

по вопросам

4. Артикуляционная гимнастика

Индивидуальная. Словесный.

Скороговорка

– Произнесите 5–7 раз скороговорку:

Архúп осúп, а Óсип охрúп

Произносят скороговорку

Выполняют учебную задачу

Скороговорка

Физкульт-минутка

Коллективная. Практический

Ванька, встань-ка!

Ванька, встань-ка!

Приседай-ка, приседай-ка!

Будь послушен, ишь какой!

Нам не справиться с тобой

Выполняют движения

по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний

и способов действий.

Тренировочные упражнения по выполне-нию фонети-ческого разбора слов

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, упражнение

– Прочитайте стихотворение из упражнения 1 (учебник).

– Что вы можете сказать о выделенных
словах?

– Произведите фонетический разбор любого выделенного слова, рассуждая по алгоритму (учебник).

Образец: Замкá, зам-кá, [замкá].

з – [з] – согласный, звонкий, парный ([с]), твер-дый;

а – [а] – гласный, безударный;

м – [м] – согласный, звонкий, твердый, непарный;

к – [к] – согласный, глухой, парный ([г]), твердый;

а́ – [á] – гласный, ударный.

_________________________________

5 букв, 5 звуков

Трое учеников на доске,

а остальные в тетрадях выполняют задание с доказательством

Осуществляют анализ, сравнение, классификацию слов; адекватно воспринимают оценку учителя






Упражнение

2. Работа
в учебнике
(упражне-
ние 4)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, проблемный.

Комментирование, упражнение

Задание: запишите транскрипцию двух пар слов.

Лес – [л’эс] – лез – [л’эс];

грусть – [грýс’т’] – груздь – [грýс’т’].

– Почему у пар слов одинаковые транскрипции?

(Правописание согласных в корне слова; эту орфограмму надо проверять.)

Выполняют упражнение

с комментированием

Осуществляют анализ слов; устанавливают причинно-следственные связи

Упражнение

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Что изучает фонетика?

– Почему нужно изучать фонетику?

– Что мы повторили сегодня на уроке?

– Сколько гласных звуков и букв в русском языке?

– Сколько согласных звуков и букв в русском языке? Чего больше – согласных звуков или согласных букв?

– О чём хотели бы узнать подробнее?

– Оцените свою деятельность на уроке

Отвечают на вопросы учителя

Воспроизводят по памяти информацию; оценивают уровень владения тем или иным учебным действием; открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа

по вопросам. Саморегуляция

VII. Домашнее задание.

Упражнение

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

– Закончить упражнение 4 в учебнике.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Упражнение



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!