I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие обучающихся. Звенит звонок, зовёт звонок, Пора нам начинать урок. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | а о // ю ы // э е // е ё // а о // Обращает внимание на правильное написание элементов букв Туман, зонт, дождь, шарф, пруд | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Формулирует учебную задачу | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
IV. Повторение изученного материала. 1. Фонетика. Буквы. Звуки | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа со схемой, таблицей; рассказ учителя | – Помните ли вы, что изучает фонетика? – Что обозначает слово «фонетика»? (Образовано от греческого слова phone, что значит «звук».) – Что во 2 классе мы изучили из этого раздела? Учитель пишет на доске ответы обучающихся. – Что вы помните о количестве гласных звуков и букв? Посмотрите верный ответ, записанный на доске. На доске записана схема (см. Приложение 1). – Какими буквами может обозначаться [а]? – Какими буквами могут обозначаться [о], [и]? – Какой звук имеет буква ы (э, у)? – Какой вывод вы можете сделать о количестве гласных звуков и букв? – Какой звук может передавать буква я? ([а], [й’а].) – Что вы можете рассказать о согласных звуках? Чего больше в русском языке – согласных букв или согласных звуков? Подтвердите свои ответы, опираясь на таблицу в учебнике (ч. I, упр. 3). – В языке всё имеет звуковое выражение. Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям, поэтому не случайно обучение в школе начинают с букв и звуков. Известно, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв – 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Об этом нам поведают сами звуки речи | Вступают в беседу. – Звуковую сторону речи. – Звуки речи, ударение, слог, гласные и согласные звуки, глухие и звонкие согласные, ударные и безударные гласные, письменное обозначение звуков речи. Рассматривают схему, отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником, отвечают на вопросы, используя таблицу. Слушают рассказ учи- теля | Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Используют знаково-символические средства (схема, таблица), извлекают из них информацию; осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; выполняют сравнение, делают выводы; высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. Ориентируются в учебнике; применяют таблицу для получения информации; воспринимают на слух речь учителя | Беседа по вопросам, работа со схемой и таб- лицей (учебник ч. I, упр. 3) |
2. Звуки речи – «гости» урока | Фронтальная, коллективная. Словесный, творческий. Инсценировка, рассказ учителя, беседа | Презентация «Звуки речи» слайды 1-10 – Вы уже знаете, что письменная речь не может абсолютно точно копировать устную. Звуки мы слышим, а буквы пишем. В одних случаях между ними есть полное соответствие, а в других – полная неразбериха. На этом, к сожалению, сложные отношения звуков и букв не заканчиваются. Одна, например, буква «Б» трудится в поте лица и за себя, и за других, обозначая целых четыре звука. Кто покажет, как это происходит? – Вы уже знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков-букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова. Давайте рассмотрим, как это происходит | Инсценируют стихотворение В. Волиной «Звуки речи». – Это подтверждают следующие примеры: буря [б], битва [б’], хлеб [п], дробь [п’] | Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; вступают в коллективное сотрудничество; овладевают основами смыслового чтения поэтического текста; выделяют существенную информацию из текстов разных видов; преобразовывают объект (творчески представляют); осуществляют классификацию объектов (объединяют в группы по существенному признаку); в коммуникации строят понятные для окружающих высказывания; воспри-нимают на слух речь учителя | Инсценировка стихотворения, беседа по вопросам |
3. Сравнение буквенной записи слов с записью слов с помощью транскрипции | Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Беседа | На доске написано слово поля. – Один ученик утверждает, что в этом слове все гласные звуки одинаковые. Как же так? Ведь здесь нет одинаковых букв. Как вы думаете? Приведите примеры слов, где один и тот же звук обозначен разными буквами. На доске записаны слова так, как они звучат в речи, с помощью транскрипции: [атхо́т], [атгада́т’], [патшути́т’]. – Не правда ли, лучше не писать так, как слышится? Произнесите слова так, как правильно вы бы их записали | Отвечают на вопросы. Приводят примеры: – Мяла, пряла. Работают с транскрипцией. – Отход, отгадать, подшутить | Принимают и сохраняют учебную задачу данного этапа урока; выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме; осуществляют анализ, делают выводы; формулируют собственное мнение и позицию; прислу-шиваются к мнению других | Беседа по вопросам |
4. Артикуляционная гимнастика | Индивидуальная. Словесный. Скороговорка | – Произнесите 5–7 раз скороговорку: Архúп осúп, а Óсип охрúп | Произносят скороговорку | Выполняют учебную задачу | Скороговорка |
Физкульт-минутка | Коллективная. Практический | Ванька, встань-ка! Ванька, встань-ка! Приседай-ка, приседай-ка! Будь послушен, ишь какой! Нам не справиться с тобой | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. Тренировочные упражнения по выполне-нию фонети-ческого разбора слов | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, упражнение | – Прочитайте стихотворение из упражнения 1 (учебник). – Что вы можете сказать о выделенных словах? – Произведите фонетический разбор любого выделенного слова, рассуждая по алгоритму (учебник). Образец: Замкá, зам-кá, [замкá]. з – [з] – согласный, звонкий, парный ([с]), твер-дый; а – [а] – гласный, безударный; м – [м] – согласный, звонкий, твердый, непарный; к – [к] – согласный, глухой, парный ([г]), твердый; а́ – [á] – гласный, ударный. _________________________________ 5 букв, 5 звуков | Трое учеников на доске, а остальные в тетрадях выполняют задание с доказательством | Осуществляют анализ, сравнение, классификацию слов; адекватно воспринимают оценку учителя | Упражнение |
2. Работа в учебнике (упражне- ние 4) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический, проблемный. Комментирование, упражнение | Задание: запишите транскрипцию двух пар слов. Лес – [л’эс] – лез – [л’эс]; грусть – [грýс’т’] – груздь – [грýс’т’]. – Почему у пар слов одинаковые транскрипции? (Правописание согласных в корне слова; эту орфограмму надо проверять.) | Выполняют упражнение с комментированием | Осуществляют анализ слов; устанавливают причинно-следственные связи | Упражнение |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что изучает фонетика? – Почему нужно изучать фонетику? – Что мы повторили сегодня на уроке? – Сколько гласных звуков и букв в русском языке? – Сколько согласных звуков и букв в русском языке? Чего больше – согласных звуков или согласных букв? – О чём хотели бы узнать подробнее? – Оцените свою деятельность на уроке | Отвечают на вопросы учителя | Воспроизводят по памяти информацию; оценивают уровень владения тем или иным учебным действием; открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
VII. Домашнее задание. Упражнение | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | – Закончить упражнение 4 в учебнике. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Упражнение |