СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №3. Понятие системы языка. Единицы языковой системы. Фонетика, графика. Фонетический разбор слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся имеют представление о предмете изучения фонетики, понятии «фонема», об особенностях фонетических процессов русского языка, основах транскрибирования; умеют определять смыслоразличительные звуки в словах, количество букв и звуков в словах, различают фонетические процессы в словах и предложениях, производят фонетический разбор слова, дают характеристику звукам.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №3»

8 класс

Урок №3

Понятие системы языка. Единицы языковой системы. Фонетика, графика. Фонетический разбор слова.

Цели:


  1. расширить знания учащихся о системном устройстве языка, взаимосвязи его уровней и единиц; систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные при изучении раздела «Фонетика» в предыдущих классах;

  2. совершенствовать учебно-языковые умения и навыки;

  3. воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся имеют представление о предмете изучения фонетики, понятии «фонема», об особенностях фонетических процессов русского языка, основах транскрибирования; умеют определять смыслоразличительные звуки в словах, количество букв и звуков в словах, различают фонетические процессы в словах и предложениях, производят фонетический разбор слова, дают характеристику звукам.

Оборудование:

учебник, РМ.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап. Введение в тему.

  1. Приветствие.

  2. Чтение притчи «ЯЗЫК И МЫСЛЬ»

Жили в старину три брата. Однажды они долго охотились в лесу и не заметили, что перешли границу своей земли. Их захватил в плен волшебник. Он сказал: «Вы убили моих зверей и за это должны поплатиться. В наказание вас постигнет несчастье». И он предложил каждому из братьев самому определить свое несчастье на выбор: лишиться зрения, слуха или дара речи. Несчастье должно продолжаться до тех пор, пока человек не отыщет дорогу домой. Делать нечего, братья стали выбирать. Старший решил стать слепым, средний – глухим, а младший – немым. Их развели в разные стороны, и каждый побрел своим путем.

Первым вернулся домой слепой и сразу прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и стал слышать. А тот, кто потерял способность говорить и понимать, совсем не вернулся.



Объясняют мораль притчи

  1. Актуализация изученного материала


  1. Упражнение на соотнесение.

Лексикология

Происхождение слов.

Фразеология

Правила постановки знаков препинания

Орфография

Нормы произношений

Синтаксис

Словари русского языка.

Этимология

Устойчивые сочетания слов

Лексикография

Словосочетание, предложение, текст

Морфология

Единообразное написание слов

Фонетика

Слово как часть речи.

Орфоэпия

Словарный состав языка

Пунктуация

Свойства звуков.


  1. Беседа.

- В каком порядке, по-вашему, следует изучать разделы науки о языке? Каким из них надо уделить наибольшее внимание? К какому результату это должно привести?

  1. «Незаконченное предложение».

  • Фонетика изучает …

  • Термин «фонетика» обозначает …

  • Звук - это …

  • Буква - это …

  • Фонема - это …



Работа в парах.

Соотносят раздел науки о языке и предмет его изучения, определяют последовательность изучения разделов, аргументируют свою точку зрения.















Вспоминают определения

  1. Практикум по фонетике.

  1. Укажите смыслоразличительный звук в парах слов. В каких парах звуки совпадают полностью? Продолжите данный ряд.

Ложка - кошка, тряпка - тяпка, плод - плот, дама - дома, гриб - грипп, цвет - свет, сбить - сбит, елка - полка, банка - банька.



  1. Выпиши слова, в которых буквы не соответствуют звукам.

Просьба, вагон, сдавать, отблеск, рыбка, мель, норка, сад, зубки, мороз, пруды, вал, ложка, сбросить, отцепить, кости, сжечь, степи, лоск, крик, зонт, зонд, лесть.

- Какие фонетические процессы происходят в этих словах? Приведи свои примеры на каждый из этих процессов.




  1. Замените слова и сочетания слов одним существительным с шипящим на конце.

Мелкие деньги - , неправда - , глухое место - , злаковое растение - , мелкий грызун - , лысина -, охранник -.

- Определите, какую роль выполняет Ь в данных словах.


  1. Вставьте пропущенные буквы. Как проверить данные слова?

Об...жать вокруг дома. Об...жать друга. Ч...стота пульса. В доме ч...стота. Посв...тить фонарем. Посв...тить себя служению Родине. Флаг разе... вался. Народ разв...вался. Пол... скать белье. Пол... скать собаку.


  1. Распределите на три столбика слова, в которых:

А) буквы и звуки совпадают.

Б) букв больше, чем звуков;

В) букв меньше, чем звуков. -

Ель, ясень, пение, счастье, проезд, тюль, тюльпан, тополь, прием, сосна, рябина, кинжал, горение, огонь, мягкость, грустный, колье, повод, язык, ежик, мальва.

Продолжите данные ряды своими примерами.


  1. * Занимательная фонетика.

-Прочитайте данные слова в фонетической транскрипции в обратном порядке. Какие слова получились?

Ель, ноль, кот, люк, раж, шик, тай, рай

- Какие фонетические процессы отразились в данных словах? Приведите подобные примеры самостоятельно.


Указывают графически смыслоразличительные звуки в парах слов. Определяют пары, совпадающие по звуковому составу, называют причины их совпадения.

Учащиеся группы А – дополняют своими примерами данный ряд.

Вспоминают о фонетических процессах: озвончение и оглушение. Выписывают слова, в которых буквы не соответствуют звукам, в два столбика, делают графические обозначения(возможна работа в паре)

Озвончение

Оглушение



Учащиеся группы А – дополняют столбики своими примерами.

Производят синонимическую замену, вспоминают о правописании Ь на конце слов после шипящих

Определяют функцию Ь – показатель грамматической формы (существительное 2 или 3 склонения)

Записывают словосочетания, подбирают проверочные слова. Выясняют, в чем опасность данных слов с точки зрения орфографии, какую роль играет фонетика в таких случаях.


Распределяют слова в 3 столбика.

Учащиеся группы А – дополняют столбики своими примерами.







Учащиеся выполняют фонетическую транскрипцию данных слов, определяют графическое написание полученных слов

Учащиеся группы А – приводят свои примеры

  1. Подведение итогов урока.

Выполнение интерактивного упражнения «Аукцион знаний». Кто больше вспомнит и назовёт терминов (и их характеристики), изучающихся в разделе «Фонетика»?

Работа в группах – называют термины, относящиеся к разделу «Фонетика»

Домашнее задание

Упражнение 12, выполнить фонетический разбор указанных слов.

*Составьте мини-текст из слов, в которых не совпадает количество звуков и букв.




Просмотр содержимого документа
«РМ»

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ


Упражнение на соотнесение.

Лексикология

Происхождение слов.

Фразеология

Правила постановки знаков препинания

Орфография

Нормы произношений

Синтаксис

Словари русского языка.

Этимология

Устойчивые сочетания слов

Лексикография

Словосочетание, предложение, текст

Морфология

Единообразное написание слов

Фонетика

Слово как часть речи.

Орфоэпия

Словарный состав языка

Пунктуация

Свойства звуков.


  1. Укажите смыслоразличительный звук в парах слов. В каких парах звуки совпадают полностью? Продолжите данный ряд.

Ложка - кошка, тряпка - тяпка, плод - плот, дама - дома, гриб - грипп, цвет - свет, сбить - сбит, елка - полка, банка - банька.


  1. Выпиши слова, в которых буквы не соответствуют звукам.

Просьба, вагон, сдавать, отблеск, рыбка, мель, норка, сад, зубки, мороз, пруды, вал, ложка, сбросить, отцепить, кости, сжечь, степи, лоск, крик, зонт, зонд, лесть.

- Какие фонетические процессы происходят в этих словах? Приведи свои примеры на каждый из этих процессов.


  1. Замените слова и сочетания слов одним существительным с шипящим на конце.

Мелкие деньги- , неправда- , глухое место- , злаковое растение- , мелкий грызун- , лысина-, охранник-

- Определите, какую роль выполняет Ь в данных словах.


  1. Вставьте пропущенные буквы. Как проверить данные слова?

Об...жать вокруг дома. Об...жать друга. Ч...стота пульса. В доме ч...стота. Посв...тить фонарем. Посв...тить себя служению Родине. Флаг разе... вался. Народ разв...вался. Пол... скать белье. Пол... скать собаку.


  1. Распределите на три столбика слова, в которых:

А) буквы и звуки совпадают.

Б) букв больше, чем звуков;

В) букв меньше, чем звуков. -

Ель, ясень, пение, счастье, проезд, тюль, тюльпан, тополь, прием, сосна, рябина, кинжал, горение, огонь, мягкость, грустный, колье, повод, язык, ежик, мальва.

Продолжите данные ряды своими примерами.


  1. * Занимательная фонетика.

-Прочитайте данные слова в фонетической транскрипции в обратном порядке. Какие слова получились?

Ель, ноль, кот, люк, раж, шик, тай, рай

- Какие фонетические процессы отразились в данных словах? Приведите подобные примеры самостоятельно.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!