Практикум по фонетике. | Укажите смыслоразличительный звук в парах слов. В каких парах звуки совпадают полностью? Продолжите данный ряд. Ложка - кошка, тряпка - тяпка, плод - плот, дама - дома, гриб - грипп, цвет - свет, сбить - сбит, елка - полка, банка - банька. Выпиши слова, в которых буквы не соответствуют звукам. Просьба, вагон, сдавать, отблеск, рыбка, мель, норка, сад, зубки, мороз, пруды, вал, ложка, сбросить, отцепить, кости, сжечь, степи, лоск, крик, зонт, зонд, лесть. - Какие фонетические процессы происходят в этих словах? Приведи свои примеры на каждый из этих процессов. Замените слова и сочетания слов одним существительным с шипящим на конце. Мелкие деньги - , неправда - , глухое место - , злаковое растение - , мелкий грызун - , лысина -, охранник -. - Определите, какую роль выполняет Ь в данных словах. Вставьте пропущенные буквы. Как проверить данные слова? Об...жать вокруг дома. Об...жать друга. Ч...стота пульса. В доме ч...стота. Посв...тить фонарем. Посв...тить себя служению Родине. Флаг разе... вался. Народ разв...вался. Пол... скать белье. Пол... скать собаку. Распределите на три столбика слова, в которых: А) буквы и звуки совпадают. Б) букв больше, чем звуков; В) букв меньше, чем звуков. - Ель, ясень, пение, счастье, проезд, тюль, тюльпан, тополь, прием, сосна, рябина, кинжал, горение, огонь, мягкость, грустный, колье, повод, язык, ежик, мальва. Продолжите данные ряды своими примерами. * Занимательная фонетика. -Прочитайте данные слова в фонетической транскрипции в обратном порядке. Какие слова получились? Ель, ноль, кот, люк, раж, шик, тай, рай - Какие фонетические процессы отразились в данных словах? Приведите подобные примеры самостоятельно. | Указывают графически смыслоразличительные звуки в парах слов. Определяют пары, совпадающие по звуковому составу, называют причины их совпадения. Учащиеся группы А – дополняют своими примерами данный ряд. Вспоминают о фонетических процессах: озвончение и оглушение. Выписывают слова, в которых буквы не соответствуют звукам, в два столбика, делают графические обозначения(возможна работа в паре) Учащиеся группы А – дополняют столбики своими примерами. Производят синонимическую замену, вспоминают о правописании Ь на конце слов после шипящих Определяют функцию Ь – показатель грамматической формы (существительное 2 или 3 склонения) Записывают словосочетания, подбирают проверочные слова. Выясняют, в чем опасность данных слов с точки зрения орфографии, какую роль играет фонетика в таких случаях. Распределяют слова в 3 столбика. Учащиеся группы А – дополняют столбики своими примерами. Учащиеся выполняют фонетическую транскрипцию данных слов, определяют графическое написание полученных слов Учащиеся группы А – приводят свои примеры |